kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока: «Типы химических реакций. Реакции разложения, соединения, замещения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цели урока.

 

1)   Образовательные:

  • Добиться сознательного усвоения основных положений атомно-молекулярного учения;
  • Добиться сознательного усвоения законов постоянства состава и сохранения массы веществ, умения их применять и объяснять их действие на основе атомно-молекулярного учения;
  • Ознакомить учащихся с некоторыми методами химической науки – простейшими лабораторными приборами, штативом, посудой, реактивами, ведением лабораторного журнала и требованиями техники безопасности при работе в химической лаборатории;
  • Дать возможность учащимся самим  познакомиться  с очередным принципом классификации химических реакций, учитывая соотношение числа исходных и полученных веществ;
  • Сформировать систему понятий о сущности, механизмах и признаках химической реакции, понятия о внешних признаках и внутренней стороны реакции;

2)   Развивающие:

  • Развить кругозор учащихся, введение их в круг химических понятий;
  • Используя содержание темы, совершенствовать мыслительные приемы сравнения, анализа, синтеза;
  • В процессе изучения  с методами химической науки учащиеся приобретают умения наблюдать, делать выводы, рассуждать;
  • Развивать аналитическое мышление, используя различные принципы классификации химических реакций;
  • Развивать самостоятельность изучения темы.

 

  1. Воспитывающие:
  • Используя метапредметные связи с физикой, природоведением, способствовать формированию диалектико-материалистических убеждений, осознанию реальности существования атомов и молекул на основе этих представлений;

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: «Типы химических реакций. Реакции разложения, соединения, замещения» »








Разработка урока:


«Типы химических реакций.

Реакции разложения, соединения, замещения»











Разработала:

учитель химии

МОБУ СОШ

д.Нижнетагирово

МазгароваТансылуЯгануровна


.








2015г.




Цели урока.


1) Образовательные:

  • Добиться сознательного усвоения основных положений атомно-молекулярного учения;

  • Добиться сознательного усвоения законов постоянства состава и сохранения массы веществ, умения их применять и объяснять их действие на основе атомно-молекулярного учения;

  • Ознакомить учащихся с некоторыми методами химической науки – простейшими лабораторными приборами, штативом, посудой, реактивами, ведением лабораторного журнала и требованиями техники безопасности при работе в химической лаборатории;

  • Дать возможность учащимся самим познакомиться с очередным принципом классификации химических реакций, учитывая соотношение числа исходных и полученных веществ;

  • Сформировать систему понятий о сущности, механизмах и признаках химической реакции, понятия о внешних признаках и внутренней стороны реакции;

2) Развивающие:

  • Развить кругозор учащихся, введение их в круг химических понятий;

  • Используя содержание темы, совершенствовать мыслительные приемы сравнения, анализа, синтеза;

  • В процессе изучения с методами химической науки учащиеся приобретают умения наблюдать, делать выводы, рассуждать;

  • Развивать аналитическое мышление, используя различные принципы классификации химических реакций;

  • Развивать самостоятельность изучения темы.


  1. Воспитывающие:

  • Используя метапредметные связи с физикой, природоведением, способствовать формированию диалектико-материалистических убеждений, осознанию реальности существования атомов и молекул на основе этих представлений;





Оборудование и реактивы: прибор для разложения основного карбоната меди, стакан с водой, магнит, металлический штатив. Основной карбонат меди, известковая вода, сера, восстановленное железо, раствор хлорида меди.





План урока.


  1. Постановка учебных задач


  1. Совместное исследование проблемы.


  1. Моделирование


4.Конструирование нового способа действия.


5.Переход к этапу решения частных задач


6.Применение общего способа действия для решения частных задач.


7. Контроль на этапе окончания учебной темы




Ход урока.

  1. Постановка учебных задач


Учитель: И как вы помните, этот закон называется законом сохранения массы веществ, который был открыт М. В. Ломоносовым в 1756г. На основании этого закона пишутся химические предложения, то есть составляются уравнения химических реакций с помощью химических слов – формул. Так что же такое уравнение химической реакции?

Один из учеников: Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков.

Учитель: Верно. А сейчас проведем небольшую самостоятельную работу.

Учитель раздает карточки с заданиями и объясняет ход выполнения.

  1. Совместное исследование проблемы.



Вариант №1.

1. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций:

2. Запишите в виде химического уравнения:

а) «При обжиге карбоната кальция образуется оксид кальция и оксид углерода (ΙV)».

б) хлорид бария + серная кислота → сульфат бария + хлороводород.


Вариант №2.

1. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций:

  1. Моделирование


Учитель: Теперь приступим к моделированию.

Открываем тетради и записываем тему сегодняшнего урока: «Типы химических реакций».

Учитель предлагает записать схему:



ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ



разложения соединения замещения обмена


Урок начинается с демонстрации опыта – разложение основного карбоната меди (малахита).

Соберем прибор:


На дне пробирки после нагревания остается черный порошок, а на стенках появляются капельки воды. Учитель доказывает наличие в продуктах разложения углекислого газа путем пропускания выделяющихся газов через известковую воду. Ученики наблюдают помутнение известковой воды.


4.Конструирование нового способа действия.


Учитель предлагает записать схему реакции с помощью формул:

«Основный карбонат меди разлагается на оксид меди (ΙΙ), углекислый газ и воду». «Гидроксид кальция взаимодействует с углекислым газом, образуется карбонат кальция и вода».

Ребята записывают:

Учитель записывает схему первой реакции:

Сложное вещество →сложное вещ-во + сложное вещ-во + сложное вещ-во

Далее учитель предлагает записать еще несколько реакций.

Учитель диктует:

  • «Нитрат калия разлагается на кислород и нитрит калия».

Ребята записывают:

Схема реакции:

Сложное вещ-во→ сложное вещ-во + простое вещ-во

  • «Азотная кислота разлагается на воду, оксид азота (ΙV) и кислород»

Ребята записывают:

Схема реакции:

Сложное вещ-во→сложное вещ-во + сложное вещ-во + простое вещ-во

Учитель подводит итог: «Мы все время говорили, что исходное вещество разлагается. Этот тип реакций так и называется – реакции разложения. Давайте выделим признаки этого типа реакций:

а) в реакции принимает участие только одно исходное вещество, обязательно сложное;

б) образуется два или более новых веществ: как простых, так и сложных.

На прошлых уроках мы узнали, что реакции бывают экзотермические и эндотермические. Как правило, почти все реакции разложения будут эндотермическими и, чтобы они протекали, нужна непрерывная подача тепла или использование катализатора.

Далее учитель предлагает ребятам самим попробовать назвать проти­воположный реакциям разложения тип реакций. Ребята говорят, что это реакциисоединения. Учитель предлагает учащим­ся самим дать определение этому типу реакций. Она дают его без труда: «это реакции, в результате которых из двух и более исходных веществ образуется одно сложное вещество».

5.Переход к этапу решения частных задач

Вначале учитель предлагает ребятам сделать в тетрадях осо­бый вид записи — так называемые «цепочки превращений»:

(диктуем: «Фосфор — стрелка — оксид фосфора (V) — стрелка — фос­форная кислота»). Учитель объясняет, что звенья этой цепочки — формулы веществ — соединены стрелками — превращениями: сколь­ко стрелок — столько и реакций — превращений. В нашем случае их две, значит, мы должны предложить две реакции и записать, соответ­ственно, два уравнения. Далее обсуждается первый переход: чтобы из фосфора получить оксид фосфора, очевидно, утверждают учащиеся, нужно использовать кислород. Учитель просит их самих записать это уравнение:

Для второго перехода учитель называет вещество — воду.

Учитель диктует уравнение, а ученики записывают уравнение реакции:

Для полного представления о реакциях соединения (не из двух, а из трех исходных веществ, — как простого, так и слож­ных, — образуется одно сложное вещество), учитель предлагает запи­сать уравнение получения азотной кислоты из оксида азота (IV) и воды в присутствии кислорода:

Как правило, почти все ре­акции соединения будут экзотермическими. Редкое исключение со­ставляет, например, реакция синтеза оксида азота (ΙΙ):

Третье предположение — атомы железа соединятся с атомами меди и вытеснят атомы хлора. Учитель за­мечает, что, если газ появится, значит, третье предполо­жение верно. Четвертое предположение—атомы железа вытеснят атомы меди и займут их место. Учитель показывает вос­становленную медь и раствор хлористого железа. По этим при­знакам можно судить о правильности последнего предполо­жения.


Ребята записывают уравнение реакции:

В дополнение к рассмотренной реакции замещения меди железом можно показать и другие примеры реакций этого ти­па:


6. Применение общего способа действия для решения частных задач


Учитель ставит вопрос «А любой ли металл способен всту­пить в реакцию замещения с кислотой?» — и демонстрирует отсут­ствие взаимодействия между HCl и Сu. Оказывается, для решения этого вопроса нужно воспользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов:



Если металл стоит в этом ряду до водорода, он способен вытеснять его из растворов кислот, если после (Н), то нет. Это и есть 1-е правило ряда напряжений. Mg, AI давали реакцию замещения с кислотами (они находятся в ряду напряжений до (Н), а Сu — нет (она после (Н)).

Этот ряд имеет и еще одно правило, и оно тоже относится к реакциям замещения металлов, но только с растворами солей:если металл стоит в ряду напряжений до металла соли, то онспособен вытеснить этот металл из раствора его соли (2-оеправило ряда напряжений).

Приводится еще несколько уравнений реакции замещения:

Следовательно, из исходных простого и сложного ве­ществ образовались новое простое и новое сложное. Такие ре­акции называются реакциями замещения.


Итак, мы изучили три типа химических реакций, с реакциями обмена мы познакомимся позже.

7. Контроль на этапе окончания учебной темы











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: МазгароваТансылуЯгануровна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165109

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Заседания РМО учителей химии: разработка урока     «Типы химических реакций» в технологии проблемно-диалогического обучения"
    ["seo_title"] => string(139) "zasiedaniia-rmo-uchitieliei-khimii-razrabotka-uroka-tipy-khimichieskikh-rieaktsii-v-tiekhnologhii-probliemno-dialoghichieskogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "258469"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448509560"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Методическая разработка урока химии по теме: "Химические реакции. На какие типы они подразделяются?""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_khimii_po_teme_khimicheskie_reaktsii_na_kakie_ti"
    ["file_id"] => string(6) "636919"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1695227473"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Методические разработки по химии по разделу: "Изменения, происходящие с веществами" "
    ["seo_title"] => string(99) "mietodichieskiie-razrabotki-po-khimii-po-razdielu-izmienieniia-proiskhodiashchiie-s-vieshchiestvami"
    ["file_id"] => string(6) "165606"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422824789"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства