Методическое пособие по химии 8 класс Раздел «Вода. Растворы»
Методическое пособие по химии 8 класс Раздел «Вода. Растворы»
Изменение парадигмы образования, усиление роли самообразования на современном этапе требуют и существенного пересмотра подхода к созданию методического обеспечения учебного процесса. По разделу«Вода. Растворы» химия 8 класс разработано пособие. «Практические работы и расчетные задачи по теме Вода. Растворы».
В содержании учебно-методического комплекса находится отражение современных методических идей, направленных на развитие и совершенствование личности, такие как «учение на повышенном уровне», «содержательное обобщение», «развитие творчества на основе проблемного подхода к обучению»,профильного обучения и др.
Особое внимание в учебнике 8 класса уделено химическому эксперименту, который представлен лабораторными опытами и практическими работами.
Материал учебно-методического комплекса по химии позволяют также эффективно и разнообразно организовать работу учащихся и учителя на стадии освоения практического материала и контроля качества знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по химии 8 класс Раздел «Вода. Растворы» »
Методическое пособие по химии
8 класс
Раздел «Вода. Растворы»
КГУ комплекс «Улкенбокен школа-детский сад» ВКО.
Кокпектинский район.
учитель биологии-химии
Болтовская Л.Л.
2014 год
Пояснительная записка.
Изменение парадигмы образования, усиление роли самообразования на современном этапе требуют и существенного пересмотра подхода к созданию методического обеспечения учебного процесса. По разделу«Вода. Растворы» химия 8 класс разработано пособие. «Практические работы и расчетные задачи по теме Вода. Растворы».
В содержании учебно-методического комплекса находится отражение современных методических идей, направленных на развитие и совершенствование личности, такие как «учение на повышенном уровне», «содержательное обобщение», «развитие творчества на основе проблемного подхода к обучению»,профильного обучения и др.
Особое внимание в учебнике 8 класса уделено химическому эксперименту, который представлен лабораторными опытами и практическими работами.
Материал учебно-методического комплекса по химии позволяют также эффективно и разнообразно организовать работу учащихся и учителя на стадии освоения практического материала и контроля качества знаний.
класс
№
тема
цель
часы
8
5
Практическая №4 Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества
Научиться готовить растворы и определять их массовые доли.
1
6
Решение расчетных задач по теме «Вода. Растворы»
Закрепить знания о составе раствора и познакомить учащихся с решением задач
.Совершенствовать умения учащихся самостоятельно добывать новые знания.
1
Тема урока: Практическая работа №2
Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе
Задачи: - повторить и использовать правила ТБ при выполнении практических работ в кабинете химии, повторить и практически применить знания о растворах и массовой доле растворённого вещества, формировать коммуникативные компетентности.
План урока
1.Проверка теории
Продолжите предложения
1. Раствор состоит из…
2. Растворителем может быть….
3. Для того чтобы приготовить раствор заданной концентрации необходимо знать….
4. Запишите формулу для вычисления массовой доли растворённого вещества
2.Инструктаж по технике безопасности.
1) Нельзя пробовать вещества на вкус.
2) Нельзя брать вещества руками.
3) Если взяли реактива больше, чем требуется, нельзя высыпать ( выливать) обратно в банку (склянку).
4) Нюхать вещества с осторожностью.
5) Работать аккуратно и внимательно , соблюдая порядок и дисциплину.
6) По окончанию работы привести в порядок рабочее место и вымыть руки с мылом.)
3.Практическая работа №2
Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе
Цель: Научиться готовить растворы и определять их массовые доли.
3.Рассчитать массовые доли сахара и воды в полученном растворе;
Дано:
Н2О, С12Н22О12 Расчет по формуле
mсахара.
Vводы = мл.
______________
ωсахара =?
ωводы = ? Вывод:
Домашнее задание. Повторить формулы для расчета объема и концентрации.
Решение расчетных задач
Не малую трудность у учеников вызывает решение расчетных задач.
Решение расчетных задач — способ реализации межпредметных связей практического применения теоретических знаний и развития логического мышления учащихся.
Одну и ту же расчетную задачу можно решить разными способами. В данном уроке рассматривается способ решения задач по теме «Растворы», который позволяет увидеть, что многие химические задачи знакомы учащимся из курса математики и нужно лишь умело применять полученные на других уроках знания. Также подобраны задачи, которые могут найти применение в повседневной жизни, вызвать интерес к предмету и выбору проффесси.
Можно использовать материал данного занятия не только для подготовки учащихся к итоговой аттестации, но и на уроках, факультативных, элективных занятиях, в индивидуальной работе по подготовке учащихся предметным олимпиадам по химии.
Урок по химии в 8 классе на тему Решение задач по теме "Растворы. ".
Цель урока :Закрепить знания о составе раствора и познакомить учащихся с решением задач на растворы. Совершенствовать умения учащихся самостоятельно добывать новые знания.
Урок с использованием проблемно-диалогической технологии.
Тип урока : Обобщение изученного материала
Задачи урока:
Обучающие: Осмысление химической сущности явлений, применять усвоенные знания в конкретно заданной ситуации.
Развивающие: Формирование научно-теоретического, логического, творческого мышления, самостоятельности в добывании знаний.
Воспитательные: Развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе.
Методы и методические приёмы: рассказ, беседа, применение и составление алгоритмов, решение расчётных задач.
Ход урока:
Изучение нового.
Алгоритм решения задач:
1.Внимательно прочитать условие задачи.
Давайте вспомним алгоритм решения задач
1.Решение задачи всегда следует начать с анализа условия и составления плана её решения.
2.Определить числовые данные задачи, которые при необходимости приводят в единую систему единиц (количественная сторона задачи).
3.Определить перечень химических веществ и явлений в их взаимосвязи, основные теоретические положения, необходимые для решения задачи (качественная сторона задачи).
4.Определить соотношения между качественными и количественными данными задачи в виде формул, уравнений, пропорций, законов.
5.Определить алгоритм решения задачи, т.е. последовательность её решения, начиная с конечного вопроса задачи до данных по условию.
6.Записываем краткое «дано».
2.Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.
1.В 10 г воды растворили 1 г хлорида натрия. Какова массовая доля хлорида натрия в полученном растворе.
Способ А
Решение:
Данную задачу можно решить, применив формулу для расчета массовой доли вещества в растворе.
w (NaCl) = m (NaCl) / m(раствора) · 100%
m (раствора) = m (NaCl) + m (H2 O) = 1+10 = 11г
w (NaCl) = 1 / 11 · 100% = 9%
Способ В
Так как в воде хлорида натрия не содержалось, то его массовая доля в этом случае равна 0% или 0.
Так как хлорида натрия является чистым веществом, его начальная массовая доля равна 100% или 1.
х 0 х+0
1г + 10г.= раствор
NaCl H2 O
Используя данную схему, составим математическое уравнение и решим его:
1· 1 + 10 · 0 = (1+10)· х
1 = 11х
х = 1 : 11
х =0,09 = 9%
Ответ: w (NaCl) = 9%
Решить по алгоритму.
2.Какую массу фосфата калия и воды надо взять для приготовления раствора с массовой долей К3РО4 8% массой 250г?
1 0 0.08
К3РО4 H2 O раствор
Х + 250-Х = 250
1 · х + (250 – х) · 0 = 250 · 0,08
1 х = 20х
х = 20 : 1
х = 20г – масса соли
250 – 20 = 230 г – масса воды
Ответ: массы веществ составляют 20 г и 230 г.
3.Решение задач из разных областей науки.
Каждая группа выбирает три задачи на выбор и решение защищают у доски.
Задача 1. Определите массу раствора фосфорной кислоты, пролитую на себя неаккуратным лаборантом, если кислоты в растворе было 4 г, а её массовая доля составляла 0,001.
Задача2.Познакомившись на уроках химии со способами выражения концентрации растворов, Оля для себя решила, что станет фармацевтом. Для домашней аптечки 3%-й раствор перекиси водорода она взялась приготовить сама. Сполоснув флакончик из - под спирта дистиллированной водой, и бросив в него четыре таблетки гидропирита (каждая по 0,75 г), она отмерила 97 мл все той же воды, влила во флакон и плотно закрутила крышечку.
Как вы полагаете, получилось ли у Оли медицинское средство?
Задача3.Со шкафа техничка уронила сосуд, где содержалось 700г раствора гидроксида натрия с массовой долей NaOH 10%.
Сколько граммов воды и щелочи взял лаборант для приготовления нового такого же раствора?
Задача4.Подоив корову, хозяйка налила в горшок 2 литра молока с жирностью 4,6%. Выспавшийся за целый день толстый пушистый кот прыгнул на стол и слизал 200 г отстоявшихся сливок с жирностью 15%.
Подсчитайте, много ли жира осталось в горшке? Сколько граммов жира съел кот? Плотность молока принять за 1 г/см3.
Задача5.Определите массовую долю сахара в сгущенном молоке, которое вылизал из банки пудель Тотоша, пока его хозяева купались в реке. Тотоше показалось, что во всей 400-граммовой массе молока сахара было 180 г.
Задача6.Сколько граммов воды надо добавить к 180 г сиропа, содержащего 25% сахара, чтобы получить сироп, концентрация которого равна 20%?
. Задача7. При некоторых заболеваниях в кровь вводят 0,85 % раствор хлорида натрия, называемый физиологическим по причине близости его составу и свойствам сыворотки крови. Определите массу соли, которая вводится в организм человека при вливании 400 г физиологического раствора.
4.Подведение итогов.
5.Домашнее задание: А. Решить на 5-четыре оставшиеся задачи, на 4- оду-две.
Б. Повторить состав, номенклатуру и свойства неорганических веществ, составить по две задачи на определение концентрации растворов.
Литература:
1.Методическое пособие «Решение задач по теме «Растворы».Ткачук Е.А. Белогорск 2011 год.
2.Решение расчетных задач по химии. Веденяпин А.Я. 1972г.