Разработка урока: «Типы химических реакций. Реакции разложения, соединения, замещения»
Разработка урока: «Типы химических реакций. Реакции разложения, соединения, замещения»
Цели урока.
1) Образовательные:
Добиться сознательного усвоения основных положений атомно-молекулярного учения;
Добиться сознательного усвоения законов постоянства состава и сохранения массы веществ, умения их применять и объяснять их действие на основе атомно-молекулярного учения;
Ознакомить учащихся с некоторыми методами химической науки – простейшими лабораторными приборами, штативом, посудой, реактивами, ведением лабораторного журнала и требованиями техники безопасности при работе в химической лаборатории;
Дать возможность учащимся самим познакомиться с очередным принципом классификации химических реакций, учитывая соотношение числа исходных и полученных веществ;
Сформировать систему понятий о сущности, механизмах и признаках химической реакции, понятия о внешних признаках и внутренней стороны реакции;
2) Развивающие:
Развить кругозор учащихся, введение их в круг химических понятий;
Используя содержание темы, совершенствовать мыслительные приемы сравнения, анализа, синтеза;
В процессе изучения с методами химической науки учащиеся приобретают умения наблюдать, делать выводы, рассуждать;
Развивать аналитическое мышление, используя различные принципы классификации химических реакций;
Развивать самостоятельность изучения темы.
Воспитывающие:
Используя метапредметные связи с физикой, природоведением, способствовать формированию диалектико-материалистических убеждений, осознанию реальности существования атомов и молекул на основе этих представлений;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: «Типы химических реакций. Реакции разложения, соединения, замещения» »
Разработка урока:
«Типы химических реакций.
Реакции разложения, соединения, замещения»
Разработала:
учитель химии
МОБУ СОШ
д.Нижнетагирово
МазгароваТансылуЯгануровна
.
2015г.
Цели урока.
1) Образовательные:
Добиться сознательного усвоения основных положений атомно-молекулярного учения;
Добиться сознательного усвоения законов постоянства состава и сохранения массы веществ, умения их применять и объяснять их действие на основе атомно-молекулярного учения;
Ознакомить учащихся с некоторыми методами химической науки – простейшими лабораторными приборами, штативом, посудой, реактивами, ведением лабораторного журнала и требованиями техники безопасности при работе в химической лаборатории;
Дать возможность учащимся самим познакомиться с очередным принципом классификации химических реакций, учитывая соотношение числа исходных и полученных веществ;
Сформировать систему понятий о сущности, механизмах и признаках химической реакции, понятия о внешних признаках и внутренней стороны реакции;
2) Развивающие:
Развить кругозор учащихся, введение их в круг химических понятий;
Используя содержание темы, совершенствовать мыслительные приемы сравнения, анализа, синтеза;
В процессе изучения с методами химической науки учащиеся приобретают умения наблюдать, делать выводы, рассуждать;
Развивать аналитическое мышление, используя различные принципы классификации химических реакций;
Развивать самостоятельность изучения темы.
Воспитывающие:
Используя метапредметные связи с физикой, природоведением, способствовать формированию диалектико-материалистических убеждений, осознанию реальности существования атомов и молекул на основе этих представлений;
Оборудование и реактивы: прибор для разложения основного карбоната меди, стакан с водой, магнит, металлический штатив. Основной карбонат меди, известковая вода, сера, восстановленное железо, раствор хлорида меди.
План урока.
Постановка учебных задач
Совместное исследование проблемы.
Моделирование
4.Конструирование нового способа действия.
5.Переход к этапу решения частных задач
6.Применение общего способа действия для решения частных задач.
7. Контроль на этапе окончания учебной темы
Ход урока.
Постановка учебных задач
Учитель: И как вы помните, этот закон называется законом сохранения массы веществ, который был открыт М. В. Ломоносовым в 1756г. На основании этого закона пишутся химические предложения, то есть составляются уравнения химических реакций с помощью химических слов – формул. Так что же такое уравнение химической реакции?
Один из учеников: Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков.
Учитель: Верно. А сейчас проведем небольшую самостоятельную работу.
Учитель раздает карточки с заданиями и объясняет ход выполнения.
Совместное исследование проблемы.
Вариант №1.
1. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций:
2. Запишите в виде химического уравнения:
а) «При обжиге карбоната кальция образуется оксид кальция и оксид углерода (ΙV)».
1. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций:
Моделирование
Учитель: Теперь приступим к моделированию.
Открываем тетради и записываем тему сегодняшнего урока: «Типы химических реакций».
Учитель предлагает записать схему:
ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
разложения соединения замещения обмена
Урок начинается с демонстрации опыта – разложение основного карбоната меди (малахита).
Соберем прибор:
На дне пробирки после нагревания остается черный порошок, а на стенках появляются капельки воды. Учитель доказывает наличие в продуктах разложения углекислого газа путем пропускания выделяющихся газов через известковую воду. Ученики наблюдают помутнение известковой воды.
4.Конструирование нового способа действия.
Учитель предлагает записать схему реакции с помощью формул:
«Основный карбонат меди разлагается на оксид меди (ΙΙ), углекислый газ и воду». «Гидроксид кальция взаимодействует с углекислым газом, образуется карбонат кальция и вода».
Учитель подводит итог: «Мы все время говорили, что исходное вещество разлагается. Этот тип реакций так и называется – реакции разложения. Давайте выделим признаки этого типа реакций:
а) в реакции принимает участие только одно исходное вещество, обязательно сложное;
б) образуется два или более новых веществ: как простых, так и сложных.
На прошлых уроках мы узнали, что реакции бывают экзотермические и эндотермические. Как правило, почти все реакции разложения будут эндотермическими и, чтобы они протекали, нужна непрерывная подача тепла или использование катализатора.
Далее учитель предлагает ребятам самим попробовать назвать противоположный реакциям разложения тип реакций. Ребята говорят, что это реакциисоединения. Учитель предлагает учащимся самим дать определение этому типу реакций. Она дают его без труда: «это реакции, в результате которых из двух и более исходных веществ образуется одно сложное вещество».
5.Переход к этапу решения частных задач
Вначале учитель предлагает ребятам сделать в тетрадях особый вид записи — так называемые «цепочки превращений»:
(диктуем: «Фосфор — стрелка — оксид фосфора (V) — стрелка — фосфорная кислота»). Учитель объясняет, что звенья этой цепочки — формулы веществ — соединены стрелками — превращениями: сколько стрелок — столько и реакций — превращений. В нашем случае их две, значит, мы должны предложить две реакции и записать, соответственно, два уравнения. Далее обсуждается первый переход: чтобы из фосфора получить оксид фосфора, очевидно, утверждают учащиеся, нужно использовать кислород. Учитель просит их самих записать это уравнение:
Для второго перехода учитель называет вещество — воду.
Учитель диктует уравнение, а ученики записывают уравнение реакции:
Для полного представления о реакциях соединения (не из двух, а из трех исходных веществ, — как простого, так и сложных, — образуется одно сложное вещество), учитель предлагает записать уравнение получения азотной кислоты из оксида азота (IV) и воды в присутствии кислорода:
Как правило, почти все реакции соединения будут экзотермическими. Редкое исключение составляет, например, реакция синтеза оксида азота (ΙΙ):
Третье предположение — атомы железа соединятся с атомами меди и вытеснят атомы хлора. Учитель замечает, что, если газ появится, значит, третье предположение верно. Четвертое предположение—атомы железа вытеснят атомы меди и займут их место. Учитель показывает восстановленную медь и раствор хлористого железа. По этим признакам можно судить о правильности последнего предположения.
Ребята записывают уравнение реакции:
В дополнение к рассмотренной реакции замещения меди железом можно показать и другие примеры реакций этого типа:
6. Применение общего способа действия для решения частных задач
Учитель ставит вопрос «А любой ли металл способен вступить в реакцию замещения с кислотой?» — и демонстрирует отсутствие взаимодействия между HCl и Сu. Оказывается, для решения этого вопроса нужно воспользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов:
Если металл стоит в этом ряду до водорода, он способен вытеснять его из растворов кислот, если после (Н), то нет. Это и есть 1-е правило ряда напряжений. Mg, AI давали реакцию замещения с кислотами (они находятся в ряду напряжений до (Н), а Сu — нет (она после (Н)).
Этот ряд имеет и еще одно правило, и оно тоже относится к реакциям замещения металлов, но только с растворами солей:если металл стоит в ряду напряжений до металла соли, то онспособен вытеснить этот металл из раствора его соли (2-оеправило ряда напряжений).
Приводится еще несколько уравнений реакции замещения:
Следовательно, из исходных простого и сложного веществ образовались новое простое и новое сложное. Такие реакции называются реакциями замещения.
Итак, мы изучили три типа химических реакций, с реакциями обмена мы познакомимся позже.