kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Состав ядра. Ядерные силы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) Изучить протонно–нейтронную модель ядра – основу всех    выводов в школьном курсе о строении и свойствах ядра;

2) Познакомить учащихся с ядерными силами, существенно отличающиеся от ранее известных.

План урока:

1. Введение (1 - 2 мин.) - сообщение учителя.

2. Изучение нового материала (20 - 25 мин.) -

рассказ учителя, беседа с учениками.

3. Закрепления нового материала (15 мин.) -

выполнение упражнений.

           4. Домашнее задание (1 - 2 мин.) - запись на доске

Конкретные представления о строении атома развивались  по мере накопления физикой фактов о свойствах вещества. Открыли электрон, измерили его массу. Мысль об электронном строении атома, впервые высказанную В. Вебером в 1896 г., развил Х. Лоренц. Именно он создал электронную теорию:

электроны входят в состав атома.

       Опираясь на эти открытия, Дж. Томсон в 1898 г. Предложил модель атома в виде положительно заряженного шара радиусом 10(-10) м, в котором плавают электроны, нейтрализующие положительный заряд (рис. 1)

Экспериментальная проверка модели атома Томсона была осуществлена
в 1911 г. английским физиком Э. Резерфордом 

Пропуская пучок Альфа- частиц через тонкую золотую фольгу, Э. Резерфорд обнаружил, что какая-то часть частиц отклоняется на довольно значительный угол от своего первоначального направления, а небольшая часть – отражается от фольги. Но согласно модели атома Томсона, частицы могли отклоняться только на углы около 20 (рис.3)

Резерфорд показал, что модель Томсона находится в противоречии с его опытами. Обобщая результаты  своих опытов.

Резерфорд предложил ядерную ( планетарную) модель строения атома (рис.4)

 

1)Атом имеет ядро, размеры которого малы по сравнению с размерами самого атома (рис. 5)

?

2)В ядре сконцентрирована почти вся масса атома.

?

3)Отрицательный заряд всех электронов распределен по всему объему атома.

Идея о существовании тяжелой нейтральной частицы казалась Резерфорду настолько привлекательной, что он незамедлительно предложил группе своих учеников во главе с Дж. Чедвиком заняться поиском такой частицы.

           Через 12 лет в 1932 г. Чедвик экспериментально исследовал излучение, возникающее при облучении бериллия? -частицами, и обнаружил, что это излучение представляет собой поток нейтральных частиц с массой, примерно равной массе протона. Так был открыт нейтрон. На рис.6 приведена упрощенная схема установки для обнаружения нейтронов.    

Нейтрон – это элементарная частица.

Это не протон -электронная  пара, как первоначально предполагал Резерфорд.

По современным измерениям,     масса нейтрона mn = 1,67493·10–27 кг = 1,008665 а.е.м.

В энергетических единицах масса нейтрона равна 939,56563 МэВ.

Масса нейтрона приблизительно на две электронные массы превосходит массу протона.

Протон-нейтронная модель ядра

Сразу же после открытия нейтрона российский ученый Д. Д. Иваненко и немецкий физик
В. Гейзенберг выдвинули гипотезу о протонно-нейтронном строении атомных ядер,
которая полностью подтвердилась последующими исследованиями (рис. 7)

По современным измерениям, положительный заряд протона в точности равен
                      элементарному заряду e = 1,60217733·10–19 Кл,

то есть равен по модулю отрицательному заряду электрона. В настоящее время равенство зарядов протона и электрона проверено с точностью 10–22. Такое совпадение зарядов двух непохожих друг на друга частиц вызывает удивление и остается одной из фундаментальных загадок современной физики.

Масса протона, по современным измерениям, равна mp = 1,67262·10-27 кг.

Протоны и нейтроны в ядре

принято называть нуклонами.

Для того, чтобы атомные ядра были устойчивыми, протоны и нейтроны должны удерживаться внутри ядер огромными силами, во много раз превосходящими силы кулоновского отталкивания протонов. Силы, удерживающие нуклоны в ядре, называются ядерными ( рис.8)

Особенности ядерных сил:

1.Ядерные силы примерно в 100 раз превосходят электростатические силы и на десятки порядков превосходят силы гравитационного взаимодействия нуклонов.

2.  Важной особенностью ядерных сил является их короткодействующий характер. Ядерные силы заметно проявляются, как показали опыты Резерфорда по рассеянию

        a-частиц, лишь на расстояниях порядка размеров ядра (10–14–10–15 м). Ядерные силы очень  быстро спадают с расстоянием. Радиус их действия порядка  0,000 000 000 000 001 метра.

       Для этой сверхмалой длины, характеризующей размеры атомных ядер, ввели специальное обозначение Фм (в честь итальянского физика Э. Ферми, 1901-1954)

 Все ядра имеют размеры нескольких Ферми.

 Радиус ядерных сил равен размеру нуклона, поэтому ядра – концентрация и очень плотной материи. Возможно, самой плотной в земных условиях.

 Ядерные силы - сильные взаимодействия.

На больших расстояниях проявляется действие сравнительно медленно убывающих кулоновских сил.

На основании опытных данных можно заключить, что протоны и нейтроны в ядре ведут себя одинаково в отношении сильного взаимодействия, т. е. ядерные силы не зависят от наличия или отсутствия у частиц электрического заряда.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Состав ядра. Ядерные силы»»

Урок по физике в 11 классе  «Состав ядра. Ядерные силы» Цели урока : 1) Изучить протонно–нейтронную модель ядра – основу всех выводов в школьном курсе о строении и свойствах ядра; 2) Познакомить учащихся с ядерными силами, существенно отличающиеся от ранее известных. План урока: 1. Введение (1 - 2 мин.) - сообщение учителя. 2. Изучение нового материала (20 - 25 мин.) - рассказ учителя, беседа с учениками. 3. Закрепления нового материала (15 мин.) - выполнение упражнений.  4. Домашнее задание (1 - 2 мин.) - запись на доске.

Урок по физике в 11 классе «Состав ядра. Ядерные силы»

Цели урока :

1) Изучить протонно–нейтронную модель ядра – основу всех выводов в школьном курсе о строении и свойствах ядра;

2) Познакомить учащихся с ядерными силами, существенно отличающиеся от ранее известных.

План урока:

1. Введение (1 - 2 мин.) - сообщение учителя.

2. Изучение нового материала (20 - 25 мин.) -

рассказ учителя, беседа с учениками.

3. Закрепления нового материала (15 мин.) -

выполнение упражнений.

4. Домашнее задание (1 - 2 мин.) - запись на доске.

Строение атома  Конкретные представления о строении атома развивались по мере накопления физикой фактов о свойствах вещества. Открыли электрон, измерили его массу. Мысль об электронном строении атома, впервые высказанную В. Вебером в 1896 г., развил Х. Лоренц. Именно он создал электронную теорию: электроны входят в состав атома.  Опираясь на эти открытия, Дж. Томсон в 1898 г. Предложил модель атома в виде положительно заряженного шара радиусом 10 (-10) м, в котором плавают электроны, нейтрализующие положительный заряд (рис. 1) положительно заряженный атом электроны Рис. 1

Строение атома

Конкретные представления о строении атома развивались по мере накопления физикой фактов о свойствах вещества. Открыли электрон, измерили его массу. Мысль об электронном строении атома, впервые высказанную В. Вебером в 1896 г., развил Х. Лоренц. Именно он создал электронную теорию:

электроны входят в состав атома.

Опираясь на эти открытия, Дж. Томсон в 1898 г. Предложил модель атома в виде положительно заряженного шара радиусом 10 (-10) м, в котором плавают электроны, нейтрализующие положительный заряд (рис. 1)

положительно заряженный атом

электроны

Рис. 1

Экспериментальная проверка модели атома Томсона была осуществлена  в 1911 г. английским физиком Э. Резерфордом (рис. 2) Рис.2

Экспериментальная проверка модели атома Томсона была осуществлена в 1911 г. английским физиком Э. Резерфордом (рис. 2)

Рис.2

Пропуская пучок Альфа- частиц через тонкую золотую фольгу, Э. Резерфорд обнаружил, что какая-то часть частиц отклоняется на довольно значительный угол от своего первоначального направления, а небольшая часть – отражается от фольги. Но согласно модели атома Томсона, частицы могли отклоняться только на углы около 2 0 (рис.3) Резерфорд показал, что модель Томсона находится в противоречии с его опытами. Обобщая результаты своих опытов. Резерфорд предложил ядерную ( планетарную) модель строения атома (рис.4)  Атом имеет ядро, размеры которого малы по сравнению с размерами самого атома (рис. 5)  В ядре сконцентрирована почти вся масса атома.  Отрицательный заряд всех электронов распределен по всему объему атома.  Рис.3 Рис.4 Рис. 5

Пропуская пучок Альфа- частиц через тонкую золотую фольгу, Э. Резерфорд обнаружил, что какая-то часть частиц отклоняется на довольно значительный угол от своего первоначального направления, а небольшая часть – отражается от фольги. Но согласно модели атома Томсона, частицы могли отклоняться только на углы около 2 0 (рис.3)

Резерфорд показал, что модель Томсона находится в противоречии с его опытами. Обобщая результаты своих опытов.

Резерфорд предложил ядерную ( планетарную) модель строения атома (рис.4)

  • Атом имеет ядро, размеры которого малы по сравнению с размерами самого атома (рис. 5)
  • В ядре сконцентрирована почти вся масса атома.
  • Отрицательный заряд всех электронов распределен по всему объему атома.

Рис.3

Рис.4

Рис. 5

Открытие нейтрона   Идея о существовании тяжелой нейтральной частицы казалась Резерфорду настолько привлекательной, что он незамедлительно предложил группе своих учеников во главе с Дж. Чедвиком заняться поиском такой частицы.  Через 12 лет в 1932 г. Чедвик экспериментально исследовал излучение, возникающее при облучении бериллия? -частицами, и обнаружил, что это излучение представляет собой поток нейтральных частиц с массой, примерно равной массе протона. Так был открыт нейтрон. На рис.6 приведена упрощенная схема установки для обнаружения нейтронов.     Рис.6

Открытие нейтрона

Идея о существовании тяжелой нейтральной частицы казалась Резерфорду настолько привлекательной, что он незамедлительно предложил группе своих учеников во главе с Дж. Чедвиком заняться поиском такой частицы.

Через 12 лет в 1932 г. Чедвик экспериментально исследовал излучение, возникающее при облучении бериллия? -частицами, и обнаружил, что это излучение представляет собой поток нейтральных частиц с массой, примерно равной массе протона. Так был открыт нейтрон. На рис.6 приведена упрощенная схема установки для обнаружения нейтронов.    

Рис.6

Нейтрон – это элементарная частица .

Это не протон -электронная пара, как первоначально предполагал Резерфорд.

По современным измерениям, масса нейтрона mn = 1,67493·10 –27 кг = 1,008665 а.е.м.

В энергетических единицах масса нейтрона равна 939,56563 МэВ .

Масса нейтрона приблизительно на две электронные массы превосходит массу протона.

Протон-нейтронная модель ядра

Сразу же после открытия нейтрона российский ученый Д. Д. Иваненко и немецкий физик В. Гейзенберг выдвинули гипотезу о протонно-нейтронном строении атомных ядер , которая полностью подтвердилась последующими исследованиями (рис. 7)

По современным измерениям, положительный заряд протона в точности равен элементарному заряду e = 1,60217733·10–19 Кл,

то есть равен по модулю отрицательному заряду электрона. В настоящее время равенство зарядов протона и электрона проверено с точностью 10 –22 . Такое совпадение зарядов двух непохожих друг на друга частиц вызывает удивление и остается одной из фундаментальных загадок современной физики.

Масса протона, по современным измерениям, равна mp = 1,67262·10-27 кг .

Протоны и нейтроны в ядре

принято называть нуклонами.

Рис. 7

Ядро атома состоит из  нуклонов , которые подразделяются на протоны  и  нейтроны .  Символическое обозначение ядра атома А - число нуклонов, т.е. протонов + нейтронов (или атомная масса)  Z - число протонов (равно числу электронов)  N -  число нейтронов (или атомный номер)  N = A - Z

Ядро атома состоит из нуклонов ,

которые подразделяются на протоны и нейтроны .

Символическое обозначение ядра атома

А - число нуклонов, т.е. протонов + нейтронов (или атомная масса) Z - число протонов (равно числу электронов) N - число нейтронов (или атомный номер)

N = A - Z

Рис.8

Для того, чтобы атомные ядра были устойчивыми, протоны и нейтроны должны удерживаться внутри ядер огромными силами, во много раз превосходящими силы кулоновского отталкивания протонов. Силы, удерживающие нуклоны в ядре, называются ядерными ( рис.8)

Особенности ядерных сил:

  • Ядерные силы примерно в 100 раз превосходят электростатические силы и на десятки порядков превосходят силы гравитационного взаимодействия нуклонов.

2. Важной особенностью ядерных сил является их короткодействующий характер. Ядерные силы заметно проявляются, как показали опыты Резерфорда по рассеянию

a-частиц, лишь на расстояниях порядка размеров ядра (10 –14 –10 –15 м). Ядерные силы очень быстро спадают с расстоянием. Радиус их действия порядка 0,000 000 000 000 001 метра .

Для этой сверхмалой длины, характеризующей размеры атомных ядер, ввели специальное обозначение Фм (в честь итальянского физика Э. Ферми, 1901-1954)

Все ядра имеют размеры нескольких Ферми.

Радиус ядерных сил равен размеру нуклона, поэтому ядра – концентрация и очень плотной материи. Возможно, самой плотной в земных условиях.

Ядерные силы - сильные взаимодействия .

На больших расстояниях проявляется действие сравнительно медленно убывающих кулоновских сил.

На основании опытных данных можно заключить, что протоны и нейтроны в ядре ведут себя одинаково в отношении сильного взаимодействия, т. е. ядерные силы не зависят от наличия или отсутствия у частиц электрического заряда.

ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ

  • силы притяжения;
  • действуют между всеми нуклонами в ядре;
  • короткодействующие.

.

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ?    В середине XX века теория ядра предсказала существование стабильных элементов    с порядковыми номерами  Z = 110 -114   В Дубне был получен 114-й элемент с атомной массой А = 289, который

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ? В середине XX века теория ядра предсказала существование стабильных элементов с порядковыми номерами Z = 110 -114 В Дубне был получен 114-й элемент с атомной массой А = 289, который "жил" всего 30 секунд, что невероятно долго для атома с ядром такого размера. Сегодня теоретики уже обсуждают свойства сверхтяжелых ядер массой 300 и даже 500.

Атомы с одинаковыми атомными номерами называют изотопами : в таблице Менделеева  они расположены в одной клеточке (по-гречески «изос» - равный, «топос» – место (рис. 9).   Химические свойства изотопов почти тождественны.    Если элементов всего в природе - около 100, то изотопов - более 2000.   Многие из них неустойчивы, то есть радиоактивны, и распадаются, испуская различные виды излучений.  Изотопы одного и того же элемента по составу отличаются лишь количеством нейтронов в ядре. Рис. 9

Атомы с одинаковыми атомными номерами называют изотопами : в таблице Менделеева они расположены в одной клеточке (по-гречески «изос» - равный, «топос» – место (рис. 9). Химические свойства изотопов почти тождественны. Если элементов всего в природе - около 100, то изотопов - более 2000. Многие из них неустойчивы, то есть радиоактивны, и распадаются, испуская различные виды излучений. Изотопы одного и того же элемента по составу отличаются лишь количеством нейтронов в ядре.

Рис. 9

Решение задач: Сколько нуклонов, протонов и нейтронов содержится в ядрах следующих элементов:   11  Na 23   A = 23 N = 23 – 11 = 12 Z = 11  11 Na 21  A = 21 N = 21 – 11 = 9 Z = 11  4 B  9  A = 9 N = 9 – 4 = 5 Z = 4 Самостоятельно:  8 O 16  3 Li 7 6 C 12 7 N 14 9 F 19  13 Al 27 92 U 235 82 Pb 207 2.  Чем отличаются следующие элементы:   8 О 17 и 8 О 16  92 U 235  и  92 U 23 9

Решение задач:

  • Сколько нуклонов, протонов и нейтронов содержится в ядрах следующих элементов:

11 Na 23

A = 23 N = 23 – 11 = 12 Z = 11

11 Na 21

A = 21 N = 21 – 11 = 9 Z = 11

4 B 9

A = 9 N = 9 – 4 = 5 Z = 4

Самостоятельно: 8 O 16 3 Li 7 6 C 12 7 N 14 9 F 19 13 Al 27 92 U 235 82 Pb 207

2. Чем отличаются следующие элементы:

8 О 17 и 8 О 16 92 U 235 и 92 U 23 9

Домашнее задание:  п. 105 упр. 14 (4)

Домашнее задание:

п. 105 упр. 14 (4)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
«Состав ядра. Ядерные силы»

Автор: Лещенко Татьяна Николаевна

Дата: 17.12.2015

Номер свидетельства: 267458

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Урок на тему «Состав ядра атома" "
    ["seo_title"] => string(32) "urok-na-tiemu-sostav-iadra-atoma"
    ["file_id"] => string(6) "160984"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422168182"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Разработка урока по физике на тему: "Открытие протона и нейтрона" "
    ["seo_title"] => string(66) "razrabotka-uroka-po-fizikie-na-tiemu-otkrytiie-protona-i-nieitrona"
    ["file_id"] => string(6) "196803"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428124969"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Итоговый срез знаний по физике за курс 9 класса "
    ["seo_title"] => string(50) "itoghovyi-sriez-znanii-po-fizikie-za-kurs-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "100234"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1402373139"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Экзаменационные билеты по физике за курс средней школы. "
    ["seo_title"] => string(62) "ekzamienatsionnyie-biliety-po-fizikie-za-kurs-sriedniei-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "197108"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428173000"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "История открытия строения атома "
    ["seo_title"] => string(35) "istoriia-otkrytiia-stroieniia-atoma"
    ["file_id"] => string(6) "113073"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409121150"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства