Просмотр содержимого документа
«"Признаки химических реакций. Условия протекания"»
Химия 7 класс. Вводный курс.
Урок по теме «Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций»
Всем здравствуйте! Усаживаемся. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, поэтому, чтобы объективно оценить работу каждого из вас, внесите свои данные в таблицу регистрации. В ней вы сами будете отмечать свою активность, правильность выполнения заданий при работе по пятибальной системе. В итоге среднее арифметическое число будет вашей отметкой урока. Внесите свои фамилии в бланк с таблицей для оценивания.
Фамилия, имя
Активность участия
Отметка(итог)
№1
№2
№3
Исслед.
работа
№4
Учи-тель
Итак, мы с вами продолжаем знакомство с разделом нашего вводного курса химии «Явления, происходящие с веществами». И начнем мы с вами наш урок с выполнения заданий, которые у вас на столах. Работаем парами, и потом обсуждаем результат.
Работа по карточкам:
Задание №1. «Чистые вещества и смеси»(слайд 1)
Подчеркните названия чистых веществ одной чертой, а смеси – двумя: алюминий, кока – кола, кислород, спиртовой раствор йода, поваренная соль, морская вода, воздух, железо, почва, дистиллированная вода.
Чем смеси отличаются от чистых веществ?
Будьте внимательны, нужно одной чертой подчеркнуть названия чистых веществ, а двумя – смеси.
Итак, проверяем, что у вас получилось? Внимание на экран: правильный ответ:……
К чистым веществам отнесли:…..; смесями будут…….. Поднимите, пожалуйста , руки, чья пара не сделала ни одной ошибки.
Хорошо, молодцы! Ставим себе отметки в табличку. И ответим на следующий вопрос: А чем же отличаются смеси от чистых веществ? Почему вы распределили именно так?
----
Хорошо, правильно. Но, ведь у нас и с чистыми веществами, и со смесями могут происходить различные явления. Какие явления или процессы мы с вами знаем?
- Физические, химические.
Правильно, хорошо, а чем они отличаются?
--
А теперь посмотрим задание №2: к каким явлениям мы можем отнести эти процессы и почему.
Задание №2 «Физические и химические явления»(слайд 2)
Закончите предложения:
Процесс испарения воды – это явление…………………………………………, потому что…………………………………………………………………………………………
Засахаривание варенья – это явление ……………………………………………, потому что………………………………………………………………………………………….
Распространение запаха духов – это явление…………………………………., потому что……………………………………………………………………………………………
Совещаемся, делаем правильные выводы.
Проверяем задание №2: процесс или явление №1 – это… Объясняем почему; №2 - …; №3- …. .
Хорошо, молодцы. И у нас есть еще 3-е задание: давайте выберем, как можно распределить явления
Задание №3 «Физические и химические явления»(слайд 3)
Распределить явления на две группы:
1)плавление льда; 2) ржавление железа; 3) образование белого порошка при измельчении стекла в ступке; 4) высыхание дождевых луж; 5)ветер; 6) морские приливы и отливы; 7) гниение мусора; 8)скисание молока; 9) сжатие пружины; 10)плавление олова
Проверяем, но теперь вы поменяйтесь карточками с другой парой и проверяем. А я говорю правильный ответ:
Как вы думаете, можно ли некоторые физические явления перевести в химические? --------
Как можно узнать, произошло ли химическое явление или химическая реакция? -------
Так, молодцы. Вот выяснением всех этих подробностей мы с вами сегодня и займемся. То есть, какой будет наша с вами цель на сегодня?
---Можно ли физические явления перевести в химические. Как определить, прошла ли химическая реакция.
Работа в тетрадях:
Запишем в тетрадях число 19.04.17 и тему нашего урока «Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций».(слайд 4)
“Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия.
Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты,
поэтому постоянный контроль опытом необходим”
М.Фарадей(слайд )
И мы с вами, как настоящие химики – практики – исследователи, которые ничего не воспринимают «на слово», а стараются сами все увидеть, все попробовать осуществить и только потом делают какие – то выводы по результатам собственных исследований, начнём свою работу, своё исследование. Итак, какая у нас вами цель сегодня?
---Выяснить, что нужно сделать, чтобы реакция началась, то есть условия возникновения. И как можно определить, что она прошла, то есть признаки.
Молодцы.
Но сначала повторим правила техники безопасности.
Итак начинаем наше маленькое исследование:
Еще раз уточним, что мы ищем, что нам нужно определить?
----условия и признаки
Опыт №1: Найдем у себя на лоточке стаканчик №1 с надписью «сода» и стаканчик №2 с надписью « соляная кислота». Из курса биологии вы знаете, что основу желудочного сока составляет раствор соляной кислоты.
В каких агрегатных состояниях находятся вещества? ---- Правильно.
Теперь поближе подвинем стаканчики друг к другу и ответим на вопрос: Что – то происходит?
-- Нет
А когда сможет произойти?
-- Нужно смешать.
Правильно. Давайте попробуем… Что получилось?
-- Бурное выделение газа.
Как вы думаете, это химическое явление? Произошла ли химическая реакция?.
--Да.
Почему вы так думаете?
-- Выделился газ.
Значит, что нужно сделать, чтобы произошла химическая реакция?
-- Смешать вещества.
Что будет здесь признаком реакции?
Выделение газа.
Начертим в тетради таблицу и начнем её заполнять.( слайд )
Таблица для заполнения
Вещества
Условия начала реакции
Признаки химической реакции
Сода(NaHCO3) + соляная кислота (HCl)
Железо(Fe) + cера(S)
Лучинка
Медный купорос(CuSO4) + щёлочь (NaOH)
Щёлочь(NaOH) + индикатор + серная кислота(H2SO4)
Записали, хорошо. Когда мы знакомились со смесями и способами их разделения, то проводили опыт с железными опилками и серой. Разделяли смесь магнитом, основываясь на магнитных свойствах железа. Смешивание этих веществ в одной посуде – это какое явление?
-- Физическое
Правильно, а можно его перевести в химическое? Как вы думаете?
-Да
Что нужно сделать?
-- Нагреть.
Давайте попробуем, соблюдая правила работы с нагревательным прибором. В фарфоровом стаканчике у нас смесь железных опилок и серы, на лоточке есть и ложка для прокаливания веществ.
Опыт 2: Поместим немного смеси в ложку для прокаливания. Зажигаем спиртовку и нагреваем. Что наблюдаем? Что ощущаем?
--Запах, получается однородная масса.
Итак, произошла ли химическая реакция?
--Да
Что мы с вами сделали, чтобы она произошла?
-- Смешали и нагрели
Хорошо, можно сказать, что здесь несколько иные условия для начала реакции и ее протекания и другой признак реакции?
-- Да
Заполняем таблицу(слайд )
Опыт 3: А теперь возьмем лучинку и положим рядом со спиртовкой – идет какой - нибудь процесс?
---Нет.
А что можно попробовать сделать, чтобы он начался? ---Зажечь.
Зажжём спиртовку, внесем лучинку в пламя, и что видим?
-- Она разгорается. Свечение, тепло.
Значит, какие здесь условия и признаки?
--Внести в пламя: признаки- тепло и свет.
Записываем данные в таблицу (слайд )
Опыт 4: А сейчас возьмем раствор медного купороса, который используют для обработки садовых растений от вредителей, и добавим в него щелочь( в некоторых аккумуляторах ). Что видим?
--- Красивый голубой осадок.
Итак, признак реакции в этом случае:
--образование осадка, изменение окраски
Запишем в таблицу.(слайд )
Опыт 5: Ну, а если кто- то решит просто слить жидкости из разных аккумуляторов…. Давайте посмотрим, что из этого может выйти. Смешаем содержимое из склянок щёлочь и кислота в пробирке… и…
--Ничего.
Но, если мы специально выделим одно из веществ(щёлочь) определяющим реагентом(он называется индикатором) , то посмотрим, что получится на этот раз:….. , а вот теперь добавим кислоту из другого аккумулятора…. И видим, что произошло, наоборот,
---обесцвечивание
То есть, окраска может появиться при химической реакции, а может наоборот исчезнуть. Заносим данные в таблицу. (слайд )
Таблица для заполнения
Вещества
Условия начала реакции
Признаки химической реакции
Сода(NaHCO3) + соляная кислота (HCl)
Смешать
Выделение газа
Железо(Fe) + cера(S)
Смешать, нагреть
Запах, однородное тв. вещество
Лучинка
Огонь
Тепло, свет
Медный купорос(CuSO4) + щёлочь (NaOH)
Смешать
Изменение окраски(появление), осадок
Щёлочь(NaOH) + индикатор + серная кислота(H2SO4)
Добавить индикатор, смешать
Изменение окраски (обесцвечивание)
Итак, подведем итог нашего исследования:
Кто помнит, какой была наша с вами цель, что мы планировали узнать?
