Просмотр содержимого документа
«Разработка урока химии 8 класс "Оксиды"»
Тема урока: Оксиды.
Цели урока:
Личностные: Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
Метапредметные:
познавательные: Находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдения, классификация объектов по предложенным критериям
регулятивные: Выполнять учебное задание в соответствии с целью. Соотносить учебные действия с известными правилами. Выполнять учебное действие в соответствии с планом. Оценка своих учебных достижений.
Предметные: Давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, составлять формулы оксидов и называть их, описывать физические свойства оксидов, составлять уравнения химических реакций оксидов.
Задачи:
Обучающие: закрепить понятие «оксиды»; изучить основные правила химической номенклатуры оксидов и научиться называть их; познакомить с классификацией оксидов; ввести понятия «основный оксид», «кислотный оксид», «амфотерный оксид». Познакомить с физическими и химическими свойствами оксидов и с основными способами получения оксидов; Расширить знания о применении и значении оксидов в природе и жизни человека.
Развивающие: формировать умения сравнивать, выявлять общие и существенные признаки веществ, делать выводы; формировать умение устанавливать взаимосвязь между составом, названием и свойствами веществ;
Воспитательные: формирование коммуникативных качеств обучающихся; формирование самостоятельности, познавательного интереса, ценностного отношения к химии как науке и учебному предмету;
Тип урока: Урок открытия нового знания и первичного закрепления знаний
Основные понятия: оксиды, основные, кислотные, амфотерные.
Методы и приемы обучения: методы: эвристический, словесно-наглядный, демонстрационный, химический эксперимент.
Приём: использование алгоритма по составлению названий оксидов, написанию уравнений реакций по свойствам оксидов
Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, презентация, учебник – Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. Неорганическая химия. 8 класс. – М.: «Просвещение», 2011. Бутылка газированной воды, медная проволока, спиртовка, спички, щипцы, реактивы гидроксид натрия, сульфат меди, пробирко держатель.
Ход урока:
Организационный момент
Актуализация знаний
Человека окружает многообразие химических веществ. По составу они делятся на две группы: простые и сложные.
- Вспомните, какие вещества называются простыми?
(Ответ). Простыми – называются вещества, которые образованны атомами одного химического элемента.
- Хорошо. Приведите примеры таких веществ?
(Ответ). O2, H2, Fe, Cu, Al и т.д.
- Молодцы. А какие вещества называются сложными?
(Ответ). Сложными – называются вещества, которые образованы атомами разных химических элементов.
- Приведите, пожалуйста, примеры таких веществ?
H2O, CO2, NaCl, сахар и т.д.
Изучение нового материала
Что такое оксиды?
Сложные вещества в зависимости от строения, проявляемых химических свойств разделяются на несколько групп (или классов): оксиды, основания, кислоты и соли. О каком классе неорганических соединений пойдет сегодня речь, вы узнаете, разгадав загадку
Класс веществ, который нам предстоит изучить, всегда содержит кислород, представители этого класса получаются при взаимодействии с кислородом
-С каким классом неорганических веществ мы уже немного знакомы?
(Ответ).Оксиды
- При изучении какой темы мы встречались с понятием оксиды?
(Ответ). При изучении химических свойств кислорода.
На нашем уроке мы с вами подробнее познакомимся с классом – ОКСИДЫ.
-Вспомните, что же такое оксиды?
(Ответ). Оксиды – это сложные вещества, которые состоят из 2-х химических элементов, один из которых кислород. (2 слайд)
- Молодцы. Запишем тему нашего урока: «Оксиды».
Можно предположить, что общая формула оксидов имеет следующий вид:
RxOy ,
где R – элемент , O – кислород, x и y – индексы, которые показывают количество атомов химического элемента и кислорода в оксиде.
- Перед вами перечень веществ, выберите из него оксиды
NH3, CaO, HCl, CO2, H2O, CaCO3, SiO2, NaOH, CuO.
(После ответа учащихся, включаю следующий слайд).
(Ответ). – CaO, CO2, H2O, SiO2, CuO.
- По каким признакам вы выбрали оксиды? В чем сходство этих химических соединений?
(Ответ). Наличие кислорода, сложные вещества, состоят из 2-х элементов (бинарные).
- Любое вещество имеет определенное химическое название. Также и выписанные вами оксиды имеют свои названия.
Для того чтобы правильно называть соответствующие оксиды, используют опорную схему.
Первый вариант: элемент с постоянной валентностью.
НАЗВАНИЕ = ОКСИД + НАЗВАНИЕ ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА В Р.п.
ОКСИДА
Второй вариант: элемент имеет переменную валентность.
НАЗВАНИЕ = ОКСИД + НАЗВАНИЕ ЭЛЕМЕНТА В Р.п. + ВАЛЕНТНОСТЬ
ОКСИДА
Если элемент проявляет переменную валентность, ее указывают словами, а при написании – римскими цифрами в скобках после названия химического элемента.
Рассмотрим на конкретных примерах: СаО – оксид кальция, SO2 – оксид серы (IV). Записываю два оксида на доске, и объясняет учащимся, как правильно даются названия оксидам.
Классификация оксидов
Называть научились . Теперь посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются выбранные вами оксиды?
(Ответ). Обратите внимание, что в одних оксидах атом кислорода связан с атомом металла (CaO, CuO),а в других оксидах – с неметаллом (CO2, H2O, SiO2).
- Можно сказать, что оксиды делятся на оксиды металлов и оксиды неметаллов.
В зависимости от того, с каким химическим элементом связан кислород, различают – КИСЛОТНЫЕ и ОСНОВНЫЕ оксиды. Но есть еще оксиды, которые называются амфотерные (их изучают позже).
НЕМЕТАЛЛЫ – образуют только кислотные оксиды.
МЕТАЛЛЫ – образуют и кислотные и основные оксиды.
Для металлов существует правило: Если валентность (свойство атома химического элемента присоединять или замещать определенное число атомов другого химического элемента) в металлах меньше 4-х, то, как правило, образуются основные оксиды; если валентность больше 4-х – кислотные оксиды. Пример кислотного оксида для металлов – CrO3, Mn2O7
В зависимости от того, какие химические свойства проявляют оксиды, их называют:
СОЛЕОБРАЗУЮЩИМИ – оксиды, которые образуют соли (кислотные, основные, амфотерные)
НЕСОЛЕОБРАЗУЮЩИМИ (которые не образуют солей, и не проявляющие кислотных, основных и амфотерных свойств) –
- Любые вещества обладают физическими и химическими свойствами. Давайте вспомним, что относится к физическим свойствам?
(Ответ). Агрегатное состояние: твердое жидкое и газообразное.
Оксиды могут быть твердыми, жидкими и газообразными веществами, различной окраски, с запахом и без запаха, тяжелее или легче воздуха. Демонстрация веществ ( в стаканах и открывание газ воды). Опыт с кислотой и мелом.
Вода - оксид, по агрегатному состоянию – жидкая. Если открыть бутылку воды, то мы слышим шипение и видим пузырьки выделяющегося газа – это оксид углерода (углекислый газ). Можно продемонстрировать образцы оксидов (меди, цинка, алюминия, бария). Перед вами образцы оксидов давайте рассмотрим их.
- Что такое оксиды?(сложные вещества, которые состоят из 2-х химических элементов, один из которых кислород)
- С какой класификацией оксидов мы познакомились на уроке?(кислотными, основными, амфотерными)
- Какие оксиды образуют неметаллы?(кислотные)
- Какие оксиды образуют металлы?(основные и кислотные)
- Какими двумя способами получают оксиды?(горение веществ, разложение сложных веществ)
Многие оксиды встречаются в природе в виде полезных ископаемых, они находятся в окружающем нас воздухе, образуются в результате деятельности человека. Сейчас вы познакомитесь с образцами оксидов
- А теперь, используя полученные на сегодняшнем уроке знания по теме «Оксиды», выполним задание.
Составьте формулы названных в тексте оксидов по одному выходят к доске и записывают … В земной коре – литосфере – находится оксид алюминия ________ (глина), оксид кремния (IV) _____ (песок), оксид железа (III) ______ (содержится в красном железняке). Водная оболочка Земли – гидросфера – оксид водорода _____. В воздухе есть оксид углерода (IV) ______ (углекислый газ). В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II) _____ (угарный газ), оксид серы (IV) ______ (сернистый газ), оксид азота (II) ____ и оксид азота (IV) ______.
Поменяйтесь листочками и проверим, если 5 правильно ставим отлично, 4 – хорошо, 3-удовлеторительно. Поднимите руки у кого пять, четыре, три.
Молодцы, вы сегодня хорошо работали. В завершении поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого составим синквей – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек выражает своё отношение к какой-либо проблеме.
Создание синквейна по теме «оксиды».
1. Первая строка – понятие – одно ключевое слово (имя существительное).
2. Вторая строка – два определения (прилагательные), характеризующие данное ключевое слово.
3. Третья строка – три глагола, характеризующие действия понятия.
4. Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор выражает своё отношение.
5. Пятая строка – одно слово, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Ответы синквейна:
1. Оксид.
2. Основный, кислотный, бесцветный, газообразный.
3. Окисляет, восстанавливает, охлаждает.
4. Бинарные соединения химического элемента с кислородом.
5. Химия.
- Как вы оцениваете свою работу. Возьмите карточки с цифрами и оцените себя.
V. Домашнее задание:
На 3 § 30, упр.1
На 4 § 30, упр.1,упр.2 (4)
На 5 § 30, упр.1,упр.2 (4, 7, 10 –уравнения).
В первом упр. вам нужно распределить оксиды по типам (кислотные или основные) и дать им названия. Поможет вам в выполнении задания таблица на странице 90. Во втором упражнении – записать уравнения реакций по схемам.
На этом наш урок окончен, благодарю за работу. До свидания!