"Типы химических реакций на примере свойств воды" урок химии в 8 классе
"Типы химических реакций на примере свойств воды" урок химии в 8 классе
Урок химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций на примере свойств воды". Изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так же закрепить знания и умения учащихся по составлению уравнений химических реакций и определению типов химических реакций.На уроке проводятся различные виды работ: анализ текста, составление кластера, проведение опятов, связанных со свойствами воды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Типы химических реакций на примере свойств воды" урок химии в 8 классе »
Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды»
Тип урока: Комбинированный (Усвоение новых знаний на основе раннее полученных предметных умений).
Цели урока:
Изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так же закрепить знания и умения учащихся по составлению уравнений химических реакций и определению типов химических реакций.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций, научить комментировать слайды и работать с компьютерными схемами. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, текстом, тестами.
Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.
Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.
Формы организации работы детей: групповая (просмотр презентации, работа с текстом), индивидуальная (беседа, работа с тестом), проблемное обучение (решение проблемных вопросов).
Учитель: Добрый день, ребята! Наш урок я начинаю гимном химическим элементам.
«Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет-
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой.
Входи в него, вдыхай, руками трогай».
(Степан Щипачев. «Читая Менделеева»)
Сегодня мы вспомним, какие важнейшие сведения можно почерпнуть из периодической системы.
Внимание. Ящик с екретом.
Назовите формулу вещества, которое лежит в этом ящике.
(Оксид этого элемента является самым распространенным веществом на нашей Земле. Про него математик Фалес говорил, что это первое начало и сущность всего. А писатель Антуан де Сент- Экзепюри говорил, что у него нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, и оно является самым удивительным веществом. Единственное вещество, которое встречается на Земле во всех трех агрегатных состояниях).
Итак в ящике – вода
Внимание на экран. (Видеоролик про воду). После просмотра ролика попробуйте сформулировать тему урока, употребляя не менее 4 слов.
Для того чтобы мы сейчас могли озвучить тему точнее, я вам предлагаю воспользоваться опорными словами: слайд «Типы реакции свойства вода».
Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды»
Как бы вы сформулировали цели нашего сегодняшнего урока?
1. Повторить типы химических реакций.
2. Изучить химические свойства воды и доказать, что вода может ступать реакции различных типов.
Фронтальная беседа о значении воды в природе, о ее количестве; о значении воды в промышленности и быту.
Вода – единственное вещество, которое в земных условиях встречается во всех агрегатных состояниях.
Около 71% поверхности нашей Земли покрыто Мировым океаном, составляющим около 97(девяносто семи)% всех поверхностных вод и половину литосферных. Водная оболочка Земли составляет 1,5 млрд. км3(кубических км), а остальная вода находится в глубоких слоях земной коры.
Так много или мало воды на Земле? Очень мало! А ведь, большая часть воды соленая, а пригодной для жизни, пресной, всего около 5 млн. км3. Человеку же с каждым годом требуется все больше пресной, чистой воды. Человечеству угрожает кризис из-за загрязнения воды. Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить ее из-за рубежа. По оценкам учёных к 2025 году в странах, испытывающих умеренную или серьёзную нехватку воды, будут жить уже две трети населения планеты. Наша Родина занимает первое место в мире по запасам пресной воды – на территории России сосредоточена 1/5 её мировых запасов. Однако проблема загрязнения водоёмов и нехватки питьевой воды является одной из актуальных.
Каковы же основные причины загрязнения природной воды?
У вас на столах лежат тексты. Прочитайте их внимательно и сформулируйте, что является основными загрязнителями воды.
Работа с текстом.
Загрязнители природных вод. Слайд.
1. Бытовые стоки и отходы промышленного производства.
2. Соли тяжёлых металлов.
3. Синтетические моющие средства.
4. Выбросы водного, железнодорожного и автомобильного транспорта
Какой вывод мы сделаем?
Вода – природное богатство. Её нужно беречь и экономно расходовать. Без воды нет жизни.
На основе ваших знаний составим кластер: Все работают вместе с нами и рисуют схему у себя в тетради.
Физические свойства.
Что вам известно о воде из курса физики?
Формула воды – Н2О, то есть это соединение, состоящее из двух атомов водорода и одного атома кислорода, молекула воды имеет угловое строение. Атомы водорода и кислорода соединены ковалентной полярной связью (Н - О).
К какому классу соединений относится вода? (оксиды).
Вы назвали физические свойства воды. Но, если я у вас спрошу: видел ли кто-нибудь воду? Этот вопрос может вам показаться нелепым.
Однако то, что мы по привычке называем водой, на самом деле представляет собой раствор многих веществ в воде. В ней растворены тысячи различных соединений элементов Периодической системы.
Области применения воды:
Помогите мне определить области применения воды.
Сколько и какие типы химических реакций нам известны?
Можете ли вы написать все четыре типа химических реакций, в которые вступает вода?
Обучающиеся готовы записать только реакцию разложения.
Совместными усилиями мы определили следующий этап урока: изучение химических свойств воды, описывать которые мы будем при помощи химических уравнений.
Химические свойства воды.
Вода легко вступает в химические реакции и для нее характерны все 4 типа химических реакций, и сегодня мы поговорим о них.
Реакции разложения.
Посмотрите видеоопыт. Что вы наблюдали? Запишем уравнение реакции.
2H2O 2H2+ O2
Что является условием для протекания данной реакции? Укажем это в уравнении. К какому типу относится данная реакция?
Таким образом, вода может разлагаться под действием постоянного электрического тока на водород и кислород. Данная реакция называется электролизом. Запишите определение электролиза.
Кроме того, из курса биологии вам известно, что растения разлагают воду на кислород и водород в процессе фотосинтеза. Эта реакция происходит под действием света и называется фотолизом.
Процесс фотосинтеза можно записать с помощью следующего обобщенного уравнения:
6СО2 +6Н2О=С6Н12О6 +6О2
Реакции соединения. Опыт оксид кальция с водой.
Посмотрите следующий видеоопыт.
После просмотра я хочу чтобы вы ответили на следующие вопросы:
Какие вещества вступили в реакцию? Какое вещество образовалось? Запишем уравнение реакции.
CaO + H2O = Ca(OH)2
К какому типу относится данная реакция?
Реакция оксида металла с водой происходит в том случае, если образуется растворимое основание – щёлочь.
Посмотрим ещё один опыт. Запишем уравнение реакции. Взаимодействие Оксида фосфора с водой
Оксиды неметаллов, взаимодействуя с водой, образуют кислоты, в которых неметалл будет иметь ту же степень окисления, что и в соответствующем оксиде.
P2O5 + 3H2O = 2H3PO4
SiO2 + H2O
Правило: Вода реагирует с оксидами только в том случае, если образуется растворимый гидроксид.
Почему я записала, что оксид кремния и оксид железа (III) не взаимодействуют с водой?
Посмотрим таблицу растворимости. Кремниевая кислота и гидроксид железа нерастворимы.
Физминутка
Перейдём к следующему опыту.
Какие вещества вступили в реакцию? Какие вещества образовались? Запишем уравнение реакции.
Ca + 2HOН = Ca(OH)2 + Н2
К какому типу относится данная реакция?
Щелочные и щелочноземельные металлы с водой могут образовывать щёлочи не только с помощью своих оксидов, но и при непосредственном взаимодействии. Только это будут уже реакции замещения.
Если вы обратите внимание на уже знакомую вам таблицу растворимости гидроксидов и солей в воде, то заметите, что в некоторых клетках этой таблицы стоят прочерки, которые обозначают, что данное вещество в водной среде разлагается, или как говорят, гидролизуется.
Посмотрим последний видеофрагмент.
Запишем уравнение реакции.
CaC2 + 2HOH = Ca(OH)2↓ + C2H2↑
Гидролиз может бытьобратимым и необратимым. Мы рассмотрели пример необратимого гидролиза.
Подведём итоги урока.
Какие типы химических реакций характерны для воды?
С какими химическими веществами взаимодействует вода?
Какие продукты реакции могут образовываться при реакциях воды с различными веществами?
Подведём итоги урока.
Какие типы химических реакций характерны для воды?
С какими химическими веществами взаимодействует вода?
Какие продукты реакции могут образовываться при реакциях воды с различными веществами?
Какую роль играет вода в жизни человека?
Домашнее задание § 33, упр 1, стр 172
Составить схемы на отдельных листках по темам:
«Меры защиты природных вод от загрязнения»
«Состояние природных водоёмов Саратовской области»
Вещества, вызывающие нарушения качества воды, называются загрязняющими. Наряду с физическими и химическими загрязнителями существует тепловое и микробное загрязнение вод.
Воды морей и океанов загрязняются в основном сбросом сточных вод, выбросами от двигателей водных транспортных средств и в большей степени нефтью и нефтепродуктами, в частности – при авариях на танкерах.
Следует отметить также загрязнение рек и водоемов суши соединениями тяжелых металлов, преимущественно со сточными водами промышленных предприятий. Свинец, ртуть, кадмий, никель, цинк, марганец, попав в воду, делают ее токсичной, что приводит не только к гибели зоопланктона, но и наносит вред здоровью людей.
Хозяйственно-бытовые стоки приводят к биологическому загрязнению воды, что может вызвать желудочно-кишечные заболевания. Особенно опасны сточные воды пунктов санитарной обработки белья и спецодежды, стоки от больниц, бытовые стоки и т.д. Органические загрязнения часто приводят к непредсказуемым процессам – связыванию кислорода в воде, гибели живых организмов и фитопланктона. Избыток фосфора и азота в воде вызывает ее «цветение» и нарушает биологическое равновесие в водоеме.
Вещества, вызывающие нарушения качества воды, называются загрязняющими. Наряду с физическими и химическими загрязнителями существует тепловое и микробное загрязнение вод.
Воды морей и океанов загрязняются в основном сбросом сточных вод, выбросами от двигателей водных транспортных средств и в большей степени нефтью и нефтепродуктами, в частности – при авариях на танкерах.
Следует отметить также загрязнение рек и водоемов суши соединениями тяжелых металлов, преимущественно со сточными водами промышленных предприятий. Свинец, ртуть, кадмий, никель, цинк, марганец, попав в воду, делают ее токсичной, что приводит не только к гибели зоопланктона, но и наносит вред здоровью людей.
Хозяйственно-бытовые стоки приводят к биологическому загрязнению воды, что может вызвать желудочно-кишечные заболевания. Особенно опасны сточные воды пунктов санитарной обработки белья и спецодежды, стоки от больниц, бытовые стоки и т.д. Органические загрязнения часто приводят к непредсказуемым процессам – связыванию кислорода в воде, гибели живых организмов и фитопланктона. Избыток фосфора и азота в воде вызывает ее «цветение» и нарушает биологическое равновесие в водоеме.
С командами проводится химический диктант. Команды за 2 мин должны ответить на вопросы «да» или «нет», и если – «нет», то дать правильный ответ.
Химический диктант «Согласны ли вы?»
Вода – это бинарное соединение. (да)
Относительная молекулярная масса воды 18 г/моль. (нет.)
Сумма степеней окисления элементов в формуле воды равна нулю. (Да)
1 моль воды имеет массу 18 г.(Да)
1 моль воды содержит 12 * 1023молекул .(Нет. 6*1023 молекул).
В молекуле воды связь ковалентная неполярная.(Нет. Ковалентная полярная связь).
Для изучения свойств воды используют морскую воду. (Нет. Морская вода – смесь веществ, а используют дистиллированную воду).
По химической номенклатуре воду называют гидридом кислорода. (Нет. Оксид кислорода).
Далее следует фронтальная проверка: учащиеся оценивают результаты(самооценка) – по 1 баллу за правильный ответ.