--Условия и признаки реакции
Ну и что же? Мы узнали?
--Да
----какие условия нужны, какими могут признаки реакции, зачем нужен индикатор
Давайте перечислим условия возникновения реакции, которые мы выяснили в ходе нашего исследования: Условия протекания химических реакций: 1) соприкосновение веществ; 2) нагревание; хорошо, а что еще мы не назвали?3) время. Верно, все реакции идут с разной скоростью.
Признаки химических реакций: 1) выделение газа; 2) изменение цвета; 3) выпадение осадка; 4) выделение тепла и света.
Вам понравилось быть химиками- исследователями? –
Какой ваш личный результат на сегодня? Что вы научились делать? Что вы можете теперь сделать? (определить условия и признаки)
Как вы думаете, пригодится вам это в жизни?— (дополнит. материал учебника)
Сможете вы теперь определить условия реакции? ---А признаки? ---
Молодцы! А теперь постарайтесь быстренько объективно определить активность свою и друг друга на уроке и выставить себе отметки в табличку.
Вы дома выращивали кристаллы соли - это химическая реакция? –нет.
Домашнее задание: п. 19; электронный вариант рабочей тетради лаб. опыт №1 стр. 84 или лаб. опыт №6 стр. 86. (слайд )
И у нас осталось немного времени, поэтому постараемся определить, какие условия необходимы для проведения химической реакции, что будет признаком реакции?
Вы сказали, что можете теперь определять условия для реакции иее признаки. Вот и проверим:
Задание 4 «Признаки и условия реакции»(слайд 11)
Определите, какие условия необходимы для проведения реакции, и что будет признаком реакции:
Скисание молока.
Сгорание бензина в двигателе автомобиля.
Ржавление железного гвоздя.
Горение свечи
Звонок: Урок окончен. Всем спасибо. Карточки с отметками оставьте.
Приложение
Фамилия, имя
Активность участия
Отметка(итог)
№1
№2
№3
Исслед.
работа
№4
Учи-тель
Задание № 1 «Чистые вещества и смеси»
Подчеркните названия чистых веществ одной чертой, а смеси – двумя: алюминий, кока – кола, кислород, спиртовой раствор йода, поваренная соль, морская вода, воздух, железо, почва, дистиллированная вода.
Чем смеси отличаются от чистых веществ?
Задание № 2 «Физические и химические явления»
Закончите предложения:
Процесс испарения воды – это явление…………………………………………, потому что…………………………………………………………………………………………
Засахаривание варенья – это явление ……………………………………………, потому что………………………………………………………………………………………….
Распространение запаха духов – это явление…………………………………., потому что……………………………………………………………………………………………
Задание №3 «Физические и химические явления»
Распределите явления на две группы:
1)плавление льда; 2) ржавление железа; 3) образование белого порошка при измельчении стекла в ступке; 4) высыхание дождевых луж; 5)ветер; 6) морские приливы и отливы; 7) гниение мусора; 8)скисание молока; 9) сжатие пружины; 10)плавление олова
I –физические: ; II-химические:
Таблица для заполнения
Вещества
Условия начала реакции
Признаки химической реакции
Сода(NaHCO3) + соляная кислота (HCl)
Железо(Fe) + cера(S)
Лучинка
Медный купорос(CuSO4) + щёлочь (NaOH)
Щёлочь(NaOH) + индикатор + серная кислота(H2SO4)
Задание 4 «Признаки и условия реакции»
Определите, какие условия необходимы для проведения реакции, и что будет признаком реакции:
Скисание молока.
Сгорание бензина в двигателе автомобиля.
Ржавление железного гвоздя.
Горение свечи
Лесной пожар
Дополнительный материал(учебник п. 19 стр.100 – 101)
Таким образом, необходимым условием для протекания химических реакций является соприкосновение реагирующих веществ. В ряде случаев требуется нагревание. Знание условий протекания реакций позволяет управлять ими: ускорять, замедлять, или прекращать их. Последнее обстоятельство очень важно, например, для прекращения реакций горения – для тушения пожаров. Как вы знаете, горение – это взаимодействие веществ с кислородом воздуха. Следовательно, для того чтобы потушить пожар, нужно прекратить доступ кислорода к горящим предметам. Этого добиваются, заливая их водой, различными пенами, засыпая песком. Набрасывая плотную ткань или используя специальные устройства – огнетушители.