Просмотр содержимого документа
«Предмет органической химии»
Урок «Предмет органической химии»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: Создание условий для «погружения» в органическую химию.
Задачи урока: Образовательные: сформировать понятие о предмете органической химии, рассмотреть особенности органических веществ; закрепить понятие «валентность»; начать формировать навыки составления структурных формул; раскрыть значение органических веществ.
Развивающие: формировать навыки проведения химического эксперимента, соблюдая правила техники безопасности; формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать память, логическое мышление, внимание.
Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
Техническое обеспечение урока: Мультимедийный проектор, компьютер, оборудование и реактивы для проведения химического эксперимента.
Оборудование и реактивы.
На столах у уч-ся: 1. сахароза, крахмал, уксусная кислота, растительное масло. 2. Резина, капрон, полиэтилен и др. 3. Для опыта: фильтровальная бумага, семена подсолнечника, фарфоровый пестик; картофель, бинт, стакан с водой, иод, нож.
Шаростержневые модели молекул органических веществ (раздаточный материал)
Для демонстрации: Ожидаемый результат:
- определять понятия: предмет органической химии, органические вещества - научиться составлять структурные формулы - сравнивать органические и неорганические вещества - знать цели и задачи органической химии, - называть имена учёных – органиков - уметь определять органические вещества в растительных объектах
План урока:
1.Организационный момент 2. Актуализация знаний 3. Изложение нового материала 4. Закрепление 5.Рефлексия 6. Задание на дом.
1. Орг. Момент: Здравствуйте, ребята! Садитесь.
2. Актуализация знаний
Сегодня на уроке мы приступаем к изучению новой темы. Но прежде чем мы с вами сформулируем тему нашего урока, скажите мне, пожалуйста, что изучает химия?
(Ответ: химия изучает вещества их свойства и превращения).
Откройте тетради, оставьте место для темы урока, напишите в центре страницы слова «химические вещества» и обведите их в кружочек. Какие ассоциации у вас связаны с этими словами «химические вещества», напишите примеры ваших ассоциаций в тетради, разместив их вокруг слов «химические вещества.
- где в природе встречаются данные химические вещества? (Ответ: в минералах и горных породах, в растениях, в животных)
До начала 19 века все вещества делили по происхождению на минеральные, животные и растительные. Посмотрите на схему и назовите мне вещества, которые относятся к веществам минерального происхождения. ( Ответ: называют вещества, например, соль, железо). Все вещества минерального происхождения объединяют в группу неорганических веществ. А как назвать группу, которая объединит вещества, образованные живыми организмами? (Ответ: органические вещества) Правильно, вещества растительного и животного происхождения образуют большую группу органических веществ. А как будет называться раздел химии, который изучает органические вещества? (Ответ: органическая химия). Молодцы. Значит, сегодня на уроке мы начнем знакомство с… (органическими веществами)
Запишите тему урока: Предмет органической химии.
3. Изложение нового материала
С глубокой древности человечество использовало вещества растительного и животного происхождения. Прежде всего это продукты питания, растительные масла, красители, лекарственные вещества. (слайд3 вещ-ва природн. происх)
Посмотрите вещества на слайде и у вас на столах. Все указанные вещества получали исключительно из продуктов жизнедеятельности растительных и животных организмов или в результате их переработки. (слайд4 в-ва и из чего получают)
Ребята, а как вы думаете, мы можем сейчас с вами обнаружить или определить органические вещества, входящие в состав продуктов питания?
Давайте проведем лабораторные опыты:
1. У вас на столах лежат семена подсолнечника. Что можно получить из семян? (Ответ: растительное масло). Как нам получить растительное масло? (инструкция выполнения опыта на столе)
2. А что получают из картофеля? (Ответ: крахмал) Для того, чтобы получить крахмал, нужно измельчить картофель, положить его в марлю и промыть в воде. (инструкция на столе). Как определить, что это крахмал? (Ответ: добавить иод)
В начале 19 века считалось, что органические вещества в искуственных условиях получить нельзя. Ошибочность этого представления была доказана синтезом органических веществ в лабораторных условиях из неорганических веществ. (слайд5 ученые)
- Немецкий химик Фридрих Вёлер в 1828 г. доказал возможность получения мочевины упариванием водного раствора цианата аммония, что было истолковано как первый в истории науки искусственный синтез органического вещества.
- Немецкий химик Адольф Кольбе, полагая, что органические соединения можно получать из неорганических путем замещения, в 1843 г. синтезировал из элементов (через сероуглерод) уксусную кислоту.
- Французский химик Пьер Бертло в 1851 г. начал свои работы по синтезу органических соединений из элементов. В 1854 г Бертло получил аналоги природных жиров.
- Бутлеров Александр Михайлович русский химик, в 1861 году первый провел полный синтез сахаристого вещества.
В течение 20 века в связи с деятельностью человека появилось большое количество новых соединений. Ученые-химики научились синтезировать вещества ранее в природе не существовавшие.
Оказалось, что резкой границы между органическими и неорганическими веществами не существует и могут быть превращены друг в друга. На каком же основании органические вещества выделяют в отдельную группу, каковы их отличительные признаки?
Давайте попробуем выяснить это. Посмотрите на слайд: на нем изображены вещества с их формулами. Что общего и чем отличаются эти две группы веществ?
Признаки органических веществ
1. Содержат углерод, водород.
Несмотря на огромное многообразие, все органические соединения имеют в своем составе атомы углерода. Поэтому органическую химию называют химией соединений углерода.
2. Давайте посмотрим опыт и на основе опыта выделим следующий признак органических веществ
Вывод: органические вещества горят или обугливаются.
При горении органических веществ обычно образуются углекислый газ и вода.
Запишем на доске уравнения реакций горения веществ, показанных на слайде.
3. Определите вид химической связи в органических веществах, исходя из их состава.
- Ковалентная полярная связь. А какая это связь?(Ответ: между неметаллами за счет общих электронных пар)
Изучение органических веществ в 19 веке столкнулось с рядом затруднений. Одно из них – «непонятная» степень окисления углерода.
Определите степень окисления углерода в соединениях: СН4, С2Н2, С3Н8.
Получились степени окисления, которые маловероятны. Значит, к органическим веществам нельзя применять методы неорганической химии.
В органической химии применяют понятие валентность.
Валентность – это способность атомов, образовывать определенное количество химических связей. Запишите определение валентности в тетрадь.
Рассмотрим строение атома углерода. (На доске ученик записывает электронное строение атома С и электронную формулу).
Атом С на последнем энергетическом уровне имеет 4 электрона, до завершения энергетического уровня ему не хватает тоже 4 электрона, значит атом С может образовать 4 химические связи.
Рассмотрим электронную формулу молекулы метана СН4. Как определить, сколько электронов парных и непарных? Атом Н имеет один электрон. Образуется 4 ковалентные полярные связи. Одну ковалентную связь обозначают черточкой. Атом С имеет валентность – IV, Н – I. Валентность не имеет знака и записывается римскими цифрами над знаком химического элемента. Во всех органических соединениях атом С имеет валентность 4.
На столе у вас лежат шаростержневые модели. Постройте молекулу метана, не забывайте, что валентность С равна 4, а Н – 1.
В строении органических веществ есть еще особенность. Атомы углерода могут соединяться между собой в углеродные цепочки, тем самым определяя химическое строение веществ. Постройте модель пропана С3Н8.(с учетом того, что атомы углерода соединяются между собой в цепочку, каждый атом С имеет валентность=4).
Запишем структурную формулу пропана – это полная структурная формула. Для удобства записи применяют сокращенные структурные формулы, где отражены только связи между атомами С. Атомы Н подписывают с учетом валентности.
Многообразие органических веществ, особенности их строения, объяснил великий русский ученый А.М. Бутлеров (слайд 13) Он обобщил имеющиеся знания по органической химии и сформулировал теорию строения органических веществ, которая была названа его именем. Эта теория имеет для органической химии такое же огромное значение, как для неорганической химии периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева.
Органическая химия – это удивительный мир веществ, созданных природой и человеком. Чтобы этот мир был дружелюбным, каждому, кто живет в современном обществе и пользуется благами цивилизации, важно иметь представления о свойствах органических соединений и области их применения.
4. Закрепление
Сегодня на уроке мы познакомились с органическими веществами.
Давайте вспомним, какие главные особенности органических веществ?
(Ответ: состоят из атомов С, горят, характерно понятие валентность, валентность С =4, атомы С образуют цепочки)
Какое значение имеет органическая химия в жизни общества? Проведение теста «Предмет органической химии»
5. Рефлексия
Как вы думаете, полезен ли материал сегодняшнего урока, надо ли знакомиться с органическими веществами?
Где вы можете применить знания об органических веществах?
6. Задание на дом
Записываем задание на дом: п. 32, упр. 1 с. 200.
Сегодня на уроке хорошо работали …., получают оценки….