kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Спирты. Их строение, изомерия и номенклатура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:  установить основные признаки строения органических веществ класса спиртов, рассмотреть многообразие веществ данного класса, научить называть спирты по «тривиальной» и международной номенклатурам.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные:

- развитие познавательного интереса на основе личностного осмысления изучаемого материала;

Регулятивные:

- целеполагание: на основе темы урока, а также уже имеющихся знаний и жизненного опыта определять и ставить перед собой учебные задачи;

Коммуникативные:

- умение формулировать и тактично отстаивать свою позицию, соотносить её с мнением и позицией своих товарищей;

Познавательные

- умение осмысленно работать с различными источниками научных знаний: учебник, научная литература, справочники, интернет ресурсы;

- уметь решать проблемные ситуации на основе имеющихся и приобретаемых знаний;

Оборудование:

- образцы имеющихся спиртов: этанол, пропанол, изоамиловый, глицерин;

- мультимедийный проектор, ноотбук, нетбуки

- электронные образовательные ресурсы

Ход урока

1.Организационный момент.

  Приветствует учащихся, настраиваю класс на рабочий лад, начинаю с эпиграфа:

"То, что мы знаем, - ограничено,
а то, чего мы не знаем,- бесконечно".

П.Лаплас 

2.Определение темы урока, целеполагание.

   Фронтальная беседа учителя с классом.

      -Какие органические соединения вы изучили?

      -Какие органические соединения относятся к углеводородам?

Учитель сообщает, что на сегодняшнем уроке мы начинаем изучать новый класс органических соединений – спирты (аканолы, алкоголи).

3. Актуализация знаний и анализ информации с целью прогнозирования свойств спиртов.

Учитель:

О спиртах как химических веществах вам многое известно. Прошу учеников ответить на вопросы, которые у учеников лежат на парте.

О каком веществе идет речь?

1)….это порождение варварства — мертвой хваткой держит человечество со времен седой и дикой старины и собирает с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского.

Как вы определите действие этилового спирта на организм человека?

2). Даны 2 пузырька со следующими веществами: водой и этанолом. В какой из пробирок находится спирт? Как вы определили?

3). Определение  области применения спирта и свойство, лежащие в основе этого применения

На столе лежит ватка, бутылочка с медицинским спиртом, одноразовый спирт.

 4). По области применения спирта определите свойство, лежащие в    основе этого применения

Этанол служит прекрасной добавкой к моторному топливу, так как повышает октановое     число бензина. Кроме того эта реакция используется в хорошо известных вам спиртовках.

 5.) Определите область применения спирта и определите  его свойство.

Перед вами на столе стоит настойка лекарственного средства и флакон духов. Какое свойство этилового   спирта использовано.

6)   Составьте  шаростержневые модели молекул, отвечающих составу: С2Н6О       (СH3 – CH2  - OH    СH3-O- СH3)

Продемонстрируйте их. 

4. Объяснение нового материала.

Учащиеся показали  знания о спиртах, но  обратите внимание на эпиграф нашего урока: «То, что мы знаем - ограничено, то чего не знаем - бесконечно» - Лаплас, попытаемся эту бесконечность сделать меньше. Что же нам предстоит сегодня сделать?

Ученики формулируют цель урока.

Перед вами две модели изомеров, соответствующих формуле C2H5OH

А какая же модель отвечает строению спиртов? Как же можно разрешить эту проблему?   Я предлагаю это сделать ученикам, получившим опережающее задание.

 Введение понятие «функциональной группы»: группа атомов, определяющая химические свойства вещества, называется функциональной группой.

Так что такое спирты? Сложные органические вещества, имеющие одну или несколько функциональных групп атомов   –ОН, соединенных с углеводородным радикалом, называются спиртами.

На доске записаны формулы спиртов и их названия:

CH4 –метан       CН3 –OH –метанол,  метиловый, муравьиный

C2H6  - этан --C2H5-OH- этанол, этиловый

C3H8  - пропан--C3H7-OH- пропанол, пропиловый

Знакомство с номенклатурой спиртов (Работа с электронными образовательными ресурсами Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки химии Кирилла и Мефодия- 10 кл. урок №13 слайд 6)

Работа с ЭОР (открыть папку на рабочем столе «Спирты» в ней найти материал «Строение и номенклатура спиртов»). 

Познакомьтесь с многообразием класса спиртов, их классификацией. Ответьте на вопросы

Как можно классифицировать спирты?»

      - по количеству функциональных групп;

      - по положению функциональных групп;

      - по углеводородному радикалу.

Знакомство с изомерией спиртов (Работа с электронными образовательными ресурсами Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки химии Кирилла и Мефодия- 10 кл. урок №13 слайд 5)

 Знакомство с представителями спиртов. Выполнение лабораторной работы.

    Предлагаю ознакомиться с имеющимися образцами спиртов: выяснить их:

а) агрегатное состояние

б) наличие запаха

в) растворение в воде        

4.9). Объяснение жидкого агрегатного состояние многих спиртов. Задаю проблемный вопрос:

 «Почему уже первые члены гомологического ряда спиртов являются жидкостями, хотя если судить по молекулярным массам, и температурам кипения, они должны быть газами?»

 Для решения проблемы использую ЭОР animatsiia_vodorHYPERLINK

5.Закрепление. Проверка усвоения учебного материала учащимися.

Работа с тренажерами и тестами на рабочем столе нетбуков вы найдете:

Тесты по теме «Спирты», «Строение спиртов»

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.

   - учебник п. 11, с.76-78, упр.1,2,5стр. 78  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Спирты. Их строение, изомерия и номенклатура »



Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура.


Тип урока: урок изучения нового материала

Место урока в учебном плане – урок введения нового материала


Цели урока: установить основные признаки строения органических веществ класса спиртов, рассмотреть многообразие веществ данного класса, научить называть спирты по «тривиальной» и международной номенклатурам.



Формирование универсальных учебных действий

Личностные:

- умение строить равноправные уважительные отношения с товарищами;

- развитие познавательного интереса на основе личностного осмысления изучаемого материала;


Регулятивные:

- целеполагание: на основе темы урока, а также уже имеющихся знаний и жизненного опыта определять и ставить перед собой учебные задачи;

- сравнивать собственные полученные результаты с истинным эталоном, давать оценку своим познавательным действиям;


Коммуникативные:

- умение формулировать и тактично отстаивать свою позицию, соотносить её с мнением и позицией своих товарищей;

Познавательные

- умение осмысленно работать с различными источниками научных знаний: учебник, научная литература, справочники, интернет ресурсы;

- уметь выделять главные мысли, делать выводы, составлять планы, тезисы и конспекты на основе полученной научной информации;

- уметь решать проблемные ситуации на основе имеющихся и приобретаемых знаний;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи в ходе учебного процесса;

Оборудование:

- образцы имеющихся спиртов: этанол, пропанол, изоамиловый, глицерин;

- мультимедийный проектор, ноотбук, нетбуки

- электронные образовательные ресурсы Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки химии Кирилла и Мефодия- 10 кл

- учебные наборы для сборки шаростержневых моделей молекул веществ;

- электронные модули с сайта ФЦИОР, установленные на компьютеры учащихся


Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствует учащихся, настраиваю класс на рабочий лад, начинаю с эпиграфа:

"То, что мы знаем, - ограничено,
а то, чего мы не знаем,- бесконечно".

П.Лаплас 



2.Определение темы урока, целеполагание.

Фронтальная беседа учителя с классом.

-Какие органические соединения вы изучили?

-Какие органические соединения относятся к углеводородам?

Учитель сообщает, что на сегодняшнем уроке мы начинаем изучать новый класс органических соединений – спирты (аканолы, алкоголи).

3. Актуализация знаний и анализ информации с целью прогнозирования свойств спиртов.

Учитель:

О спиртах как химических веществах вам многое известно. Прошу учеников ответить на вопросы, которые у учеников лежат на парте.

(задания получены заранее, дети должны сделать определенный вывод).

О каком веществе идет речь?

1)….это порождение варварства — мертвой хваткой держит человечество со времен седой и дикой старины и собирает с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского.

HYPERLINK "http://www.wisdoms.ru/avt/b135HYPERLINK "http://www.wisdoms.ru/avt/b135.html"Джек ЛондонHYPERLINK "http://www.wisdoms.ru/avt/b135.html".
Как вы определите действие этилового спирта на организм человека?

2). Даны 2 пузырька со следующими веществами: водой и этанолом. В какой из пробирок находится спирт? Как вы определили?

3). Определение области применения спирта и свойство, лежащие в основе этого применения

На столе лежит ватка, бутылочка с медицинским спиртом, одноразовый спирт.

4). По области применения спирта определите свойство, лежащие в основе этого применения

Этанол служит прекрасной добавкой к моторному топливу, так как повышает октановое число бензина. Кроме того эта реакция используется в хорошо известных вам спиртовках.

 5.) Определите область применения спирта и определите его свойство.

Перед вами на столе стоит настойка лекарственного средства и флакон духов. Какое свойство этилового спирта использовано.

6)  Составьте шаростержневые модели молекул, отвечающих составу: С2Н6О (СH3 – CH2 - OH СH3-O- СH3)

Продемонстрируйте их. 

4. Объяснение нового материала.

Учащиеся показали знания о спиртах, но обратите внимание на эпиграф нашего урока: «То, что мы знаем - ограничено, то чего не знаем - бесконечно» - Лаплас, попытаемся эту бесконечность сделать меньше. Что же нам предстоит сегодня сделать?

Ученики формулируют цель урока.

Для структурирования учебного материала предлагаю составить по ходу урока интеллект – карту, заполняя выданную форму. А пока обращаю ваше внимание на шаростержневые модели молекулы этилового спирта. Перед вами две модели изомеров, соответствующих формуле C2H5OH

А какая же модель отвечает строению спиртов? Как же можно разрешить эту проблему? Я предлагаю это сделать ученикам, получившим опережающее задание.

Введение понятие «функциональной группы»: группа атомов, определяющая химические свойства вещества, называется функциональной группой.


Так что такое спирты? Сложные органические вещества, имеющие одну или несколько функциональных групп атомов –ОН, соединенных с углеводородным радикалом, называются спиртами.

На доске записаны формулы спиртов и их названия:


CH4 –метан CН3 –OH –метанол, метиловый, муравьиный

C2H6 - этан -----C2H5-OH- этанол, этиловый

C3H8 - пропан-----C3H7-OH- пропанол, пропиловый

Знакомство с номенклатурой спиртов (Работа с электронными образовательными ресурсами Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки химии Кирилла и Мефодия- 10 кл. урок №13 слайд 6)


Работа с ЭОР (открыть папку на рабочем столе «Спирты» в ней найти материал «Строение и номенклатура спиртов»).

Познакомьтесь с многообразием класса спиртов, их классификацией.

Как можно классифицировать спирты?»

- по количеству функциональных групп;

- по положению функциональных групп;

- по углеводородному радикалу.

На каждый вид классификации приводятся примеры спиртов, заполняются интеллект-карты.


Общие формулы:

предельных одноатомных спиртов СnН2n+1ОН

непредельных одноатомных: СnН2n-1ОН

предельные многоатомные: СnН2n (ОН)2, СnН2n-1 (ОН)3

ароматические: СnН2n-7ОН


Знакомство с изомерией спиртов (Работа с электронными образовательными ресурсами Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки химии Кирилла и Мефодия- 10 кл. урок №13 слайд 5)



Знакомство с представителями спиртов. Выполнение лабораторной работы.

Предлагаю учащимся ознакомиться с имеющимися образцами спиртов: выяснить их:

а) агрегатное состояние

б) наличие запаха

в) растворение в воде (растворяются или нет, все одинаково хорошо?

(Учащиеся работают с выданными образцами спиртов. Во время работы они вспоминают и отрабатывают навыки по ТБ при работе с незнакомыми веществами Особое внимание обращается на то, что все спирты ядовиты для организма человека.).

4.9). Объяснение жидкого агрегатного состояние многих спиртов. Отработка понятия «Водородная связь».

Задаю проблемный вопрос:

«Почему уже первые члены гомологического ряда спиртов являются жидкостями, хотя если судить по молекулярным массам, и температурам кипения, они должны быть газами?»

Какой из атомов: С, Н, или О имеют большую электроотрицательность? Следовательно связь О-Н является полярной, и атом водорода получает частичный положительный заряд, а кислород - частичный отрицательный.


Для решения проблемы использую ЭОР animatsiia_vodorHYPERLINK "http://www.edu54.ru/sites/default/files/upload/2011/05/animatsiia_vodorodnaia_sviaz.swf"oHYPERLINK "http://www.edu54.ru/sites/default/files/upload/2011/05/animatsiia_vodorodnaia_sviaz.swf"dnaia_sviaz.swf



5.Закрепление. Проверка усвоения учебного материала учащимися.

Работа с тренажерами и тестами на рабочем столе нетбуков вы найдете:

Тесты по теме «Спирты»

Остальные выполняют тренажер «Строение спиртов»


6.Рефлексия.


Подвожу итоги урока. Оцениваю работу класса в целом и отдельных учащихся, комментирую полученные учащимися оценки.


7.Домашнее задание.

- учебник п. 11, с.76-78, упр.1,2,5стр. 78

индивидуальное задание: подготовить сообщение на тему «Влияние спиртов на организм человека».
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Спирты. Их строение, изомерия и номенклатура

Автор: Звонарёва Любовь Михайловна

Дата: 07.10.2015

Номер свидетельства: 237210

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура."
    ["seo_title"] => string(58) "spirty_stroieniie_klassifikatsiia_izomieriia_nomienklatura"
    ["file_id"] => string(6) "344713"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474365168"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Методическая разработка урока химии  с использованием информационно - коммуникационных технологий в 10классе по теме «Химические свойства спиртов» "
    ["seo_title"] => string(160) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-khimii-s-ispol-zovaniiem-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-v-10klassie-po-tiemie-khimichieskiie-svoistva-spirtov"
    ["file_id"] => string(6) "216786"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433152959"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Презентация к уроку химии в 10 классе по теме "Химические свойства спиртов" "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-k-uroku-khimii-v-10-klassie-po-tiemie-khimichieskiie-svoistva-spirtov"
    ["file_id"] => string(6) "216791"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433154065"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Классификация, номенклатура, изомерия углеводородов."
    ["seo_title"] => string(56) "klassifikatsiia_nomienklatura_izomieriia_ughlievodorodov"
    ["file_id"] => string(6) "406926"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491401961"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "Фенолы."
    ["seo_title"] => string(8) "fienoly1"
    ["file_id"] => string(6) "282970"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453745165"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства