Цели урока: установить основные признаки строения органических веществ класса спиртов, рассмотреть многообразие веществ данного класса, научить называть спирты по «тривиальной» и международной номенклатурам.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные:
- развитие познавательного интереса на основе личностного осмысления изучаемого материала;
Регулятивные:
- целеполагание: на основе темы урока, а также уже имеющихся знаний и жизненного опыта определять и ставить перед собой учебные задачи;
Коммуникативные:
- умение формулировать и тактично отстаивать свою позицию, соотносить её с мнением и позицией своих товарищей;
Познавательные
- умение осмысленно работать с различными источниками научных знаний: учебник, научная литература, справочники, интернет ресурсы;
- уметь решать проблемные ситуации на основе имеющихся и приобретаемых знаний;
Оборудование:
- образцы имеющихся спиртов: этанол, пропанол, изоамиловый, глицерин;
- мультимедийный проектор, ноотбук, нетбуки
- электронные образовательные ресурсы
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствует учащихся, настраиваю класс на рабочий лад, начинаю с эпиграфа:
"То, что мы знаем, - ограничено,
а то, чего мы не знаем,- бесконечно".
П.Лаплас
2.Определение темы урока, целеполагание.
Фронтальная беседа учителя с классом.
-Какие органические соединения вы изучили?
-Какие органические соединения относятся к углеводородам?
Учитель сообщает, что на сегодняшнем уроке мы начинаем изучать новый класс органических соединений – спирты (аканолы, алкоголи).
3. Актуализация знаний и анализ информации с целью прогнозирования свойств спиртов.
Учитель:
О спиртах как химических веществах вам многое известно. Прошу учеников ответить на вопросы, которые у учеников лежат на парте.
О каком веществе идет речь?
1)….это порождение варварства — мертвой хваткой держит человечество со времен седой и дикой старины и собирает с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского.
Как вы определите действие этилового спирта на организм человека?
2). Даны 2 пузырька со следующими веществами: водой и этанолом. В какой из пробирок находится спирт? Как вы определили?
3). Определение области применения спирта и свойство, лежащие в основе этого применения
На столе лежит ватка, бутылочка с медицинским спиртом, одноразовый спирт.
4). По области применения спирта определите свойство, лежащие в основе этого применения
Этанол служит прекрасной добавкой к моторному топливу, так как повышает октановое число бензина. Кроме того эта реакция используется в хорошо известных вам спиртовках.
5.) Определите область применения спирта и определите его свойство.
Перед вами на столе стоит настойка лекарственного средства и флакон духов. Какое свойство этилового спирта использовано.
6) Составьте шаростержневые модели молекул, отвечающих составу: С2Н6О (СH3 – CH2 - OH СH3-O- СH3)
Продемонстрируйте их.
4. Объяснение нового материала.
Учащиеся показали знания о спиртах, но обратите внимание на эпиграф нашего урока: «То, что мы знаем - ограничено, то чего не знаем - бесконечно» - Лаплас, попытаемся эту бесконечность сделать меньше. Что же нам предстоит сегодня сделать?
Ученики формулируют цель урока.
Перед вами две модели изомеров, соответствующих формуле C2H5OH
А какая же модель отвечает строению спиртов? Как же можно разрешить эту проблему? Я предлагаю это сделать ученикам, получившим опережающее задание.
Введение понятие «функциональной группы»: группа атомов, определяющая химические свойства вещества, называется функциональной группой.
Так что такое спирты? Сложные органические вещества, имеющие одну или несколько функциональных групп атомов –ОН, соединенных с углеводородным радикалом, называются спиртами.
На доске записаны формулы спиртов и их названия:
CH4 –метан CН3 –OH –метанол, метиловый, муравьиный
C2H6 - этан --C2H5-OH- этанол, этиловый
C3H8 - пропан--C3H7-OH- пропанол, пропиловый
Знакомство с номенклатурой спиртов (Работа с электронными образовательными ресурсами Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки химии Кирилла и Мефодия- 10 кл. урок №13 слайд 6)
Работа с ЭОР (открыть папку на рабочем столе «Спирты» в ней найти материал «Строение и номенклатура спиртов»).
Познакомьтесь с многообразием класса спиртов, их классификацией. Ответьте на вопросы
Как можно классифицировать спирты?»
- по количеству функциональных групп;
- по положению функциональных групп;
- по углеводородному радикалу.
Знакомство с изомерией спиртов (Работа с электронными образовательными ресурсами Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки химии Кирилла и Мефодия- 10 кл. урок №13 слайд 5)
Знакомство с представителями спиртов. Выполнение лабораторной работы.
Предлагаю ознакомиться с имеющимися образцами спиртов: выяснить их:
а) агрегатное состояние
б) наличие запаха
в) растворение в воде
4.9). Объяснение жидкого агрегатного состояние многих спиртов. Задаю проблемный вопрос:
«Почему уже первые члены гомологического ряда спиртов являются жидкостями, хотя если судить по молекулярным массам, и температурам кипения, они должны быть газами?»
Для решения проблемы использую ЭОР animatsiia_vodorHYPERLINK
5.Закрепление. Проверка усвоения учебного материала учащимися.
Работа с тренажерами и тестами на рабочем столе нетбуков вы найдете:
Тесты по теме «Спирты», «Строение спиртов»
6.Рефлексия.
7.Домашнее задание.
- учебник п. 11, с.76-78, упр.1,2,5стр. 78