систематизировать имеющиеся знания о химических реакциях; закрепить представление о сущности химических реакций; повторить закономерности протекания химических реакций; обобщить сведения о типах химических реакций; продолжить формирование навыков расстановки коэффициентов.
РАЗВИВАЮЩИЕ: совершенствовать умения составлять химические уравнения при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, внимание, умение слушать и слышать другого человека; развивать мышление.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценки
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока Типы химических реакций.»
Тема учебного занятия: Типы химических реакций 8 класс.
Задачи урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
систематизировать имеющиеся знания о химических реакциях; закрепить представление о сущности химических реакций; повторить закономерности протекания химических реакций; обобщить сведения о типах химических реакций; продолжить формирование навыков расстановки коэффициентов.
РАЗВИВАЮЩИЕ: совершенствовать умения составлять химические уравнения при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, внимание, умение слушать и слышать другого человека; развивать мышление.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценки
Метапредметные результаты обучения:
регулятивные:умение планировать и регулировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самооценки;
коммуникативные:готовность получать необходимую информацию, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами и учителем;
познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Предметные результаты обучения:знать определения «типы химических реакций»,
«признаки классификации реакций», «реакции соединения, разложения, замещения, обмена»,
Этапы
Учитель
Учащиеся
1.Организационн ый
Добрый день!- тебе сказали Добрый день!- ответил ты. Как две ниточки связали Теплоты и доброты
Здравствуйте, ребята!
Подготовка рабочего места к уроку.
Приветствуют учителя, гостей.
2. Повторительно- обобщающий
Проверим домашнее задание. На доске записаны следующие реакции:
Переписывают схемы в тетради, рассуждают, расставляют коэффициенты.
«закон сохранения массы веществ». Этапы учебного занятия с описанием:
1 блок
2 блок
3 блок
Mg+O2→
Zn + HCl →
Fe2O3+H2 →
MgO
ZnCl2+ H2
Fe+H2O
Какие вещества вступают в реакцию и какие вещества образуются
Число молекул реагентов и число молекул продуктов реакции
Работа в парах. Учащиеся проверяют друг у друга фактический и теоретический материал
AgBr →
Ag+Br2
Na + S →
Na2S
HgO →
Hg+O2
Al+O2
→Al2O3
KNO3→KNO2+O2
BaO + HCl →
BaCl2+H2O
Давайте обведем скобкой вещества каждого блока и ответим на вопрос: «Какую информацию несут эти химические уравнения?»
Следующее задание: составить уравнение
а) взаимодействия азота и водорода
б) взаимодействии хлора и водорода
3. Мотивацион- ный этап. Целеполагание
Если химию любить и не лениться – то, понятно будет всем:
Почему коптит порою примус, На морозе сушится белье.
Жизнь вокруг себя узнаешь. Без огня в дороге яйца сваришь И без спичек разведешь костер.
Ребята, а где нам могут пригодиться эти знания? Я приглашаю вас совершить вместе со мной путешествие в Страну Химических Реакций. В волшебной стране реакций очень много, поэтому мы их можем разделить на группы. Как называются такие группы? А как вы думаете, какая тема нашего урока? А чтобы вы хотели узнать на уроке?
А помогут нам не заблудиться в пути карты
маршрута. (прил.1)
Эти знания нам могут пригодиться во время походов.
На доске записывается число и тема урока. Тема нашего урока «Типы химических реакций». Сегодня на уроке мы должны систематизировать все полученные вами знания о химических реакциях, их типах и условиях протекания, для того чтобы
описывать химические свойства веществ,
Ученики записывают число и тему урока «Типы химических реакций».
предсказывать возможности их получения, ведь нас с вами окружают вещества и постоянно происходящие с ними изменения. Девиз урока: « Повторенье - мать учения!».
На каждом этапе урока активно работающим учащимся будут выдаваться «колбочки». К концу урока у многих накопится их определённое количество, по которым легко можно оценить работу на уроке.
1 этап. Соберирюкзак.
Перед тем, как отправиться в путешествие, мы должны собрать рюкзак. В него мы положим знания, которые нам пригодятся в нашем путешествии:
1.Разгадайте загадку: " Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла».
А что такое химическая реакция?
Найдите в учебнике ответ на вопрос: Какие условия должны выполняться, чтобы произошла реакция?
2.Каковы признаки химических реакций? Если выделяется газ – это раз,
И получится вода – это два,
А еще нерастворимый осаждается продукт
«Есть осадок»- говорим мы
3.О каких явлениях идет речь в четверостишиях?
На рукомойнике моём Позеленела медь.
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть (А. Ахматова) И трещат сухие сучья,
Разгадывают загадку: 1.химическая реакция.
Отвечают на вопросы: Химическая реакция-явление, когда из одних веществ образуются другие.
Большая поверхность соприкосновения, нагревание
2.Изменение цвета,
выпадение осадка выделение тепла и света, выделение газа
3.О химических явлениях
Разгораясь жарко, Освещая тьму ночную
Далеко и ярко! (И. Суриков)
Химических реакций известно в мире много И каждая в отдельности важна,
Реакции мы делим на типы очень строго Какие это типы?
Дайте определение реакции соединения.
Дайте определение реакции разложения.
Дайте определение реакции замещения.
Дайте определение реакции обмена.
Подведем итоги 1 конкурса. У кого снаряжений - знаний больше?
этап. Наскальныерисунки.
Сейчас мы подошли к горной местности, на стенах которой рисунки. Ваша задача разгадать эти надписи. По 1
«колбочке» за каждую правильно угаданную схему.
этап. Восхождениена гору.
Участники команды угадывают
Соединения, разложения, замещения, обмена.
Реакция соединения – это реакция, в результате которой из двух или нескольких веществ образуется одно новое вещество.
Реакция разложения – это реакция, в результате которой из одного вещества получается несколько новых веществ.
Реакция замещения – это реакция между простым и сложным веществом, при протекании которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в молекуле сложного вещества.
Реакция обмена – это реакция между двумя сложными веществами, при протекании которых их молекулы обмениваются своими составными частями.
Пишут в маршрутном листе.
1 соединения.
зашифрованное слово.
Таблица «Угадайка» (Прил. 2).
Ребята, поднимите руки вверх: у кого получилось слово «ВОДА»? Друзья, многие из вас правильно определили типы химических реакций, и мы узнали название четвертого этапа нашего путешествия.
4 этап. Рекауравненийреакций.
Нам предстоит преодолеть реку уравнений реакций. С реактивами, которые лежат на столе, проведем лабораторные опыты и запишем уравнения реакций. Помните о правилах техники безопасности при выполнении лабораторных опытов: пробирки и склянки держим на уровне глаз, работаем аккуратно и с малым количеством реактивов, быть предельно осторожными с кислотой, основанием.
Опыт№1 – выделение газа:
HCI + Na2CO3 →
Опыт№2 – выделение осадка: FeCI3+NaOH→
Опыт№3 – образование воды:
NaOH + H2SO4 →
Друзья, у кого уравнения получились такие же? Ребята, сейчас вы провели опыты, демонстрирующие условия протекания реакций обмена – выделение газа, осадка и образование воды. В третьей пробирке вы ничего не наблюдали, потому что произошла реакция между кислотой и основанием – нейтрализация
Основание и кислота – два непримиримых врага,
Сразу вступают в реакцию- нейтрализации. Демонстрацияопыта:
Нагреваем дихромат аммония (кристаллы
разложения.
замещения.
обмена Ответ: Вода
Учащиеся выполняют опыты и записывают уравнения реакций в конспекты урока, трое учеников у доски записывают уравнения реакций
оранжевого цвета), получаем новое вещество зеленого цвета оксид хрома:
(NH4)2 Cr2O7 →Cr2O3+N2+4H2O
Каковы признаки реакции? Определите тип реакции.
Отвечают на вопрос: выделение газа, энергии. Реакция разложения.
5 этап Привал.Перед тем как идти дальше нам необходимо сделать привал.
Физминутка: «Стрельба глазами».
В периодической системе найдите самый сильный элемент – неметалл.
Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в 3 группе.
Переведите взгляд вправо и вниз, Понижение его количества в организме человека отражается на его организме, отсутствие его плохо влияет на щитовидную железу.
Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент, образующий вещество- сероводород, источник которого имеется в нашем районе.
Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, который образует металл, содержащийся в градусниках, при отравлении проявляется болями в желудке, тошноте, проявляется металлический привкус во рту.
Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Cl)
Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, который относится к тяжелым металлам, накапливается в
Переведите свой взгляд вверх и левее, этот металл когда-то добывали в нашем районе, относится к цветным, соединения ядовитые, при отравлении на деснах проявляется зеленая кайма, волосы окрашиваются в зеленый цвет.
Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, который образует
драгоценный металл желтого цвета.
Au
6этап. Путь домой.
Мы немного отдохнули, и нам надо идти домой. А пойдем мы короткой дорогой через цветочную поляну:
На химической поляне Чудо – формулы цветут Соберем давайте с вами Из цветов букеты тут.
Мы заботимся о экологии, поэтому мы нарвем лишь химические цветы. Из них нужно собрать букеты химических реакций
4 ученика выходят к доске, а остальные работают на местах. Собирают необходимые схемы
Название «букета»
Уравнения из химиче-
ских «цветов»
Реакция соединения
А+В=АВ А+Д=АД
С+В=СВ С+Д=СД
Реакция разложения
АВ=А+В АД=А+Д
СВ=С+В СД=С+Д
Реакция замещения
АВ+С=СВ+А СД+А=А
АД+С=СД+А СВ+А=АВ+С
Реакция обмена
АВ+СД=АД+СВ
СВ+АД=СД+АВ
6. Рефлексивно-
оценочный этап.
Двое учеников отправляются на химическую
рыбалку. На одних карточках написаны
Составляют уравнения реакции
начало химических реакций, а на других – правая часть уравнения. Карточки крепятся на доске с помощью магнитов. Составить уравнения реакций. Победитель будет тот, который составил из них больше химических уравнений, определив, к какому типу реакции они относятся.
Все вы, молодцы, и очень хорошо сегодня поработали! Вспомните, пожалуйста, цель нашего урока... Как вы считаете мы достигли её или нет?
Спасибо за хорошую, плодотворную работу! Подсчитаем «колбочки» и выставим оценки. Мне бы хотелось, чтобы вы высказали свое мнение об уроке. Понравился вам урок или нет? ( солнышки)
Что вы узнали нового сегодня на уроке? До свидания!
Высказывание мнений о уроке. Сегодня на уроке мы обобщили и систематизировали пройденный материал, научились определять типы химических реакций
Домашнее задание
7 этап. Путевыезаметки.
Уважаемые туристы, наше путешествие подошло к концу. Дома в своих тетрадях вы сделаете путевые заметки. Д.з. П.11, упр. № 3,