kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реакции обмена

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить реакции обмена.Дать понятие о том, в каких случаях реакции обмена идут до конца

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реакции обмена»

Урок химии в 8 классе

Учитель химии МКОУ СОШс. Суадаг Хабалова Т.А.

Тема урока: Реакции обмена Цели урока:

Образовательная: изучить реакции обмена, продолжить формирование умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакции обмена. Дать понятие об условиях течения реакций между растворами до конца. Слайд 1

Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений. Слайд 2

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность в выборе решения проблемы. Слайд 3

Оборудование: медиапроектор, компьютер, интерактивная доска, штатив для пробирок, пробирки , реактивы: CuSO4, NaOH, Na2CO3, HNO3 , KOH, H2SO4, NaI, Pb(NO3)2.

Ход урока

Организационный момент: приветствие, проверка явки учащихся, заполнение журнала. Проверка готовности учащихся к уроку: настрой учащихся на работу, доведение до них плана урока. Сегодня на уроке, мы продолжим изучение типов химических реакций и изучим новый тип. Но прежде чем начать работу, проверим, правильно ли вы выполнили упражнение 2 стр.187. Слайд 4

Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала.

Вспомним, какие реакции вы уже знаете? Соединения, замещения, разложения. Учащиеся дают определения, затем выполняют самостоятельная работу.

Расставьте коэффициенты и определите к какому типу относятся реакции, схемы которых приведены ниже: Слайд 5. 1. 1.Zn+ HCI →ZnCI2 +H2O

2. АI(ОН)3 → АI2О3+ Н2О

3. Мg + O2 → МgO

4. N a2SO4 + ВаCI2 =Ва SO4↓+ 2N aCI

Изучение нового материала

При обсуждении выясняется, что последнее уравнение химической реакции нельзя отнести ни к реакциям разложения, ни к реакциям соединения, ни к реакциям замещения. Таким образом, возникает проблема: изучит новый тип реакций. Учитель сообщает, что сегодня продолжим изучение химических реакций и познакомимся с новым типом химических реакций. Предлагаем учащимся проделать лабораторный опыт. Работа в парах. Выполнение лабораторной работы №1 Реакции протекающие с выпадением осадка. Возьмите пробирку, налейте раствор сульфата меди (II) и добавьте раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете? Выпадает густой синий осадок нерастворимого в воде гидроксида меди (II), что свидетельствует о том, что произошла химическая реакция. Пишем их формулы и привлекаем учащихся к анализу состава этих веществ. Что произошло с исходными веществами в результате проведенной реакции? Учащиеся отвечают, что два сложных вещества ионного строения-гидроксид натрия и сульфат меди обменялись своими ионами. Вместе с классом выясняем суть реакции, составляем химическое уравнение, даём определение реакций обмена. Записываем тему урока на доске как вывод из урока.

2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2 ↓ +N a2SO4

Реакции обмена - это такие реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями. Слайд 6

Аналогично обмениваются ионами в результате реакции обмена иодид натрия и нитрат свинца в растворе. В итоге выпадает жёлтый осадок иодида свинца(II).

2NaI+Pb(NO3)2 = PbI2↓ + 2NaNO3

Выполнение лабораторной работы №2

А теперь возьмите чистую пробирку, налейте раствор щелочи и добавьте несколько капель фенолфталеина. Что мы наблюдаем? Содержимое пробирки окрасилось в малиновый цвет, что свидетельствует о щелочной среде раствора. Если же теперь к содержимому пробирки прилить немного раствора кислоты, окраска исчезнет, раствор обесцветится, что является признаком химической реакции. Обратите внимание, взаимодействуют два сложных вещества: щелочь, состоящая из ионов металла и гидроксид - ионов и кислота – молекулярое соединение, которое в растворе образует ионы водорода и кислотного остатка. В итоге образуются два новых сложных вещества:ионное соединение - соль и молекулярное - вода. В каждом из двух взаимодействующих растворов была своя среда, соответственно щелочная и кислотная. В результате реакции среда стала нейтральной. Поэтому реакцию обмена между кислотами и щелочами называют реакцией нейтрализации. Слайд 7 Реакции нейтрализации – это реакции обмена между кислотами и щелочами.

2KOH+ H2SO4 = K2SO4 + 2H2O

Выполнение лабораторной работы №3

В пробирку налейте раствор карбоната натрия и прилейте раствор азотной кислоты. Что наблюдаете? В результате реакции выделяется углекислый газ. Угольная кислота – непрочное соединение, которое распадается на углекислый газ и воду: H2CO3 = H2O + CO2↑

Поэтому уравнение реакции следует записать так:

Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO2↑ Слайд 8

На основе проделанных опытов сформулируйте правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.

Реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца только в том случае, если в результате их образуется осадок, газ или вода.

Если к раствору хлорида натрия прилить раствор гидроксида калия, то никаких признаков реакции не будет – реакция не идет, так как в результате ее не образуется ни осадка, ни газа, ни воды:

NaCl + KOH = NaOH+KCI

Для того чтобы знать какие реакции идут до конца, а какие нет, нужно обратиться к таблице растворимости ( по вертикали располагаются анионы, а в горизонтальной строке располагаются катионы) – реакция идет лишь в том случае, если образуется осадок или газ. И NaOH и КСl растворимы, следовательно реакция не протекает до конца).

Тестирование. Слайд 8. Каждый ученик получает задание напечатанное на листе и выполняет самостоятельно. В конце урока учащиеся сдают листы на проверку

1. Какая из реакций обмена не будет протекать до конца? А)BaCl2 + 2AgNO3→Ba(NO3)2+2AgCl↓

Б)Cu(NO3)2 + 2NaCl→CuCl2 +2NaNO3

В) К2CO3 + 2HNO3 = 2КNO3 + H2O + CO2↑

Г) Ca(OH)2 + H2SO4 = CaSO4 + 2H2O

2.Гидроксид кальция реагирует с

А)НCI Б)МgO B)Fe(OH)2 Г) Аg

3. Коэффициент перед формулой водорода в уравнении реакции, схема которой

AI + H2SO4 →AI2(SO4)3 + H2↑ равен

  1. 1 2) 2 3) 3 4) 4

3. Взаимодействие соляной кислоты с гидроксидом натрия относится к реакции

1) разложения 2) соединения 3) замещения 4) обмена

4.Формулы веществ «Х», «Y» и коэффициенты перед ними в уравнении реакции, схема которой

Fe(OH)2 +HCI → Х + Y

1)FeCI2 и H2O 2) FeCI2 и 2H2O 3) FeCI3 и H2O 4) FeCI3 и 3H2O

Итог урока.

Учитель подводит итог урока. Оценивает работу класса в целом и

сообщает, что оценки за тестирование будут выставлены в журнал.

Рефлексия

1. Какой тип реакции вы изучили сегодня на уроке. 2.Что нового узнали? 3. Какое правило сформулировали, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.

Домашнее задание

§33, задание 4 на стр.192(г ,д, е, ж); дополнительное : задание № 6 на стр. 192;






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Реакции обмена

Автор: Хабалова Татьяна Алимбековна

Дата: 10.02.2017

Номер свидетельства: 390079

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока по теме:"Типы химических реакций.Реакции обмена" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-tiemie-tipy-khimichieskikh-rieaktsii-rieaktsii-obmiena"
    ["file_id"] => string(6) "103740"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402615896"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Урок по химии " Реакции обмена" 8 класс "
    ["seo_title"] => string(40) "urok-po-khimii-rieaktsii-obmiena-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107107"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403168544"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Презентация для урока" Реакции обмена" "
    ["seo_title"] => string(44) "priezientatsiia-dlia-uroka-rieaktsii-obmiena"
    ["file_id"] => string(6) "113925"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411140122"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Урок по химии в 8 классе "Реакции обмена""
    ["seo_title"] => string(44) "urok-po-khimii-v-8-klassie-rieaktsii-obmiena"
    ["file_id"] => string(6) "181260"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425314844"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Методическая разработка урока химии 8 класс "Реакции обмена""
    ["seo_title"] => string(62) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_khimii_8_klass_reaktsii_obmena"
    ["file_id"] => string(6) "540575"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582223916"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства