kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме: «Физические и химические свойства кислорода (реакции окисления, горение). Понятие об оксидах».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка технологических карт позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс гибко и эффективно. Использование технологической карты урока является новым перспективным видом методического инструментария, обеспечивающего эффективное и качественное использование учебных курсов в школе, актуальным в настоящее время, который дает возможность достижения планируемых результатов освоения федеральных рабочих программ по учебному предмету «Химия» базовый уровень в соответствии с ФГОС ООО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: «Физические и химические свойства кислорода (реакции окисления, горение). Понятие об оксидах».»

Технологические карты уроков по учебному предмету « Химия».

Технологическая карта урока по теме: «Физические и химические свойства кислорода (реакции окисления, горение). Понятие об оксидах».

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Тема урока

«Физические и химические свойства кислорода (реакции окисления, горение).Понятие об оксидах».

Тип урока

Урок формирования умений и навыков.

Цель

Создать условия для формирования у учащихся представления о кислороде, изучить его свойства, дать общее понятие об оксидах, окислении, горении .

Задачи

Образовательные: изучить физические и химические свойства кислорода; вести понятия реакция горения, оксиды, окисление.

Развивающие: развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе эксперимента; развитие познавательного интереса.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, сотрудничество, целенаправленность; навыки контроля и взаимоконтроля, любовь к природе.

Планируемые результаты

Предметные: знать физические свойства кислорода;

уметь записывать уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислорода;

уметь составлять химические формулы оксидов. Личностные: формирование культуры умственного труда; формирование чувства ответственности за свои действия; умение общаться в группе;

развитие познавательного интереса к предмету.

Метапредметные: умение работать с учебником;

овладение аналитическими умениями (обобщать и систематизировать информацию, выделять существенные признаки, делать выводы);

развитие грамотной речи;

умение проводить эксперимент, работать в заданном темпе;

развитие навыков работы с компьютером;

умение применять полученную информацию.

Основные понятия

Реакции медленного окисления, реакции горения, оксиды.

Ресурсы:

  • основные

  • дополнительные

Оборудование для лабораторных опытов: образцы оксидов.

Оборудование для демонстрации: ложечка для сжигания веществ, колбы со стеклом, заполненные кислородом, спиртовка, спички, стакан с известковой водой, вода дистиллированная, лакмус.

компьютер для учителя и интерактивная доска.


Перечень ЭОР, используемых на уроке:

Модули ЭОР, размещенные на сайте http://www.fcior.edu.ru

http://www.fcior.edu.ru/card/3438/fizicheskie-svoystva-i-poluchenie-kisloroda.html

http://www.fcior.edu.ru/card/5202/himicheskie-svoystva-i-primenenie-kisloroda.html

Ресурсы ЕК ЦОР, размещенные на сайте http://school-collection.edu.ru

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/be645c39-9df6-4769-a285-bdb05ca2ad3b/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8d80b4a9-aa8f-42a9-bafd-4e66d0d46c86/view/

Формы урока

Фронтальная, групповая, работа в парах, игровая.

Педагогические приёмы

Учебно-организационные (определение цели и задачи урока, создание благоприятных условий деятельности); учебно – информационные

беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с учебником, наблюдение); учебно-интеллектуальные (восприятие, осмысление, запоминание информации, мотивация деятельности).



Содержание учебного материала и этапы урока (Приложение 2)

 

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Время, мин.

Организационный момент

Психологический настрой на активную деятельность на уроке

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

 

- Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Добрый день!

- Вы готовы к нашему уроку?



Мотивирует обучающегося на деятельность

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.


1

Актуализация опорных знаний.

1.У доски: упражнение 1

Составить формулы соединений кислорода и калия, магния, алюминия, серы(VI), фосфора (V)

2 Фронтальный опрос:

1. Дать характеристику кислорода - химического элемента.

2.Дать характеристику кислорода – простого вещества.


Проверка упражнения.







Опрос класса

У доски 1 обучающийся составляет формулы; класс записывает в тетради.



Ответы на вопросы учителя.

8



































Изучение нового материала с поэлементным закреплением

Учитель читает стихотворение:

Гореть, светить и окисляться,

Со мной в оксиды превращаться.

Да будет свет, тепло и жар,

Мой, кислорода, это дар!

Попробуйте сформулировать цель урока.





Проблема урока:

Горение бумаги, скисание молока, ржавление железа относятся ли к реакциям окисления?

Сообщение темы урока.

Совместно с учащимися формулируют цель.





Предлагает обучающемуся сказать, какие ассоциации у него связаны со словом «свойства», что может изучать тема: «Свойства кислорода.»

















.

Определяет категории, формулирует цель урока







Даёт ответы на вопросы.


















2

1. Физические свойствами кислорода.

1.Он бесцветный, но тяжёлый,

В нём огонь всегда весёлый.

Он в крови у нас живёт,

Ну, конечно… (Кислород)

2.Учащиеся читают анаграмму:

«СЕБЦТЕВНЫЙ, ЗЕБ ХАПАЗА, ЗЕБ ОГЕН-ТЕН НИЗИЖ»

Ответить на вопрос. Какие физические свойства в ней зашифрованы?

(Бесцветный, без запаха, без него нет жизни)

 


Предлагает обучающемуся познакомиться с текстом стихотворения о кислороде и выбрать строки, где упоминаются физические свойства кислорода.















Предлагает обучающемуся разгадать анаграмму и ответить на вопрос.

Выбирает в стихотворении строки о физических свойствах кислорода.

 

Диктует учителю записи















Учащиеся разгадывают анаграмму.

8

2.Химические свойства кислорода.

Видеодемонстрация№1: «Горение железа в кислороде»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/deb6e939-f8c8-fea7-fe24-7b2c80013fd7/index.htm

В кислороде горят и такие вещества, которые обычно считают негорючими, например железо. Если к тонкой стальной проволоке прикрепить спичку, зажечь ее и опустить в сосуд с кислородом, то от спички загорится и железо. Горение железа происходит с треском и разбрасыванием ярких раскаленных искр — расплавленных капель железной окалины Fe3O4. В этом соединении два атома железа трехвалентны и один двухвалентен. Поэтому реакцию горения железа в кислороде можно выразить следующим уравнением:

3Fe + 2O2=Fe3O4,

Видеодемонстрация№2 «Горение серы» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/600cd365-f9f2-ae10-56e4-98ee0af7e4c6/index.htm

Сера горит в O2 ярким синим пламенем с образованием газа с резким запахом — оксида серы(IV)

S + O2 = SO2

Видеодемонстрация№3 «Горение угля», http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/695aa82a-e84a-fa4d-7b04-16d28ded2fbb/index.htm

Если опустить в сосуд с кислородом O2 тлеющий уголек, то он раскаляется добела и сгорает, образуя оксид углерода(IV) СO2.

С + O2 = СO2

Видеодемонстрация№4 «Горение красного фосфора»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f83beda5-449d-d3dc-442c-a474a89eeca6/index.htm

Опыт следует проводить под тягой. Следует соблюдать правила обращения с нагревательными приборами. Не допускать попадания горящего фосфора на рабочую поверхность стола. Не вдыхать выделяющийся дым фосфорного ангидрида.

Фосфор Р сгорает в O2 ярким пламенем с образованием белого дыма, состоящего из твердых частиц оксида фосфора(V).

4P + 5O2 = 2P2O5

Проблемный вопрос: Чем процесс горения отличается от медленного окисления?

Демонстрация опытов, помощь в написании уравнений реакций, формулировании наблюдений, выводов, определений понятий.



































































































































































Учитель задаёт проблемный вопрос.

Наблюдает, анализирует информацию, составляет химические уравнения, формулирует выводы.





































































































































































Даёт ответ на вопрос. Горение – это реакции, при которых происходит окисление веществ с выделением тепла и света.


15


3.Оксиды.

В большинстве случаев при взаимодействии веществ с кислородом образуются оксиды. Оксиды — это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород.

Кислород образует соединения со всеми элементами периодической системы (кроме некоторых исключений).

К ним относятся золото Au и некоторые другие.

Составьте формулы сложных веществ элементов третьего периода с кислородом. Дайте названия веществам. Дайте определение оксидам.









































Обсуждение и корректировка.










































Выполняют задания в парах.

Отвечает на вопросы.


Физкультминутка.

 Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!


 

Отдых, зарядка

1

Закрепление знаний.

1.«Правда или ложь? Если знаешь - разберешь»

Для кислорода верны следующие утверждения:

а) Кислород – бесцветный газ, без вкуса и запаха.

б) Кислород немного легче воздуха.

в) В кислороде горят и такие вещества, которые обычно считают негорючими, например железо.

г) Известны химические элементы, которые непосредственно с кислородом соединяются. К ним относятся золото Au и некоторые другие.

д) Применение кислорода основано на его физических свойствах.

е) Непрерывный круговорот кислорода непосредственно связан с таким процессом, как фотосинтез.

2. Задание. «Мозговой штурм»

Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций.

а) CO2 + H2O = C6H12O6 + O2

б) P + O2 = P2O5

Опрос класса.

Контролирует правильность ответов учеников.

Ответ: а; в; е.































































Проверка упражнения.


Ответы на вопросы учителя.































































Обучающийся составляет уавнения; класс записывает в тетради.

5

Рефлексия

Составление рассказа о свойствах кислорода.

Учитель:

Сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось…

Подводит обучающегося к формулированию выводов по итогам урока в ходе беседы

Составляет рассказ.

 Отвечает на вопросы.

4

Домашнее задание

§13,14 изучить

Творческое задание:

1. Найти или придумать загадки, поговорки о кислороде.

2.Подготовить сообщение: «Что делается в вашей местности для поддержания определенного содержания кислорода в воздухе? В чем может заключаться ваше участие в этой деятельности?»

Сообщает домашнее задание, комментирует его выполнение

Записывает в дневник д/з

1




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коротя Виктория Ивановна

Дата: 04.11.2025

Номер свидетельства: 676661

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "Технологическая карта урока по теме: «Физические и химические свойства кислорода (реакции окисления, горение). Понятие об оксидах»."
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_teme_fizicheskie_i_khimicheskie_svoistva_kis_1"
    ["file_id"] => string(6) "676663"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1762244343"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства