kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТЭД. Реакции ионного обмена

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке проходит систематизация знания обучающихся по написанию реакций ионного обмена. Учащиеся применяют полученные знания при выполнении разнообразных заданий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КАРТА УРОКА»



КАРТА УРОКА

ТЭД. РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА


Ученика 8 «а» класса _____________________________________ Вариант _________________

Внимание! За каждый правильный ответ на вопрос – бонус можно заработать один балл.

Дополнительно заработанные баллы и баллы на уроке суммируются.


ЗАДАНИЯ

«Таблица растворимости»


1. Распределите предложенные вещества на электролиты и неэлектролиты: раствор гидроксида калия, твердый гидроксид калия, сахар, раствор сахара, дистиллированная вода, раствор карбонат калия. Данные занесите в таблицу.

электролит

неэлектролит







Балл________

2.(по вариантам)  Запишите уравнения диссоциации следующих соединений:

1 вариант

2 вариант

гидроксид бария

азотная кислота

Na2СO3



соляная кислота

гидроксид калия

K2SO4


Балл________

Проверь себя”

Даны растворы, содержащие ионы Н+ и ОН-. Как с помощью индикаторной бумаги можно определить эти ионы?

Пробирка 1

Пробирка 2

Находится _______________, так как




Находится ________________, так как



Балл________

  

«Составляй-ка»

На столе находятся стаканчики с растворами солей: сульфата меди(II) (CuSO4),

сульфата никеля(II) (NiSO4), сульфата кобальта(II)(CoSO4), сульфата натрия (Na2SO4). Почему цвет растворов разный?

Если прилить к предложенным веществам гидроксид натрия (NaOH) то в каких случаях реакции будут идти до конца?

Напишите молекулярное, полное ионное и сокращенное уравнения реакций любого из проведенных превращений.






Балл________

«Химия и жизнь»

1вариант. Карбонат кальция входит в состав зубных паст. Его готовят химическим взаимодействием карбоната натрия и какой-либо растворимой соли кальция. Напишите уравнение этой реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.







2 вариант. Иодид серебра используют для уничтожения градовых облаков. Мелкие кристаллы этой соли, попадая в облако, служат центрами кристаллизации воды, и вместо крупных градин на землю выпадает мелкая крупа или дождь. Напишите молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения реакции получения иодида серебра взаимодействием двух солей.





Балл________


«Решай-ка»

(Решают на доске)

Приготовили 200 грамм 15% раствора нитрата железа (II). Рассчитайте количество ионов каждого вида в данном растворе.









Балл________

ИТОГО ________________


Ученика 8 «а» класса _____________________________________


Домашнее задание

1 уровень

Какие пары ионов не могут одновременно находиться в растворе: а)Cu2+ и OH- ; б) Zn2+ и Cl-;

в) Ag+ и Cl- ?Ответ подтвердите уравнениями реакций










2 уровень

Почему при растворении нитрата серебра в водопроводной воде раствор этой соли никогда не бывает прозрачным? Ответ подтвердите молекулярным, полным ионным и сокращенным ионным уравнениями.










3 уровень

Предложите ионные реакции для очистки сточных вод автомобильного предприятия от катионов Pb2+ и Cu2+, оказывающих токсическое действие на живые организмы.







Рефлексия

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным

интересным / неинтересны









Просмотр содержимого документа
«Реакции ионного обмена»



Министерство образования и науки Республики Марий Эл

МУ «Отдел образования и по делам молодежи» администрации

МО «Оршанский муниципальный район»

МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школ







ТЭД. Реакции ионного обмена

открытый урок в рамках республиканского семинара

«Формирование универсальных учебных действий

на уроках биологии, химии и географии»



Максимова Ирина Аркадьевна,

учитель химии и биологии

высшей квалификационной категории


Оршанка

09 апреля 2014года



ПАСПОРТ ОТКРЫТОГО УРОКА

1.Класс: 8 класс

2. Продолжительность: 45 минут

3. Место проведения: 15 кабинет

4. Учебный предмет: химия

5. Тема: ТЭД. Реакции ионного обмена

6. Тип урока: формирование и совершенствование умений и навыков

7. Цель: закрепление знаний о протекании ионных реакций в растворах электролитов

8. Задачи:

8.1.Образовательные:

8.1.1. Повторить материал о теории электролитической диссоциации.

8.1.2. Закрепить умение оформлять ионные уравнения реакций.

8.1.3. Отработать навыки проводить расчеты с использованием понятий «массовая доля» вещества», «количество вещества».

8.2.Развивающие:

8.2.1. Способствовать развитию умения анализировать и обобщать ранее изученные факты.

8.2.2. Развивать память, логическое мышление, внимание обучающихся.

8.2.3. Совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием при проведении и демонстрации эксперимента.

Универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

  • Формировать умение выявлять сущность, особенности изучаемых веществ. (П)

  • Формировать умение на основе анализа ранее изученных фактов делать выводы. (П)

  • Формировать умение извлекать информацию из таблиц, схем. (П)

  • Формировать умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. (П)

  • Формировать умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. (К)

  • Формирование вербальных и невербальных способов коммуникации. (К)

  • Уметь корректировать свои действия и действия других. (Р)

  • Давать оценку результатам собственной работы на уроке. (Р)

8.3.Воспитательные:

8.3.1. Способствовать формированию позитивного отношения к изучению химии.

8.3.2. Воспитывать уважительное отношение к работе товарищей.

Универсальные учебные действия (личностные)

  • Воспитывать культуру диалога (Л)

  • Формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру (Л)

  • Формировать личностную мотивацию учебной деятельности (Л)

9. Основной дидактический метод: частично-поисковый метод обучения

10. Частные методы: побуждающий и подводящий диалоги, работа с карточками, метод иллюстрации, демонстрация эксперимента, выполнение заданий на рабочих листах.

11. Дидактические средства: химическая посуда, тестовые задания; карточки с текстовым материалом; презентация к уроку; ноутбук; проектор; экран; учебник.

12.Список использованных источников:

12.1. Габриелян О.С.Химия 8 класс: учебник общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010. - Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия 8 класс: Настольная книга. - М.: Дрофа, 2004 . 12.2. Химия в схемах и таблицах для 8-11 классов общеобразовательных школ/ авт-сост - Э.М.Левина. В.В. Кириллов.– СПб.: Тригон, 2008 12.3. Экспериментальная химия www.chemexperiment.narod.ru/index.html























ПЛАН УРОКА


1. Организационное начало урока

1.1 Приветствие учащихся и гостей.

1.2 Настрой на урок


2. Постановка задач урока

2.1 Вступительная беседа


3. Актуализация знаний

3.1. «Разминка»


4. Формирование и совершенствование умений и навыков – выполнение заданий:

4.1. «Таблица растворимости»

4.2. « Уравнения диссоциации»

4.3. «Проверь себя»

4.4. «Составляй-ка»

4.5. «Физкультминутка»

4.6. «Химия и жизнь»

4.7. «Решай-ка»


5. Домашнее задание

5.1. Пояснение домашнего задания


6. Подведение итогов урока

6.1. Оценивание работы на уроке

6.2. Рефлексия.


7. Организационное завершение урока

Конспект урока

Этапы урока

Содержание этапа урока

Формируемые УУД

Организационное начало урока

Приветствие

Проверка готовности учащихся к уроку

Организация внимания учащихся

  • Здравствуйте, ребята!

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли.

Договариваемся: действовать, искать, думать, трудиться в полную силу и не бояться допустить ошибку!


Личностные УУД

Способствуем формированию желания выполнять учебные действия


Постановка задач

урока


ОРЯИЕТ ОЛИТЭЛЕКТР АВНЕУРНИЯ СОЦИДИСАЦИЯ

Теория Электролит Уравнения Диссоциация


О чем же мы будем вести сегодня разговор?


На прошлых уроках вы узнали, что водные растворы кислот, солей и щелочей являются электролитами, мы учились писать уравнения диссоциации этих веществ на катионы и анионы, познакомились с условиями протекания реакций ионного обмена до конца.

Сегодня мы будем использовать эти знания выполняя задания.





Познавательные УУД

Формируем умение выявлять сущность, особенности изучаемых явлений

Коммуникативные УУД

Формируем умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать


Актуализация знаний

«Разминка» (БОНУС)

1. Основоположником теорий электролитической диссоциации является -

2. Распад электролита на ионы при растворении или расплавления –

3. Вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток,

называют –

4. Сильные электролиты имеют степень диссоциации –

5. Слабые электролиты имеют степень диссоциации –

6. Заряженные частицы, в которые превращаются атомы или группы атомов

в результате отдачи или принятия электронов –

7. Положительно заряженные ионы –

8. Отрицательно заряженные ионы –

9. Реакции между ионами называются -

10. Признаками реакций ионного обмена являются –





Коммуникативные УУД

Формируем умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать


Познавательные УУД

Структурируем ранее полученные знания



Формирование и совершенствование умений и навыков

«Таблица растворимости»

Класс 1 (задание на слайде. Кто отвечает получает БОНУС)


Лаборант, проводя анализ бесцветного раствора, не содержащего осадка, определил наличие следующих ионов: K+, NO3-,Cu2+, Cl-, S2-. Какие ошибки он допустил? ( Ионы Cu2+ окрашены, а анализируемый раствор бесцветный, ионы Cu2+  и S2- не могут одновременно находиться в растворе, так как взаимодействуют между собой с образованием осадка CuS).


Класс (в карте урока )

(весь класс, после выполнения, проверка с пояснением) (БОНУС)


Распределите предложенные вещества на электролиты и неэлектролиты: раствор гидроксида калия, твердый гидроксид калия, сахар, раствор сахара, дистиллированная вода, раствор карбонат калия. Данные занесите в таблицу.


электролит

неэлектролит






Продолжим работу с таблицей растворимости. Вы только – что сказали, что все электролиты диссоциируют на ионы при растворении в воде. Как же мы можем записать эти уравнения? У вас в карте урока есть задание. Каждый вариант выполняет свое прямо в карте.


«Уравнения диссоциации»

(класс выполняет по вариантам, затем самопроверка по презентации)


Составьте уравнения диссоциации перечисленных ниже соединений:


1 вариант

2 вариант

гидроксид бария

азотная кислота

Na2СO3


соляная кислота

гидроксид калия

K2SO4


Если все правильно- 2 балла

Если 1 ошибка 1 балл


Обратите внимание на уравнения диссоциации кислот и оснований.

  • Что общего в уравнениях диссоциации кислот?

Все кислоты объединяет то, что они при диссоциации обязательно образуют катионы водорода.

  • Чем похожи уравнения диссоциации щелочей?

Все щелочи объединяет то, что они при диссоциации обязательно образуют анионы гидроксогрупп..


  • Как можно доказать, что в растворах кислот накапливаются катионы водорода, а в растворах щелочей – гидроксид-ионы.


У вас на столах находятся пронумерованные стаканчики, в которых находятся растворы кислоты и щелочи. Определите, где что находится.



«Проверь себя»

(работа в парах)

Даны растворы, содержащие ионы Н+ и ОН-. Как с помощью индикаторной бумаги можно определить эти ионы?


Пробирка 1

Пробирка 2

Находится __________, так как


Находится __________, так как



Учащиеся выполняют эксперимент, отвечая на вопрос, происходит самопроверка и самооценивание с использованием презентации (задание - 1 балл).







«Составляй-ка»

Класс выполняет в карте урока


Большинство реакций протекает в растворах, которые содержат ионы, растворенных в них веществ. Следовательно, свойства растворов зависят от того, какие ионы в них находятся.

На столе находятся стаканчики с растворами солей: сульфата меди(II), сульфата никеля(II), сульфата кобальта(II), сульфата натрия. Почему цвет растворов разный? (Цвет растворам придают гидратированные ионы металлов).

Если прилить к предложенным веществам гидроксид натрия, то в каких случаях реакции будут идти до конца? ( Реакции будут идти до конца если смешать растворы сульфата меди(2) и гидроксида натрия, сульфата кобальта(2) и гидроксида натрия, сульфата никеля(2) и гидроксида натрия т.к. образуются осадки различного цвета).

В карте урока каждый напишите молекулярное, полное ионное и сокращенное уравнения реакций любого из проведенных превращений.

( один выходит и выполняет задание на доске)

Назовите, в каких еще есть случаях реакции обмена идут до конца? (Реакции идут до конца, если образуется осадок, газообразное вещество или малодиссоциирующее вещество).

Просмотр фрагмента с выделением газа

«Физкультминутка»


На мои предложения вы отвечаете кивая головой, если ответ положительный, вращением головы, если ответ отрицательный:


1) раствор серной кислоты является сильным электролитом; (да)
2) в растворе может протекать любая химическая реакция; (нет)
3) раствор сахара является электролитом; (нет)
4) в сокращенном ионном уравнении не могут участвовать ионы натрия;(да)
5) реакция между кислотой и щелочью является реакцией замещения;(нет)

6) Отрицательно заряженные ионы называют анионами; (да)

7) Свойства растворов не зависят от ионов, в них находящихся (нет)


Немного встряхнулись. В карте урока найдите задание « Химия и жизнь». Выполняете его по вариантам.

«Химия и жизнь»

(после выполнения проводится взаимопроверка ; правильное задание демонстрируется на слайде. За правильно выполненное задание ставиться 3 балла)

1вариант. Карбонат кальция входит в состав зубных паст. Его готовят химическим взаимодействием карбоната натрия и какой-либо растворимой соли кальция. Напишите уравнение этой реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.


2 вариант. Иодид серебра используют для уничтожения градовых облаков. Мелкие кристаллы этой соли, попадая в облако, служат центрами кристаллизации воды, и вместо крупных градин на землю выпадает мелкая крупа или дождь. Напишите молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения реакции получения иодида серебра взаимодействием двух солей.

«Решай-ка»

(Решают на доске)

Приготовили 200 грамм 15% раствора нитрата железа (II). Рассчитайте количество ионов каждого вида в данном растворе.









Познавательные УУД

Структурируем знания





Регулятивные УУД

Формируем умения уверенно и грамотно выражать свои мысли на химическом языке и языке формул



Коммуникативные УУД

Формируем умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать


Коммуникативные УУД

Способствуем адекватно передавать информацию





Регулятивные УУД

Способствуем умению корректировать действия свои и других учащихся







Познавательные УУД

Формируем умение на основе знаний о диссоциации делать выводы












Личностные УУД

Воспитываем качества лидера на примере работы в группах



Коммуникативные УУД

Формируем умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать



Регулятивные УУД

Способствуем умению осуществлять оценивание своих учебных достижений





Познавательные УУД

Формируем умение

применять полученные ранее знания для объяснения полученных результатов



Коммуникативные УУД

Формируем умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать




Регулятивные УУД

Формируем умения уверенно и грамотно выражать свои мысли на химическом языке и языке формул

























Познавательные УУД

Формируем умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности,

Строить логические цепи рассуждений


Коммуникативные УУД

Формируем умения формулировать и аргументировать свое мнение



Познавательные УУД

Формируем умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности, использовать изученные приемы решения задач

Домашнее задание

1 уровень

Какие пары ионов не могут одновременно находиться в растворе: а)Cu2+ и OH- ; б) Zn2+ и Cl-;в) Ag+ и Cl- ?Ответ подтвердите уравнениями реакций

2 уровень

Почему при растворении нитрата серебра в водопроводной воде раствор этой соли никогда не бывает прозрачным? Ответ подтвердите молекулярным, полным ионным и сокращенным ионным уравнениями..

3 уровень

Предложите ионные реакции для очистки сточных вод автомобильного предприятия от катионов Pb2+ и Cu2+, оказывающих токсическое действие на живые организмы.


Личностные УУД

Формируем личностную мотивацию учебной деятельности


Познавательные УУД

Формируем умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей


Рефлексивный блок

Давайте подведём итоги нашего урока, подсчитаем количество заработанных баллов каждым из вас, оценим результаты своей работы.


Ученики подсчитывают набранное количество баллов за урок. По количеству набранных баллов выставляют себе оценки

баллов и выше – “оценка 5”

баллов – “оценка 4”

Молодцы!


А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. Ответьте на вопросы в конце карты урока, подчеркнув, выбранный вами ответ и сдайте их мне.


1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным

интересным / неинтересны









Регулятивные УУД

Формируем умение анализировать эмоциональное состояние от успешной(неуспешной) деятельности



Личностные УУД

Формируем личностную мотивацию учебной деятельности






Просмотр содержимого презентации
«ТЭД Реакции ионного обмена»

Цель: отработать умение производить расчет с использованием понятия молярная масса, молярный объем газа, количество вещества, повторить свойства и строение металлов и неметаллов.
  • Цель: отработать умение производить расчет с использованием понятия молярная масса, молярный объем газа, количество вещества, повторить свойства и строение металлов и неметаллов.

ТЭД. Реакции ионного обмена

СПРОСТЫЕ

Максимова И.А.

учитель химии и биологии

высшей квалификационной категории

Прозвенел уже звонок  Начинается урок.  Мы сегодня не одни, Гости на урок пришли.  Договариваемся: действовать, искать, думать, трудиться в полную силу и не бояться допустить ошибку!

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли.

Договариваемся: действовать, искать, думать, трудиться в полную силу и не бояться допустить ошибку!

ОРЯИЕТ - Теория ОЛИТЭЛЕКТР - Электролит АВНЕУРНИЯ - Уравнения СОЦИДИСАЦИЯ -  Диссоциация

ОРЯИЕТ -

Теория

ОЛИТЭЛЕКТР -

Электролит

АВНЕУРНИЯ -

Уравнения

СОЦИДИСАЦИЯ -

Диссоциация

« Разминка » 1.Основоположником теорий электролитической диссоциации является - С. Аррениус 2. Распад электролита на ионы при  растворении или расплавления –  Диссоциация 3. Вещества, растворы и расплавы которых  проводят электрический ток, называют – Электролитами 4.Электролиты, при растворении практически  полностью диссоциирующие на ионы называют –  Сильными

« Разминка »

1.Основоположником теорий электролитической диссоциации является -

С. Аррениус

2. Распад электролита на ионы при

растворении или расплавления –

Диссоциация

3. Вещества, растворы и расплавы которых

проводят электрический ток, называют –

Электролитами

4.Электролиты, при растворении практически

полностью диссоциирующие на ионы называют –

Сильными

« Разминка » 5. Заряженные частицы, в которые превращаются атомы или группы атомов в результате отдачи или принятия электронов – Ионы 6. Положительно заряженные ионы – Катионы 7. Отрицательно заряженные ионы – Анионы   8. Реакции между ионами называются - Ионными 9. Признаками реакций ионного обмена - Выпадение осадка, выделение газа, образование малодиссоциирующего вещества

« Разминка »

5. Заряженные частицы, в которые превращаются атомы или группы атомов в результате отдачи или принятия электронов –

Ионы

6. Положительно заряженные ионы –

Катионы

7. Отрицательно заряженные ионы –

Анионы

  8. Реакции между ионами называются -

Ионными

9. Признаками реакций ионного обмена -

Выпадение осадка, выделение газа,

образование малодиссоциирующего вещества

« Таблица растворимости » Лаборант, проводя анализ бесцветного раствора, не содержащего осадка, определил наличие следующих ионов: K + , NO 3 - , Cu 2+ , C l - , S 2- . Какие ошибки он допустил? Cu 2+ + S 2- → CuS ↓  черный

« Таблица растворимости »

Лаборант, проводя анализ бесцветного раствора, не содержащего осадка, определил наличие следующих ионов: K + , NO 3 - , Cu 2+ , C l - , S 2- . Какие ошибки он допустил?

Cu 2+ + S 2- CuS

черный

« Таблица растворимости » Распределите предложенные вещества на электролиты и неэлектролиты:  раствор гидроксида калия, твердый гидроксид калия, сахар, раствор сахара, дистиллированная вода, раствор карбонат калия . Данные занесите в таблицу. электролит неэлектролит

« Таблица растворимости »

Распределите предложенные вещества на электролиты и неэлектролиты:

раствор гидроксида калия, твердый гидроксид калия, сахар, раствор сахара,

дистиллированная вода, раствор карбонат калия .

Данные занесите в таблицу.

электролит

неэлектролит

« Таблица растворимости » электролит неэлектролит  твердый гидроксид калия, сахар, раствор сахара, дистиллированная вода  раствор гидроксида калия раствор карбонат калия  Правильный ответ – 1 балл

« Таблица растворимости »

электролит

неэлектролит

твердый гидроксид калия, сахар,

раствор сахара, дистиллированная вода

раствор гидроксида калия

раствор карбонат калия

Правильный ответ – 1 балл

« Уравнения диссоциации »   Составьте уравнения диссоциации перечисленных ниже соединений:  1 вариант  2 вариант  гидроксид бария азотная кислота Na 2 СO 3  гидроксид калия соляная кислота K 2 SO 4

« Уравнения диссоциации »

Составьте уравнения диссоциации перечисленных ниже соединений:

1 вариант

2 вариант

гидроксид бария

азотная кислота

Na 2 СO 3

гидроксид калия

соляная кислота

K 2 SO 4

« Уравнения диссоциации»   1 вариант  2 вариант   Ba(OH) 2 → Ba 2+ +2OH -  HNO 3 → H + + NO 3 -  Na 2 СO 3  → 2 Na + + СO 3 2 -   KOH  → K + + OH -  HCl→ H + + Cl -  K 2 SO 4 → 2 K + + SO 4 2- Правильный ответ – 2 балла Одна ошибка – 1 балл

« Уравнения диссоциации»

1 вариант

2 вариант

Ba(OH) 2 → Ba 2+ +2OH -

HNO 3 → H + + NO 3 -

Na 2 СO 3 → 2 Na + + СO 3 2 -

KOH → K + + OH -

HCl→ H + + Cl -

K 2 SO 4 → 2 K + + SO 4 2-

Правильный ответ – 2 балла

Одна ошибка – 1 балл

« Проверь себя » Даны растворы, содержащие ионы Н + и ОН - . Как с помощью индикаторной бумаги можно определить эти ионы?  Пробирка 1 Находится __________ , так как ….. Пробирка 2 Находится ___________ , так как ….. Правильный ответ – 1 балл

« Проверь себя »

Даны растворы, содержащие ионы Н + и ОН - . Как с помощью индикаторной бумаги можно определить эти ионы?

Пробирка 1

Находится __________ , так как …..

Пробирка 2

Находится ___________ , так как …..

Правильный ответ – 1 балл

«Составляй-ка »  На столе находятся стаканчики с растворами солей: сульфата меди( II ), сульфата никеля( II ), сульфата кобальта( II ), сульфата натрия. Чем можно объяснить различие в цвете растворов?  Если прилить к предложенным веществам гидроксид натрия, то в каких случаях реакции будут идти до конца?

«Составляй-ка »

На столе находятся стаканчики с растворами солей: сульфата меди( II ), сульфата никеля( II ), сульфата кобальта( II ), сульфата натрия.

Чем можно объяснить различие в цвете растворов?

Если прилить к предложенным веществам гидроксид натрия, то в каких случаях реакции будут идти до конца?

« Физкультминутка »   Раствор серной кислоты является сильным электролитом  В растворе может протекать любая химическая реакция. Раствор сахара является электролитом. В сокращенном ионном уравнении не могут участвовать  ионы натрия. Реакция между кислотой и щелочью является реакцией  замещения. Отрицательно заряженные ионы называют анионами. Свойства растворов не зависят от ионов, в них  находящихся .

« Физкультминутка »

  • Раствор серной кислоты является сильным электролитом
  • В растворе может протекать любая химическая реакция.
  • Раствор сахара является электролитом.
  • В сокращенном ионном уравнении не могут участвовать

ионы натрия.

  • Реакция между кислотой и щелочью является реакцией

замещения.

  • Отрицательно заряженные ионы называют анионами.
  • Свойства растворов не зависят от ионов, в них

находящихся .

« Химия и жизнь »   1вариант Карбонат кальция входит в состав зубных паст. Его готовят химическим взаимодействием карбоната натрия и какой-либо растворимой соли кальция.  Напишите уравнение этой реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

« Химия и жизнь »

1вариант

Карбонат кальция входит в состав зубных паст. Его готовят химическим взаимодействием карбоната натрия и какой-либо растворимой соли кальция.

Напишите уравнение этой реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

«Химия и жизнь» 2 вариант  Иодид серебра используют для уничтожения градовых облаков. Мелкие кристаллы этой соли, попадая в облако, служат центрами кристаллизации воды, и вместо крупных градин на землю выпадает мелкая крупа или дождь.  Напишите молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения реакции получения иодида серебра взаимодействием двух солей

«Химия и жизнь»

2 вариант

Иодид серебра используют для уничтожения градовых облаков. Мелкие кристаллы этой соли, попадая в облако, служат центрами кристаллизации воды, и вместо крупных градин на землю выпадает мелкая крупа или дождь.

Напишите молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения реакции получения иодида серебра взаимодействием двух солей

«Химия и жизнь»   1вариант Карбонат кальция входит в состав зубных паст. Его готовят химическим взаимодействием карбоната натрия и какой-либо растворимой соли кальция.  Напишите уравнение этой реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Na 2 С O 3 +   Na 2 С O 3 + CaCl 2 → Ca С O 3 ↓ + 2NaCl 2 Na + + С O 3 - + Ca 2+ + 2 Cl -  → Ca С O 3 ↓ + 2 Na + +2 Cl - С O 3 - + Ca 2+ → Ca С O 3 ↓   Правильный ответ – 2 балла Одна ошибка – 1 балл

«Химия и жизнь»

1вариант

Карбонат кальция входит в состав зубных паст. Его готовят химическим взаимодействием карбоната натрия и какой-либо растворимой соли кальция.

Напишите уравнение этой реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Na 2 С O 3 +

Na 2 С O 3 + CaCl 2 → Ca С O 3 + 2NaCl

2 Na + + С O 3 - + Ca 2+ + 2 Cl - → Ca С O 3 + 2 Na + +2 Cl -

С O 3 - + Ca 2+ → Ca С O 3

Правильный ответ – 2 балла

Одна ошибка – 1 балл

« Химия и жизнь» 2 вариант  Иодид серебра используют для уничтожения градовых облаков. Мелкие кристаллы этой соли, попадая в облако, служат центрами кристаллизации воды, и вместо крупных градин на землю выпадает мелкая крупа или дождь.  Напишите молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения реакции получения иодида серебра взаимодействием двух солей AgNO 3 + NaI → AgI↓ + Na NO 3 Ag + + NO 3 - + Na + + l - → Agl↓ + Na + + NO 3 -  Ag + + l - → Agl ↓    Правильный ответ – 2 балла Одна ошибка – 1 балл

« Химия и жизнь»

2 вариант

Иодид серебра используют для уничтожения градовых облаков. Мелкие кристаллы этой соли, попадая в облако, служат центрами кристаллизации воды, и вместо крупных градин на землю выпадает мелкая крупа или дождь.

Напишите молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения реакции получения иодида серебра взаимодействием двух солей

AgNO 3 + NaI → AgI↓ + Na NO 3

Ag + + NO 3 - + Na + + l - → Agl↓ + Na + + NO 3 -

Ag + + l - Agl

 

Правильный ответ – 2 балла

Одна ошибка – 1 балл

« Решай-ка » Приготовили 200 грамм 15% раствора нитрата железа ( II ). Рассчитайте количество ионов каждого вида в данном растворе . Правильный ответ – 3 балла

« Решай-ка »

Приготовили 200 грамм 15% раствора нитрата железа ( II ). Рассчитайте количество ионов каждого вида в данном растворе .

Правильный ответ – 3 балла

Домашнее задание 1 уровень Какие пары ионов не могут одновременно находиться в растворе: а) Cu 2+ и OH - ; б) Zn 2+ и Cl - ;в) Ag + и  Cl - ? Ответ подтвердите уравнениями реакций 2 уровень Почему при растворении нитрата серебра в водопроводной воде раствор этой соли никогда не бывает прозрачным? Ответ подтвердите молекулярным, полным ионным и сокращенным ионным уравнениями.. 3 уровень Предложите ионные реакции для очистки сточных вод автомобильного предприятия от катионов Pb 2+ и Cu 2+ , оказывающих токсическое действие на живые организмы .

Домашнее задание

1 уровень

Какие пары ионов не могут одновременно находиться в растворе: а) Cu 2+ и OH - ; б) Zn 2+ и Cl - ;в) Ag + и Cl - ?

Ответ подтвердите уравнениями реакций

2 уровень

Почему при растворении нитрата серебра в водопроводной воде раствор этой соли никогда не бывает прозрачным? Ответ подтвердите молекулярным, полным ионным и сокращенным ионным уравнениями..

3 уровень

Предложите ионные реакции для очистки сточных вод автомобильного предприятия от катионов Pb 2+ и Cu 2+ , оказывающих токсическое действие на живые организмы .

Подведем итоги 13 баллов и выше – “оценка 5”  9-12 баллов – “оценка 4”    Молодцы!

Подведем итоги

13 баллов и выше – “оценка 5”

9-12 баллов – “оценка 4”

Молодцы!

Рефлексия 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Мое настроение стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен  полезен / бесполезен  интересен / скучен 7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным  интересным / неинтересны

Рефлексия

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным

интересным / неинтересны

Урока время истекло  Я вам, ребята, благодарна  За то, что встретили тепло  И поработали ударно .

Урока время истекло Я вам, ребята, благодарна За то, что встретили тепло И поработали ударно .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ТЭД. Реакции ионного обмена

Автор: Максимова Ирина Аркадьевна

Дата: 04.08.2017

Номер свидетельства: 424923

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Тестовая контрольная работа для 9 класса по теме: Теория электролитической диссоциации (ТЭД). Реакции ионного обмена."
    ["seo_title"] => string(80) "testovaia_kontrolnaia_rabota_dlia_9_klassa_po_teme_teoriia_elektroliticheskoi_di"
    ["file_id"] => string(6) "590396"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1635952181"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "конспект урока химии 9 класс: " Реакции ионного обмена и условия их протекания" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-khimii-9-klass-rieaktsii-ionnogho-obmiena-i-usloviia-ikh-protiekaniia"
    ["file_id"] => string(6) "117934"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412960972"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Урок-исследование по теме "Реакции ионного обмена" "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-issliedovaniie-po-tiemie-rieaktsii-ionnogho-obmiena"
    ["file_id"] => string(6) "184029"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425988578"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Урок-обобщение на тему Реакции ионного обмена"
    ["seo_title"] => string(55) "urok-obobshchieniie-na-tiemu-rieaktsii-ionnogho-obmiena"
    ["file_id"] => string(6) "252378"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447359968"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Обязательные результаты обучения по теме: Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реаекции "
    ["seo_title"] => string(147) "obiazatiel-nyie-riezul-taty-obuchieniia-po-tiemie-rastvorieniie-rastvory-rieaktsii-ionnogho-obmiena-i-okislitiel-no-vosstanovitiel-nyie-rieaiektsii"
    ["file_id"] => string(6) "241145"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445185825"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства