kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №1 "Предмет органической химии. Органические вещества"

Цели урока:

1.Сформировать представление о составе и строении органических соединений, их отличительных признаках.

2.Выявить причины многообразия органических веществ.

3. Продолжить формирование умения составлять структурные формулы на примере органических веществ.

4. Сформировать представление об изомерии и изомерах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ»

Химия, 10 класс

Урок № 1. Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: урок посвящён общим вопросам органической химии и органических веществ: предмет органической химии, особенностям и признакам органических веществ, теории строения органических веществ.

Глоссарий

Гомология – явление сходства по составу, строению, химическим свойствам и принадлежности к тому же классу одного вещества с другим веществом, но различающиеся друг от друга на одну или несколько групп СН2. Группу СН2 называют гомологической разностью.

Горение – быстро протекающий процесс окисления вещества, сопровождающийся большим выделением тепла и ярким свечением.

Графическая формула – формула вещества, в которой указывается последовательность расположения атомов в молекуле с помощью, так называемой валентной черты, или валентного штриха. 

Изомерия – явление существования веществ, одинаковых по составу и молекулярной массе, но различающихся по строению или расположению атомов в пространстве и вследствие этого по физическим и химическим свойствам. Такие вещества называются изомерами.

Молекулярная формула – формула, которая показывает, из каких химических элементов состоит молекула вещества (качественный состав) и сколько атомов каждого элемента образуют молекулу данного вещества (количественный состав).

Органическая химия – химия углеводородов и их производных, т.е. продуктов, образующихся при замене водорода в молекулах этих веществ другими атомами или группами атомов, или химия углерода и его соединений.

Структурная формула – изображение молекулы, в котором показан порядок связывания атомов между собой. Химические связи в таких формулах обозначаются черточками. Например, структурные формулы: СН3-СН2-СН2-СН3 бутан.

Углеродный скелет – каркас органической молекулы, который представляет собой последовательность химически связанных между собой атомов углерода.

Химическое строение – порядок соединения атомов в молекуле, их взаимное расположение в пространстве.

Основная литература: Рудзитис, Г. Е., Фельдман, Ф. Г. Химия. 10 класс. Базовый уровень; учебник/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г, Фельдман – М.: Просвещение, 2018. – 224 с.

Дополнительная литература:

1. Рябов, М.А. Сборник задач, упражнений и тесто по химии. К учебникам Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия. 10 класс» и «Химия. 11 класс»: учебное пособие / М.А. Рябов. – М.: Экзамен. – 2013. – 256 с.

2. Рудзитис, Г.Е. Химия. 10 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций. Углублённый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М. : Просвещение. – 2018. – 352 с.

Открытые электронные ресурсы:

  • Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 01.06.2018).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Ученые-химики изначально делили известные вещества на минеральные, животные и растительные, используя признак классификации – источник их получения. В дальнейшем вещества делят на две группы неорганические и органические. Признаком классификации послужило наличие в веществах атомов химического элемента углерода. Конечно, чёткой границы между органическими и неорганическими веществами нет и данная классификация условна, так как некоторые неорганические вещества обладают признаками органических веществ и могут превращаются в органические в одну стадию (карбиды, угарный газ и другие). Но и объединить в единую группу все вещества невозможно, так как органические вещества значительно отличаются от неорганических веществ. Органические вещества имеют общие признаки, которые отличают их от неорганических веществ:

наличие в составе молекулы атомов углерода; большинство способны гореть и (или) разлагаться с образованием углеродсодержащих продуктов; наличие в молекуле только ковалентных связей; непосредственное соединение углерода с атомами других элементов; валентность углерода равна IV. Йенс Якобс Берцелиус - шведский химик придерживался виталистической теории и определил органическую химию как химию растительных или животных веществ, образующихся под влиянием «жизненной силы» - vis vitalis; в 1806 году ввел понятия «органическая химия» и «органические вещества». Классическое определение понятия «органическая химия» была сформулировано немецким химиком в 1889 г. Карлом Шорлеммером (1834 – 1892): «Органическая химия есть химия углеводородов и их производных». В настоящее время органическую химию называют химией углерода и его соединений. Согласно схеме «Классификация веществ» неорганических веществ насчитывается около 700 тыс., а органических веществ – около 40 млн. Почему количество органических веществ превышает количество неорганических веществ. Причин многообразия органических веществ несколько: атомы углерода, соединяясь друг с другом, могут образовать цепи разной длины (от 1 до 100 атомов), разной формы (линейные, циклические, разветвленные); углерод может образовывать простые, двойные, тройные связи; углерод может соединяться с различными элементами; существование изомеров и гомологов. Изомерия – явление существования разных веществ-изомеров, имеющих одинаковый количественный и качественный состав, но разное строение и потому разные свойства. Например: молекулярной формуле C2H6O соответствуют два вещества: CH3-CH2-OH этиловый спирт – жидкость, tкип = 78,4 Сº, хорошо растворим в воде, взаимодействует со щелочными металлами; CH3-O-CH3 диметиловый эфир – газ, –tкип = –24 Сº, нерастворим в воде, не взаимодействует со щелочными металлами. Гомологический ряд – это ряд соединений, сходных по строению и свойствам и расположенных в порядке увеличения их относительных молекулярных масс. Гомологи – это вещества, имеющие сходное строение и отличающиеся друг от друга на одну или несколько групп –СН2 – гомологическую разность. Например: Гомологический ряд метана с общей формулой CnH2n+2: CH4 метан; C2H6 этан; C3H8 пропан; C4H10 бутан и т.д.

Основой каждой науки является теория. Для органической химии такой теорией служит теория строения органических веществ Александра Михайловича Бутлерова. Предпосылками появления теории являются:

1. Накопление большого количества теоретического и практического материала об органических веществах и их свойствах;

2. Ученые не могли объяснить множество противоречий в известном фактическом материале (например, многообразие органических веществ и существование изомеров);

3. Работы предшественников А.М.Бутлерова и его собственная работа как талантливого исследователя и ученого.

Таблица 1. История развития органической химии.

Ученый

Год

Вклад в науку

Йенс Якобс Берцелиус

1806

ввел понятия «органическая химия» и «органические вещества»

Фридрих Вёллер

1824

синтезирована щавелевая кислота

1828

показал, что неорганическое вещество - циановокислый аммоний - при нагревании превращается в продукт жизнедеятельности животного организма - мочевину

Карлом Шорлеммером

1889

сформулировал классическое определение понятия «органическая химия» («Органическая химия есть химия углеводородов и их производных»)

Николай Николаевич Зинин

1842

синтезировал анилин

Адольф Вильгельм Герман Кольбе

1845

синтезировал органическое вещество-уксусную кислоту, в качестве исходных веществ он использовал древесный уголь, серу, хлор и воду

1847

были синтезированы и другие органические кислоты, которые раньше выделялись только из растений

Пьер Эжен Марселен

Бертло

1854

удалось синтезировать вещества, относящиеся к классу спиртов

Александр Михайлович Бутлеров

1861

синтезировал сахаристые вещества

Обобщив все имеющиеся знания о строении органических веществ в середине 19 века, а также на основании своих исследований и умозаключений Александр Михайлович Бутлеров (1828–1886) разработал правильную материальную теорию о строении органических веществ.19 сентября 1861 года на съезде немецких естествоиспытателей и врачей в городе Шпейере русский химик-органик А. М. Бутлеров выступил с докладом «О химическом строении веществ», где представил свою теорию строения органических веществ, выдвинул новое понятие – структура соединения, которое отражало последовательность соединения атомов в молекуле, а изображать структуру соединений предложил с помощью черточек. Кратко теорию строения органических веществ можно сформулировать с помощью основных положений:

1 положение – атомы в молекулах соединяются в определенной последовательности согласно их валентности; строение вещества можно выразить структурной формулой.

2 положение – химические свойства веществ определяются не только качественным и количественным составом, но и химическим строением (структурой) вещества.

3 положение – по строению органического вещества можно предположить химические свойства.

4 положение – атомы или группы атомов в молекулах взаимно влияют друг на друга непосредственно или через другие атомы. Например: В молекуле толуола (метилбензола) заместители I рода – доноры электронов, поэтому ориентируют (направляют) реакцию в мета- и пара-положение (-СН3, -ОН, -Hal, -NH2) как показано в следующей формуле.

Очень велико значение теории строения органических веществ, которая смогла: объяснить противоречия в знаниях об окружающем мире; обобщить достижения в области химии и представить качественно новый подход к пониманию строения и свойств веществ; определить возможные направления получения принципиально новых веществ, необходимых для жизни людей: лекарственных средств, синтетических красителей, полимеров, пластмасс, взрывчатых и других соединений с заданными свойствами. Теория строения органических веществ А.М.Бутлерова является актуальной и на современном этапе развития химии. Дальнейшее развитие она получила в двух направлениях - стереохимия (учение о пространственном строении молекул) и учение об электронном строении атомов.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

  1. Решение задачи о свойствах органических веществ.

Задача. Вычислите объём водорода, который можно получить при полном разложении 250 л метана, если объемная доля выхода водорода равна 60 %. Объемы газов измерены при одинаковых условиях. Ответ укажите в литрах с точностью до целых.

Решение. 1. Запишем уравнение реакции. СН4 → C + 2H2

2. Рассчитаем теоретический объём (л) водорода.

250 л Vт-?

СН4 → C + 2H2

1 моль 2 моль

3. Объемные отношения газов по уравнению 1:2, следовательно по закону объемных отношений газов при одинаковых условиях V(H2)= 2V(СН4); Vт(H2)=2х250 л =500 л

4. Рассчитаем практический объём (л) водорода от теоретически возможного. Vпр(H2)= Vт(H2)хφ/100%; Vпр(H2)= 500лх60%/100%=300 л.

Ответ: Vпр(H2)=300 л.

  1. Определение формулы органического вещества по его плотности при н.у.

Задача. Выведите формулу алкина, если его плотность равна 1, 786 г/л (при н.у.). Постройте его структурную формулу.

Решение. 1. Рассчитываем относительную молекулярную массу алкина: M (алкина) = 22,4 л/моль х 1, 786 г/л = 40 г/моль

2. Алкины имеют общую формулу CnH2n-2.

3. Выразим Mr (алкина) в общем виде:

Mr (алкина) = 12n + 2n – 2 = 14n – 2

4.Составим уравнение: 14n – 2 = 40; n = 3

5. Составление молекулярной формулы алкина C3H4 и его структурную формулу CH = C – CH3.

Ответ: молекулярной формулы алкина C3H4; структурную формулу CH = C – CH3.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ

Автор: САЙФУТДИНОВ АКМАЛ САДЫКОВИЧ

Дата: 15.06.2021

Номер свидетельства: 583464

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Предмет органической химии.Теория химического строения органических веществ А.М.Бутлерова."
    ["seo_title"] => string(80) "priedmiet_orghanichieskoi_khimii_tieoriia_khimichieskogho_stroieniia_orghanichie"
    ["file_id"] => string(6) "378559"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1484233477"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по учебному предмету «ХИМИЯ», 10 класс "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-programma-po-uchiebnomu-priedmietu-khimiia-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "131244"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416125932"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Предмет органической химии. Особенности строения органических веществ. "
    ["seo_title"] => string(86) "priedmiet-orghanichieskoi-khimii-osobiennosti-stroieniia-orghanichieskikh-vieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "140413"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417953377"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Внеклассное мероприятие "Буду химию учить". "
    ["seo_title"] => string(47) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-budu-khimiiu-uchit"
    ["file_id"] => string(6) "219390"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434133826"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа учебного предмета "Химия" 10-11 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-khimiia-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "121306"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413916666"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства