kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Соли классификация получение свойства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Соли классификация получение свойства.

Цель урока: сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, получении, свойствах и значении солей.

Образовательная: Познакомить со строением, номенклатурой, получением и свойствами солей.

 Дать классификацию солей.

• Рассказать о значении солей в жизни человека, показать их практическое применение.

• Акцентировать внимание на качественных реакциях.

Воспитательная:

• Расширение мировоззрения в связи с изучаемой темой.

• Соль - символ дружбы и любви.

Развивающая:  Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.

• Совершенствовать химический язык, путём введения новых терминов.

• Развивать мышление методом дедукции (от частного к общему).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Соли классификация получение свойства.»

Тема: Соли классификация получение свойства.

Цель урока: сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, получении, свойствах и значении солей.

Образовательная: Познакомить со строением, номенклатурой, получением и свойствами солей.

Дать классификацию солей.

• Рассказать о значении солей в жизни человека, показать их практическое применение.

• Акцентировать внимание на качественных реакциях.

Воспитательная:

• Расширение мировоззрения в связи с изучаемой темой.

• Соль - символ дружбы и любви.

Развивающая: Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.

• Совершенствовать химический язык, путём введения новых терминов.

• Развивать мышление методом дедукции (от частного к общему).

Тип урока. Изучение нового материала.

  1. Организационный момент. Здравствуйте садитесь.

  2. Актуализация знание.

  3. Этап объяснение новой темы. Записать краткий конспект.

Соли - сложные вещества, состоящие из атомов металлов металлов (иногда входит водород) и кислотных остатков.











Классификация, получение и свойства солей

Наиболее сложными среди неорганических соединений являются соли. Они очень разнообразны по составу. Их делят на средние, кислые, основные, двойные, комплексные, смешанные.

Солями называются соединения, образующие при диссоциации в водном растворе положительно заряженные ионы металлов и отрицательно заряженные ионы кислотных остатков, а иногда, кроме них, ионы водорода и гидроксид-ионы.

Соли можно рассматривать как продукты замещения атомов водорода в кислоте атомами металлов (или группами атомов):

H2SO4 → NaHSO4 → Na2SO4,

Или как продукты замещения гидроксогрупп в основном гидроксиде кислотными остатками:

Zn(OH)2 → ZnOHCl → ZnCl2.

При полном замещении получаются средние (или нормальные) соли:

Ca(OH)2 + H2SO4 = CaSO4 + 2H2O.

При растворении средних солей образуются катионы металла и анионы кислотного остатка:

Na2SO4 →2Na+ + SO42-.

При неполном замещении водорода кислоты получаются кислые соли:

NaOH + H2CO3 = NaHCO3 + H2O.

При растворении кислых солей в растворе образуются катионы металла, сложные анионы кислотного остатка, а также ионы, являющиеся продуктами диссоциации этого сложного остатка, в том числе ионы Н+:

NaHCO→Na+ + HCO3-

HCO3-   H+ CO32-.

При неполном замещении гидроксогрупп основания  - основные соли:

Mg(OH)2 + HBr = Mg(OH)Br + H2O.

При растворении основных солей в растворе образуются анионы кислоты и сложные катионы, состоящие из металла и гидроксогрупп. Эти сложные катионы также способны к диссоциации. Поэтому в растворе основной соли присутствуют ионы ОН-:

Mg(OH)Br → (MgOH)+ + Br- ,

(MgOH)+  Mg2+ + OH-.

Таким образом, в соответствии с данным определением, соли делятся на средние, кислые и основные.

Существуют также некоторые другие типы солей, например: двойные соли, в которых содержатся два разных катиона и один анион:CaCO3×MgCO3 (доломит), KCl∙NaCl (сильвинит), KAl(SO4)2 (алюмокалиевые квасцы); смешанные соли, в которых содержится один катион и два разных аниона: CaOCl2 (или CaCl(OCl)) – кальциевая соль соляной и хлорноватистой (HOCl) кислот (хлорид-гипохлорит кальция). Согласно современным номенклатурным правилам, названия солей образуются из названия аниона в именительном падеже и названия катиона в родительном падеже. Например FeS - сульфид железа (II), Fe2(SO4)- сульфат железа (III). Атом водорода, входящий в состав кислой соли, обозначается приставкой гидро- (NaHSO3 –гидросульфит натрия), а группа ОН- – приставкой гидроксо- (Al(OH)2Cl – дигидроксохлорид алюминия).

 

Получение солей

Соли тесно связаны со всеми остальными классами неорганических соединений и могут быть получены практически из любого класса. Большинство способов получения солей уже было обсуждено выше (разд. 23), к ним относятся:

1. Взаимодействие основных, кислотных и амфотерных оксидов друг с другом:

BaO + SiO2 = BaSiO3,

MgO + Al2O3 = Mg(AlO2)2,

SO3 + Na2O = Na2SO4,

P2O5 + Al2O3 = 2AlPO4.

2. Взаимодействие оксидов с гидроксидами (с кислотами и основаниями):

ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2O,

CO2 + 2KOH = K2CO3 + H2O,

2NaOH + Al2O3 = 2NaAlO2 + H2O.

3. Взаимодействие оснований со средними и кислыми солями:

CuSO4 + 2KOH = Cu(OH)2↓ + K2SO4,

K2SO4 + Ba(OH)2 = 2KOH + BaSO4↓.

2NaHSO3 + 2KOH = Na2SO+ K2SO3 +2H2O,

Ca(HCO3)2 + Ba(OH)2 = BaCO3↓ + CaCO3↓ + 2H2O.

Cu(OH)2 + 2NaHSO4 = CuSO4 + Na2SO4 +2H2O.

4. Соли бескислородных кислот, кроме того, могут быть получены при непосредственном взаимодействии металлов и неметаллов:

2Mg + Cl2 = MgCl2.

 

Химические свойства солей

При химических реакциях солей проявляются особенности как катионов, так и анионов, входящих в их состав. Катионы металлов, находящиеся в растворах, могут вступать в реакции с другими анионами с образованием нерастворимых соединений. С другой стороны, анионы, входящие в состав солей, могут соединяться с катионами с образованием осадков или малодиссоциированных соединений (или же в окислительно-восстановительные реакции). Таким образом, соли могут реагировать:

1. С металлами

Cu + HgCl2 = CuCl2 + Hg ,

Zn + Pb(NO3)2 = Zn(NO3)2 + Pb.

2. C кислотами

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑,

AgCl + HBr = AgBr↓ + HCl

3. C солями

AgNO3 + NaCl = AgCl↓ + NaNO3,

K2CrO4 + Pb(NO3)2 = KNO3 + PbCrO4↓.

4. C основаниями

CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4,

Ni(NO3)2 + 2KOH = Ni(OH)2 + 2KNO3.

5. Многие соли устойчивы при нагревании. Однако, соли аммония, а также некоторые соли малоактивных металлов, слабых кислот и кислот, в которых элементы проявляют высшие или низшие степени окисления, при нагревании разлагаются:

CaCO3 = CaO + CO2,

2Ag2CO3 = 4Ag + 2CO2 + O2,

NH4Cl = NH3 + HCl,

2KNO3 = 2KNO2 + O2,

2FeSO4 = Fe2O3 + SO2 + SO3,

4FeSO4 = 2Fe2O3 + 4SO2 + O2,

NH4NO3 = N2O + 2H2O.

















Классификация солей.

Названия солей.

Кислотный остаток (анион)

Название соли

Cl-

хлорид

F-

фторид

NO3-

нитрат

NO2-

нитрит

S2-

сульфид

SO32-

сульфит

SO42-

сульфат

CO32-

карбонат

SiO32-

силикат

PO43-

фосфат

CN-

цианид

NCS-

тиоционат

ClO-

гипохлорит

ClO2-

хлорит

ClO3-

хлорат

ClO4-

перхлорат

Если металл имеет переменную валентность, то она указывается после химического элемента римской цифрой, заключённой в скобки. Например CuSO4- сульфат меди (II).

Получение солей. 

1.С использованием металлов

металл+неметалл

Mg+Cl2=MgCl2

металл+кислота

Zn+2HCl=ZnCI2+H2

металл+соль

Fe+CuSO4=FeSO4+Cu

2.С использованием оксидов

основной оксид+кислота

CaO+2HCl=CaCl2+H2O

кислотный оксид+основание

CO2+Ca(OH)2=CaCO3+H2O

кислотный+основной оксиды

CaO+CO2=CaCO3

основной+амфотерный оксиды

Al2O3+CaO=Ca(AlO2)2

3.Реакция нейтрализации

кислота+основание

H2SO4+2NaOH=Na2SO4+2H2O

4.Из солей

соль+соль

AgNO3+NaCl=AgCl+NaNO3

соль+щелочь

CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2+Na2SO4

соль+кислота

Na2CO3+2HCl=2NaCl+H2O+CO2

Кислые соли получают такими же способами, что и средние, но при других мольных соотношениях(при избытке кислоты)

NaOH+H2SO4=NaHSO4+H2O

Основные соли образуются при взаимодействии некоторых солей со щелочами (при избытке щелочи)

ZnCl2+NaOH=ZnOHCl+NaCl

Химические свойства солей.

Разложение при прокаливании

CaCO3=CaO+CO2

Cоль+металл

Fe+CuSO4=FeSO4+Cu

Соль+соль

AgNO3+NaCl=AgCl+NaNO3

Соль+щелочь

CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2+Na2SO4

Соль+кислота

Na2CO3+2HCl=2NaCl+H2O+CO2

  1. Этап итоговой проверки знание учащихся.

  1. Дайте определение соли.

  2. Физические и химические свойства соли.

  1. Рефлексия: Что нового узнали на уроки.

  2.  Домашняя задание. Ответить на вопросы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Тема: Соли классификация получение свойства.

Автор: Карабаева Алия Жолдабаевна

Дата: 28.01.2016

Номер свидетельства: 284242

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "урок химии в 8 класее Основани, классификация, получение, свойства. "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-khimii-v-8-klasieie-osnovani-klassifikatsiia-poluchieniie-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "203276"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429451203"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Соли их классификация, химические свойства, способы получения"
    ["seo_title"] => string(69) "soli_ikh_klassifikatsiia_khimichieskiie_svoistva_sposoby_poluchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "469700"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1526383352"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Презентация для урока по теме "Соли" в 8 классе"
    ["seo_title"] => string(53) "priezientatsiia-dlia-uroka-po-tiemie-soli-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "319968"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460983269"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Презентация урока по теме "Соли" "
    ["seo_title"] => string(36) "priezientatsiia-uroka-po-tiemie-soli"
    ["file_id"] => string(6) "225775"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1439888302"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока  на тему "Классы неорганических веществ". "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-klassy-nieorghanichieskikh-vieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "147398"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419370412"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства