kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Состав атома и атомного ядра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок химии построен на основе исследовательской деятельности учащихся. Построение урока получения новых знаний основывается на деятельностном подходе. Учащиеся выдвигают гипотезу. Работа на уроке направлена на то чтобы гипотеза в результате исследований была подтверждена или опровергнута. Новые знания учащиеся получают не в готовом виде, а под руководством учителя они формирутся в результате самостоятельной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Состав атома и атомного ядра »

1*Тема урока: Состав атомных ядер.

Урок изучения и первичного закрепления нового материала в 8 классе,

Учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия 8»

«Отыщи всему начало, и ты многое поймешь» (Козьма Прутков)

Цели урока:

1.Обучающая:

рассмотреть физический смысл порядкового номера элемента, научить школьников описывать состав атомных ядер, разъяснить понятие изотопов, явление радиоактивности.

2.Развивающие:

сформировать у учащихся личностную мотивацию, познавательный интерес к данной теме; развить интеллектуальные и творческие способности учащихся, диалектическое мышление; углубить знания о взаимосвязи строения атома и структурой ПСХЭ;
отработать навыки работы с опорным конспектом и ПСХЭ.

3.Воспитательная:

развить познавательный интерес к устройству окружающего мира

4.Здоровьесберегающая:

Использовать методические приемы, позволяющие предотвратить переутомление учащихся, повысить их внимание.

Задачи урока:

Познакомить учащихся с историей установления сложного строения атома, с частицами, составляющими атом и их характеристиками.

Отработать умение записывать массовое число, порядковый номер элемента рядом с его символом, определять число протонов, нейтронов и электронов атомов любых химических элементов.

Показать, что этимологическое начало понятия "атом" ("неделимый") не соответствует действительности - атом делим. Дать понятие о составе атома и атомного ядра. Раскрыть взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, электрон, массовое число.

Показать биологическое влияние радиации на организм человека.

Воспитывать в учениках уверенность в своих силах.

Межпредметные связи: физика, биология

Основные поня­тия (впервые вводимые):

1. Заряд ядра атома. 2. Электрон, протон, нейтрон. 3.Изотопы

Планируемые результаты обучения:

Знать строение атома, зна­чение порядкового номера (физический смысл), состав атомного ядра, определение изотопов.

Знать 3 вида излучений.

Уметь описывать хими­ческий элемент с точки зре­ния положения в ПСХЭ и составе ядра.

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

Оборудование:

ПСХЭ Д.И.Менделеева, опорный конспект (на каждый стол) (приложение 1), карточки с заданиями (приложение 2), мультимедиа проектор, экран , презентация по теме урока(приложение 3).

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Введение

Девизом нашего урока могут служить слова небезызвестного Козьмы Пруткова:

«Отыщи всему начало, и ты многое поймешь»

Целью нашего урока является расширение ваших знаний по строению атома, полученных на уроках физики, знакомство с составом ядра, понятиями: протон, нейтрон, изотоп. Вы получите представление о явлении радиоактивности и о биологическом влиянии радиоактивности на организм человека.

  1. Актуализация опорных знаний

Прежде чем перейти к новой теме мы напишем Х/д (Химический диктант)


- Найди элемент по адресу, укажи его порядковый номер

(использовать ПСХЭ Д.И.Менделеева),


  1. 2период, 5группа главная(азот)

  2. 2период, 3группа главная(бор)

  3. 3период, 2группа главная(магний)

  4. 5период, 2группа побочная(кадмий)

  5. 2период, 7группа главная(фтор)

  6. 4период, 3группа побочная(скандий)

  7. 4период, 6группа побочная(хром)

  8. 4 период,4группа главная(германий)

  9. 4период, 4группа побочная(титан)

  10. 7период, 1группа главная(франций)


Оценить себя по следующему эталону:

-одна ошибка – оценка 4

-две ошибки – оценка 3

-более трех ошибок – тема не усвоена, посетить дополнительное занятие.


  1. Объяснение нового материала


Раннее мы давали определение «атому» - как неделимой частицы. Но в конце XIX века это определение потеряло свою актуальность. Посмотрим, какие же открытия подвигли ученый мир признать, что этимологически понятие «атом» - неделимый не соответствует действительности.

По ходу объяснения делайте записи в опорном конспекте, или выделяйте цветом, то что необходимо запомнить.

2*В 1879 году английский ученый Уильям Крукс открыл катодные лучи – поток быстролетящих отрицательно заряженных частиц, размеры которых были меньше самого маленького атома водорода, по вызываемой ими люминесценции. В 1891году Д.Стонэй предложил назвать открытые частицы электронами.

3*В 1895 году немецкий ученый Уильям Конрад Рентген обнаружил новый вид излучения, обладающего большой проникающей способностью, и назвал их Х-лучами. Таинственные лучи засвечивали фотопластинку, завернутую в черную бумагу. Несколько позднее было установлено, что Х-лучи представляют собой электромагнитные колебания с очень малой длиной волны. В настоящее время рентгеновские лучи широко используются в различных областях науки и техники.

В 1896 году французский ученый Анри Беккерель открыл явление естественной радиоактивностисамопроизвольного распада ядер атомов тяжелых элементов.

В 1898 году Мария и Пьер Кюри, изучавшие явление радиоактивности, открыли новый радиоактивный элемент, названный полонием.

4*Антуан Анри Беккерель, а также Мария Склодовская-Кюри и Пьер Кюри обнаружили, что при распаде атомы испускают три типа лучей, которые получили свои названия по трем первым буквам греческого алфавита: α, β, γ.

Эти три вида излучения очень сильно отличаются друг от друга по проникающей способности, т.е. по тому, насколько интенсивно они поглощаются различными веществами.


5*Главным итогом совершенных открытий было ясное осознание того, что атом не является мельчайшей частицей вещества, он имеет сложное строение. Было предложено несколько гипотез – моделей строения атома. Большинство из них основывалось на предположениях, что атом, оставаясь в целом электронейтральным, представляет собой совокупность положительно и отрицательно заряженных частиц.

В 1911 г Э.Резерфорд на основе своих исследований (известных вам из курса физики) предложил планетарную модель атома. Исследователь привел неоспоримые доказательства того, что атомы состоят из трех типов элементарных частиц: протонов, нейтронов и электронов.

6* (планетарная модель атома) Мы видим, что протоны и нейтроны составляют ядро, которое находится в центре атома. Ядро занимает очень небольшую часть объема атома, но в нем сосредоточена практически вся масса атома. Протоны имеют положительный заряд, а нейтроны не имеют заряда, они - нейтральны.

Вокруг ядра движутся электроны - частицы с отрицательным зарядом. Их движение ограничено сферическим пространством вокруг ядра.


Английский ученый доказал, что порядковый номер элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева совпадает:

а) с зарядом ядра;

б) с количеством протонов;

в) с количеством электронов.


7*Элементарные частицы, можно характеризовать следующим образом

Частица

символ

Заряд

Относительная масса, а.е.м.

Электрон

ē

-1

1\1840

Протон

р

+1

1,007

Нейтрон

n

0

1,009


8*Число протонов в ядре атома соответствует его атомному номеру и обозначается символом Z.


Порядковый номер элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева совпадает с зарядом ядра его атома! (выделить цветом в опорном конспекте (ОК)) Приложение 1

9*

Число протонов и нейтронов, образующих ядро атома, называют массовым числом и обозначают символом А.

A = число протонов + число нейтронов A=Z+N (записать в рамке в ОК)

Атомный номер Z и массовое число А элемента записываются перед символом элемента следующим образом:

Например, для магния: 2412 Mg

массовое число 24

атомный номер 12

символ элемента Mg

Количество нейтронов в ядре можно вычислить из соотношения между массовым числом и атомным номером.

Число нейтронов = A - Z N=A-Z (записать в рамке в ОК)

A - массовое число

Z - атомный номер

Ядро атома магния содержит 12 нейтронов (24 - 12 = 12)

Атомы электронейтральны, поэтому, что мы можем сказать о количестве протонов и электронов ?


р= е (выделить в ОК)

2412 Mg[ (12 p+; 12 n0);12e]0 Р

Zn Na



10*Динамическая пауза

1.Посмотрите на тренажер для глаз – выполнить упражнение по красному кругу – 2раза, затем по синему – в обратную сторону – 2 раза, затем опишите глазами восьмерку по часовой стрелке по зеленому контуру.(таким образом мы снимаем нагрузку с одних глазных мышц и перекладываем её на другие, что улучшает кровообращение и снимает напряжение зрительного нерва.)


2. Встали. Потянитесь. Сбросьте руки вниз –вдоль туловища,

-далее – руки к плечам – круговые движения назад на 4 счета, затем вперед на 4 счета,

-руки на талию – пружинящие наклоны вправо на 2 счета, влево на 2 счета, повторить,

-потянулись, сбросили руки вдоль туловища, улыбнулись, сели, продолжаем занятие.


- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, почему массы атомов, указанные в ПСХЭ Д.И.Менделеева имеют дробное значение? Мы только что выяснили, что масса атома определяется суммой масс протонов и нейтронов, а это должно быть определенно целочисленное значение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Состав атома и атомного ядра

Автор: Пикавцов Николай Николаевич

Дата: 05.01.2015

Номер свидетельства: 150423

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "История открытия строения атома "
    ["seo_title"] => string(35) "istoriia-otkrytiia-stroieniia-atoma"
    ["file_id"] => string(6) "113073"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409121150"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "«Состав ядра. Ядерные силы»"
    ["seo_title"] => string(28) "sostav-iadra-iadiernyie-sily"
    ["file_id"] => string(6) "267458"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450373995"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока по теме "Строение атома" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-po-tiemie-stroieniie-atoma"
    ["file_id"] => string(6) "129225"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415647713"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Контрольная работа № 5 "Атомная и ядерная физика""
    ["seo_title"] => string(50) "kontrol_naia_rabota_5_atomnaia_i_iadiernaia_fizika"
    ["file_id"] => string(6) "420644"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496725158"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Урок физики в 9-м классе по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда." "
    ["seo_title"] => string(132) "urok-fiziki-v-9-m-klassie-po-tiemie-radioaktivnost-kak-svidietiel-stvo-slozhnogho-stroieniia-atomov-modieli-atomov-opyt-riezierforda"
    ["file_id"] => string(6) "126576"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415197754"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства