kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кислород, общая характеристика, получение и свойства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по химии

 «Кислород, общая характеристика, получение и свойства»

Учитель: Одарченко Т.А. МБОУ «СОШ №31» г. Симферополь

УМК:  Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.

Урок соответствует разделу программы « Кислород.Горение»,1 урок при изучении данного раздела.

Тема урока - «Кислород, общая характеристика, получение и свойства»

Тип урока – изучение нового материала.

Цели урока: 
Предметные: уметь различать понятия «химический элемент» и «простое вещество» на примере кислорода; знать методы получения кислорода в лаборатории и промышленности, методы собирания кислорода, физические свойства кислорода; формированиеумений: составлять характеристику кислорода по плану,

составлять уравнения реакций получения кислорода, объяснять методы собирания кислорода.

Метапредметные: развитие способности к наблюдениям, систематизации информации, способности выделять главное существенное
Личностные: развитие умения управлять своей познавательной деятельностью, готовности к решению задач на выявление сущности того или иного явления природы.

Основные виды деятельности учащихся. Исследовать свойства кислорода.Описывать и характеризовать кислород как химический элемент и как простое вещество, составлять уравнения реакций получения кислорода, определять методы собирания кислорода, описывать физические свойства кислорода.Распознавать кислород опытным путем. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Делать выводы из результатов проведенных опытов.

Основные понятия: химический элемент, простое вещество,катализатор.
Демонстрации:получение кислорода при разложении перманганата калия и пероксида водорода;собирание кислорода вытеснением воды и воздуха; доказательство наличия кислорода тлеющей лучинкой; обратить внимание на технику безопасности.

Оборудование урока: комплекс “Компьютер + телевизор” для демонстрации компьютерной презентации к уроку, таблица «Распространенность химических элементов в природе», диаграмма «Распространение элемента кислорода в природе», раздаточный материал для работы в парах.

Применяемые технологии:

технологияразноуровневой дифференциации,

 технологии системно-деятельного подхода,

технология проблемного обучения,

технология игрового обучения,

интерактивные технологии.

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»

 Б.ШОУ.

 № п/п

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I

Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цель: проверка готовности учащихся, их настроя на работу

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

 Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо.

 Вижу, класс наш хоть куда.

Начинать урок пора.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

II

Анализ ошибок контрольной работы «На ошибках- учимся!»

Задание1. Определить валентности элементов по формуле вещества:

а) AlCl3; б) MgS; в) SO3; г) N2O5

Задание2. Составить формулы сложных веществ, состоящих из водорода и следующих химических элементов:

а) азота (III); в) кремния (IV);б) хлора (I);

г) серы (II)

Задание3. Расставить коэффициенты в уравнениях. Подчеркнуть формулы сложных веществ. Определить типы химических реакций:

а) CuO + C = Cu + CO2

б) Fe + H2O = Fe3O4 + H2

в) Al + O2 = Al2O3

г) KNO3 = KNO2 + O2

Выполнение заданий определенной сложности по пройденному материалу.

3

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

(5 мин)

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач на уроке.

Это знают все на свете:

Кислород нужен планете.

Это знают даже дети:

Без него не жить на свете.

И животные, и люди –

Все вдыхают кислород.

Без него и у растений

Фотосинтез не идет.

И в больнице дядя доктор,

Чтоб микробы одолеть,

Кислород дает больному,

Чтоб болезнь преодолеть.

А электрогазосварщик,

Чтобы трубы заварить,

Кислород дает в горелку,

Чтобы дырку победить.

Тайны есть у кислорода,

Чтобы их узнать, дружок,

Ты бери скорей учебник,

И в припрыжку на урок!

О каком газе идет речь в данной загадке?

- Какой будет тема урока?

а). Озвучивание темы урока и постановка цели урока.

- На сегодняшнем уроке мы должны выяснить:

1).Какие сведения о кислороде вам уже известны?

2).Почему о кислороде говорят так: «Кислород самый распространенный    на  нашей  планете  элемент.  Он рождает теплоту человеческого дыхания и  обжигающее  пламя пожара?»

3). Что общего у песка,  рубина, негашеной  извести?

- А на какие вопросы вы бы хотели получить ответы в ходе урока

Проблемный вопрос.

– Как вы думаете, почему кислород изучают первым среди других химических элементов?

-Что вам уже известно о кислороде?

Работа в парах.

Отвечают на вопрос.

Формулируют тему урока.

Записывают тему урока в тетради «Кислород, общая характеристика, получение и свойства».Слушают учителя,отвечают на вопросы.

Сообщение  1. «О значении кислорода для живых организмов и в природе».

Сообщение 2.  «История открытия кислорода»

4

Совместное открытие новых знаний (20 мин)

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы

Задачи: составить представления учащихся о кислороде как химическом элементе и простом веществе.

Первичная проверка усвоения новых знаний

Открытие новых знаний

 Введение в тему.

I.Характеристика кислорода как химического элемента  по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева  и как вещества.

  1. . Отметьте, в каких случаях речь идёт о химическом элементе кислороде, а в каких – о простом веществе кислороде. Обведите цифру правильного ответа: красным – элемент, синим – вещество.
  2. Кислород – газ, плохо растворимый в воде.
  3. Химическая формула кислорода – О2
  4. В воздухе содержится приблизительно 21% кислорода.
  5. Относительная молекулярная масса кислорода - 32
  6. В земной коре содержится приблизительно 47% кислорода.
  7. Валентность кислорода равна двум.
  8. Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде.
  9. В промышленности кислород получают из воздуха.
  10. Химический знак кислорода – О.
  11. На долю кислорода приходится 89% массы Мирового океана
  12. Атомная масса кислорода – 16

Обсуждают результаты, подводят итоги, выясняют возникшие вопросы.

III.Физические свойства кислорода.

Ответить на вопрос, полетит ли шарик, надутый кислородом.

Прочитать соответствующий текст в §23.

IV.Получение кислорода.

 А).Как образуется кислород в природе?

Б).Как получают кислород в промышленности? Какое сырье используется? При каких условиях протекает реакция разложения воды?

 Сжижение воздуха-какое явление?

В). Получение в лаборатории.

Демонстрационный опыт.Получение кислорода при разложении перманганата калия и пероксида водорода; собирание кислорода вытеснением воды и воздуха; доказательство наличия кислорода тлеющей лучинкой.

На каких свойствах кислорода основаны способы его собирания?

Опыт. Как доказать наличие кислорода?

Учащиеся знакомятся с планом.

План характеристики химического элемента

1.химический знак

2.относительная атомная масса

3.валентность

4.распространение в природе

Работа в группах.  

Выполняют задание, обсуждают, выбирают ответы, обводят правильные ответы. Представляют результаты

Сравнивают свою схему со схемами партнёров в группе, сравнивают с образцом.

Выполняют индивидуальную работу

а) Составьте рассказ, используя опорные слова:

атмосфера, земная кора, гидросфера, кислород, распространенность

б) Закончите предложение:

а) Земная атмосфера содержит кислорода…

б) Еще больше в земной коре содержится…

в) В гидросфере его содержание…

г) Кислород – самый…

Учащиеся читают текст, анализируют его, обсуждают  вопрос в группе,

Используя ранее полученные знания из природоведения,окружающего мира и биологии, ученики рассказывают о процессе фотосинтеза.

 Учащиеся находят ответ в §22,обсуждают   промышленные способы получения кислорода.

Проводят наблюдения, записывают уравнения химических реакций, отмечают

условия реакцииполучения кислорода, выясняют роль катализатора.

Ответы учащихся. Предлагают методы доказательства.

5

Закрепление изученного материала

(10 мин)

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

1.Вычеркните неверные суждения о кислороде.

1.      В промышленности получают из воздуха.

2.      Сложное вещество.

3.      При обычных условиях бесцветный газ.

4.      Собирают вытеснением воздуха

5.      В природе встречается только в составе сложных веществ.

6.      Собирают в перевернутый вверх дном сосуд.

7.      В лаборатории получают из перекиси водорода.

8.      Газ, имеющий запах.

9.      Поддерживает горение.

10.  Тяжелее воздуха.

11.  Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды.

12.  При обычных условиях жидкость.

13.  Входит в состав воздуха.

14.  Образуется в природе в процессе фотосинтеза.

2.Расставить коэффициенты в уравнении,определить тип химической реакции.

На каком свойстве кислорода основано его собирание?

Теперь вернемся к ключевому вопросу урока:

Так что же за вещество кислород: источник жизни или разрушитель?

Учащиеся выполняют задание, выполняют самоконтроль.

Учащиеся отвечают

6

Домашнее задание

Предлагает домашнее задание :  §22,упр.1,4-6 ;тестовые задания; §23(физические свойства кислорода). По желанию:

- найти или придумать загадки,  поговорки о кислороде;

- написать сказку о кислороде;

- составить кроссворд;

Записывают задание

7

Рефлексия

Создаёт условия для заключительной рефлексии

Стихотворение

Что? Почему? Зачем? И где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
(А почему огонь горит?)
Зерно под солнцем проросло.
(Зачем растению тепло?)
Дым лёгкий, а скала тверда.
Что значит лед, а что - вода?
Что? Почему? Зачем? И где?
Мы всё узнать хотим,
Соль растворяется в воде,
А мел нерастворим.
Бумага не сгорит дотла:
В печи останется зола.
А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь.
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте.
Открытий путь - нелёгкий путь,
Но человеку – не свернуть,
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шел вперёд, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперёд!

Оценивают свои знания, планируют задачи на следующий урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кислород, общая характеристика, получение и свойства»»

Технологическая карта урока по химии

«Кислород, общая характеристика, получение и свойства»

Учитель: Одарченко Т.А. МБОУ «СОШ №31» г. Симферополь

УМК: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.

Урок соответствует разделу программы « Кислород.Горение»,1 урок при изучении данного раздела.

Тема урока - «Кислород, общая характеристика, получение и свойства»

Тип урока – изучение нового материала.

Цели урока: 
Предметные: уметь различать понятия «химический элемент» и «простое вещество» на примере кислорода; знать методы получения кислорода в лаборатории и промышленности, методы собирания кислорода, физические свойства кислорода; формированиеумений: составлять характеристику кислорода по плану,

составлять уравнения реакций получения кислорода, объяснять методы собирания кислорода.

Метапредметные: развитие способности к наблюдениям, систематизации информации, способности выделять главное существенное
Личностные: развитие умения управлять своей познавательной деятельностью, готовности к решению задач на выявление сущности того или иного явления природы.

Основные виды деятельности учащихся. Исследовать свойства кислорода.Описывать и характеризовать кислород как химический элемент и как простое вещество, составлять уравнения реакций получения кислорода, определять методы собирания кислорода, описывать физические свойства кислорода.Распознавать кислород опытным путем. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Делать выводы из результатов проведенных опытов.

Основные понятия: химический элемент, простое вещество,катализатор.
Демонстрации:получение кислорода при разложении перманганата калия и пероксида водорода;собирание кислорода вытеснением воды и воздуха; доказательство наличия кислорода тлеющей лучинкой; обратить внимание на технику безопасности.



Оборудование урока: комплекс “Компьютер + телевизор” для демонстрации компьютерной презентации к уроку, таблица «Распространенность химических элементов в природе», диаграмма «Распространение элемента кислорода в природе», раздаточный материал для работы в парах.

Применяемые технологии:

технологияразноуровневой дифференциации,

технологии системно-деятельного подхода,

технология проблемного обучения,

технология игрового обучения,

интерактивные технологии.


«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»

Б.ШОУ.


 № п/п

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I

Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цель: проверка готовности учащихся, их настроя на работу

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Начинать урок пора.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.







II

Анализ ошибок контрольной работы «На ошибках- учимся!»












Задание1. Определить валентности элементов по формуле вещества:

а) AlCl3; б) MgS; в) SO3; г) N2O5

Задание2. Составить формулы сложных веществ, состоящих из водорода и следующих химических элементов:

а) азота (III); в) кремния (IV);б) хлора (I);

г) серы (II)

Задание3. Расставить коэффициенты в уравнениях. Подчеркнуть формулы сложных веществ. Определить типы химических реакций:

а) CuO + C = Cu + CO2

б) Fe + H2O = Fe3O4 + H2

в) Al + O2 = Al2O3

г) KNO3 = KNO2 + O2

Выполнение заданий определенной сложности по пройденному материалу.












3

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

(5 мин)

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач на уроке.

Это знают все на свете:

Кислород нужен планете.

Это знают даже дети:

Без него не жить на свете.

И животные, и люди –

Все вдыхают кислород.

Без него и у растений

Фотосинтез не идет.

И в больнице дядя доктор,

Чтоб микробы одолеть,

Кислород дает больному,

Чтоб болезнь преодолеть.

А электрогазосварщик,

Чтобы трубы заварить,

Кислород дает в горелку,

Чтобы дырку победить.

Тайны есть у кислорода,

Чтобы их узнать, дружок,

Ты бери скорей учебник,

И в припрыжку на урок!


О каком газе идет речь в данной загадке?

- Какой будет тема урока?

а). Озвучивание темы урока и постановка цели урока.

- На сегодняшнем уроке мы должны выяснить:

1).Какие сведения о кислороде вам уже известны?

2).Почему о кислороде говорят так: «Кислород самый распространенный на нашей планете элемент. Он рождает теплоту человеческого дыхания и обжигающее пламя пожара?»

3). Что общего у песка, рубина, негашеной извести?

- А на какие вопросы вы бы хотели получить ответы в ходе урока

Проблемный вопрос.

– Как вы думаете, почему кислород изучают первым среди других химических элементов?

-Что вам уже известно о кислороде?

Работа в парах.







Отвечают на вопрос.









Формулируют тему урока.


Записывают тему урока в тетради «Кислород, общая характеристика, получение и свойства».Слушают учителя,отвечают на вопросы.


Сообщение 1. «О значении кислорода для живых организмов и в природе».

Сообщение 2. «История открытия кислорода»

4

Совместное открытие новых знаний (20 мин)

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы

Задачи: составить представления учащихся о кислороде как химическом элементе и простом веществе.















Первичная проверка усвоения новых знаний























































Открытие новых знаний








Введение в тему.

I.Характеристика кислорода как химического элемента по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и как вещества.


II. Отметьте, в каких случаях речь идёт о химическом элементе кислороде, а в каких – о простом веществе кислороде. Обведите цифру правильного ответа: красным – элемент, синим – вещество.

  1. Кислород – газ, плохо растворимый в воде.

  2. Химическая формула кислорода – О2

  3. В воздухе содержится приблизительно 21% кислорода.

  4. Относительная молекулярная масса кислорода - 32

  5. В земной коре содержится приблизительно 47% кислорода.

  6. Валентность кислорода равна двум.

  7. Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде.

  8. В промышленности кислород получают из воздуха.

  9. Химический знак кислорода – О.

  10. На долю кислорода приходится 89% массы Мирового океана

  11. Атомная масса кислорода – 16


Обсуждают результаты, подводят итоги, выясняют возникшие вопросы.











III.Физические свойства кислорода.

Ответить на вопрос, полетит ли шарик, надутый кислородом.

Прочитать соответствующий текст в §23.

IV.Получение кислорода.

А).Как образуется кислород в природе?






Б).Как получают кислород в промышленности? Какое сырье используется? При каких условиях протекает реакция разложения воды?

Сжижение воздуха-какое явление?




В). Получение в лаборатории.

Демонстрационный опыт.Получение кислорода при разложении перманганата калия и пероксида водорода; собирание кислорода вытеснением воды и воздуха; доказательство наличия кислорода тлеющей лучинкой.



На каких свойствах кислорода основаны способы его собирания?



Опыт. Как доказать наличие кислорода?


Учащиеся знакомятся с планом.

План характеристики химического элемента

1.химический знак

2.относительная атомная масса

3.валентность

4.распространение в природе

Работа в группах.

Выполняют задание, обсуждают, выбирают ответы, обводят правильные ответы. Представляют результаты

Сравнивают свою схему со схемами партнёров в группе, сравнивают с образцом.


Выполняют индивидуальную работу

а) Составьте рассказ, используя опорные слова:

атмосфера, земная кора, гидросфера, кислород, распространенность

б) Закончите предложение:

а) Земная атмосфера содержит кислорода…

б) Еще больше в земной коре содержится…

в) В гидросфере его содержание…

г) Кислород – самый…


Учащиеся читают текст, анализируют его, обсуждают вопрос в группе,

Используя ранее полученные знания из природоведения,окружающего мира и биологии, ученики рассказывают о процессе фотосинтеза.


Учащиеся находят ответ в §22,обсуждают промышленные способы получения кислорода.

Проводят наблюдения, записывают уравнения химических реакций, отмечают

условия реакцииполучения кислорода, выясняют роль катализатора.

Ответы учащихся. Предлагают методы доказательства.

5

Закрепление изученного материала

(10 мин)

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

1.Вычеркните неверные суждения о кислороде.

  1. В промышленности получают из воздуха.

  2. Сложное вещество.

  3. При обычных условиях бесцветный газ.

  4. Собирают вытеснением воздуха

  5. В природе встречается только в составе сложных веществ.

  6. Собирают в перевернутый вверх дном сосуд.

  7. В лаборатории получают из перекиси водорода.

  8. Газ, имеющий запах.

  9. Поддерживает горение.

  10. Тяжелее воздуха.

  11. Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды.

  12. При обычных условиях жидкость.

  13. Входит в состав воздуха.

  14. Образуется в природе в процессе фотосинтеза.



2.Расставить коэффициенты в уравнении,определить тип химической реакции.







На каком свойстве кислорода основано его собирание?

Теперь вернемся к ключевому вопросу урока:

Так что же за вещество кислород: источник жизни или разрушитель?

Учащиеся выполняют задание, выполняют самоконтроль.







Учащиеся отвечают

6

Домашнее задание

Предлагает домашнее задание : §22,упр.1,4-6 ;тестовые задания; §23(физические свойства кислорода). По желанию:

- найти или придумать загадки, поговорки о кислороде;

- написать сказку о кислороде;

- составить кроссворд;


Записывают задание

7

Рефлексия

Создаёт условия для заключительной рефлексии

Стихотворение

Что? Почему? Зачем? И где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
(А почему огонь горит?)
Зерно под солнцем проросло.
(Зачем растению тепло?)
Дым лёгкий, а скала тверда.
Что значит лед, а что - вода?
Что? Почему? Зачем? И где?
Мы всё узнать хотим,
Соль растворяется в воде,
А мел нерастворим.
Бумага не сгорит дотла:
В печи останется зола.
А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь.
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте.
Открытий путь - нелёгкий путь,
Но человеку – не свернуть,
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шел вперёд, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперёд!



Оценивают свои знания, планируют задачи на следующий урок.



2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кислород, общая характеристика, получение и свойства»

Автор: Одарченко Татьяна Андреевна

Дата: 07.02.2016

Номер свидетельства: 289900

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Кислород, общая характеристика, получение и свойства»"
    ["seo_title"] => string(59) "kislorod-obshchaia-kharaktieristika-poluchieniie-i-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "289899"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454868363"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "«Кислород, общая характеристика, получение и свойства»"
    ["seo_title"] => string(61) "kislorod-obshchaia-kharaktieristika-poluchieniie-i-svoistva-2"
    ["file_id"] => string(6) "289904"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454869073"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Общая характеристика неметаллов. Элементы VI А группы "
    ["seo_title"] => string(63) "obshchaia-kharaktieristika-niemietallov-eliemienty-vi-a-ghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "104813"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402759358"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Общая характеристика неметаллов. Элементы І\/А группы."
    ["seo_title"] => string(62) "obshchaia-kharaktieristika-niemietallov-eliemienty-i-a-ghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "292742"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455343064"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Общая характеристика неметаллов. Элементы V А группы "
    ["seo_title"] => string(62) "obshchaia-kharaktieristika-niemietallov-eliemienty-v-a-ghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "104809"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402759189"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства