Образовательная: изучить реакции обмена, продолжить формирование умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакции обмена. Дать понятие об условиях течения реакций между растворами до конца. Слайд 1
Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений. Слайд 2
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность в выборе решения проблемы. Слайд 3
Организационный момент: приветствие, проверка явки учащихся, заполнение журнала. Проверка готовности учащихся к уроку: настрой учащихся на работу, доведение до них плана урока. Сегодня на уроке, мы продолжим изучение типов химических реакций и изучим новый тип. Но прежде чем начать работу, проверим, правильно ли вы выполнили упражнение 2 стр.187. Слайд 4
Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала.
Вспомним, какие реакции вы уже знаете? Соединения, замещения, разложения. Учащиеся дают определения, затем выполняют самостоятельная работу.
Расставьте коэффициенты и определите к какому типу относятся реакции, схемы которых приведены ниже: Слайд 5. 1. 1.Zn+ HCI →ZnCI2 +H2O
2. АI(ОН)3 → АI2О3+ Н2О
3. Мg + O2 → МgO
4. N a2SO4 + ВаCI2 =Ва SO4↓+ 2N aCI
Изучение нового материала
При обсуждении выясняется, что последнее уравнение химической реакции нельзя отнести ни к реакциям разложения, ни к реакциям соединения, ни к реакциям замещения. Таким образом, возникает проблема: изучит новый тип реакций. Учитель сообщает, что сегодня продолжим изучение химических реакций и познакомимся с новым типом химических реакций. Предлагаем учащимся проделать лабораторный опыт. Работа в парах.Выполнение лабораторной работы №1Реакции протекающие с выпадением осадка. Возьмите пробирку, налейте раствор сульфата меди (II) и добавьте раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете? Выпадает густой синий осадок нерастворимого в воде гидроксида меди (II), что свидетельствует о том, что произошла химическая реакция. Пишем их формулы и привлекаем учащихся к анализу состава этих веществ. Что произошло с исходными веществами в результате проведенной реакции? Учащиеся отвечают, что два сложных вещества ионного строения-гидроксид натрия и сульфат меди обменялись своими ионами. Вместе с классом выясняем суть реакции, составляем химическое уравнение, даём определение реакций обмена. Записываем тему урока на доске как вывод из урока.
2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2 ↓ +N a2SO4
Реакции обмена - это такие реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями. Слайд 6
Аналогично обмениваются ионами в результате реакции обмена иодид натрия и нитрат свинца в растворе. В итоге выпадает жёлтый осадок иодида свинца(II).
2NaI+Pb(NO3)2 = PbI2↓ + 2NaNO3
Выполнение лабораторной работы №2
А теперь возьмите чистую пробирку, налейте раствор щелочи и добавьте несколько капель фенолфталеина. Что мы наблюдаем? Содержимое пробирки окрасилось в малиновый цвет, что свидетельствует о щелочной среде раствора. Если же теперь к содержимому пробирки прилить немного раствора кислоты, окраска исчезнет, раствор обесцветится, что является признаком химической реакции. Обратите внимание, взаимодействуют два сложных вещества: щелочь, состоящая из ионов металла и гидроксид - ионов и кислота – молекулярое соединение, которое в растворе образует ионы водорода и кислотного остатка. В итоге образуются два новых сложных вещества:ионное соединение - соль и молекулярное - вода. В каждом из двух взаимодействующих растворов была своя среда, соответственно щелочная и кислотная. В результате реакции среда стала нейтральной. Поэтому реакцию обмена между кислотами и щелочами называют реакцией нейтрализации. Слайд 7 Реакции нейтрализации – это реакции обмена между кислотами и щелочами.
2KOH+ H2SO4 = K2SO4 + 2H2O
Выполнение лабораторной работы №3
В пробирку налейте раствор карбоната натрия и прилейте раствор азотной кислоты. Что наблюдаете? В результате реакции выделяется углекислый газ. Угольная кислота – непрочное соединение, которое распадается на углекислый газ и воду: H2CO3 = H2O + CO2↑
Поэтому уравнение реакции следует записать так:
Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO2↑ Слайд 8
На основе проделанных опытов сформулируйте правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.
Реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца только в том случае, если в результате их образуется осадок, газ или вода.
Если к раствору хлорида натрия прилить раствор гидроксида калия, то никаких признаков реакции не будет – реакция не идет, так как в результате ее не образуется ни осадка, ни газа, ни воды:
NaCl + KOH = NaOH+KCI
Для того чтобы знать какие реакции идут до конца, а какие нет, нужно обратиться к таблице растворимости ( по вертикали располагаются анионы, а в горизонтальной строке располагаются катионы) – реакция идет лишь в том случае, если образуется осадок или газ. И NaOH и КСl растворимы, следовательно реакция не протекает до конца).
Тестирование. Слайд 8. Каждый ученик получает задание напечатанное на листе и выполняет самостоятельно. В конце урока учащиеся сдают листы на проверку
1. Какая из реакций обмена не будет протекать до конца? А)BaCl2 + 2AgNO3→Ba(NO3)2+2AgCl↓
Б)Cu(NO3)2 + 2NaCl→CuCl2 +2NaNO3
В) К2CO3 + 2HNO3 = 2КNO3 + H2O + CO2↑
Г) Ca(OH)2 + H2SO4 = CaSO4 + 2H2O
2.Гидроксид кальция реагирует с
А)НCI Б)МgO B)Fe(OH)2 Г) Аg
3. Коэффициент перед формулой водорода в уравнении реакции, схема которой
AI + H2SO4 →AI2(SO4)3 + H2↑ равен
1 2) 2 3) 3 4) 4
3. Взаимодействие соляной кислоты с гидроксидом натрия относится к реакции
1) разложения 2) соединения 3) замещения 4) обмена
4.Формулы веществ «Х», «Y» и коэффициенты перед ними в уравнении реакции, схема которой
Fe(OH)2 +HCI → Х + Y
1)FeCI2 и H2O 2) FeCI2 и 2H2O 3) FeCI3 и H2O 4) FeCI3 и 3H2O
Итог урока.
Учитель подводит итог урока. Оценивает работу класса в целом и
сообщает, что оценки за тестирование будут выставлены в журнал.
Рефлексия
1. Какой тип реакции вы изучили сегодня на уроке. 2.Что нового узнали? 3. Какое правило сформулировали, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.
Домашнее задание
§33, задание 4 на стр.192(г ,д, е, ж); дополнительное : задание № 6 на стр. 192;