Просмотр содержимого документа
«"Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно – восстановительные реакции».»
Урок проводился в общеобразовательном классе, учебным планом предусмотрено 2 часа в неделю.
Данный урок является вводным в разделе «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно – восстановительные реакции».
Это последний и самый важный раздел в курсе химии 8 класса.
Кроме указанного урока в него включены следующие:
- «Электролитическая диссоциация веществ».
- «Основные положения теории электролитической диссоциации».
- «Ионные уравнения реакций».
- «Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства».
- «Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства».
- «Оксиды, их классификация и свойства».
- «Соли в свете ТЭД, их свойства».
- «Генетическая связь между классами неорганических соединений».
- «Окислительно – восстановительные реакции».
Тип урока – комбинированный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Методы и методические приемы: эвристическая беседа, демонстрационный опыт, индивидуальное задание, задание в парах, задание в группах.
Использовались элементы личностно – ориентированной технологии; основная цель которой – обеспечение комфортных, безконфликтных условий развития личности.
Цель урока
Для учителя
Для ученика
1. Образовательная
Создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений, учащихся по данной теме.
1.Знать смысл понятий: растворение, раствор, гидрат, кристаллогидрат, тепловые явления при растворении; 2. Знать классификацию растворов по признаку растворимости.
2. Развивающая
Создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развития логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью.
Развивать умения для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, речевую деятельность.
3. Воспитательная
Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку.
Формировать умения работать по культуре умственного и практического труда, адекватной оценке своей деятельности.
Результаты.
На уроке активно участвовали все, в том числе слабоуспевающие ученики. Наблюдения, работа в группах и парах, устное обсуждение, комментарии к опытам, развивали речь ребят, внимание, оттачивали навыки использования терминологии.
При самооценке, из 31 человека, (учащихся класса) поставили отметку «3» - 3 учащихся, «4» - 16 человек, «5» - 12 учащихся.
При проверке знаний учащихся по данной теме, класс показал хороший результат.
ДАТА___________
Тема урока: Растворение как физико-химический процесс. Растворимость
Задачи урока:
образовательные:
ввести понятия растворов, гидратов, кристаллогидратов, тепловых явлений при растворении;
выяснить основные положения физической, химической и современной теории растворов;
развивающие:
развивать умения и навыки мыслительной деятельности (умения обобщать, сравнивать, анализировать), общеучебные умения и навыки (формирование самостоятельной и познавательной деятельности учащихся);
воспитательные:
формировать навыки поведения в коллективном и индивидуальном учебном труде;
показать вклад русских учёных в химическую науку.
Оборудование и реактивы:
химический стакан с водой, CuSO4 (безводный), стеклянная палочка.
Ход урока.
I.Организационный момент. (2мин.).
II. Изучение нового материала. (26 мин.)
Вводное слово учителя (5 мин.)
Понятие «растворы» мы связываем прежде всего с водой, с водными растворами. Однако есть и спиртовые растворы (например, раствор йода в спирте – йодная настойка; одеколон; лекарственные настойки и т.д.). Это жидкие растворы. Есть растворы твёрдые (сплавы) и газообразные (тот же воздух).
Мы в этой теме будем знакомиться с водными растворами.
Тема нашего урока: «Растворение. Растворимость веществ в воде».
Эпиграфом его могут служить слова:
« Мы отнюдь не властвуем над
природой, все наше господство
состоит в том, что мы … в отличие
от всех других существ, умеем
познавать ее законы и правильно
их применять».
Ф. Энгельс.
Растворы играют важную роль в природе, науке и технике. Сложные физико-химические процессы, протекающие в организмах человека и животных, также протекают в растворах. Изучение свойств растворов занимает важное место в современной науке.
В химии процесс растворения рассматривается с позиций 3 теорий:
1) физической;
2) химической;
3) физико - химической.
Давайте представим себя в роли сторонников этих теорий.
1ряд – представители физической теории,
2ряд – представители химической теории,
3ряд – представители физико-химической теории. (2 мин.)
Через 5 минут (работа с текстом учебника §34, стр.187-188) вы должны объяснить основную идею своей теории и назвать имена учёных, сторонников этой теории.
Растворение - это процесс диффузии, Растворение – это процесс
а растворы – это однородные смеси. химического взаимодействия
растворяемого вещества с водой-
процесс гидратации, а
растворы – это соединения –
гидраты.
Современная теория.
Растворение – это физико – химический процесс, а растворы – это однородная (гомогенная) система, состоящая из частиц растворённого вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия
– гидратов.
непостоянный постоянный состав в кристаллогидратах
состав
1) медный купорос – CuSO4 · 5H2O;
2) глауберова соль – Na2SO4 · 10H2O;
3) сода кристаллическая – Na2CO3 · 10H2O.
Давайте выясним признаки химического взаимодействия при растворении веществ.