kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Соли их классификация, химические свойства, способы получения

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал для проведения занятия по теме: Соли их классификация, химические свойства, способы получения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Соли их классификация, химические свойства, способы получения»



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАПОУ КО «Калужский технический колледж»

(КТК)







Методическая разработка урока

по дисциплине «Химия»

Тема: «Соли их классификация, химические свойства, способы получения».











Преподаватель: Лысова Е.В.

















2017 г.

Тема урока: «Соли их классификация, химические свойства, способы получения получение свойства».

Цель урока: сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, получении, свойствах и значении солей.

Образовательная: привести в систему знания студентов о классификации солей; познакомить со строением, номенклатурой, рассказать о значении солей в жизни человека, показать их практическое применение.

Воспитательная:  Формирование всесторонне развитой личности; показать значимость солей, навыки индивидуальной работы

Развивающая:  развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения; совершенствовать химический язык, путём введения новых терминов; развивать мышление.

Методы: рассказ, беседа, демонстрация видеороликов “Взаимодействие солей с металлами”, «Взаимодействие уксусной кислоты с гидроксидом натрия»; «Взаимодействие кислот с солями», выполнение упражнений и решение задач.

Оборудование: компьютер, таблицы: «Периодическая таблица Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости»

Тип урока: комбинированный.

План урока

1. Организационный момент
2. Промежуточный контроль знаний
3. Систематизация и обобщение знаний по теме «Соли»
4. Закрепление.
5. Домашнее задание.
6. Подведение итогов

Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим  материал по темам: «Оксиды. Основания, Кислоты». Закрепим умения различать эти классы соединений и характеризовать вещества. А затем перейдем к изучению новой темы.

Вопросы по изученным темам:

1.Какие классы соединений вы знаете? Дайте им определение.

2. На какие группы делятся оксиды?

3. Какая кислоты является нерастворимой?

4. Распределите перечисленные вещества по группам (на доске записаны

эназвания классов соединений): Al2O3, ,  Fe(OH)3, ,  H2CO3,   CaO, Ba(OH)2, HNO3,  SO3,  Cu(OH)2,  HCl, NaOH, H2S.

Тест - экспресс

  1. Основания состоят из 2 элементов.

  2. В состав кислоты обязательно входит атом водорода.

  3. Гидроксогруппа входит в состав оснований.

  4. Степень окисления кислорода в оксидах – минус 5.

  5. В состав кислоты обязательно входит металл.

  6. Щелочи – растворимые основания.

  7. Оксиды – это сложные вещества.

  8. Один из компонентов основания – металл.

Для проверки. Пожалуйста, поменяйтесь своими работами с соседом по парте, проверти, и подсчитать количество правильных ответов.

Современный человек не может обойтись без химических знаний, потому что он постоянно имеет дело с веществами. Мы живем в мире веществ. Чтобы понять этот мир, нужно его изучать последовательно и с большим вниманием. Вы уже многое узнали о веществах, поэтому наш урок почти не содержит нового материала, он посвящен совершенствованию ваших знаний.

Соли широко распространены в природе. Огромная масса солей растворена в океанической и морской воде. Три четверти этой массы приходится на поваренную соль. В океанической воде присутствует в виде растворимых солей большинство химических элементов.

В земной коре встречается мрамор, который образовался из известняка в далекие времена. Залежи известняка и мела находятся на дне океанов и морей. Частично они образовались из раковин морских простейших. Эта соль карбонат кальция.

Наземные животные строят свои скелеты из другой соли, в состав которой входят атомы кальция и кислотные остатки фосфорной кислоты. Эта же соль фосфат кальция – основа минералов фосфоритов и апатитов, из которых получают необходимые для сельского хозяйства фосфорные удобрения.

Ученые полагают, что миллионы лет назад жизнь зародилась в первичном Мировом океане. В нем живые организмы получали минеральные соли, необходимые для роста и жизни. При большой потери крови в организм пациента вводят физиологический раствор (временно замещающий кровь), представляющий собой раствор с массовой долей хлорида            натрия 0,8 %.

Соли играют важную роль в процессах обмена веществ. Они содержатся в клеточном соке живых организмов, входят в состав нервной, мышечной и костной тканей. Поэтому без солей, и прежде всего поваренной соли, жизнь человека невозможна.

Соли - сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.

Классификация солей.

1 По растворимости

соли твердые вещества с самой различной растворимостью в воде.

По этому критерию их делят на:

Растворимые, малорастворимые, нерастворимые (студенты приводят примеры, использую таблицу растворимости)

2 По составу

Основы деления солей на отдельные группы были заложены в трудах французского химика и аптекаря Г. Руэля(1703-1770). Именно он в 1754 г. предложил разделить известные к тому времени соли на кислые, основные и средние (нейтральные).

В начале 19 в. Шведский химик Й.Я. Берцелиус сформулировал определение солей как продуктов реакций кислот с основаниями или соединений, полученных замещением атомов водорода в кислоте на металл.

В настоящее время выделяют и другие группы этого чрезвычайно важного класса соединений.



Соли можно рассматривать как продукты замещения атомов водорода в кислоте атомами металлов (или группами атомов):

H2SO4 → NaHSO4 → Na2SO4,

Или как продукты замещения гидроксогрупп в основном гидроксиде кислотными остатками:

Zn(OH)2 → ZnOHCl → ZnCl2.

При полном замещении получаются средние (или нормальные) соли:

Ca(OH)2 + H2SO4 = CaSO4 + 2H2O.

При растворении средних солей образуются катионы металла и анионы кислотного остатка:

Na2SO4 →2Na+ + SO42-.

При неполном замещении водорода кислоты получаются кислые соли:

NaOH + H2CO3 = NaHCO3 + H2O.

При растворении кислых солей в растворе образуются катионы металла, сложные анионы кислотного остатка, а также ионы, являющиеся продуктами диссоциации этого сложного остатка, в том числе ионы Н+:

NaHCO→Na+ + HCO3-

HCO3-   H+ CO32-.

При неполном замещении гидроксогрупп основания  - основные соли:

Mg(OH)2 + HBr = Mg(OH)Br + H2O.

При растворении основных солей в растворе образуются анионы кислоты и сложные катионы, состоящие из металла и гидроксогрупп. Эти сложные катионы также способны к диссоциации. Поэтому в растворе основной соли присутствуют ионы ОН-:

Mg(OH)Br → (MgOH)+ + Br- ,

(MgOH)+  Mg2+ + OH-.

Таким образом, в соответствии с данным определением, соли делятся на средние, кислые и основные.

Существуют также некоторые другие типы солей, например: двойные соли, в которых содержатся два разных катиона и один анион:CaCO3×MgCO3 (доломит), KCl∙NaCl (сильвинит), KAl(SO4)2 (алюмокалиевые квасцы); смешанные соли, в которых содержится один катион и два разных аниона: CaOCl2 (или CaCl(OCl)) – кальциевая соль соляной и хлорноватистой (HOCl) кислот (хлорид-гипохлорит кальция).

Номенклатура солей.

Согласно современным номенклатурным правилам, названия солей образуются из названия аниона в именительном падеже и названия катиона в родительном падеже. Например FeS - сульфид железа (II), Fe2(SO4)- сульфат железа (III). Атом водорода, входящий в состав кислой соли, обозначается приставкой гидро- (NaHSO3 –гидросульфит натрия), а группа ОН- – приставкой гидроксо- (Al(OH)2Cl – дигидроксохлорид алюминия).

Получение солей

Соли получают разными способами (видеоролик)

Соли тесно связаны со всеми остальными классами неорганических соединений и могут быть получены практически из любого класса. Взаимодействие основных, кислотных и амфотерных оксидов друг с другом:

BaO + SiO2 = BaSiO3,

MgO + Al2O3 = Mg(AlO2)2,

SO3 + Na2O = Na2SO4,

P2O5 + Al2O3 = 2AlPO4.

2. Взаимодействие оксидов с гидроксидами (с кислотами и основаниями):

ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2O,

CO2 + 2KOH = K2CO3 + H2O,

2NaOH + Al2O3 = 2NaAlO2 + H2O.

3. Взаимодействие оснований со средними и кислыми солями:

CuSO4 + 2KOH = Cu(OH)2↓ + K2SO4,

K2SO4 + Ba(OH)2 = 2KOH + BaSO4↓.

2NaHSO3 + 2KOH = Na2SO+ K2SO3 +2H2O,

Ca(HCO3)2 + Ba(OH)2 = BaCO3↓ + CaCO3↓ + 2H2O.

Cu(OH)2 + 2NaHSO4 = CuSO4 + Na2SO4 +2H2O.

4. Соли бескислородных кислот, кроме того, могут быть получены при непосредственном взаимодействии металлов и неметаллов:

2Mg + Cl2 = MgCl2.

Химические свойства солей (видеоролик)

При химических реакциях солей проявляются особенности, как катионов, так и анионов, входящих в их состав. Катионы металлов, находящиеся в растворах, могут вступать в реакции с другими анионами с образованием нерастворимых соединений. С другой стороны, анионы, входящие в состав солей, могут соединяться с катионами с образованием осадков или малодиссоциированных соединений (или же в окислительно-восстановительные реакции). Таким образом, соли могут реагировать:

1. С металлами

Cu + HgCl2 = CuCl2 + Hg ,

Zn + Pb(NO3)2 = Zn(NO3)2 + Pb.

2. C кислотами

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑,

AgCl + HBr = AgBr↓ + HCl

3. C солями

AgNO3 + NaCl = AgCl↓ + NaNO3,

K2CrO4 + Pb(NO3)2 = KNO3 + PbCrO4↓.

4. C основаниями

CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4,

Ni(NO3)2 + 2KOH = Ni(OH)2 + 2KNO3.

5. Многие соли устойчивы при нагревании. Однако, соли аммония, а также некоторые соли малоактивных металлов, слабых кислот и кислот, в которых элементы проявляют высшие или низшие степени окисления, при нагревании разлагаются:

CaCO3 = CaO + CO2,

2Ag2CO3 = 4Ag + 2CO2 + O2,

NH4Cl = NH3 + HCl,

2KNO3 = 2KNO2 + O2,

2FeSO4 = Fe2O3 + SO2 + SO3,

4FeSO4 = 2Fe2O3 + 4SO2 + O2,

NH4NO3 = N2O + 2H2O.




Применение солей

Хлорид натрия NaCl — для получения гидроксида натрия NaOH, хлора Cl2, пищевой соды NaHCO3.
Фосфат кальция Ca3(PO4)2 — для получения фосфора P, фосфорной кислоты H3PO4, фосфорных удобрений.

Карбонаты натрия (сода) Na2CO3 и калия (поташ) K2CO3 являются сырьём в производстве стекла и моющих веществ.
Карбонат кальция CaCO3 служит сырьём в производстве негашёной извести CaO, a также в металлургии при выплавке чугуна и стали для выведения примесей в шлак.

В качестве азотных удобрений используют нитрат аммония NH4NO3, нитрат калия KNO3, нитрат натрия NaNO3, нитрат кальция Ca(NO3)2.

CaSO4⋅0,5H2O применяют для изготовления фиксирующих повязок при переломах.

Мыла содержат натриевые соли органических кислот, например, стеарат натрия  C17H35COONa. 

Нитрат серебра (ляпис) AgNO3 используют для гальванического серебрения изделий.

Карбонат кальция CaCO3 используется в зубных пастах в качестве абразивной (соскабливающей) составной части.



Задания для закрепления знаний

  1. Дайте названия следующим солям:
    NaCl -
    KNO3 -
    FeCl3 -
    Li2SO4 -
    KHSO4-
    BaOHCl-
    CaSO3-
    Al2S3-
    NaH2PO4-
    CuCl2-

  2. Определите массу иодида натрия количеством 1,8 моль?

  3. Определите количество вещества фосфата натрия содержащейся в соли массой 1,64 г.

  4. «Шестой лишний».

а) CaO, NaCl, CO2, CO, SO3, SO2

б) K2CO3, HCl, Na2SO4, BaSO4, NaCl, CaCO3



в) HNO3, H2SO4, Н3РО4, Н2СО3, K3SiO4, HI



г) NaOH, Ca(OH)2, Fe(OH)2, KOH, Cu(OH)2

5.“В ее честь названы многие города, реки и озера (Солигорск, Соликамск, Сольвычегодск, Сольцы, Усолка, Усолье). Она необходима организму человека каждый день. Ее недостаток в пище пагубно сказывается на здоровье. В средние века она ценилась дороже серебра и золота. У всех народов она – символ гостеприимства, верности, радушия. (Поваренная соль)



Домашнее задание: проработать конспект; учебник с. 80-84, решить задачу №3



Литература.

1 О.С. Габриелян Химия. -М.: «Академия», 2005г.

2 О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов Общая химия в тестах, задачах и упражнениях.-М.: «Дрофа», 2003 г.

3 Ю.М. Ерохин Химия. –М.: «Мастерство», 2002 г.

3И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. ХИМИЯ 8 класс. М. «ОНИКС 21 век». «Мир и Образование» 2008.

Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия» Книга для учащихся и учителей» М. АСТ - Пресс 2002 г.

5 И.В. Маркина «Современный урок химии», Ярославль, Академия развития, 2008 г.

6 Интернет – ресурсы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Соли их классификация, химические свойства, способы получения

Автор: Лысова Елена Вячеславовна

Дата: 15.05.2018

Номер свидетельства: 469700

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока «Аминокислоты» (технология коллективных способов обучения)"
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-aminokisloty-tiekhnologhiia-kolliektivnykh-sposobov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "308458"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458582541"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока: "Кислоты – классификация, способы получения и свойства." "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-kisloty-klassifikatsiia-sposoby-poluchieniia-i-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "222100"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435848446"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "урок химии в 8 класее Основани, классификация, получение, свойства. "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-khimii-v-8-klasieie-osnovani-klassifikatsiia-poluchieniie-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "203276"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429451203"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "конспект урока в 8 классе  Состав кислот. Соли. "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-v-8-klassie-sostav-kislot-soli"
    ["file_id"] => string(6) "194922"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427822516"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Презентация к уроку химии в 8 классе на тему: "Соли- класс неорганических веществ" "
    ["seo_title"] => string(95) "priezientatsiia-k-uroku-khimii-v-8-klassie-na-tiemu-soli-klass-nieorghanichieskikh-vieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "187672"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426548885"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства