kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Жиры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по химии. Тема: «Жиры»  

    Цель: изучение и первичное осознание нового учебного материала по теме жиры, осмысление связей и отношений в объектах изучения

Задачи:

     Образовательные

  1. Сформировать представление о жирах как биоорганических веществах, их классификации, свойствах, способах их переработки и применении.
  2. Актуализировать умения, сформированные при их изучении.

    Развивающие:

Формировать и развивать образовательные компетенций:

  1. учебно-познавательных:
    • развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности;
    • развитие умения ставить познавательную задачу, самостоятельно добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
  2. коммуникативных:
    • навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения отвечать на поставленный вопрос;
    • умения организовывать и анализировать собственную деятельность;
    • образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения.
  3. информационных:
    • извлекать необходимую информацию из различных источников;
    • оформлять и представлять результаты своей работы.
  4. социально-трудовых:
  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

 Воспитательные:

  • воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать чувство ответственности и интерес к знаниям;
  • способствовать воспитанию культуры общения. развитию у обучающихся требовательности к себе, чувству коллективизма;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, развивать коммуникативные способности детей, умение работать в группе.

     Основная методическая цель урока: использование ИКТ - как одного из способов формирования творческого мышления и развитие интереса обучающихся, развитие информационной и коммуникативной компетенций  

  Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

Форма проведения: урок-лекция с элементами деловой игры

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Жиры »

Урок по химии. Тема: «Жиры»

Цель: изучение и первичное осознание нового учебного материала по теме жиры, осмысление связей и отношений в объектах изучения

Задачи:

Образовательные

  1. Сформировать представление о жирах как биоорганических веществах, их классификации, свойствах, способах их переработки и применении.

  2. Актуализировать умения, сформированные при их изучении.

Развивающие:

Формировать и развивать образовательные компетенций:

  1. учебно-познавательных:

    • развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности;

    • развитие умения ставить познавательную задачу, самостоятельно добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

  2. коммуникативных:

    • навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения отвечать на поставленный вопрос;

    • умения организовывать и анализировать собственную деятельность;

    • образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения.

  3. информационных:

    • извлекать необходимую информацию из различных источников;

    • оформлять и представлять результаты своей работы.

  4. социально-трудовых:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Воспитательные:

  • воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать чувство ответственности и интерес к знаниям;

  • способствовать воспитанию культуры общения. развитию у обучающихся требовательности к себе, чувству коллективизма;

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, развивать коммуникативные способности детей, умение работать в группе.

Основная методическая цель урока: использование ИКТ - как одного из способов формирования творческого мышления и развитие интереса обучающихся, развитие информационной и коммуникативной компетенций

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

Форма проведения: урок-лекция с элементами деловой игры

Продолжительность: 1 учебный час.

Межпредметные связи: биология, кулинария, товароведение

Учебно-методическое обеспечение:

  • презентация по теме урока

  • оборудование и реактивы: маргарин, растительные, животные жиры, мыло, бензин.

Материально-техническое обеспечение: рабочее место преподавателя, проектор, экран, рабочие места обучающихся.

Предполагаемые результаты:

  • Формирование социально-трудовой компетенции

  1. Применение знаний по химии в области профессионального самоопределения.

  2. Понимание сущности и значимости своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • Формирование коммуникативной компетенции:.

      1. Формирование умения взаимодействия с окружающими, навыками работы в коллективе.

      2. Закрепление умения отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её.


Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

Нам каждый день природа дарит

Прикосновенье к алтарю.

За жизнь - космический подарок –

Тебя, Земля, благодарю.

Круговращение планеты,

Прикосновение стихий.

Все - север, юг, зима и лето,

Дорога, труд, любовь, стихи.

Сплетение души и мысли,

Провалы, взлеты вверх и вниз...

Какой же смысл в исканье смысла?

Процесс познанья - в этом смысл.

У меня на столе "Черный ящик", в котором находится вещество, которое на нашем уроке станет объектом исследования. Вам необходимо угадать его:

- Путешествуя по России, Пушкин отведал приготовленный хорошенькой калмычкой чай с ЭТИМ ВЕЩЕСТВОМ и солью. "Не думаю, чтобы другая народная кухня могла произвести что-нибудь гаже", - вспоминал поэт.

- ОНО, по своим свойствам, бывает разным: твердым, мягким и жидким.

- У животных ЭТО - источник энергии, тепла, воды.

- ОНО может выполнять структурную функцию организма, регулировать обменный процесс в клетке.

- Это… Жиры

Учитель: Люди давно научились выделять жир из натуральных объектов и использовать его в повседневной жизни. Жир сгорал в примитивных светильниках, освещая пещеры первобытных людей, жиром смазывали полозья, по которым спускали на воду суда. Жиры – основной источник нашего питания. Животные пустынь запасают жир как источник воды и энергии. Толстый жировой слой тюленей и китов помогает им плавать в холодных водах Северного Ледовитого океана.

  • Так что такое жиры?

  • Какова роль жиров в природе, для человека?

Сегодня у нас в гостях разные специалисты: историк, биолог, медик, кулинар, работник химчистки.

Мы посмотрим на жиры с различных точек зрения и придем к общему выводу - что же такое жиры.

Эпиграф:

Химия везде, химия во всем:

Во всем, чем мы дышим,

Во всем, что мы пьем,

Во всем, что мы носим,

Во всем, что едим …

Девиз урока: «Самое лучшее, что может быть, – это видеть и понимать»"

А.Эйнштейн

Внимательно смотреть, стараться понять и применять к учебной ситуации знания, которые вы получите, – все это требуется от вас сейчас на уроке

II. Подготовка к восприятию нового материала (фронтальный опрос).

Для осознанного восприятия новой темы я хочу, чтобы мы с вами вспомнили некоторые понятия из пройденных тем.

  1. Какие вещества называются многоатомными спиртами? Приведите пример трёхатомного спирта.

  2. Какие вещества называются карбоновыми кислотами? Приведите примеры высших карбоновых кислот (предельных и непредельных).

  3. Какие вещества называются сложными эфирами?

  4. Что такое этерификация?

III. Этап усвоения новых знаний (урок-лекция).

Вот теперь мы можем поговорить о жирах.

План урока

  1. История открытия жиров

  2. Состав и строение жиров.

  3. Классификация жиров.

  4. Физические свойства жиров.

  5. Химические свойства жиров.

  6. Применение жиров.

  7. Биологическая роль жиров.

  8. Жиры в организме человека.

  9. Жиры и ваша профессия.

1.История открытия жиров (слово историку)

Я расскажу об истории открытия жиров.

Впервые элементарный анализ жиров был проведен в 18 веке знаменитым французским ученым Антуаном Лавуазье.

То, что в состав жиров и масел входит глицерин, впервые выяснил в 1779 знаменитый шведский химик Карл Вильгельм Шееле.

Впервые химический состав жиров определил в начале прошлого века французский химик Мишель Эжен Шеврёль, основоположник химии жиров. В 1813 г Э. Шеврёль установил строение жиров, благодаря реакции гидролиза жиров в щелочной среде. Он показал, что жиры состоят из глицерина и жирных кислот, причем это не просто их смесь, а соединение, которое, присоединяя воду, распадается на глицерин и кислоты.

В 1854 французский химик Марселен Бертло (1827–1907) провел реакцию этерификации, то есть образования сложного эфира между глицерином и жирными кислотами и таким образом впервые синтезировал жир.

Великому химику Бертло был дан еще редкий дар – дар большой любви. Бертло очень любил свою жену, испытывал потребность видеть ее постоянно. В его лаборатории была отгорожена стеклом кабинка, где мадам Бертло читала, вязала, пока ее муж занимался синтезами. Он всегда мог подойти к ней, поговорить, подержать за руку, и это общение вдохновляло «короля органического синтеза» на новые подвиги во благо науки.

2. Определение, общая формула, классификация

Жиры – сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Общее название таких соединений – триглицериды

Эти эфиры образуются не с одной какой-либо кислотой, а с разными высшими кислотами. В составе жиров обнаружены остатки 300 карбоновых кислот различного строения. Чаще это остатки следующих кислот:

Насыщенные (предельные):

  • стеариновая (C17H35COOH)

  • пальмитиновая (C15H31COOH)

  • масляная (C3H7COOH)

Ненасыщенные (непредельные)

  • олеиновая (C17H33COOH, 1 двойная связь)

  • линолевая (C17H31COOH, 2 двойные связи)

  • линоленовая (C17H29COOH, 3 двойные связи)

Синтез жира (запись на доске)

Глицерин + ВКК  Жир







Источники: Живые организмы (коровы, свиньи, овцы, гуси, киты, тюлени, рыбы: акула, тресковые, сельди)

Масла растений: хлопка, льна, сои, арахиса, кунжута, рапса, горчицы, оливы, подсолнечника, кукурузы, конопли, клещевины, мака, масличной пальмы, кокоса и других

Классификация жиров

По составу

\

простые смешанные

(говяжий жир ) ( сливочное масло)

по происхождению

\

животные растительные

(масла)

(тюлений жир) (оливковый жир)

по агрегатному состоянию

∕ \

твердые жидкие

( свиной жир) (рыбий жир)

Жиры можно классифицировать по составу на про­стые - если все ацильные остатки одинаковые, и сме­шанные - если ацильные остатки разные.

Животные жиры содержат главным образом глицериды предельных кислот и являются твердыми веществами (исключение – рыбий жир). Растительные жиры, часто называемые маслами, содержат глицериды непредельных карбоновых кислот. Это, например, жидкие подсолнечное, конопляное и льняное масла (исключение – кокосовое масло, масло какао-бобов). Жидкие жиры содержат 70-85% непредельных кислот, а твердые жиры содержат около 50 и более % предельных кислот

  1. Физические свойства жиров

Экспериментальная часть. А теперь лабораторная работа. У вас на столах лежат инструктивные карты. Каждая группа проведет свои исследования и доложит о результатах. На проведение работы отводится 3 минуты. Не забудьте правила техники безопасности при работе с растворителями.

1) растворимость жиров в воде при нормальных условиях;

3) растворимость жиров в органических растворителях

В первую пробирку опустить небольшой кусочек жира, во вторую влить подсолнечное масло. В каждую влить воду. Все содержимое двух пробирок хорошо встряхнуть.

- Что наблюдаем? Что происходит с жиром?

В пробирку прилить бензин и добавить несколько капель растительного масла. В пробирку прилить этиловый спирт и добавить несколько капель растительного масла.

3) растворимость жиров в воде при температуре. Проводит кулинар

Пробирки с растворами медленно нагреваем. Изменилось содержимое в пробирке? Почему?

Вывод:

1. Все жиры легче воды. В воде не растворимы.

2. Нагревание ведет к эмульгированию. Раствор мутный из-за примесей. Неприятный запах дает С17 Н35 СООН, С15Н31 СООН.

3. Растворяются в органических растворителях.

Жиры - это жидкие, мазеобразные или твердые вещества, легкоплавкие, нерастворимы в воде, хорошо раство­римы в неполярных растворителях (ацетоне, бензине,), плохо - в низших спиртах. Не име­ют точки плавления, плавятся в интервале температур, так как представляют собой смеси разных молекул. Не кипят при обычных условиях, при высоких температу­рах разлагаются. Эмульгируются щелочами. Плот­ность жиров меньше 1 г/мл.

4. Химические свойства жиров

Вопросы к классу:

  1. Зная, что жиры – это сложные эфиры, скажите, каким основным свойством они должны обладать? (гидролиз)

  2. Что такое гидролиз? (обмен веществ с водой)

1. Гидролиз жира (водный) - этот процесс используется для получения глицерина и карбоновых кислот. Жир нагревают с водой при 170С и повышенном давлении в автоклавах.






2.Практическое применение в жизни человека имеет щелочной гидролиз (омыление)

Твердый жир + 3NaOH  глицерин + 3C17H35COONa - мыло








Мыла – натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот.

С17Н35 СООNa – твердое мыло, С17Н35 СООК- жидкое мыло

3. Прогорание – при длительном хранении происходит частичный гидролиз, при этом образуется масляная кислота, придающая маслу неприятный вкус и запах.

4.Гидрирование







Жидкий жир +Н2 = Твердый жир

Продукт гидрогенизации масел – твердый жир (искусственное сало, саломас). Реакция гидрирования лежит в основе получения маргарина. Маргарин – пищевой жир, состоит из смеси гидрогенизированных масел (подсолнечного, кукурузного, хлопкого и др.), животных жиров, молока и вкусовых добавок (соли, сахара, витаминов и др.)

В середине 60-х годов ХIX века во Франции был объявлен конкурс на создание заменителя сливочного масла. Премия и патент были вручены химику Меж – Мурье. Первый маргарин был получен из говяжьего жира. После разработки промышленного способа гидрирования непредельных соединений (1912 г. Поль Сабатье - присуждена нобелевская премия) маргарин стали получать из растительных масел.

Физкультминутка: Для снятия утомления проведем физкультминутку.

Теперь мы далее пойдем

И к применению жиров придем

5. Применение жиров.

  1. Жиры используют в пищу.

  2. Некоторые масла используют для изготовления косметических средств (кремов, масок, мазей).

  3. Ряд жиров имеют лекарственное значение: касторовое, облепиховое масло, рыбий жир, гусиный жир.

  4. Высыхающие растительные масла используют для производства олиф.

  5. Сырьем для производства маргарина являются многие растительные масла и китовый жир.

  6. Животные жиры идут на производство мыла, стеариновых свечей.

  7. Жиры используют для получения глицерина, смазочных материалов.

6.Биологическая роль жиров. Слово биологу

Жиры входят в состав организма человека, животных, растений, микробов и некоторых вирусов. В организме жиры выполняют различные функции

Структурная функция. Жиры принимают участие в построении мембран клеток всех органов и тканей. Они участвуют в образовании многих биологически важных соединений.

Энергетическая функция. Жиры обеспечивают 25-30% всей энергии, необходимой организму. При полном распаде 1 г жира выделяется 38,9 кДж энергии, что примерно в 2 раза больше по сравнению с углеводами и белками.

Функция запасания питательных веществ. Жиры являются своего рода энергетическими консервами. Жировыми депо могут быть и капли жира внутри клетки, и «жировое тело» у насекомых, и подкожная клетчатка, в которой сосредоточены клетки – липоциты у человека.

Функция терморегуляции. Жиры плохо проводят тепло. Они откладываются под кожей, образуя у некоторых животных огромные скопления. Например, у кита слой подкожного жира достигает 1 м. Это позволяет теплокровному животному жить в холодной воде полярного океана.

Жиры выполняют еще множество различных функций в клетке и организме. Можно напомнить, что жир – поставщик так называемой эндогенной воды: при окислении 100 г жира выделяются 107 мл воды. Благодаря такой воде существуют многие пустынные животные, например песчанки, тушканчики, с этим связано и накопление жира в горбах у верблюда. Слой жира защищает нежные органы от ударов и сотрясений (например, околопочечная капсула, жировая подушка около глаза). Жироподобные соединения покрывают тонким слоем листья растения, не давая им намокать во время обильных дождей. Многие жиры являются предшественниками в биосинтезе гормонов.

  1. Жиры в организме человека.

Жир способен в организме оставаться,

А фигура наша быстро расширяться.

Слово медику

Неправильное питание – причина многих болезней. Недостаточная мышечная нагрузка, малоподвижный образ жизни при высококалорийном питании – основные факторы, способствующие появлению людей с избыточной массой. Жировая ткань весьма активна и даже агрессивна. Агрессивность жировой ткани в организме проявляется в ее способности образовывать новое количество жира. Люди, страдающие ожирением, в два раза чаще, чем люди с нормальной массой тела, умирают в возрасте 40-50 лет. Не следует перегружать себя избыточной пищей. Ограничивать питание нужно за счет животной пищи, богатой белками и жирами, колбасных изделий, мясных консервов. Жиры лучше получать за счет кисломолочных продуктов, сои, орехов, семечек, растительных масел. Чтобы избежать переедания и ожирения, нужно есть низкокалорийные продукты с высоким содержанием клетчатки (прежде всего овощи и фрукты). Не следует употреблять «тяжелую» пищу на ночь (происходит нарушение сна и усиленное отложение жировых запасов), а также нельзя есть в агрессивном состоянии (у эмоционально неустойчивых людей нередко формируется привычка к обжорству). Жиры обеспечивают 50% энергии, требуемой человеку, поэтому человеку необходимо потреблять 70–80 г жиров в день. Жиры составляют 10–20% от массы тела здорового человека. Жиры являются незаменимым источником жирных кислот. Некоторые жиры содержат витамины А, D, Е, К, гормоны.

  1. Жиры и ваша профессия.

Жиры, масла - основа пищи нашей. Как правильно использовать и хранить жиры, нам дадут совет кулинары. Слово кулинару.

Жиры при высокой температуре разлагаются с образованием глицерина. при более сильном нагревании происходит дегидратация глицерина, образуется неустойчивый непредельный одноатомный спирт, который изомеризуется в непредельный альдегид – акролеин, обладающий резким раздражающим запахом. Жиры широко используются для приготовления пищи. Жир придает пищи своеобразный вкус и обогащает его калориями. Растворяя красящие и ароматические вещества овощей при жарении, жир придает блюдам золотистый цвет. При длительном кипячении мясных бульонов происходит гидролиз жиров и образование жирных кислот, которые придают бульону мутность и неприятный запах. Жиры относятся к числу скоропортящихся продуктов, поэтому лучше их хранить в темноте.

Для вас будущих поваров – кулинаров необходимо знать:

  • При неблагоприятных условиях хранения растительного масла в нем появляются различные дефекты. Прогорклый вкус, салистые, олифистые вкус и запах появляются в окисленном и хранившемся длительное время масле.

  • Масло сливочное кратковременно хранят при положительных температурах от 6 до 0 °С и длительное время — при отрицательных от -5 до -25 °С. Хранение масла при положительных температурах приводит к интенсивной порче продуктов. При этом ухудшаются вкус и запах, появляется салистый, прогорклый или рыбный привкус, происходит плесневение поверхности масла.

  • При жарении на масле при 120-130С образуются токсично действующие альдегиды. Поэтому рекомендуется жарить на растительном или топленом масле, у которых этот процесс начинается при 180С.

Ситуационные задания группам:

Задание № 1

Повару необходимо приготовить блюдо «Картофель фри». Для жарки картофеля повар выбрал масло сливочное. Какую ошибку допустил повар и как это отразится на качестве готового блюда?

Ответ: Повар ошибочно выбрал масло сливочное, ведь у него самая низкая температура дымообразования. Масло будет быстро «гореть», жир загрязнится продуктами сгорания, а вместе с жиром и картофель. Готовое блюдо не будет отвечать требованиям к качеству по показателям «внешний вид», «вкус», «запах».

Задание № 2

Приготовленный поваром суп на костном бульоне имеет салистый привкус, а бульон – мутность. На какой стадии приготовления супа повар допустил ошибку? Ответ обоснуйте.

Ответ: при варке костного бульона повар не удалил всплывший на поверхность жир. Жир периодически удаляют во избежание его эмульгирования и гидролитического расщепления с образованием свободных жирных кислот, придающих бульону салистый привкус и мутность.

10. Работник химчистки

Знание химии может облегчить решение бытовых проблем. Дадим вам некоторые советы.

1. Как можно почистить засаленные манжеты и воротнички курток, пальто, пиджаков?

  • Необходимо смочить губку раствором нашатырного спирта и потереть ею загрязненные жиром места.

2. Как можно вывести свежие и застарелые жировые пятна с различных видов тканей?

  • свежие жировые и масляные пятна с любой ткани выводят, проглаживая ткань утюгом через несколько слоев промокательной бумаги;

  • с шерстяной ткани жировое пятно удаляют с помощью теплого водного раствора стирального порошка или нашатырного спирта. Застарелое пятно натирают смесью мыла с бензином (1:10), а потом чистят это место бензином;

  • чтобы вывести пятно с шелковой ткани, погружают загрязненный участок на 5-10 минут в раствор, состоящий из нашатырного спирта, глицерина и воды. Затем изделие промывают в теплой воде.

Раздает буклеты с советами химчистки

IV. Закрепление изученного материала

Закрепление проводится в виде теста.

Цель закрепления: проверка понимания и осмысления новых знаний.

Тест:

1.Жиры – это:

а) сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот,

б) сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот,

в) сложные эфиры одноатомных спиртов и высших карбоновых кислот.

2. Растительные и животные жиры отличаются:

а) по растворимости в воде,

б) составом спирта,

в) составом высших карбоновых кислот.

3. Жиры хорошо растворяются:

а) в органических растворителях,

б) в воде,

в) в растворе кислот.

4. При гидролизе жиров в кислой среде образуются:

а) глицерин и соли высших карбоновых кислот,

б) глицерин и высшие карбоновые кислоты,

в) маргарин и глицерин.

5. Превращение жидких жиров в твердые происходит в результате реакции:

а) гидратации,

б) дегидрирования,

в)гидрирования

6. Мыла – это:

а) натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот,

б) натриевые или калиевые соли уксусной кислоты,

в) продукты гидролиза жиров в кислой среде.

8. При какой температуре при жарении на масле образуется токсический акролеин:

а) 100С

б) 180С

в) 120-130С

9. Кто из перечисленных учёных синтезировал жир

а) Бутлеров

б) Бертло

в) Шеврёль

10. Строительная функция жиров осуществляется:

а) в образовании воды,

б) в сохранении тепла,

в) принимают участие в построении мембран клеток всех органов и тканей.

После выполнения задания, учащиеся меняются тестами и проверяют друг друга.

V. Рефлексия

Учащимся предлагается оценить свою деятельность на уроке, дать оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

  1. Сегодня я узнал (а)…

  2. Было интересно…

  3. Я выполнил (а) задание…

  4. Я понял (а), что…

  5. Я приобрел (а)…

  6. Я научился (лась)…

  7. Урок дал мне для жизни…

  8. Мне захотелось…

VI .Итог урока. ( выводы)

Я думаю, вы поняли "Какой есть смысл в исканье смысла

Процесс познанья - в этом смысл ".


Благодарю вас за урок, и продолжайте процесс познанья на следующих уроках.





































О том, что происходит с жирами в организме, нам расскажет ----------- Проходя через органы пищеварения, жиры попадают в желудок, где и начинается их расщепление, которое продолжается в 12-перстной кишке и тонком кишечнике под действием ферментов липаз, входящих в секрет поджелудочной железы и в состав кишечного пищеварительного сока. Здесь жир распадается на жирные кислоты и глицерин.

Всасывание жирных кислот и глицерина происходит в тонком кишечнике благодаря наличию большого количества ворсинок эпителия. В каждую ворсинку проникают мелкие артерии, лимфатические сосуды, нервные волокна. Жиры всасываются в виде растворимых жирных кислот и глицерина

Большей частью жиры всасываются в лимфу (70%), в меньшей степени - в кровь. Всего за сутки может всосаться 150 граммов жира. Далее жир попадает в клетку на все процессы синтеза или в жировое депо (сальник, подкожную клетчатку).








Польза жиров


Вред жиров


*Биологи.


Жиры входят в состав организма человека, животных, растений, микробов и некоторых вирусов. В организме животных различают жиры запасные (откладываются в подкожной клетчатке и в сальниках) и протоплазматические (входят в состав протоплазмы в комплексе с белками). В организме жиры выполняют различные функции(7). Основная функция жиров – энергетическая (слайд №6). Они служат для накопления энергии. Калорийность жиров гораздо больше калорийности других питательных веществ, т.е. данная масса жира, выделяет при окислении больше энергии, чем, например, равная ей масса углеводов (3). Это объясняется тем, что в молекуле жира по сравнению с другими соединениями больше водорода и совсем мало кислорода. Поэтому в организме животных, впадающих в спячку, к осени накапливается избыточный жир. В растениях обычно накапливаются масла (жидкие жиры). Семена, плоды и хлоропласты часто содержат очень много масла, а некоторые семена, например, семена кокосовой пальмы, клещевины, сои, подсолнечника служат сырьем для получения масла промышленным способом. У позвоночных жир накапливается еще и под кожей - в подкожной жировой клетчатке, где он служит для теплоизоляции (слайд №7). Особенно выражен под­кожный жировой слой у водных млекопитающих, например, у китов, у которых он играет еще и другую роль - способствует плавучести. Одним из продуктов окисления жиров является вода. Эта метаболическая вода очень важна для некоторых животных пустыни, например, кенгуровой крысы, верблюда. Жир, запасаемый в их организмах, служит именно для этой цели (слайд №7) (5) Жиры необходимы для синтеза таких важных биологических соединений, которые входят в состав биологических мембран (слайд №8). Таким образом, жиры выполняют строительную функцию (2). Жиры являются биологически активными веществами. Животные жиры поставляют организму витамины А и Д, а растительные масла – витамин Е. Липидные гормоны и витамины регулируют обмен веществ в организме. Жировые отложения обеспечивают эластичность кожи. Липидный покров листьев растений предотвращает проникновение бактерий и избыточное испарение воды (7). Важнейшее значение жиров для человека - использование их в качестве пищевых продуктов. Наибольшей калорийностью обладают твердые жиры (например, сало, коровье масло). Но необходимо употреблять в пищу и растительные жиры, так как непредельные карбоновые кислоты необходимы для синтеза в организме некоторых важных биологически активных соединений. (После выступления «биологов» проводится опыт с семенами подсолнуха, доказывающий наличие в них жира).


*Химики (слайд №9).


Жиры делятся на животные и растительные. Животные жиры твердые (исключение рыбий жир), образованы предельными жирными кислотами. Растительные жиры жидкие, образованы непредельными жирными кислотами. Температура плавления жира тем выше, чем больше в нем содержится предельных карбоновых кислот. Жиры легче воды, в воде нерастворимы, хорошо растворяются в органических растворителях (слайд №10, показ опыта, демонстрирующего растворимость жиров (9)) (слайд №11) Жиры – это смесь сложных эфиров глицерина и высших карбоновых кислот. При этом в состав жиров могут входить самые разнообразные высшие карбоновые кислоты, но только один спирт – глицерин, поэтому эти эфиры называют глицеридами (2)


Общая формула жиров:


(слайд №12) Химические свойства жиров: важнейшим свойством жиров является гидролиз, или омыление. В зависимости от условий гидролиз бывает:


водный (обратимый)


щелочной (необратимый)


(слайд №13, показ опыта, демонстрирующего процесс омыления жиров (9)).После презентаций «биологов» и « химиков» выполняется тест «Жиры» (четные номера – I вариант, нечетные номера – II вариант)


*Медицинские работники (слайд №14).


Неправильное питание – причина многих болезней. Недостаточная мышечная нагрузка, малоподвижный образ жизни при высококалорийном питании – основные факторы, способствующие появлению людей с избыточной массой. Жировая ткань весьма активна и даже агрессивна. Агрессивность жировой ткани в организме проявляется в ее способности образовывать новое количество жира. Люди, страдающие ожирением, в два раза чаще, чем люди с нормальной массой тела, умирают в возрасте 40-50 лет. Не следует перегружать себя избыточной пищей. Ограничивать питание нужно за счет животной пищи, богатой белками и жирами, колбасных изделий, мясных консервов. Иры лучше получать за счет кисломолочных продуктов, сои, орехов, семечек, растительных масел. Чтобы избежать переедания и ожирения, нужно есть низкокалорийные продукты с высоким содержанием клетчатки (прежде всего овощи и фрукты). Не следует употреблять «тяжелую» пищу на ночь (происходит нарушение сна и усиленное отложение жировых запасов), а также нельзя есть в агрессивном состоянии (у эмоционально неустойчивых людей нередко формируется привычка к обжорству) (4)


*Повара. (слайд №15)


Жиры при высокой температуре разлагаются с образованием глицерина. при более сильном нагревании происходит дегидратация глицерина, образуется неустойчивый непредельный одноатомный спирт, который изомеризуется в непредельный альдегид – акролеин, обладающий резким раздражающим запахом (4) (слайд №16, показ опыта, демонстрирующего образование акролеина(9)). Жиры широко используются для приготовления пищи. Жир придает пищи своеобразный вкус и обогащает его калориями. Растворяя красящие и ароматические вещества овощей при жарении, жир придает блюдам золотистый цвет. При длительном кипячении мясных бульонов происходит гидролиз жиров и образование жирных кислот, которые придают бульону мутность и неприятный запах. Жиры относятся к числу скоропортящихся продуктов, поэтому лучше их хранить в темноте (4).


*Работники химчистки. (слайд №17)


Знание химии может облегчить решение бытовых проблем. Дадим вам некоторые советы: засаленные манжеты и воротнички можно почистить губкой, смоченной раствором нашатырного спирта;

свежие жировые и масляные пятна с любой ткани выводят, проглаживая ткань утюгом через несколько слоев промокательной бумаги;

с шерстяной ткани жировое пятно удаляют с помощью теплого водного раствора стирального порошка или нашатырного спирта;

застарелое пятно натирают смесью мыла с бензином (1:10), а потом чистят это место с бензином;

чтобы вывести пятно с шелковой ткани, погружают загрязненный участок на 5-10 минут в раствор, состоящий из нашатырного спирта, глицерина и воды. Затем изделие промывают в теплой воде (8). (слайд №18, показ опыта, демонстрирующего удаление жирных пятен (9)).


Раздают буклеты с советами химчистки


Заключение


Исходя из прозвучавших выступлений, сделайте вывод:


жиры – это зло или благо? Обсудите в группах.


Для чего вам пригодятся знания о жирах? Запишите на листочках.


Каждая группа сдает листочки, тесты и таблицы.



Стадия вызова "Что мы знаем о жирах?"

Выбрать из перечня положений те, которые соответствуют жирам:

1.Это соли высших карбоновых кислот


2.Это сложные эфиры, образованные глицерином и высшими карбоновыми кислотами


3.Хорошо растворимые в воде вещества.


4.Растворяются только в органических растворителях


5.Бывают жидкие и твердые


6.Имеют постоянную температуру плавления


7.В организме человека гидролизуются с образованием глицерина и высших карбоновых кислот


8.Гидролизуются с образованием щелочей и карбоновых кислот


9.Растворяют многие витамины


10.Жиры – источники энергии


11.Жиры используются для получения мыла


12.Жир – теплоизолирующая оболочка


13.Жиры выполняют строительную функцию


14.Жировая ткань очень агрессивна.


Учащиеся выбирают ответы, которые потом обсуждаются. Правильные ответы (2,4,5,7,9,10,11,12,13,14)


Представление презентаций.


По ходу выступлений учащиеся заполняют таблицу: (слайд №5)


Роль жиров в профилактике и лечении ряда заболеваний


Роль жировых продуктов в профилактике и лечении различных заболеваний определяется в первую очередь наличием в их составе физиологически активных веществ. В лечебном питании для приготовления пищи используется сливочное и растительное масел. Использование жиров птицы неблагоприятно отражается на работе органов пищеварения в связи с присутствием в их составе эфирных масел. С позиции лечебного питания ценность жиров обусловлена наличием в их составе насыщенных жирных кислот, обладающих наибольшей биологической активностью. В нерафинированных растительных маслах содержится витамин Е, а также лецитин. Лецитин положительно влияет на обмен холестерина, деятельность нервной системы, оказывает желчегонное действие, способствует регенерации крови после кровопотерь. Поэтому рекомендуется включение растительных масел во все диеты. Оливковое масло широко используется при лечении гастритов, язвенной болезни, заболевании печени и желчных путей в связи с его благоприятным влиянием на слизистую оболочку желудка и желчегонным свойствам. Сливочное масло, по сравнению, с растительными содержит меньшее количество насыщенных жирных кислот с короткой цепью (уксусная, масляная, капроновая, каприловая), которые обуславливают его особый вкус и аромат. В настоящее время доказано, что несмотря на высокое содержание в сливочном масле холестерина, его не следует исключать при таких заболеваниях, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, заболевания почек, желчекаменная болезнь. Но при жарении на масле при 120-1300С образуются токсически действующие альдегиды. Поэтому рекомендуется жарить на растительном или топленом масле, у которых этот процесс начинается при 1800С.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Тема: Жиры

Автор: Гаренкова Ольга Михайловна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106407

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Практическая работа по химии на тему: "Жиры""
    ["seo_title"] => string(41) "praktichieskaiarabotapokhimiinatiemuzhiry"
    ["file_id"] => string(6) "286646"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454382304"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Урок по химии. Тема: «Жиры» "
    ["seo_title"] => string(26) "urok-po-khimii-tiema-zhiry"
    ["file_id"] => string(6) "106374"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403002709"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока по теме ""Жиры. липиды" "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-po-tiemie-zhiry-lipidy"
    ["file_id"] => string(6) "212665"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431885194"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Презентация на тему "Жиры""
    ["seo_title"] => string(30) "priezientatsiia_na_tiemu_zhiry"
    ["file_id"] => string(6) "442845"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1512664978"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Метапредметный урок.  Тема "ЖИРЫ". "
    ["seo_title"] => string(34) "mietapriedmietnyi-urok-tiema-zhiry"
    ["file_id"] => string(6) "122487"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414256435"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства