- Цель: отработать умение производить расчет с использованием понятия молярная масса, молярный объем газа, количество вещества, повторить свойства и строение металлов и неметаллов.
ТЭД. Реакции ионного обмена
СПРОСТЫЕ
Максимова И.А.
учитель химии и биологии
высшей квалификационной категории
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Договариваемся: действовать, искать, думать, трудиться в полную силу и не бояться допустить ошибку!
ОРЯИЕТ -
Теория
ОЛИТЭЛЕКТР -
Электролит
АВНЕУРНИЯ -
Уравнения
СОЦИДИСАЦИЯ -
Диссоциация
« Разминка »
1.Основоположником теорий электролитической диссоциации является -
С. Аррениус
2. Распад электролита на ионы при
растворении или расплавления –
Диссоциация
3. Вещества, растворы и расплавы которых
проводят электрический ток, называют –
Электролитами
4.Электролиты, при растворении практически
полностью диссоциирующие на ионы называют –
Сильными
« Разминка »
5. Заряженные частицы, в которые превращаются атомы или группы атомов в результате отдачи или принятия электронов –
Ионы
6. Положительно заряженные ионы –
Катионы
7. Отрицательно заряженные ионы –
Анионы
8. Реакции между ионами называются -
Ионными
9. Признаками реакций ионного обмена -
Выпадение осадка, выделение газа,
образование малодиссоциирующего вещества
« Таблица растворимости »
Лаборант, проводя анализ бесцветного раствора, не содержащего осадка, определил наличие следующих ионов: K + , NO 3 - , Cu 2+ , C l - , S 2- . Какие ошибки он допустил?
Cu 2+ + S 2- → CuS ↓
черный
« Таблица растворимости »
Распределите предложенные вещества на электролиты и неэлектролиты:
раствор гидроксида калия, твердый гидроксид калия, сахар, раствор сахара,
дистиллированная вода, раствор карбонат калия .
Данные занесите в таблицу.
электролит
неэлектролит
« Таблица растворимости »
электролит
неэлектролит
твердый гидроксид калия, сахар,
раствор сахара, дистиллированная вода
раствор гидроксида калия
раствор карбонат калия
Правильный ответ – 1 балл
« Уравнения диссоциации »
Составьте уравнения диссоциации перечисленных ниже соединений:
1 вариант
2 вариант
гидроксид бария
азотная кислота
Na 2 СO 3
гидроксид калия
соляная кислота
K 2 SO 4
« Уравнения диссоциации»
1 вариант
2 вариант
Ba(OH) 2 → Ba 2+ +2OH -
HNO 3 → H + + NO 3 -
Na 2 СO 3 → 2 Na + + СO 3 2 -
KOH → K + + OH -
HCl→ H + + Cl -
K 2 SO 4 → 2 K + + SO 4 2-
Правильный ответ – 2 балла
Одна ошибка – 1 балл
« Проверь себя »
Даны растворы, содержащие ионы Н + и ОН - . Как с помощью индикаторной бумаги можно определить эти ионы?
Пробирка 1
Находится __________ , так как …..
Пробирка 2
Находится ___________ , так как …..
Правильный ответ – 1 балл
«Составляй-ка »
На столе находятся стаканчики с растворами солей: сульфата меди( II ), сульфата никеля( II ), сульфата кобальта( II ), сульфата натрия.
Чем можно объяснить различие в цвете растворов?
Если прилить к предложенным веществам гидроксид натрия, то в каких случаях реакции будут идти до конца?
« Физкультминутка »
- Раствор серной кислоты является сильным электролитом
- В растворе может протекать любая химическая реакция.
- Раствор сахара является электролитом.
- В сокращенном ионном уравнении не могут участвовать
ионы натрия.
- Реакция между кислотой и щелочью является реакцией
замещения.
- Отрицательно заряженные ионы называют анионами.
- Свойства растворов не зависят от ионов, в них
находящихся .
« Химия и жизнь »
1вариант
Карбонат кальция входит в состав зубных паст. Его готовят химическим взаимодействием карбоната натрия и какой-либо растворимой соли кальция.
Напишите уравнение этой реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.
«Химия и жизнь»
2 вариант
Иодид серебра используют для уничтожения градовых облаков. Мелкие кристаллы этой соли, попадая в облако, служат центрами кристаллизации воды, и вместо крупных градин на землю выпадает мелкая крупа или дождь.
Напишите молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения реакции получения иодида серебра взаимодействием двух солей
«Химия и жизнь»
1вариант
Карбонат кальция входит в состав зубных паст. Его готовят химическим взаимодействием карбоната натрия и какой-либо растворимой соли кальция.
Напишите уравнение этой реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Na 2 С O 3 +
Na 2 С O 3 + CaCl 2 → Ca С O 3 ↓ + 2NaCl
2 Na + + С O 3 - + Ca 2+ + 2 Cl - → Ca С O 3 ↓ + 2 Na + +2 Cl -
С O 3 - + Ca 2+ → Ca С O 3 ↓
Правильный ответ – 2 балла
Одна ошибка – 1 балл
« Химия и жизнь»
2 вариант
Иодид серебра используют для уничтожения градовых облаков. Мелкие кристаллы этой соли, попадая в облако, служат центрами кристаллизации воды, и вместо крупных градин на землю выпадает мелкая крупа или дождь.
Напишите молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения реакции получения иодида серебра взаимодействием двух солей
AgNO 3 + NaI → AgI↓ + Na NO 3
Ag + + NO 3 - + Na + + l - → Agl↓ + Na + + NO 3 -
Ag + + l - → Agl ↓
Правильный ответ – 2 балла
Одна ошибка – 1 балл
« Решай-ка »
Приготовили 200 грамм 15% раствора нитрата железа ( II ). Рассчитайте количество ионов каждого вида в данном растворе .
Правильный ответ – 3 балла
Домашнее задание
1 уровень
Какие пары ионов не могут одновременно находиться в растворе: а) Cu 2+ и OH - ; б) Zn 2+ и Cl - ;в) Ag + и Cl - ?
Ответ подтвердите уравнениями реакций
2 уровень
Почему при растворении нитрата серебра в водопроводной воде раствор этой соли никогда не бывает прозрачным? Ответ подтвердите молекулярным, полным ионным и сокращенным ионным уравнениями..
3 уровень
Предложите ионные реакции для очистки сточных вод автомобильного предприятия от катионов Pb 2+ и Cu 2+ , оказывающих токсическое действие на живые организмы .
Подведем итоги
13 баллов и выше – “оценка 5”
9-12 баллов – “оценка 4”
Молодцы!
Рефлексия
1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным
интересным / неинтересны
Урока время истекло Я вам, ребята, благодарна За то, что встретили тепло И поработали ударно .