kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фенолы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Фенолы.

Цели: 1) Ознакомить учащихся с составом, строением, способами получения и

                  применением фенола;

         2) На основе состава и строения молекулы фенола рассмотреть его  

             химические свойства.

             3) Отметить токсичность фенола и его производных.

Тип урока: комбинированный.

Дидактические и материальные оснащения: ноутбук, интерактивная доска, мультимедейный проектор.

Содержание и ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний, умений и навыков.

Блиц – опрос.

  1. Предельные одноатомные спирты –
  2. Общая формула предельных одноатомных спиртов …
  3. Название спирта образуют от …
  4. Спиртам характерна изомерия …
  5. От С1 – С11 –
  6. В отличие от углеводородов спирты …
  7. Между молекулами спиртов возникает …
  8. Число изомерных спиртов состава С3Н8О …
  9. Степень окисления атома углерода в этаноле…
  10.  Качественной реакцией для спиртов является …
  11.  При межмолекулярной дегидратации спиртов образуются …
  12.  При внутримолекулярной дегидратации образуются …
  13.  Древесный спирт –
  14.  Винный спирт –
  15.  Чрезвычайно ядовитое вещество, 5 -10 мл вызывает слепоту …
  16.  Ядовитое наркотическое вещество, систематическое употребление его напитков приводит к циррозу печени –
  17.  Многоатомные спирты –
  18.  1,2,3 пропантриол –
  19.   Этиленгликоль –
  20.  Нитроглицерин –
  21.  Качественной реакцией для многоатомных спиртов является …
  22.  Для изготовления мазей, кремов используют  …
  23.   При сгорании 16 г метилового спирта выделилось 327,5 кДж теплоты. Составьте термохимическое уравнение этой реакции. Вычислите объем н.у. полученного при этом оксида углерода (IV).
  24.  Вычислите, достаточно ли 200см3 раствора, плотностью 0,94г/см3 с массовой долей этанола 96% для реакции с натрием количеством 5 моль.

III.  Фенолы – производные ароматических углеводородов, в молекулах которых гидроксильные группы непосредственно связаны с бензольным кольцом.

     Простейшим представителем этого класса  является  фенол – С6Н5ОН.

    При построении номенклатуры фенолов принято обозначать атомы углерода в бензольном кольце цифрами от 1 до 6, начиная с атома углерода, связанного с гидроксильной группы.

   Фенол  - бесцветное кристаллическое вещество с резким запахом. На воздухе окисляется и становится розовым. При обычной температуре малорастворим в воде, обладает сильными антисептическими свойствами (способен убивать микроорганизмы), ядовит, вызывает ожоги кожи.

   Химические свойства фенола обусловлены наличием в его молекуле гидроксильной группы и бензольного кольца, которые взаимно влияют друг на друга.

а) Свойства обусловленные наличием гидроксильной группы.

  1. Взаимодействие с активными металлами

2С6H5OH + 2Na = 2C6H5ONa + H2 (образуется фенолят натрия)

  1. Взаимодействие с растворами щелочей (нейтрализация)

C6H5OH + NaOH = C6H5ONa + H2O

  1. Диссоциация. Фенол в отличие от спиртов диссоцирует в водном растворе по кислотному типу:

    C6H5OH ==  С6Н5О- + Н+

    образуется фенолят ион. Этим свойствам объясняется исторически сложившееся название фенола – карболовая кислота.

   Кислотные свойства фенола выражены очень слабо, поэтому даже уголная кислота вытесняет фенол из растворов его солей:

   C6H5ONa + H2O + CO2 = C6H5OH + NaHCO3

б) Свойства обусловленные наличием бензольного кольца.

 1. Реакции замещения

 а) Взаимодействие с бромной водой

                                                              выпадает белый осадок 2,4,6 трибромфенол.

   Эта реакция является качественной и испол?зуется для обнару?ения фенола

  б) Взаимодействие с азотной кислотой

                                                                 2,4,6 тринитрофенол – пикриновая кислота

Получение.

  1. выделяют из каменноугольной смолы.
  2. Синтетическим способом.

а) Щеолчной гидролиз хлорбензола

                               t, p

    C6H5CI + NaOH = C6H5OH + NaCI

б) Кумольный способ:

кумол – изопропилбензол – бесцветная жидкость, легче воды.

Кумол подвергается  каталитическому окислению :

 образуется гидроксид кумола, при нагревании под действием серной кислоты  расщепляется на фенол и ацетон.

  Применение.

  1. Для производства фенолформальдегидных пластмасс;
  2. красителей;
  3. лекарственных препаратов;
  4. взрывчатых веществ.

5. Раствор с массовой долей фенола 3-5% применяют как антисептик в медицине для дезинфекции помещений, хирургических инструментов.

     фенол и его производные ядовитые вещества, опасные для человека, животных и растений. Даже очень малое количество фенола, попавшее в водоем, приводит к изменению вкуса употребляемой в пищу рыбы. На производствах, связанных с получением и переработкой фенола, применяют оборудование, препятствующее проникновению вредных веществ в окружающую среду.

IV. Применение знаний, умений и навыков.

     Осуществите следующее превращения:

а) СН4 - С2Н2 - С6Н6 - С6Н5CI - C6H5OH - 2,4,6 трибромфенол

б) СН4 - CH3CI - C2H6 - C2H5CI - C3H8 - C3H7CI  - C6H14 - C6H6 - C6H5CI - C6H5OH - пикриновая кислота

V. Д/З s 19, упр.1-3.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фенолы.»

Тема: Фенолы.

Цели: 1) Ознакомить учащихся с составом, строением, способами получения и применением фенола;

      2) На основе состава и строения молекулы фенола рассмотреть его  химические свойства.

           3) Отметить токсичность фенола и его производных.

Тип урока: комбинированный.

Дидактические и материальные оснащения: ноутбук, интерактивная доска, мультимедейный проектор.

Содержание и ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний, умений и навыков.

Блиц – опрос.

  1. Предельные одноатомные спирты –

  2. Общая формула предельных одноатомных спиртов …

  3. Название спирта образуют от …

  4. Спиртам характерна изомерия …

  5. От С1 – С11 –

  6. В отличие от углеводородов спирты …

  7. Между молекулами спиртов возникает …

  8. Число изомерных спиртов состава С3Н8О …

  9. Степень окисления атома углерода в этаноле…

  10.  Качественной реакцией для спиртов является …

  11.  При межмолекулярной дегидратации спиртов образуются …

  12.  При внутримолекулярной дегидратации образуются …

  13.  Древесный спирт –

  14.  Винный спирт –

  15.  Чрезвычайно ядовитое вещество, 5 -10 мл вызывает слепоту …

  16.  Ядовитое наркотическое вещество, систематическое употребление его напитков приводит к циррозу печени –

  17.  Многоатомные спирты –

  18.  1,2,3 пропантриол –

  19.   Этиленгликоль –

  20.  Нитроглицерин –

  21.  Качественной реакцией для многоатомных спиртов является …

  22.  Для изготовления мазей, кремов используют  …

  23.   При сгорании 16 г метилового спирта выделилось 327,5 кДж теплоты. Составьте термохимическое уравнение этой реакции. Вычислите объем н.у. полученного при этом оксида углерода (IV).

  24.  Вычислите, достаточно ли 200см3 раствора, плотностью 0,94г/см3 с массовой долей этанола 96% для реакции с натрием количеством 5 моль.

III.  Фенолы – производные ароматических углеводородов, в молекулах которых гидроксильные группы непосредственно связаны с бензольным кольцом.

     Простейшим представителем этого класса  является  фенол – С6Н5ОН.

    При построении номенклатуры фенолов принято обозначать атомы углерода в бензольном кольце цифрами от 1 до 6, начиная с атома углерода, связанного с гидроксильной группы.

   Фенол  - бесцветное кристаллическое вещество с резким запахом. На воздухе окисляется и становится розовым. При обычной температуре малорастворим в воде, обладает сильными антисептическими свойствами (способен убивать микроорганизмы), ядовит, вызывает ожоги кожи.

   Химические свойства фенола обусловлены наличием в его молекуле гидроксильной группы и бензольного кольца, которые взаимно влияют друг на друга.

а) Свойства обусловленные наличием гидроксильной группы.

  1. Взаимодействие с активными металлами

6H5OH + 2Na = 2C6H5ONa + H2 (образуется фенолят натрия)

  1. Взаимодействие с растворами щелочей (нейтрализация)

C6H5OH + NaOH = C6H5ONa + H2O

  1. Диссоциация. Фенол в отличие от спиртов диссоцирует в водном растворе по кислотному типу:

    C6H5OH ==  С6Н5О- + Н+

    образуется фенолят ион. Этим свойствам объясняется исторически сложившееся название фенола – карболовая кислота.

   Кислотные свойства фенола выражены очень слабо , поэтому даже уголная кислота вытесняет фенол из растворов его солей:

   C6H5ONa + H2O + CO2 = C6H5OH + NaHCO3

б) Свойства обусловленные наличием бензольного кольца.

 1. Реакции замещения

 а) Взаимодействие с бромной водой

                                                              выпадает белый осадок 2,4,6 трибромфенол.

   Эта реакция является качественной и исполҗзуется для обнаруңения фенола

  б) Взаимодействие с азотной кислотой

                                                                 2,4,6 тринитрофенол – пикриновая кислота

Получение.

  1. выделяют из каменноугольной смолы.

  2. Синтетическим способом.

а) Щеолчной гидролиз хлорбензола

                               t, p

    C6H5CI + NaOH = C6H5OH + NaCI

б) Кумольный способ:

кумол – изопропилбензол – бесцветная жидкость, легче воды.

Кумол подвергается  каталитическому окислению :

 образуется гидроксид кумола, при нагревании под действием серной кислоты  расщепляется на фенол и ацетон.

  Применение.

  1. Для производства фенолформальдегидных пластмасс;

  2. красителей;

  3. лекарственных препаратов;

  4. взрывчатых веществ.

5. Раствор с массовой долей фенола 3-5% применяют как антисептик в медицине для дезинфекции помещений, хирургических инструментов.

     Фенол и его производные ядовитые вещества, опасные для человека, животных и растений. Даже очень малое количество фенола, попавшее в водоем, приводит к изменению вкуса употребляемой в пищу рыбы. На производствах, связанных с получением и переработкой фенола, применяют оборудование, препятствующее проникновению вредных веществ в окружающую среду.

IV. Применение знаний, умений и навыков.

     Осуществите следующее превращения:

а) СН4 --- С2Н2 ---- С6Н6 --- С6Н5CI ---- C6H5OH --- 2,4,6 трибромфенол

б) СН4 ---- CH3CI ---- C2H6 ---- C2H5CI --- C3H8 --- C3H7CI  --- C6H14 ---- C6H6 ---- C6H5CI --- C6H5OH ---- пикриновая кислота

V. Д/З s 19, упр.1-3.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Фенолы.

Автор: Вергизова Мария Геннадьевна

Дата: 25.01.2016

Номер свидетельства: 282970

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "Фенолы "
    ["seo_title"] => string(7) "fienoly"
    ["file_id"] => string(6) "140584"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417970371"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "презентация к уроку химии "Фенолы", 10 класс "
    ["seo_title"] => string(47) "priezientatsiia-k-uroku-khimii-fienoly-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "225556"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1439749067"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Презентация для урока по теме "Фенолы" "
    ["seo_title"] => string(44) "priezientatsiia-dlia-uroka-po-tiemie-fienoly"
    ["file_id"] => string(6) "227979"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441034438"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Фенол.Фенолды? ?асиеттері,?олданылуы "
    ["seo_title"] => string(42) "fienol-fienoldyn-k-asiiettieri-k-oldanyluy"
    ["file_id"] => string(6) "175894"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424337421"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "фенол и его соединения "
    ["seo_title"] => string(28) "fienol-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "169710"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423460342"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства