kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока химии 8 класс "Оксиды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке содержится классификация оксидов, получение и свойства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока химии 8 класс "Оксиды"»

Тема урока: Оксиды.

Цели урока:

Личностные: Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

Метапредметные:

познавательные: Находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдения, классификация объектов по предложенным критериям

информационно-коммуникативные: Умение формулировать определение, подбирать аргументы.

регулятивные: Выполнять учебное задание в соответствии с целью. Соотносить учебные действия с известными правилами. Выполнять учебное действие в соответствии с планом. Оценка своих учебных достижений.

Предметные: Давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, составлять формулы оксидов и называть их, описывать физические свойства оксидов, составлять уравнения химических реакций оксидов.

Задачи:

Обучающие: закрепить понятие «оксиды»; изучить основные правила химической номенклатуры оксидов и научиться называть их; познакомить с классификацией оксидов; ввести понятия «основный оксид», «кислотный оксид», «амфотерный оксид». Познакомить с физическими и химическими свойствами оксидов и с основными способами получения оксидов; Расширить знания о применении и значении оксидов в природе и жизни человека.

Развивающие: формировать умения сравнивать, выявлять общие и существенные признаки веществ, делать выводы; формировать умение устанавливать взаимосвязь между составом, названием и свойствами веществ; 

Воспитательные: формирование коммуникативных качеств обучающихся; формирование самостоятельности,  познавательного интереса, ценностного отношения  к химии как науке и учебному предмету;

Тип урока: Урок открытия нового знания и первичного закрепления знаний

Основные понятия: оксиды, основные, кислотные, амфотерные.

Методы и приемы обучения: методы: эвристический, словесно-наглядный, демонстрационный, химический эксперимент.

Приём: использование алгоритма по составлению названий оксидов, написанию уравнений реакций по свойствам оксидов

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, презентация, учебник – Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. Неорганическая химия. 8 класс. – М.: «Просвещение», 2011. Бутылка газированной воды, медная проволока, спиртовка, спички, щипцы, реактивы гидроксид натрия, сульфат меди, пробирко держатель.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Человека окружает многообразие химических веществ. По составу они делятся на две группы: простые и сложные.

- Вспомните, какие вещества называются простыми?

(Ответ). Простыми – называются вещества, которые образованны атомами одного химического элемента.

- Хорошо. Приведите примеры таких веществ?

(Ответ). O2, H2, Fe, Cu, Al и т.д.

- Молодцы. А какие вещества называются сложными?

(Ответ). Сложными – называются вещества, которые образованы атомами разных химических элементов.

- Приведите, пожалуйста, примеры таких веществ?

H2O, CO2, NaCl, сахар и т.д.

  1. Изучение нового материала

  1. Что такое оксиды?

Сложные вещества в зависимости от строения, проявляемых химических свойств разделяются на несколько групп (или классов): оксиды, основания, кислоты и соли. О каком классе неорганических соединений пойдет сегодня речь, вы узнаете, разгадав загадку

Класс веществ, который нам предстоит изучить, всегда содержит кислород, представители этого класса получаются при взаимодействии с кислородом

-С каким классом неорганических веществ мы уже немного знакомы?

(Ответ). Оксиды

При изучении какой темы мы встречались с понятием оксиды?

(Ответ). При изучении химических свойств кислорода.

На нашем уроке мы с вами подробнее познакомимся с классом – ОКСИДЫ.

-Вспомните, что же такое оксиды?

(Ответ). Оксиды – это сложные вещества, которые состоят из 2-х химических элементов, один из которых кислород. (2 слайд)

- Молодцы. Запишем тему нашего урока: «Оксиды».

Можно предположить, что общая формула оксидов имеет следующий вид:

RxOy ,

где R – элемент , O – кислород, x и y – индексы, которые показывают количество атомов химического элемента и кислорода в оксиде.

- Перед вами перечень веществ, выберите из него оксиды

NH3, CaO, HCl, CO2, H2O, CaCO3, SiO2, NaOH, CuO.

(После ответа учащихся, включаю следующий слайд).

(Ответ).CaO, CO2, H2O, SiO2, CuO.

- По каким признакам вы выбрали оксиды? В чем сходство этих химических соединений?

(Ответ). Наличие кислорода, сложные вещества, состоят из 2-х элементов (бинарные).

- Любое вещество имеет определенное химическое название. Также и выписанные вами оксиды имеют свои названия.

Для того чтобы правильно называть соответствующие оксиды, используют опорную схему.

Первый вариант: элемент с постоянной валентностью.

НАЗВАНИЕ = ОКСИД + НАЗВАНИЕ ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА В Р.п.

ОКСИДА

Второй вариант: элемент имеет переменную валентность.

НАЗВАНИЕ = ОКСИД + НАЗВАНИЕ ЭЛЕМЕНТА В Р.п. + ВАЛЕНТНОСТЬ

ОКСИДА

Если элемент проявляет переменную валентность, ее указывают словами, а при написании –  римскими цифрами в скобках после названия химического элемента. 

  Рассмотрим на конкретных примерах: СаО – оксид кальция, SO2 – оксид серы (IV). Записываю два оксида на доске, и объясняет учащимся,  как правильно даются названия оксидам.

Классификация оксидов

Называть научились . Теперь посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются выбранные вами оксиды?

(Ответ). Обратите внимание, что в одних оксидах атом кислорода связан с атомом металла (CaO, CuO), а в других оксидах – с неметаллом (CO2, H2O, SiO2).

- Можно сказать, что оксиды делятся на оксиды металлов и оксиды неметаллов.

В зависимости от того, с каким химическим элементом связан кислород, различают – КИСЛОТНЫЕ и ОСНОВНЫЕ оксиды. Но есть еще оксиды, которые называются амфотерные (их изучают позже).

НЕМЕТАЛЛЫ – образуют только кислотные оксиды.

МЕТАЛЛЫ – образуют и кислотные и основные оксиды.

Для металлов существует правило: Если валентность (свойство атома химического элемента присоединять или замещать определенное число атомов другого химического элемента) в металлах меньше 4-х, то, как правило, образуются основные оксиды; если валентность больше 4-х – кислотные оксиды. Пример кислотного оксида для металлов – CrO3, Mn2O7

В зависимости от того, какие химические свойства проявляют оксиды, их называют:

СОЛЕОБРАЗУЮЩИМИ – оксиды, которые образуют соли (кислотные, основные, амфотерные)

НЕСОЛЕОБРАЗУЮЩИМИ (которые не образуют солей, и не проявляющие кислотных, основных и амфотерных свойств) –

(NO (монооксид азота, оксид азота (II)), N2O (оксид азота (I), закись азота), CO, SiO).

Запишите в тетрадь несолеобразующие оксиды.

Табличку памятку вклеить в тетрадь.

- Посмотрите, какие из выписанных вами оксидов относятся к кислотным, какие к основным?

Классификация оксидов

несолеобразующие

солеобразующие

не образуют солей, и не проявляющие кислотных, основных и амфотерных свойств.

NO (оксид азота (II), N2O (оксид азота (I), CO


Основные

Кислотные

Амфотерные

относятся оксиды металлов с валентностью I и II.

оксиды неметаллов и металлов с валентностью больше IV (V, VI, VII). 

оксиды металлов с валентностью III и IV, и некоторые с валентностью II (например, Be, Zn).

Способы получения оксидов

- Как вы думаете, как можно получить оксиды? Оксиды получают двумя способами.

Получение оксидов

горение

Разложение сложных веществ

Простых веществ

Сложных веществ

Нерастворимых оснований

кислот

солей

4P + 5O2 = 2P2O5

2Cu+O2=2CuO

2C2H2 + 5O2 = 4CO2 + 2H2O


Cu(OH)2 = t CuO + H2O


H2SO4 = SO3 + H2O

CaCO3 = CaO + CO2

Записываем пример горения простого вещества

4P + 5O2 = 2P2O5,

Демонстрация опыта по получению оксида меди.

В процессе демонстрации опыта повторить правила техники безопасности через вопросы:

-Как нужно потушить спиртовку после работы?

(Ответ). Накрыть колпачком.

-Почему проволоку при нагревании необходимо держать щипцами? (Ответ). Чтобы не обжечься.

Описание опыта: медную проволоку скрутить в спираль, закрепить в щипцах и прокалить в пламени спиртовки.

Вопросы к опыту:

-Что произошло с медной проволокой? 

(Ответ). Почернела.

- Как вы думаете, почему почернела проволока? 

(Ответ). Произошла реакция.

- Связано ли наблюдаемое вами явление с кислородом? 

(Ответ). Да. Потому что процесс горения поддерживается кислородом.

Запишем уравнение реакции проведенного опыта.

2Cu+O2=2CuO

(В результате реакции горения простых веществ, продуктом является только оксид).

При горении сложных веществ, в результате реакции образуются - оксид и выделяется вода. Запишем примеры получения оксидов:

2C2H2 + 5O2 = 4CO2 + 2H2O

2PH3 + 4O2 = P2O5 + 3H2O

Также оксиды получают из сложных веществ, в результате разложения.

Разложение солей: CaCO3 = CaO + CO2;

Разложение кислот: H2SO3 = SO2 + H2O

Разложение нерастворимых оснований: Cu(OH)2 = t CuO + H2O

Физические свойства оксидов

- Любые вещества обладают физическими и химическими свойствами. Давайте вспомним, что относится к физическим свойствам?

(Ответ). Агрегатное состояние: твердое жидкое и газообразное.

Оксиды могут быть твердыми, жидкими и газообразными веществами, различной окраски, с запахом и без запаха, тяжелее или легче воздуха. Демонстрация веществ ( в стаканах и открывание газ воды). Опыт с кислотой и мелом.

Вода - оксид, по агрегатному состоянию – жидкая. Если открыть бутылку воды, то мы слышим шипение и видим пузырьки выделяющегося газа – это оксид углерода (углекислый газ). Можно продемонстрировать образцы оксидов (меди, цинка, алюминия, бария). Перед вами образцы оксидов давайте рассмотрим их.

- Что такое оксиды? (сложные вещества, которые состоят из 2-х химических элементов, один из которых кислород)

- С какой класификацией оксидов мы познакомились на уроке? (кислотными, основными, амфотерными)

- Какие оксиды образуют неметаллы? (кислотные)

- Какие оксиды образуют металлы? (основные и кислотные)

- Какими двумя способами получают оксиды? (горение веществ, разложение сложных веществ)

Многие оксиды встречаются в природе в виде полезных ископаемых, они находятся в окружающем нас воздухе, образуются в результате деятельности человека. Сейчас вы познакомитесь с образцами оксидов

А теперь, используя полученные на сегодняшнем уроке знания по теме «Оксиды», выполним задание.

Составьте формулы названных в тексте оксидов по одному выходят к доске и записывают …
В земной коре – литосфере – находится оксид алюминия ________ (глина), оксид кремния (IV) _____ (песок), оксид железа (III) ______ (содержится в красном железняке). Водная оболочка Земли – гидросфера – оксид водорода _____. В воздухе есть оксид углерода (IV) ______ (углекислый газ). В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II) _____ (угарный газ), оксид серы (IV) ______ (сернистый газ), оксид азота (II) ____ и оксид азота (IV) ______.

Поменяйтесь листочками и проверим, если 5 правильно ставим отлично, 4 – хорошо, 3-удовлеторительно. Поднимите руки у кого пять, четыре, три.

Теперь выполним экспресс тест

1.Общая формула оксидов.

А) ЭxОy       Б) ЭхНу      В) ЭхНуО

2.  Ряд формул, в котором все вещества оксиды:

 А) ZnO, ZnCl2, H2O         Б) CaO, NaOH, NH3        В)SO3, MgO, CuO    

3. Оксид марганца (IV) имеет формулу              

А)Mn2O7       Б) MnO2             В) MnF4

4. Как называется оксид СО2

а) оксид углерода (II)

б) угарный газ

в) оксид углерода(IV)

5. К оксидам относят вещество:

а) СаО; б) СаН2; в) СаСl2

Поменяйтесь листочками и выполним взаимопроверку.


  1. Подведение итогов урока.

Молодцы, вы сегодня хорошо работали. В завершении поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого составим синквей – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек выражает своё отношение к какой-либо проблеме.

Создание синквейна по теме «оксиды».

1. Первая строка – понятие – одно ключевое слово (имя существительное).

2. Вторая строка – два определения (прилагательные), характеризующие данное ключевое слово.

3. Третья строка – три глагола, характеризующие действия понятия.

4. Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор выражает своё отношение.

5. Пятая строка – одно слово, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Ответы синквейна:

1. Оксид.

2. Основный, кислотный, бесцветный, газообразный.

3. Окисляет, восстанавливает, охлаждает.

4. Бинарные соединения химического элемента с кислородом.

5. Химия.

- Как вы оцениваете свою работу. Возьмите карточки с цифрами и оцените себя.

V. Домашнее задание:

На 3 § 30, упр.1

На 4 § 30, упр.1,упр.2 (4)

На 5 § 30, упр.1,упр.2 (4, 7, 10 –уравнения).

В первом упр. вам нужно распределить оксиды по типам (кислотные или основные) и дать им названия. Поможет вам в выполнении задания таблица на странице 90. Во втором упражнении – записать уравнения реакций по схемам.

На этом наш урок окончен, благодарю за работу. До свидания!

8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока химии 8 класс "Оксиды"

Автор: Галина Ивановна Трифонова

Дата: 25.11.2024

Номер свидетельства: 660260

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Урок по теме "Оксиды""
    ["seo_title"] => string(21) "urok_po_tiemie_oksidy"
    ["file_id"] => string(6) "386794"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486019853"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка урока по теме " Химические государства" "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-khimichieskiie-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "112257"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408456547"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Разработка урока по химии для 8 класса по теме: «Кислоты» "
    ["seo_title"] => string(58) "razrabotka-uroka-po-khimii-dlia-8-klassa-po-tiemie-kisloty"
    ["file_id"] => string(6) "125816"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415054078"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока химии "Предмет химии.Вещества" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-khimii-priedmiet-khimii-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "182200"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425478334"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Методическая разработка урока "Необходимость и достаточность или химия Жизни". "СОЛИ". "
    ["seo_title"] => string(88) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-nieobkhodimost-i-dostatochnost-ili-khimiia-zhizni-soli"
    ["file_id"] => string(6) "193093"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427563221"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1660 руб.
2370 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1650 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства