kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по химии. Тема: «Жиры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по химии. Тема: «Жиры»  

    Цель: изучение и первичное осознание нового учебного материала по теме жиры, осмысление связей и отношений в объектах изучения

Задачи:

     Образовательные

  1. Сформировать представление о жирах как биоорганических веществах, их классификации, свойствах, способах их переработки и применении.
  2. Актуализировать умения, сформированные при их изучении.

    Развивающие:

Формировать и развивать образовательные компетенций:

  1. учебно-познавательных:
    • развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности;
    • развитие умения ставить познавательную задачу, самостоятельно добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
  2. коммуникативных:
    • навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения отвечать на поставленный вопрос;
    • умения организовывать и анализировать собственную деятельность;
    • образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения.
  3. информационных:
    • извлекать необходимую информацию из различных источников;
    • оформлять и представлять результаты своей работы.
  4. социально-трудовых:
  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

 Воспитательные:

  • воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать чувство ответственности и интерес к знаниям;
  • способствовать воспитанию культуры общения. развитию у обучающихся требовательности к себе, чувству коллективизма;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, развивать коммуникативные способности детей, умение работать в группе.

     Основная методическая цель урока: использование ИКТ - как одного из способов формирования творческого мышления и развитие интереса обучающихся, развитие информационной и коммуникативной компетенций  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по химии. Тема: «Жиры» »

Эпиграф:  Химия везде, химия во всем:  Во всем, чем мы дышим,  Во всем, что мы пьем,  Во всем, что мы носим,  Во всем, что едим … Девиз урока: «Самое лучшее, что может быть, – это видеть и понимать»

Эпиграф:

Химия везде, химия во всем:

Во всем, чем мы дышим,

Во всем, что мы пьем,

Во всем, что мы носим,

Во всем, что едим …

Девиз урока:

«Самое лучшее, что может быть, –

это видеть и понимать»"

А.Эйнштейн

План:

План:

  • История открытия липидов
  • Состав и строение
  • Классификация
  • Физические свойства
  • Химические свойства
  • Применение
  • Биологическая роль жиров
  • Жиры в организме человека.
  • Жиры и ваша профессия
Вспомним…

Вспомним…

  • Какие вещества называются многоатомными спиртами? Приведите пример трёхатомного спирта.
  • Какие вещества называются карбоновыми кислотами? Приведите примеры высших карбоновых кислот (предельных и непредельных).
  • Какие вещества называются сложными эфирами?
  • Что такое этерификация?
История открытия жиров Элементный анализ жиров был проведен в XVIII в. А. Лавуазье. В 1779 г. К. Шееле установил, что в состав жиров входит глицерин. Впервые химический состав жиров определил в начале XIX века французский химик Мишель Эжен Шеврёль.  В 1813 г Э. Шеврёль установил строение жиров, благодаря реакции гидролиза жиров в щелочной среде.  Он показал, что жиры состоят из глицерина и жирных кислот, причем это не просто их смесь, а соединение, которое, присоединяя воду, распадается на глицерин и кислоты.

История открытия жиров

  • Элементный анализ жиров был проведен в XVIII в. А. Лавуазье.
  • В 1779 г. К. Шееле установил, что в состав жиров входит глицерин.
  • Впервые химический состав жиров определил в начале XIX века французский химик Мишель Эжен Шеврёль.

В 1813 г Э. Шеврёль установил строение жиров, благодаря реакции гидролиза жиров в щелочной среде. Он показал, что жиры состоят из глицерина и жирных кислот, причем это не просто их смесь, а соединение, которое, присоединяя воду, распадается на глицерин и кислоты.

История открытия жиров  В 1854 французский химик Марселен Бертло (1827–1907) провел реакцию этерификации, то есть образования сложного эфира между глицерином и жирными кислотами и таким образом впервые синтезировал жир.

История открытия жиров

В 1854 французский химик Марселен Бертло (1827–1907) провел реакцию этерификации, то есть образования сложного эфира между глицерином и жирными кислотами и таким образом впервые синтезировал жир.

Определение   Жиры – сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот.  Общее название таких соединений – триглицериды   Глицерин + ВКК  Жир

Определение

Жиры – сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот.

Общее название таких соединений – триглицериды

Глицерин + ВКК Жир

Общая формула молекулы жира  O В составе жиров обнаружены остатки 300 карбоновых кислот различного строения  (в сливочном масле их 20). CH 2 O C R 1 O CH  O C R 2 O CH 2 O C R 3

Общая формула молекулы жира

O

В составе жиров обнаружены остатки 300 карбоновых кислот различного строения

(в сливочном масле их 20).

CH 2 O C R 1

O

CH O C R 2

O

CH 2 O C R 3

Кислоты входящие в состав жиров    Насыщенные (предельные):  стеариновая (C17H35COOH) пальмитиновая (C15H31COOH) масляная (C3H7COOH)   Ненасыщенные (непредельные):

Кислоты входящие в состав жиров

Насыщенные (предельные):

  • стеариновая (C17H35COOH)
  • пальмитиновая (C15H31COOH)
  • масляная (C3H7COOH)

Ненасыщенные (непредельные):

  • олеиновая (C17H33COOH, 1 двойная связь)
  • линолевая (C17H31COOH, 2 двойные связи)
  • линоленовая (C17H29COOH, 3 двойные связи)
Синтез жира     СН 2- О Н ОН  – СО – С 17 Н 35 СН 2 – О -СО – С 17 Н 35  I  I  СН –О Н + ОН  – СО – С 17 Н 35  СН - О -СО – С 17 Н 35  +  3 Н2О  I  I СН 2 –О Н ОН  – СО – С 17 Н 35 СН2 – О -СО – С 17 Н 35   Глицерин Стеариновая кислота Тристеарин   Условия: температура, минеральные кислоты.

Синтез жира

СН 2- О Н ОН СО С 17 Н 35 СН 2 О -СО С 17 Н 35

I I

СН –О Н + ОН СО С 17 Н 35 СН - О -СО С 17 Н 35 + 3 Н2О

I I

СН 2 –О Н ОН СО С 17 Н 35 СН2 О -СО С 17 Н 35

Глицерин Стеариновая кислота Тристеарин

Условия: температура, минеральные кислоты.

Источники Живые организмы (коровы, свиньи, овцы, гуси, киты, тюлени, рыбы: акула, тресковые, сельди)

Источники

  • Живые организмы (коровы, свиньи, овцы, гуси, киты, тюлени, рыбы: акула, тресковые, сельди)

  • Масла растений: хлопка, льна, сои, арахиса, кунжута, рапса, горчицы, оливы, подсолнечника, кукурузы, конопли, клещевины, мака, масличной пальмы, кокоса и других
глицериды предельных кислот  (50% и более)   Животные Растительные (по происхождению) глицериды непредельных кислот ( 70-85%)  Жидкие Жидкие (по агрегатному состоянию) Твёрдые Твёрдые Жиры (по составу) Сложные   ( сливочное масло ) Простые  (говяжий жир )

глицериды предельных кислот (50% и более)

Животные

Растительные

(по происхождению)

глицериды непредельных кислот

( 70-85%)

Жидкие

Жидкие

(по агрегатному состоянию)

Твёрдые

Твёрдые

Жиры (по составу)

Сложные

( сливочное масло )

Простые

(говяжий жир )

Физические свойства Эксперимент:

Физические свойства

Эксперимент:

  • растворимость жиров в воде при нормальных условиях;
  • растворимость жиров в органических растворителях;
  • растворимость жиров в воде при температуре.
Физические свойства

Физические свойства

  • Жиры - это жидкие, мазеобразные или твердые вещества
  • Все жиры легче воды. Плотность жиров меньше 1 г/мл.
  • В воде не растворимы.
  • Хорошо растворяются в бензине, плохо - в низших спиртах.
  • Животные жиры плавятся при высокой t 0 . Растительные жиры при низкой t 0 С.
  • Не кипят при обычных условиях, при высоких температурах разлагаются.
  • Нагревание ведет к эмульгированию.
Химические свойства гидролиз омыление прогоркание гидрирование

Химические свойства

  • гидролиз
  • омыление
  • прогоркание
  • гидрирование

Водяным паром под давлением или в кислой среде при кипячении для получения глицерина и жирных кислот O CH 2 O C R 1 R 1 COOH CH 2 OH H  OH O t H + R 2 COOH H OH CH 2 OH CH O C R 2 O H OH CH 2 OH R 3 COOH CH 2 O C R 3 Карбоновые  к-ты глицерин Жир (триглицерид)

Водяным паром под давлением или в кислой среде при кипячении для получения глицерина и жирных кислот

O

CH 2 O C R 1

R 1 COOH

CH 2 OH

H OH

O

t

H +

R 2 COOH

H OH

CH 2 OH

CH O C R 2

O

H OH

CH 2 OH

R 3 COOH

CH 2 O C R 3

Карбоновые

к-ты

глицерин

Жир

(триглицерид)

Щелочной (омыление) образуются мыла Твердый жир + 3 NaOH   глицерин + 3 C 17 H 35 COONa   O Стеариновая кислота CH 2 O C C 17 H 35 +3H 2 O  +  3C 17 H 35 COOH CH 2 OH O H + t 0 CH O C C 17 H 35 CH OH +3NaOH O  + 3 C 17 H 35 C O ONa CH 2 OH CH 2 O C C 17 H 33 H 2 O,t 0 Мыло (стеарат натрия ) глицерин Жир (триглицерид)

Щелочной (омыление) образуются мыла

Твердый жир + 3 NaOH  глицерин + 3 C 17 H 35 COONa

O

Стеариновая кислота

CH 2 O C C 17 H 35

+3H 2 O

+ 3C 17 H 35 COOH

CH 2 OH

O

H + t 0

CH O C C 17 H 35

CH OH

+3NaOH

O

+ 3 C 17 H 35 C O ONa

CH 2 OH

CH 2 O C C 17 H 33

H 2 O,t 0

Мыло

(стеарат натрия )

глицерин

Жир

(триглицерид)

Да здравствует мыло душистое!  Мыла – натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот С17Н35 СОО Na – твердое мыло  С17Н35 СООК- жидкое мыло

Да здравствует мыло душистое!

Мыла – натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот

С17Н35 СОО Na – твердое мыло

С17Н35 СООК- жидкое мыло

Прогоркание  При длительном хранении происходит частичный гидролиз, при этом образуется масляная кислота, придающая маслу неприятный вкус и запах , т. е. снижение качества

Прогоркание

При длительном хранении происходит частичный гидролиз, при этом образуется масляная кислота, придающая маслу неприятный вкус и запах , т. е. снижение качества

непредельных  жиров CH 2  O  CO  (CH 2 ) 7  CH = CH   (CH 2 ) 7    CH 3 кат p t CH  O  CO  (CH 2 ) 7  CH = CH   (CH 2 ) 7    CH 3 3H 2 CH 2  O  CO  (CH 2 ) 7  CH = CH  (CH 2 ) 7    CH 3 Триолеат (жидкость) CH 2   O CO (CH 2 ) 16 CH 3  CH O CO (CH 2 ) 16  CH 3  CH 2 O CO (CH 2 ) 16 CH 3  Тристеарат (твердое в-во) Жидкий жир +Н2 = Твердый жир

непредельных жиров

CH 2 O CO (CH 2 ) 7 CH = CH (CH 2 ) 7 CH 3

кат

p

t

CH O CO (CH 2 ) 7 CH = CH (CH 2 ) 7 CH 3

3H 2

CH 2 O CO (CH 2 ) 7 CH = CH (CH 2 ) 7 CH 3

Триолеат (жидкость)

CH 2 O CO (CH 2 ) 16 CH 3

CH O CO (CH 2 ) 16 CH 3

CH 2 O CO (CH 2 ) 16 CH 3

Тристеарат (твердое в-во)

Жидкий жир +Н2 = Твердый жир

Гидрирование   Реакция гидрирования лежит в основе получения маргарина.  Маргарин – пищевой жир, состоит из смеси гидрогенизированных масел (подсолнечного, кукурузного, хлопкого и др.), животных жиров, молока и вкусовых добавок (соли, сахара, витаминов и др.)   Премия и патент были вручены химику Мерс – Мурье.   После разработки промышленного способа гидрирования непредельных соединений маргарин стали получать из растительных масел (Поль Сабатье 1909г) .

Гидрирование

Реакция гидрирования лежит в основе получения маргарина.

Маргарин – пищевой жир, состоит из смеси гидрогенизированных масел (подсолнечного, кукурузного, хлопкого и др.), животных жиров, молока и вкусовых добавок (соли, сахара, витаминов и др.)

Премия и патент были вручены химику Мерс – Мурье.

После разработки промышленного способа гидрирования непредельных соединений маргарин стали получать из растительных масел (Поль Сабатье 1909г) .

Применение Пищевые продукты. В косметике (производство кремов, масок, мазей).  В медицине (касторовое, облепиховое масло, рыбий жир, гусиный жир). Высыхающие растительные масла используют для производства олиф.  Сырье в производстве маргарина (многие растительные масла и китовый жир). В технике (производство мыла, стеариновых свечей). Жиры используют для получения глицерина, смазочных материалов

Применение

  • Пищевые продукты.
  • В косметике (производство кремов, масок, мазей).
  • В медицине (касторовое, облепиховое масло, рыбий жир, гусиный жир).
  • Высыхающие растительные масла используют для производства олиф.
  • Сырье в производстве маргарина (многие растительные масла и китовый жир).
  • В технике (производство мыла, стеариновых свечей).
  • Жиры используют для получения глицерина, смазочных материалов

Биологическая роль жиров

Биологическая роль жиров

  • Строительная (входят в состав клеточных мембран)
  • Энергетическая (1 г жира при окислении дает 9 ккал энергии)
  • Защитная (теплорегуляция, механическая защита органов)
  • Запасная (запас энергии и воды). П ри окислении 100 г жира выделяются 107 мл воды.
  • Регулирующая (обмен веществ в организме)
Жиры в организме  человека

Жиры в организме человека

  • Неправильное питание – причина многих болезней .
  • Жировая ткань весьма активна и даже агрессивна
  • Люди, страдающие ожирением, в два раза чаще, чем люди с нормальной массой тела, умирают в возрасте 40-50 лет.
  • Не следует перегружать себя избыточной пищей
  • Жиры обеспечивают 50% энергии, требуемой человеку, поэтому человеку необходимо потреблять 70–80 г жиров в день.
  • Жиры составляют 10–20% от массы тела здорового человека.
Жиры и ваша  профессия

Жиры и ваша профессия

  • Продукт разложения жира – акролеин
  • Жир придает пищи своеобразный вкус и обогащает его калориями
  • При длительном кипячении мясных бульонов происходит гидролиз жиров и образование жирных кислот, которые придают бульону мутность и неприятный запах.
  • Жиры относятся к числу скоропортящихся продуктов, поэтому лучше их хранить в темноте.
Для вас будущих поваров – кондитеров необходимо знать:

Для вас будущих поваров – кондитеров необходимо знать:

  • При неблагоприятных условиях хранения растительного масла в нем появляются различные дефекты .
  • Масло сливочное кратковременно хранят при положительных температурах от 6 до 0 °С и длительное время — при отрицательных от -5 до -25 °С.
  • При жарении на масле при 120-130 С образуются токсичные альдегиды. Поэтому рекомендуется жарить на растительном или топленом масле, у которых этот процесс начинается при 180 С.
Ситуационные задания:  Задание № 1   Повару необходимо приготовить блюдо «Картофель фри». Для жарки картофеля повар выбрал масло сливочное. Какую ошибку допустил повар и как это отразится на качестве готового блюда? Задание № 2  Приготовленный поваром суп на костном бульоне имеет салистый привкус, а бульон – мутность. На какой стадии приготовления супа повар допустил ошибку? Ответ обоснуйте.

Ситуационные задания:

Задание № 1

Повару необходимо приготовить блюдо «Картофель фри». Для жарки картофеля повар выбрал масло сливочное. Какую ошибку допустил повар и как это отразится на качестве готового блюда?

Задание № 2

Приготовленный поваром суп на костном бульоне имеет салистый привкус, а бульон – мутность. На какой стадии приготовления супа повар допустил ошибку? Ответ обоснуйте.

Химчистка   Дадим вам некоторые советы.  1. Как можно почистить засаленные манжеты и воротнички курток, пальто, пиджаков? Необходимо смочить губку раствором нашатырного спирта и потереть ею загрязненные жиром места.

Химчистка

Дадим вам некоторые советы.

1. Как можно почистить засаленные манжеты и воротнички курток, пальто, пиджаков?

  • Необходимо смочить губку раствором нашатырного спирта и потереть ею загрязненные жиром места.

Химчистка  2. Как можно вывести свежие и застарелые жировые пятна с различных видов тканей?

Химчистка

2. Как можно вывести свежие и застарелые жировые пятна с различных видов тканей?

  • свежие жировые и масляные пятна с любой ткани выводят, проглаживая ткань утюгом через несколько слоев промокательной бумаги;
  • с шерстяной ткани жировое пятно удаляют с помощью теплого водного раствора стирального порошка или нашатырного спирта. Застарелое пятно натирают смесью мыла с бензином (1:10), а потом чистят это место бензином;
  • чтобы вывести пятно с шелковой ткани, погружают загрязненный участок на 5-10 минут в раствор, состоящий из нашатырного спирта, глицерина и воды. Затем изделие промывают в теплой воде.
Тест «Проверь себя» 1.Жиры – это:  а) сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот,  б)  сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот,  в) сложные эфиры одноатомных спиртов и высших карбоновых кислот. 2. Растительные и животные жиры отличаются: а) по растворимости в воде, б) составом спирта, в) составом высших карбоновых кислот. 3. Жиры хорошо растворяются: а) в органических растворителях, б) в воде, в) в растворе кислот. 4. При гидролизе жиров в кислой среде образуются а) глицерин и соли высших карбоновых кислот б) глицерин и высшие карбоновые кислоты, в) маргарин и глицерин.

Тест «Проверь себя»

1.Жиры – это:

а) сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот,

б) сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот,

в) сложные эфиры одноатомных спиртов и высших карбоновых кислот.

2. Растительные и животные жиры отличаются:

а) по растворимости в воде,

б) составом спирта,

в) составом высших карбоновых кислот.

3. Жиры хорошо растворяются:

а) в органических растворителях,

б) в воде,

в) в растворе кислот.

4. При гидролизе жиров в кислой среде образуются

а) глицерин и соли высших карбоновых кислот

б) глицерин и высшие карбоновые кислоты,

в) маргарин и глицерин.

5. Превращение жидких жиров в твердые происходит в результате реакции:  а) гидратации,  б) дегидрирования,  в) гидрирования  6. Мыла – это:  а) натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот,  б) натриевые или калиевые соли уксусной кислоты,  в) продукты гидролиза жиров в кислой среде.  8. При какой температуре при жарении на масле образуется токсический акролеин:  а) 100  б) 180    в) 120  -130  С 9. Кто из перечисленных учёных синтезировал жир  а) Бутлеров  б) Бертло  в) Шеврёль 10. Строительная функция жиров осуществляется: а) в образовании воды, б) в сохранении тепла, в) принимают участие в построении мембран клеток всех органов и тканей.

5. Превращение жидких жиров в твердые происходит в результате реакции:

а) гидратации,

б) дегидрирования,

в) гидрирования

6. Мыла – это:

а) натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот,

б) натриевые или калиевые соли уксусной кислоты,

в) продукты гидролиза жиров в кислой среде.

8. При какой температуре при жарении на масле образуется токсический акролеин:

а) 100 б) 180

в) 120 -130 С

9. Кто из перечисленных учёных синтезировал жир

а) Бутлеров

б) Бертло

в) Шеврёль

10. Строительная функция жиров осуществляется:

а) в образовании воды, б) в сохранении тепла,

в) принимают участие в построении мембран клеток всех органов и тканей.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ  ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ Число правильных ответов Оценка 10 5 (отлично) 8-9 4 (хорошо) 5-7 3 (удовлетворительно) Меньше 5  2 (неуд)

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Число правильных ответов

Оценка

10

5 (отлично)

8-9

4 (хорошо)

5-7

3 (удовлетворительно)

Меньше 5

2 (неуд)

Рефлексия

Рефлексия

  • Сегодня я узнал (а)…
  • Было интересно…
  • Я выполнил (а) задание…
  • Я понял (а), что…
  • Я приобрел (а)…
  • Я научился (лась)…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

"Какой есть смысл в исканье смысла

Процесс познанья - в этом смысл ".

Благодарю вас за урок !

Благодарю вас за урок !


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок по химии. Тема: «Жиры»

Автор: Гаренкова Ольга Михайловна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106374

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(19) "Тема: Жиры "
    ["seo_title"] => string(11) "tiema-zhiry"
    ["file_id"] => string(6) "106407"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403006482"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока по теме ""Жиры. липиды" "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-po-tiemie-zhiry-lipidy"
    ["file_id"] => string(6) "212665"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431885194"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Презентация среднесрочного планирования серии последовательных уроков химии в 9 классе"
    ["seo_title"] => string(91) "priezientatsiiasriedniesrochnoghoplanirovaniiasieriiposliedovatielnykhurokovkhimiiv9klassie"
    ["file_id"] => string(6) "277647"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452950714"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Метапредметный урок.  Тема "ЖИРЫ". "
    ["seo_title"] => string(34) "mietapriedmietnyi-urok-tiema-zhiry"
    ["file_id"] => string(6) "122487"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414256435"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока по химии на тему" Жиры""
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt_uroka_po_khimii_na_tiemu_zhiry"
    ["file_id"] => string(6) "395313"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487953334"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства