Тема урока: Сравнительная характеристика галогенов и их свойства.
Цель урока. Систематизировать знания учащихся о свойствах галогенов и их применении. Научить учащихся распознавать хлориды, бромиды, иодиды.
Задачи: 1.углубить, расширить и закрепить знания о галогенах. Научить учащихся сравнивать галогены.
2.развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать полученные знания, логически излагать свои мысли
.3. воспитывать и развивать работоспособность, профилактику утомления
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Методы: словесные (беседа, рассказ), наглядные (демонстрация веществ).
Формы работы: индивидуальная и фронтовая
Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода. Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Чтобы настроиться на работу, давайте немного поднимем наше настроение: мысленно пожелаем себе удачи, посмотрим друг на друга, улыбнемся и приступим к работе.
2. Сообщение темы и цели урока.
3.Изучение нового материала:
Данный материал учащиеся изучают самостоятельно, с выполнением лабораторных опытов. Для этого им дается задание — прочитать § 74 учебника, и заполнить таблицы 1 и 2.
Таблица 1
Название галогена, химический знак
Электронная формула валентного слоя
Химическая формула простого вещества
Структурная формула
Электронная формула
Вид химической связи
Тип кристаллической решетки
Физические свойства
Агрегатное состояние
Цвет
Растворимость в воде
Нахождение в природе
фтор F
хлор Сl
бром Br
иод I
Таблица 2
Химическая формула простого вещества
Химические свойства галогенов
Взаимодействие с водородом
Взаимодействие с металлами
Взаимодействие с водой
Взаимодействие с
KF
KCl
KBr
KI
F2
Сl2
Вr2
I2
В таблице ставятся знаки «+» или «–», а вне таблицы записываются уравнения химических реакций.
Проверка заполнения таблицы.
Физминутка
На поляне стоит сосна,
к небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
быть он хочет подлинней.
(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге)
Ветер сильный налетал,
все деревья раскачал.
(Наклоны корпуса влево-вправо)
Ветки гнутся взад-вперёд,
ветер их качает, гнет.
(Рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать –
раз, два, три, четыре, пять.
(Приседания)
А теперь на месте шаг,
выше ноги! Стой, раз, два!
4.Закрепление: Выполнить тест.
ТЕСТ по теме «ГАЛОГЕНЫ».
Вариант 1
1. В ряду элементов VII А группы Периодической системы Д.И. Менделеева F-CI-Br-J:
а) металлические свойства усиливаются б) неметаллические свойства усиливаются
в) неметаллические свойства ослабевают г) неметаллические свойства сначала растут, затем уменьшаются
2. Укажите сходство в строении атомов галогенов.
а) заряд ядра атома б) радиус атома в) одинаковое число электронов на внешнем энергетическом уровне г) до завершения внешнего уровня (до октета) недостает по одному электрону
3. Отметьте характеристики галогенов.
а) молекулы двухатомны в газообразном состоянии m б) ЭО(F) > ЭО(СI) > ЭО(Вг) > Э0(J)
в) проявляют степень окисления от -1 до +7 (исключение F-1)
г) обладают только окислительными свойствами
4. Плотность, температуры плавления и кипения галогенов с увеличением заряда ядра атома в подгруппе Периодической системы Д.И. Менделеева:
а) уменьшаются б) возрастают в) не изменяются г) уменьшаются, затем возрастают
5. Наиболее сильно окислительные свойства выражены у:
а) фтора б) хлора в) брома г) йода
6. Восстановительные свойства наиболее сильно выражены у:
а) фтора б) хлора в) йода г) брома
7. Наиболее сильная энергия ионизации выражена у: а) фтора б) хлора в) брома г) йода
8. Сила галогеноводородных кислот возрастает в ряду:
а) HI, HBr, HCI б) HCI, HBr, HJ в) HBr, HJ, HCI г) HJ, HCI, HBr
9. Водные растворы практически не образуют: а) фтор б) хлор в) бром г) йод
10. Вид химической связи и тип кристаллической решетки в соединениях галогенов с
металлами соответственно:
а) ковалентная полярная; молекулярная в) ионная; ионная
б) металлическая; металлическая г) ковалентная неполярная; молекулярная
11. Определите, какая из приведенных реакций протекает в растворе.
а) KBr + J2 → б) КСI + Вг2 → в) КСI + J2 → г) KBr + СI2→
ТЕСТ по теме «ГАЛОГЕНЫ».
Вариант 2.
1. В ряду элементов VII А группы Периодической системы Д.И. Менделеева F-CI-Br-J:
а) окислительные свойства усиливаются б) окислительные свойства ослабевают
в) восстановительные свойства усиливаются г) восстановительные свойства ослабевают
2. Укажите различия в строении атомов галогенов.
а) заряд ядра атома б) радиус атома в) внешний энергетический уровень близок к завершению г) в основном состоянии один неспаренный p-электрон на внешнем энергетическом уровне
3. Отметьте характеристики галогенов.
а) в ряду F2— CI2 — Вг2 — J2 изменяется масса молекул, находящихся в узлах кристаллической решетки, и сила притяжения между молекулами
б) валентность в соединениях переменная, от I до VII, степень окисления от -1 до +7 (искл. фтор -1); в) Э0(J) > ЭО(Вг) > ЭО(СI) > ЭО(F); г) не реагируют с кислородом и азотом
4. Агрегатное состояние и окраска галогенов простых веществ постепенно изменяются с увеличением порядкового номера химического элемента в Периодической системе.
Выберите ответ, в котором охарактеризованы эти свойства брома.
а) газ, зелено-желтый в) твердое кристаллическое вещество, черное с серым отливом
б) газ, желто-зеленый г) жидкость, красно-бурая
5. Самым сильным окислителем является: а) бром б) хлор в) фтор г) йод.
6. Наиболее сильно восстановительные свойства выражены у:
а) фтора б) хлора в) брома г) йода
7. Наиболее сильное сродство к электрону выражено у: а) фтора б) хлора
в) брома г) йода
8. Агрегатное состояние и окраска галогенов простых веществ постепенно изменяются с увеличением порядкового номера химического элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева. Выберите ответ, в котором даны характеристики этих физических свойства йода. а) газ, зелено-желтый б) газ, желто-зеленый в) твердое кристаллическое вещество, черное с серым отливом г) жидкость, красно-бурая
9. Вид химической связи и тип кристаллической решетки в молекулах галогенов соответственно: а) ковалентная полярная; молекулярная в) ковалентная неполярная; молекулярная б) металлическая; металлическая г) ионная; ионная
10. Прочность химической связи в ряду HF-HCI-HBr-HI: а) возрастает
б) падает в) не изменяется г) сначала падает, затем возрастает
11. Определите, какая из приведенных реакций протекает в растворе.
а) KI + Вг2 → б) КВг2 + J2→ в) КСI + Вг2 → г) КСI + J2 →
Заканчивает урок экспресс – опрос.
Верно ли, что…
- все ли галогены были открыты ХIX в ?
-Астат - единственный галоген, не существующий в естественных условиях.
-от строения внешнего электронного слоя зависит химическая активность галогенов.
-для живых организмов особое значение имеет йод.
-в подгруппах активность галогенов возрастает.
- латинское название хлора означает «фиолетовый»
Итак, ребята, наш урок заканчивается и я хочу отметить, что вы все сегодня замечательно поработали. Я говорю вам всем спасибо.
Оценки за урок.
Рефлексия.
Заканчивая урок, продолжите фразу: «Уходя с урока, я хочу сказать …»
Мне было комфортно на уроке.
Я много узнал нового.
Это мне пригодится в жизни.
Я приняла активное участие в обсуждении темы.
Мне это не интересно.
5Домашнее задание: §74, упр.5,6 стр. 192
6. Итог урока