kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме: "Кислород - химический элемент и простое вещество. Получение кислорода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. В технологиеской карте представлены задания, которые учитель может использовать для формирования у обучающихся функциональной грамотности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Кислород - химический элемент и простое вещество. Получение кислорода"»

Технологическая карта урока

Автор: Ермолова Е.Е., учитель химии ТОГБОУ «Многопрофильный кадетский корпус имени Л.С. Дёмина»

Предмет: химия

класс 8

Тема занятия: Кислород - химический элемент и простое вещество. Получение кислорода.

Тип занятия: по дидактической цели – изучение нового материала, по способу организации – комбинированный.

Учебные материалы: Кузнецова Н.Е. Химия 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара;

Презентация https://disk.yandex.ru/i/B_OCVq-GcWE9bg

Метод проведения: проблемный урок

Межпредметные связи: биология, химия, история

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

выстаивает собственное целостное мировоззрение;

формирует познавательные мотивы, направленных на получение новых знаний по химии, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; формирует познавательную, информационную и читательскую культуры, в том числе навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;

формирование экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

Базовые логические действия

строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии); делать выводы и заключения;

умение применять в процессе познания, понятия, используемые в химии;

преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления — химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение химической реакции — при решении учебно-познавательных задач;

выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых объектов — химических веществ и химических реакций;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи.

Базовые исследовательские действия

умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания.

Работа с информацией

анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных источников.

Коммуникативные УУД:

умением задавать вопросы в ходе диалога по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности;

принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

анализировать образовательные результаты.

Предметные результаты:

характеризовать кислород как химический элемент;

применять основные операции мыслительной деятельности — анализ, сравнение выявление причинно-следственных связей — для изучения физических свойств простого вещества кислорода и химических реакций, характеризующих его способы получения.

характеризовать способы собирания кислорода.


Виртуальная площадка: МЭО https://k06ui.mob-edu.ru/ui/#/bookshelf/course/292/topic/3524/lesson/8020


Этап занятия

Время,

мин

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося


Формы, методы, средства обучения

Формируемые образовательные компетенции

Ссылки на цифровые ресурсы

Формы

оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

Организационный момент

1







Актуализация опорных знаний

1

Предлагается прочитать текст и ответить на вопрос, о каком веществе пойдет речь на уроке. «На первый взгляд может показаться, что его вообще не существует, однако это вещество есть, мало того, без него человечество попросту задохнулось бы».

Слушают задание.


Читают текст, отвечают на вопрос учителя.


Называют тему урока.



Словесные (работа с печатным словом)

Познавательные. Выявлять свойства кислорода.

Регулятивные. Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Коммуникативные. Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы одноклассников, строить понятные речевые высказывания.

Личностные. Понимать единство естественно-научной картины мира.




Постановка познавательной задачи

2

Используя прием «Знаю-хочу узнать-узнал» предлагает обучающимся определиться с задачами урока

Формулируют задачи урока

Словесные

Регулятивные. Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Коммуникативные. Строить понятные речевые высказывания.

Личностные. Понимать границы собственного знания и незнания.




Создание проблемной ситуации

1

Предлагает ответить на проблемный вопрос: «Почему кислород называют вездесущим, всемогущим, невидимым?»


Отвечают на вопрос учителя.

Анализируют и дополняют ответы одноклассников.


Словесные

Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Регулятивные. Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Коммуникативные. Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы одноклассников, строить понятные речевые высказывания.

Личностные. Понимать границы собственного знания и незнания.

Презентация (1 слайд)

https://disk.yandex.ru/i/B_OCVq-GcWE9bg



Открытие нового знания

27

1. Предлагает обучающимся ответить на вопросы, позволяющие рассмотреть нахождение кислорода в природе:

  • Где в природе содержится кислорол?

  • Как вы думаете, откуда в атмосфере Земли появился кислород?

  • Объясните смысл латинской поговорки: «Dum spiro-sрero» («Пока дышу – надеюсь»).

  • Что вам известно о дыхании живых организмов?

  • Кислород потребляется в больших количествах, однако его массовая и объемная доли в атмосфере постоянны. Объясните, почему?

- Прочитайте, используя ресурс МЭО, где и в каком виде содержится кислород в природе. Найдите на фотографии вещества, которые содержат атомы кислорода, и перечислите их.



2. Предлагает проанализировать таблицу 16 на стр 121 и дать характеристику химическому элементу кислороду и простому веществу кислороду по плану:

Химический элемент

  • Обозначение

  • Положение в ПС

  • Ar

  • Валентность

  • Металл/неметалл

  • какие простые вещества, образованные атомами кислорода вам известны? Каковы их формулы и значение?

Простое вещество

  • формула простого вещества,

  • молярная масса кислорода,

  • тип кристаллической решетки

  • цвет,

  • вкус,

  • запах,

  • легче или тяжелее воздуха,

  • особые свойства.

3. Предлагает предположить, исходя из нахождения в природе, из чего и каким образом может быть получен кислород, выполнив задание из МЭО.



Знакомит обучающихся со способами получения кислорода как в промышленности, так и в лаборатории: термическое разложение, электролиз воды, перегонка воздуха.

Предлагает обучающимся распределить приведенные схемы уравнений реакций на указанные группы и дописать их.

Отвечают на вопрос учителя. Анализируют рисунки в учебнике.

Анализируют и дополняют ответы одноклассников, выполняют упражнения



























Анализируют таблицу.









Выполняют упражнение. Отвечают.

Анализируют и дополняют ответы одноклассников.


















Читают, анализируют физические свойства азота и воздуха, входящих в состав воздуха. Отвечают на вопрос учителя.








Классифицируют способы получения кислорода, дописывают уравнения реакций, фиксируют их в тетради.











Словесные, наглядные

Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Понимать и интерпретировать информацию, представленную в тексте (аспект смыслового чтения).

Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу. Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Осуществлять самоконтроль процесса выполнения задания.

Коммуникативные. Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, строить понятные речевые высказывания.

Личностные. Понимать единство естественно-научной картины мира.

ФГ. Формирование читательской грамотности.


































ФГ. Формирование читательской грамотности, естественнонаучной грамотности.















ФГ. Формирование естественнонаучной грамотности.






Презентация (2,3 слайд)

https://disk.yandex.ru/i/B_OCVq-GcWE9bg
























МЭО. Занятие 7. Газы, воздух, кислород. Интернет-урок 2. Кислород. Применение кислорода. https://k06ui.mob-edu.ru/ui/#/course/292/topic/3524/lesson/8020

ФГ. Формирование читательской грамотности.





Презентация (5,6 слайд)































МЭО. Занятие 7. Газы, воздух, кислород. Интернет-урок 1. Воздух. https://k06ui.mob-edu.ru/ui/#/bookshelf/course/292/topic/3524/lesson/8020

ФГ. Формирование читательской грамотности, естественнонаучной грамотности.












Презентация (7 слайд)

https://disk.yandex.ru/i/B_OCVq-GcWE9bg




















4. Предлагает ответить обучающимся на вопросы:

  • Какие способы являются физическими, а какие химическими?

  • Какой из перечисленных способов был изобретен раньше других?


Отвечают на вопрос учителя. Анализируют, соотносят исторические промежутки открытия электричества, создания низких температур и дополняют ответы одноклассников.


Словесные

Познавательные. Осуществлять анализ исторических открытий и явлений.

Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу.

Осуществлять самоконтроль процесса выполнения задания.

Коммуникативные. Строить продуктивное взаимодействие с учителем и сверстниками.

Личностные. Формировать готовность к саморазвитию и самообразованию.

ФГ. Формирование читательской грамотности, естественнонаучной грамотности.


Презентация (7 слайд)

https://disk.yandex.ru/i/B_OCVq-GcWE9bg









5. Учитель предлагает обучающимся изучить текст об открытии кислорода и ответить на вопросы:

  • Кто и каким способом открыл кислород?

  • Почему открытие кислорода оказалось важным для промышленности?

  • Как убедиться, что сосуд заполнен кислородом?


Изучают текст на стр 124-125 учебника. Отвечают на вопросы, дополняют ответы одноклассников.


словесные

Познавательные. Понимать и интерпретировать информацию, представленную тексте учебника.

Регулятивные. Воспринимать материал в соответствии с целевой установкой. Коммуникативные. Уметь строить продуктивное взаимодействие со взрослыми.

Личностные. Понимать единство естественно-научной картины мира.





6. Для ознакомления обучающихся со способами собирания кислорода предлагает выполнить упражнение в МЭО и ответить на вопросы:

  • Почему кислород можно собирать и методом вытеснения воздуха, и методом вытеснения воды?

  • Как следует держать пробирку для сбора кислорода: донышком вверх или вниз?


Изучают рисунки, отражающие способы собирания кислорода. Анализируют.

Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы одноклассников.


наглядные

Познавательные. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рисунке и в видеосюжете.

Регулятивные. Воспринимать материал в соответствии с целевой установкой. Коммуникативные. Уметь строить продуктивное взаимодействие со взрослыми.

Личностные. Понимать единство естественно-научной картины мира.

МЭО. Занятие 7. Газы, воздух, кислород. Интернет-урок 2. Кислород. Применение кислорода. https://k06ui.mob-edu.ru/ui/#/bookshelf/course/292/topic/3524/lesson/8020

ФГ. Формирование естественнонаучной грамотности.








Первичная проверка понимания


4

Собирает демонстрационный прибор для получения кислорода методом вытеснения воздуха. Предлагает обучающимся объяснить, почему прибор собирается именно так. Получает кислород и доказывает его наличие.


Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы одноклассников.



Познавательные. Доказывать, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные. Воспринимать материал в соответствии с целевой установкой. Коммуникативные. Уметь строить продуктивное взаимодействие со взрослыми.

Личностные. Понимать единство естественно-научной картины мира.



Проверка понимания.

5

Предлагает выполнить графический диктант




Пишут графический диктант.

Осуществляют самопроверку по его итогам.




Пишут


практические

Познавательные. Использовать знаково-символические средства для решения задач. Производить вычисления по уравнению реакции.

Регулятивные. Выполнять учебные действия в материализованной форме.

Осуществлять само и взаимоконтроль процесса. Коммуникативные. Понимать и адекватно воспринимать замечания учителя.

Личностные. Управлять своей познавательной деятельностью.

Презентация (11-13 слайды)


Проверка правильности выполнения задания по образцу.

Подведение итогов. Оценивание

1

Предлагает ответить на ключевой вопрос урока МЭО: «Подобно тому, как кислород и азот, соединяясь, составляют воздух, необходимый для жизни, — точно так же мысль и чувство... образуют воздух, которым дышит поэзия», — написала поэтесса В. Инбер в одном из своих произведений. Найдите ошибку в высказывании поэтессы.


Подводит итоги урока.

Отвечают на ключевой вопрос урока


Познавательные. Доказывать, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные. Дополнять, уточнять высказывания по существу полученного задания. Коммуникативные. Продуктивно взаимодействовать с учителем и одноклассниками.

Личностные. Понимать единство естественно-научной картины мира.

ФГ. Читательская грамотность, естественно-научная грамотность.

МЭО. Занятие 7. Газы, воздух, кислород. Интернет-урок 2. Кислород. Применение кислорода. https://k06ui.mob-edu.ru/ui/#/bookshelf/course/292/topic/3524/lesson/8020

ФГ. Формирование естественнонаучной грамотности.


Оценивание на основе активности работы на уроке.

Рефлексия

2

Проводит рефлексию в форме «З-Х-У»

Обучающиеся отвечают, что нового они узнали о кислороде на уроке.


Коммуникативные. Осознанно строить речевые высказывания, адекватно использовать устную речь.

Личностные. Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию.




Домашнее задание


П.28, выполнить задания (ФГ. Формирование читательской, естественно-научной, математической грамотности)

№ 1.1. Рассчитайте массовые доли кислорода в соединениях, использующихся для его получения: HgO, H2O2, KMnO4, KClO3.

Ответ: __________________________________________________________

________________________________________________________________


№ 1.2. Если бы стоимость всех перечисленных веществ в первом задании была одинаковой, применение какого из них оказалось бы наиболее выгодным? Ответ обоснуйте.

Ответ: __________________________________________________________

________________________________________________________________


№ 1.3. Сколько потребуется оксида ртути (II) HgO, чтобы получить 64 г кислорода? Ответ подтвердите расчетом.

Ответ: __________________________________________________________


№ 2.1. Как известно, рыбы дышат кислородом, растворенным в воде. Что можно сказать о требовательности к содержанию кислорода в воде таких известных видов рыб, как карась и форель, если первый предпочитает стоячую воду небольших прудов, а вторая водится только в быстрых горных речках?

Форель Карась

Ответ: __________________________________________________________


№ 2.2. Оптимальной для разведения форели считается вода с насыщением кислородом от 90 до 100 %, т.е. 9 – 11 мг/л. 

Проанализируйте таблицу растворимости кислорода в воде и предположите какая температура оптимальна для разведения форели.

Ответ: __________________________________________________________

________________________________________________________________




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Ермолова Елена Евгеньевна

Дата: 19.06.2023

Номер свидетельства: 633953

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Технологическая карта урока по теме: "Оксиды""
    ["seo_title"] => string(45) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_teme_oksidy"
    ["file_id"] => string(6) "646502"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1709108154"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Кислород, общая характеристика, получение и свойства»"
    ["seo_title"] => string(59) "kislorod-obshchaia-kharaktieristika-poluchieniie-i-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "289899"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454868363"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Кислород, общая характеристика, получение и свойства»"
    ["seo_title"] => string(61) "kislorod-obshchaia-kharaktieristika-poluchieniie-i-svoistva-1"
    ["file_id"] => string(6) "289900"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454868380"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "«Кислород, общая характеристика, получение и свойства»"
    ["seo_title"] => string(61) "kislorod-obshchaia-kharaktieristika-poluchieniie-i-svoistva-2"
    ["file_id"] => string(6) "289904"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454869073"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Технологическая карта урока по теме "Значение водорослей"  ОС "Школа 2100" "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-znachieniie-vodorosliei-os-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "145012"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418831510"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства