kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока «Соли и их классификация».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать значимость солей; выработать умение работы с химическими реактивами, навыки индивидуальной работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока «Соли и их классификация».»

10



Тема урока «Соли и их классификация».

Цель урока: сформировать понятие о солях и их классификации, научиться составлять химические формулы солей и давать им названия.

Задачи урока


Образовательные.

1. Познакомить с понятием солей.

2. Рассмотреть состав и название солей.

4. Научить составлять формулы солей.

Воспитательные.

Показать значимость солей; выработать умение работы с химическими реактивами, навыки индивидуальной работы.


Развивающие.

Умение анализировать и обобщать данные, классифицировать вещества, записывать и читать химические формулы, применять правила на практике. Приобретение навыков самостоятельной работы.


Методы :

1 Словесные (объяснение учителя, беседа с учащимися).

2 Наглядные (демонстрация веществ)

3 Практические

Оборудование и материалы: карточки, раковины моллюсков, образцы фосфоритов и апатитов, мела, мрамора, известняка, хлорида натрия, медного купороса (для наглядности).

Формы организации познавательной деятельности :

1. Индивидуальная (химический диктант).

2. Групповая

3. Обще классная (когда один учащийся работает у доски, а остальные учащиеся выполняют это же задание на своих местах в тетради)


Ход урока

I. Организационный момент

I I. Актуализация знаний учащихся

Проверка домашнего задания:

1 Индивидуальная работа учащихся: химический диктант ( 5-7 мин )

(Работа с карточками).

Вариант 1


Химический диктант


  1. Дать название веществу, формула которого H2 SO4

  2. Написать формулу азотистой кислоты

  3. Дать название веществу, формула которого HNO3

  4. Написать формулу соляной кислоты

  5. Дать название веществу, формула которого H2SiO3



Вариант 2


Химический диктант


  1. Дать название веществу, формула которого H2CO3

  2. Написать формулу сернистой кислоты

  3. Дать название веществу, формула которого H3PO4

  4. Написать формулу сероводородной кислоты

  5. Дать название веществу, формула которого HCI




Взаимопроверка. Ответы записаны на доске.

2. Этап обобщения и систематизации :

- Какие классы соединений вы знаете? Дайте определение каждому из них.

Название класса поочередно вывешивается на доске.

Оксиды Основания Кислоты


-На карточках обучающимся предложены формулы некоторых веществ.


Учитель предлагает соотнести химические формулы и название классов веществ. ( Учащиеся поочередно выходят к доске и записывают формулы веществ, данных в карточках, в соответствующий класс. Читают формулы и дают определение классу веществ. Предполагаемый ответОксиды – сложные вещества, состоящие из атомов 2 элементов, один из которых кислород в степени окисления -2. Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильной группы. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка).



До выполнения



















После выполнения
















Как Вы думаете, как можно назвать этот неизвестный нам класс? (дети предлагают разные варианты, если нет необходимого, то можно предложить им исторические названия NaCl-поваренная соль, MgSO4-входит в состав горькой соли или все можно попросить найти исторические названия этих солее в интернете, и т.д.). Учащиеся назвали – Соли, правильно! Этот класс соединений называется –соли.

Определение цели урока







III. Введение новых знаний.

(Слово учителя)

По мере того как учитель рассказывает о некоторых солях он записывает формулы их на доске: NaCl, MgSO4, CaCO3, Ca3(PO4)2

Соли широко распространены в природе. Огромная масса солей растворена в океанической и морской воде. Три четверти этой массы приходится на поваренную соль. А горький вкус ей придает сульфат магния.

В земной коре встречается мрамор, который образовался из известняка в далекие времена. Залежи известняка и мела находятся на дне океанов и морей. Частично они образовались из раковин морских простейших. Эта соль карбонат кальция.

Наземные животные строят свои скелеты из другой соли, в состав которой входят атомы кальция и кислотные остатки фосфорной кислоты. Эта же соль фосфат кальция – основа минералов фосфоритов и апатитов, из которых получают необходимые для сельского хозяйства фосфорные удобрения.

Ученые полагают, что миллионы лет назад жизнь зародилась в первичном Мировом океане. В нем живые организмы получали минеральные соли, необходимые для роста и жизни. При большой потери крови в организм пациента вводят физиологический раствор (временно замещающий кровь), представляющий собой раствор с массовой долей хлорида натрия 0,8 %.

Соли играют важную роль в процессах обмена веществ. Они содержатся в клеточном соке живых организмов, входят в состав нервной, мышечной и костной тканей. Поэтому без солей, и прежде всего поваренной соли, жизнь человека невозможна.

Вот какие удивительные и полезные вещества соли! Посмотрите на образцы солей и подумайте чем все соли похожи и в чем их различие? (предполагаемый ответ – все соли твердые вещества, имеющие различную окраску)

Правильно соли представляют собой твердые вещества, при растворении некоторых из них в воде, мы получаем растворы солей. А окраска солей зависит от того какие элементы входят в их состав.

Но нас больше интересует состав солей: чем они образованы и какие свойства проявляют!


Все перечисленные выше вещества соли.

- Что общего в этих соединениях и чем они отличаются:


NaCl, MgSO4, CaCO3, Ca3(PO4)2


Все они состоят из металла и кислотного остатка.

- Давайте запишем определение солей.

Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотных остатков.

- А теперь давайте попробуем выбрать из перечня вещества только формулы солей:

Na2S LiCl K3PO4

Mg(OН)2 Fe(OH)2 NH3

K2SO4 Ca(NO3)2 Na2O


(Один ученик выходит к доске и подчеркивает формулы солей)


- Правильно, Na2S, LiCl, K3PO4, K2SO4, Ca(NO3)2 – это все формулы солей.

А теперь, посмотрите на образцы солей и подумайте, чем все соли похожи и в чем их различие? (предполагаемый ответ – все соли твердые вещества, имеющие различную окраску)

Правильно соли представляют собой твердые вещества, при растворении некоторых из них в воде, мы получаем растворы солей. А окраска солей зависит от того какие элементы входят в их состав.


- По растворимости все соли можно разделить на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые. К первой группе относится: NaCl, K2SO4, ZnCl, а ко второй: BaSO4, CaCO3. Как можно узнать растворимая соль или нет? Попробовать растворить ее, что мы сейчас и сделаем (опыт). А если соли под рукой нет? Тогда необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет.

- Как мы можем различить растворы кислоты и основания, оба прозрачные жидкости? Только с помощью специального индикатора – лакмусовой бумажки: в кислой среде – красный цвет, а в щелочной – синий.

- А какого цвета будет лакмусовая бумажка в растворе соли? В зависимости от того какой металл и какой кислотный остаток входит в состав соли: синяя, красная или может вообще не изменять окраску. (опыт) Истинную причину этого вы узнаете позже, когда мы будем подробно изучать свойства всех классов неорганических веществ.

А теперь будем учиться составлять названия солей, с помощью алгоритма: (у каждого ученика на парте есть алгоритмы)



Алгоритм называния соли по формуле

  1. Определить степени окисления каждого элемента (по формуле).

  2. Определить по кислотному остатку, какой кислоте соот­ветствует соль, каково название соли.

Названия солей образуются от латинских корней с добавление суффиксов:

-ид, если соль бескислородная;

-ит, если центральный атом находится не в высшей степени окисления ;

-ат , если центральный атом находится в высшей степени окисления, равной номеру группы.

  1. К названию соли добавить русское название металла в ро­дительном падеже, указать в скобках римской цифрой степень окисления металла (если она непостоянна).


Пользуясь таблицей на странице 109, составим названия следующих солей:

AlCl3 – хлорид алюминия

KNO2 - нитрит калия

BaSO4 – сульфат бария


- Теперь сделаем обратное задание по названию соли, составим ее формулу:

Алгоритм построения формул солей по названию

  1. Слева записать металл, указанный в названии, над ним - степень окисления (из названия, из таблицы растворимости).

  2. По названию соли определить, какой кислоте она соответ­ствует, кислотный остаток записать справа от металла, над ним написать степень окисления (из таблицы растворимости).

3. Найти наименьшее общее кратное

4. Разделить полученное число на значение степени окисления металла и кислотного остатка.

нитрат магния

Для этого необходимо:

1. Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать заряды ионов.

2. Найти наименьшее общее кратное

3. Разделить полученное число на численное значение заряда каждого элемента

2

Mg+2(NO3)2-1






III. Закрепление.

А теперь давайте закрепим полученные знания, выполнив следующие задания:

  1. Расставьте индексы и дайте названия следующим веществам:

Zn…Cl…

Ba…NO3...

Ca…PO4

Al…S…

Na…SO4

  1. Составьте формулы следующих солей:

Нитрат меди (II)

Хлорид ртути (II)

Силикат магния

Нитрат натрия

Карбонат кальция


V. Итог урока.

Итак, подведем итог, сегодня на уроке мы познакомились с еще одним классом соединений - Соли, дали определение, научились отличать их от других соединений, классифицировать, составлять формулы солей и давать им названия.

Выставление оценок.


V. Домашнее задание. Запишите домашнее задание: §33, упр. 1-4.


























Вариант 1


Химический диктант


1. Дать название веществу, формула которого H2 SO4 :________________________________

2. Написать формулу азотистой кислоты:

_________

3. Дать название веществу, формула которого HNO3 :________________________________

4. Написать формулу соляной кислоты:

__________

5.Дать название веществу, формула которого H2SiO3: ________________________________



Вариант 2


Химический диктант


1.Дать название веществу, формула которого H2CO3:______________________

2.Написать формулу сернистой кислоты:

_____________

3.Дать название веществу, формула которого H3PO4:______________________

4.Написать формулу сероводородной кислоты:_______________

5.Дать название веществу, формула которого HCI:_______________________




Вариант 1


Химический диктант

  1. Серная кислота.

  2. HNO2

  3. Азотная кислота

  4. HCL

  5. Кремниевая кислота


Вариант 2


Химический диктант

1.Угольная кислота

2.H2SO3

3. Фосфорная кислота

4.H2S

5.Соляная кислота






Алгоритм называния соли по формуле

  1. Определить степени окисления металла и кислотного ос­татка

(по таблице растворимости, по формуле).

  1. Определить по кислотному остатку, какой кислоте соот­ветствует соль, каково название соли.

Названия солей образуются от латинских корней с добавление суффиксов:

-ид, если соль бескислородная;

-ит, если центральный атом находится не в высшей степени окисления ;

-ат , если центральный атом находится в высшей степени окисления, равной номеру группы.

  1. К названию соли добавить русское название металла в ро­дительном падеже, указать в скобках римской цифрой степень окисления металла (если она непостоянна).


Алгоритм построения формул солей по названию

  1. Слева записать металл, указанный в названии, над ним -степень окисления (из названия, из таблицы растворимости).

  2. По названию соли определить, какой кислоте она соответ­ствует, кислотный остаток записать справа от металла, над ним написать степень окисления (из таблицы растворимости).

3. Найти наименьшее общее кратное

4. Разделить полученное число на значение степени окисления металла и кислотного остатка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока «Соли и их классификация».

Автор: Мишина Светлана Владимировна

Дата: 17.11.2020

Номер свидетельства: 563632

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока: "Кислоты – классификация, способы получения и свойства." "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-kisloty-klassifikatsiia-sposoby-poluchieniia-i-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "222100"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435848446"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Соли и их классификация"
    ["seo_title"] => string(26) "soli-i-ikh-klassifikatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "254372"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447756219"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Урок по теме "Соли" "
    ["seo_title"] => string(19) "urok-po-tiemie-soli"
    ["file_id"] => string(6) "118729"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413221721"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Тема: Соли классификация получение свойства."
    ["seo_title"] => string(48) "tiema-soli-klassifikatsiia-poluchieniie-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "284242"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453957507"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "урок химии в 8 класее Основани, классификация, получение, свойства. "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-khimii-v-8-klasieie-osnovani-klassifikatsiia-poluchieniie-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "203276"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429451203"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства