kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Состав и строение атома»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

Обучающая: изучить  строение атома и ядра, положительного и  отрицательного иона, формировать  у учащихся умение осуществлять самоконтроль;

Развивающая: совершенствовать навыки самостоятельной работы; развивать речь; способствовать развитию умений прослеживать междисциплинарные связи; способствовать развитию знаний об атоме;

Воспитывающая: Способствовать развитию познавательного интереса к предмету

ОБОРУДОВАНИЕ:

таблица Менделеева, карточки с конспектом, заданиями, таблица «модели атомов», ватман, фломастеры, проектор, компьютер, экран

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала

Понятие атом существует  уже  более 2500  лет со времен греческого ученого  Демокрита,  который считал, что все вещества состоят и мельчайших частиц. Им была выдвинута атомистическая гипотеза, согласно которой все в мире состоит из атомов, различающихся своей формой, порядком и ориентацией в теле; между атомами находится пустота

Что же из себя представляет атом ? Каково его строение?

В начале века в химии бытовали самые разные и часто фантастические представления о строении атома. Например, Фердинанд Линдеман утверждал, что «атом кислорода имеет форму кольца, а атом серы – форму лепешки», Кельвин  говорил, что атом устроен подобно кольцам дыма, выпускаемого изо рта курильщика.

 Сейчас каждый из вас пройдет также этап родителя идеи. Вы все получите распечатки с описанием модели строения атома так называемых родителей (Резерфорд, Томсон, Чедвик).(В таблице приведены тексты для каждой группы.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Состав и строение атома»»

Урок № 19

Химия 8 класс Дата:_______

Тема: «Состав и строение атома»

ЦЕЛЬ: обеспечить усвоение учащимися знаний о строении атома и атомного ядра;

Задачи:

Обучающая: изучить строение атома и ядра, положительного и отрицательного иона, формировать у учащихся умение осуществлять самоконтроль;

Развивающая: совершенствовать навыки самостоятельной работы; развивать речь; способствовать развитию умений прослеживать междисциплинарные связи; способствовать развитию знаний об атоме;

Воспитывающая: Способствовать развитию познавательного интереса к предмету


ОБОРУДОВАНИЕ:

таблица Менделеева, карточки с конспектом, заданиями, таблица «модели атомов», ватман, фломастеры, проектор, компьютер, экран



ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала


Понятие атом существует  уже  более 2500  лет со времен греческого ученого  Демокрита ,  который считал , что все вещества состоят и мельчайших частиц . Им была выдвинута атомистическая гипотеза, согласно которой все в мире состоит из атомов , различающихся своей формой, порядком и ориентацией в теле; между атомами находится пустота


Что же из себя представляет атом ? Каково его строение?

В начале века в химии бытовали самые разные и часто фантастические представления о строении атома. Например, Фердинанд Линдеман утверждал , что «атом кислорода имеет форму кольца, а атом серы – форму лепешки», Кельвин говорил, что атом устроен подобно кольцам дыма, выпускаемого изо рта курильщика.

Сейчас каждый из вас пройдет также этап родителя идеи. Вы все получите распечатки с описанием модели строения атома так называемых родителей (Резерфорд, Томсон, Чедвик).(В таблице приведены тексты для каждой группы.)


Джозеф Джон Томсон

18.12.1856–30.08.1940

Эрнест Резерфорд

30.08.1871–19.11.1937

Джеймс Чедвик

20.10.1891–24.07.1974

Английский физик, член Лондонского королевского общества. В 1897 году экспериментально доказал существование – электрона, мельчайшей частицы, которая в 2000 раз меньше атома, определил массу и заряд электрона. В 1903–1904 годах выдвинул гипотезу, что атом представляет собой положительно заряженную сферу, внутри которой находятся электроны. Ученые назвали эту модель “пудингом с изюмом”

Английский физик, основоположник ядерной физики, член Лондонского королевского общества. В 1911 году экспериментально обосновал ядерную модель атома: в центре атома находится положительное ядро, а вокруг него вращаются электроны. В 1919 году осуществил опыт, в котором из ядра вылетали ядра водорода, получившие названия протонов, имеющие положительный заряд

Английский физик – экспериментатор, член Лондонского королевского общества. В 1920 году подтвердил теорию атома Резерфорда и вывод о том, что заряд ядра равен порядковому номеру элемента. В 1932 году обнаружил частицы, которые отличаются от протонов электрическими свойствами, но очень близки к ним по массе и размеру. Он назвал эти частицы нейтронами. И доказал, что ядра атомов тоже делимые! Они состоят из протонов и нейтронов, которые связаны между собой мощным ядерным воздействием.


Сначала каждый из вас внимательно читает текст.
У вас на столе есть набор: белый лист (А3), фломастеры. По описанию в тексте создайте модель атома на большом листе.
Расскажите о своей модели другим группам. (Каждая группа представляет свою модель у доски, предварительно прикрепив ее.)
Перед нами три модели, которые созданы по описанию ученых.
А сейчас сравним каждую модель с реальной моделью атома

Видеоролик: «Почемучки. Строение атома» (3.36)


Найдем ошибки или недочеты в ваших моделях.

Итак, что мы можем сказать?

По своему строению атом напоминает Солнечную систему, поэтому атомная модель называется планетарной.

Что находится в атоме между ядром и электроном? (эл. поле)


Вывод

  • Атом состоит из ядра и электронов.

  • Ядро состоит из протонов и нейтронов.

  • Заряд протона равен по модулю заряду электрона.

  • Нейтрон не имеет заряда.

  • Масса протона приблизительно равна массе нейтрона.(запись в тетрадь)


Таким образом, на сегодня известно точно, что


Атомы разных элементов в обычном состоянии отличаются друг от друга числом электронов. Но все же химические свойства атома определяются зарядом ядра


Видеоролик: «Строение атома и ядра»


Посмотрим на таблицу Менделеева: порядковый номер показывает число протонов в ядре, следовательно, он показывает и число электронов, т.к. атом в целом нейтрален. А число нейтронов, входящих в ядро можно найти таким образом: из массового числа вычесть число протонов.

Например: Кислород, порядковый номер – 8 – число протонов 8, число электронов 8, а число нейтронов найдем, если вычтем из 16-8=8

Задание.

Написать электронную конфигуацию элементов имеющих 20, 35, 38, 54, 87 электронов.

Порядок заполнения электронами обриталей определяется по принципу Паули.

(согласно формуле, со 2 орбитали должно быть 8 электронов, на 3 орбитали – 18 электронов, на 4 – 32 и.т.д.)

Ответы:

Имеющие 20 электронов: 2е)8е)8е)2е)

Имеющие 35 электронов: 2е)8е)18е)7е)

Имеющие 38 электронов: 2е)8е)18е)8е)2е)

Имеющие 54 электронов: 2е)8е)18е)18е)8е)


  1. Закрепление знаний

А теперь вопрос - правильно ли мое утверждение, что атом остался электрически нейтральным. ( нет), а если уберем все электроны, то какой заряд преобладает у атома ( +)

  • Задача:

Сколько протонов имеет марганец с массой 55 и с количеством нейтронов 30?

Решение:

Масса= кол-во протонов+кол-во нейтронов





55=р+30

Р=55-30=25


  • Задача:

Количество нейтронов и протонов атома кремния равно 14. Рассчитайте массу атома.

(ответ: 28)


Задача на стр 8 (ШЫН)


РЕФЛЕКСИЯ

Ребята вам понравилось занятие? Нарисуйте на смайликах свое отношение к (удовлетворены ли занятием).

Так что же мы узнали?


  1. Задание на дом

Прочитать конспект. Параграф учебника

Творческое задание по желанию:

1.Представьте себя каким-либо физическим объектом – атомом, электроном– и напишите небольшой рассказ о своем состоянии, окружении и о том, что происходит с вами, что вы наблюдаете.








































Джозеф Джон Томсон

18.12.1856–30.08.1940

Эрнест Резерфорд

30.08.1871–19.11.1937

Джеймс Чедвик

20.10.1891–24.07.1974

Английский физик, член Лондонского королевского общества. В 1897 году экспериментально доказал существование – электрона, мельчайшей частицы, которая в 2000 раз меньше атома, определил массу и заряд электрона. В 1903–1904 годах выдвинул гипотезу, что атом представляет собой положительно заряженную сферу, внутри которой находятся электроны. Ученые назвали эту модель “пудингом с изюмом”

Английский физик, основоположник ядерной физики, член Лондонского королевского общества. В 1911 году экспериментально обосновал ядерную модель атома: в центре атома находится положительное ядро, а вокруг него вращаются электроны. В 1919 году осуществил опыт, в котором из ядра вылетали ядра водорода, получившие названия протонов, имеющие положительный заряд

Английский физик – экспериментатор, член Лондонского королевского общества. В 1920 году подтвердил теорию атома Резерфорда и вывод о том, что заряд ядра равен порядковому номеру элемента. В 1932 году обнаружил частицы, которые отличаются от протонов электрическими свойствами, но очень близки к ним по массе и размеру. Он назвал эти частицы нейтронами. И доказал, что ядра атомов тоже делимые! Они состоят из протонов и нейтронов, которые связаны между собой мощным ядерным воздействием.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«Состав и строение атома»

Автор: Васильева Юлия Юрьевна

Дата: 07.12.2015

Номер свидетельства: 263272

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "История открытия строения атома "
    ["seo_title"] => string(35) "istoriia-otkrytiia-stroieniia-atoma"
    ["file_id"] => string(6) "113073"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409121150"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Урок физики в 9-м классе по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда." "
    ["seo_title"] => string(132) "urok-fiziki-v-9-m-klassie-po-tiemie-radioaktivnost-kak-svidietiel-stvo-slozhnogho-stroieniia-atomov-modieli-atomov-opyt-riezierforda"
    ["file_id"] => string(6) "126576"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415197754"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Технологическая карта и конспект урока "Строение атома" "
    ["seo_title"] => string(62) "tiekhnologhichieskaia-karta-i-konspiekt-uroka-stroieniie-atoma"
    ["file_id"] => string(6) "101808"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402453895"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок физики по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов""
    ["seo_title"] => string(75) "urokfizikipotiemieradioaktivnostkaksvidietielstvoslozhnoghostroieniiaatomov"
    ["file_id"] => string(6) "336424"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1467117451"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока по теме "Строение атома" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-po-tiemie-stroieniie-atoma"
    ["file_id"] => string(6) "129225"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415647713"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1420 руб.
2370 руб.
1570 руб.
2620 руб.
1270 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства