kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок химия+биология "Предмет органической химии. Взаимосвязь живой и неживой природы" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок в 9 классе по теме "Предмет органической химии. Взаимосвязь живой и неживой природы". Первый урок в разделе "Органическая химии", в котором рассматриются особенности организации живой материи и показывается взаимосвязь живой и неживой природы. Для урока подготовлена презентация с информационными слайдами и заданиями для учащихся. Данную презентацию можно использовать и на первом уроке химии в 10 классе (базовый уровень).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок»

Интегрированный урок химия + биология «Предмет органической химии. Взаимосвязь живой и неживой природы»


Ход урока

  1. Организационный момент :

-Здравствуйте ребята. Садитесь на свои места и мы начнем наш урок, который я надеюсь будет для нас продуктивным, а самое главное-полезным. Учитель биологии :

Ребята, у вас на парте лежат заготовленные информационные листы, в которых вы на протяжении всего урока будете делать записи. К концу урока у вас должна быть заполнена таблица «Сравнение органических и неорганических соединений».

Ещё у вас лежат оценочные листы.

За один правильный устный ответ ставим себе 1 балл.

За каждый вид работы выставляем оценку, а в конце урока оценочные листы сдаём.


  1. Актуализация знаний учащихся: до сегодняшнего дня мы с вами изучали минеральные вещества, сегодня познакомимся с новым типом веществ, но об этом чуть позже.

Учитель химии:

Другого ничего в природе нет.

Ни здесь, ни там в космических глубинах.

Всё – от песчинок малых до планет

Из элементов состоит единых.

Ребята какой смысл в этих стихах?

Ученики:

В том, что живую и неживую природу объединяет общее происхождение. И живые организмы и объекты неживой природы состоят из одних химических элементов.

Учитель биологии: Ребята, давайте вспомним что изучает биология?

Ученики: Биология изучает живые организмы.

Учитель биологии: А что является структурной единицей любого живого организма?

Ученики: Это клетка.

Учитель биологии: Правильно. Клетка-это самая мельчайшая частичка живого, которая обладает всеми свойствами живого организма. Давайте вспомним, какие клетки существуют.

Ученики: Растительная и животная клетка. Слайд 1.

Учитель биологии: А как вы думаете какая клетка в процессе эволюции появилась первой?

Ученики: Первой появилась животная клетка.

Учитель биологии: Давайте вспомним признаки, по которым живые организмы отличаются от объектов неживой природы?

Ученики: называют признаки живых организмов (все живое растет, дышит, питается, размножается, старится и умирает) .

Учитель биологии: Клетки любого организма поддерживают связь с окружающей средой, т.е. участвуют в процессе обмена веществ и энергии. Питаясь, организм получает необходимую энергию для поддержания жизни: движения, размножения, роста.

Учитель химии: Что является предметом изучения химии? О каких веществах мы говорили до сего времени на уроках химии?

Ученики: Химия изучает вещества, изменения происходящие с ними и их свойства. Мы говорили об неорганических элементах и соединениях.

Учитель химии: Наименьшей единицей строения живых организмов является клетка, а что является наименьшей единицей строения объектов неживой природы?

Ученики: атомы и молекулы.

Учитель биологии: Выполним задание на доске. Нужно соотнести группы соединений и примеры этих соединений, отметить стрелками.

Микроэлементы: В,Ж.

Макроэлементы: Б,Е

Биоэлементы: А,Г,Д.

Учитель биологии: Ребята, о каком химическом процессе в живых организмах мы говорили на уроках биологии?

Ученики: О процессе фотосинтеза.

Учитель биологии: Вы совершенно правы, это фотосинтез. Ещё раз вспомним в чём суть этого процесса ( воду и минеральные вещества растение получает из почвы. А органические вещества зеленые растения способны создавать из неорганических, используя световую энергию. Этот процесс называется фотосинтезом. Слайд 2.

Учитель химии: У нас сегодня необычный урок – он интегрированный. На этом уроке мы коснёмся знаний по биологии и химии. На основании того, что было сказано, как вы думаете, какая у нас сегодня тема?

Ученики: Органическая химия, элементы жизни.

Учитель химии: Действительно, мы начинаем с вами изучать органическую химию. Слайд 3.

Учитель химии: Сравните состав органических и неорганических веществ

Какой вывод о предмете изучения органической химии вы можете сделать?

Ученики: во всех молекулах есть атом углерода. Слайд 4.

Учитель химии: На самом деле, органическую химию ещё называют химией углеродных соединений. Слайд 5.

Учитель химии: Составьте характеристику атома углерода по его положению в периодической системе химических элементов. Слайд 6.

Учитель химии: Слайд 7. Большой вклад в развитие органической химии внёс русский учёный-химик Александр Михайлович Бутлеров.

Учитель химии:

В дальнейшем развитии и обосновании теории строения органических соединений большую роль сыграли последователи Бутлерова - В.В.Марковников, Е.Е.Вагнер, Н.Д.Зелинский, А.Н.Несмеянов.

Учитель химии: В состав органических соединений входит небольшое количество химических элементов. Слайд 8. Но несмотря на это Слайд 9.

Причиной такого разнообразия Слайд 10.

Задание: Сделать шаростержневые модели молекул органических соединений. Слайд 11.

Проверяем: Слайд 12.

Внимательно посмотрите на ваши модели, что можно отметить в строении молекул органических соединений?

Ученики: Имеют различные виды.

Учитель химии: Различные виды молекул возможны благодаря способности атомов углерода образовывать различные углеродные цепи. Слайд 13. Но это не единственное его свойство, он также способен образовывать 3 типа связи: одинарная, двойная, тройная. Слайд 14.

Вспомним, что такое валентность. Слайд 15.

Ученики: Отвечают.

Учитель химии: Свободные валентности атома углерода заполняются атомами других элементов, чаще всего в органических соединениях – это водород. Слайды 16-18.

Учитель биологии: Отметим свойства органических соединений. Слайды 19-22.

Горючи, обугливаются при нагревании, не растворимы в воде, сгорают с образованием угл.газа и воды

Учитель химии: Какую информацию несёт молекулярная формула химического соединения?

Ученики: Качественный и количественный состав. Слайд 23.

Учитель химии: Структурная формула показывает не только качественный и количественный состав соединения, но и строение молекулы. А именно, как располагаются и соединяются между собой атомы. Существуют соединения, которые имеют одинаковое количество атомов углерода и водорода, но в молекуле они располагаются по-разному. Их называют изомерами. Слайд 24.

Изомерия – существование изомеров. Слайд 25.

Учитель биологии: Существуют органические соединения природного происхождения Слайд 26.


И созданные руками человека. Слайд 27.

А теперь представьте ,что будет если исчезнут органические вещества?

Ученики:Не станет больше деревянных предметов ,не будет шариковой ручки,сумки для книг,самих книг и тетрадей,сделанных из органического вещества-целлюлозы.В классе не будет линолеума,от парт останутся лишь металлические ножки.По улице не будут ездить машины-нет бензина,а от самих машин останутся лишь металлические части.Исчезнут корпуса компьютеров и телевизоров.В аптеках не будет больше лекарств, и нечего будет есть(вся пища состоит из органических соединений)Нечем будет помыть руки,ведь и мыло и шампуни, любые хлопчатобумажные, шерстяные, синтетические волокна, кожа, кожазаменители- все это производные углеводородов.Да и смотреть на этот мир будет некому-от нас останется лишь соленая вода,ведь организмы всех живых веществ состоят из органических соединений.

Учитель биологии:Теперь вы понимаете какова роль органических веществ в природе и нашей жизни

Учитель биологии: У вас на столах лежат тестовые задания. 6 – по биологии, 6 – по химии.

Учитель химии: А теперь проверим тесты друг у друга. Слайд 28.

Выставим оценки. Слайд 29.

Учитель химии: Закрепление.

Проверяем таблицу, оцениваем себя.

Оценочные листы сдаём. Записываем домашнее задание по химии и биологии.





Просмотр содержимого презентации
«урок»

Предмет органической химии 9 класс Авторы: Панюшкина Елена Геннадьевна, учитель химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №44» г. Кемерово Антонюк Наталья Георгиевна, учитель биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №44» г. Кемерово

Предмет органической химии

9 класс

Авторы: Панюшкина Елена Геннадьевна, учитель химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №44» г. Кемерово

Антонюк Наталья Георгиевна, учитель биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №44» г. Кемерово

Неорганические вещества Органические вещества

Неорганические вещества

Органические вещества

  • H 2
  • Ca(OH) 2
  • H 2 CO 3
  • CO 2
  • NaCl
  • Fe
  • CH 4
  • C 2 H 5 OH
  • C 2 H 2
  • C 6 H 12 O 6
  • C 6 H 5 NH 2
  • CH 3 COOH
Органическая химия – это химия соединений углерода.

Органическая химия – это химия соединений углерода.

Атом углерода P=6 e=6 n=6 Ar= 12

Атом углерода

P=6

e=6

n=6

Ar= 12

Александр Михайлович Бутлеров

Александр Михайлович Бутлеров

  • русский химик, создатель теории строения органических веществ (1861), основатель отечественной научной школы химиков. Создал (1861) и обосновал теорию химического строения, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимным влиянием. Первым объяснил (1864) явление изомерии. Открыл полимеризацию изобутилена. Синтезировал ряд органических соединений (уротропин, полимер формальдегида и др.).
Состав органических веществ С – углерод N – азот O – кислород H – водород S – сера P - фосфор Галогены F, Cl, Br, I

Состав органических веществ

С – углерод

N – азот

O – кислород

H – водород

S – сера

P - фосфор

Галогены F, Cl, Br, I

  • С – углерод N – азот O – кислород H – водород S – сера P - фосфор Галогены F, Cl, Br, I
Многочисленность органических веществ Неорганические:   Около 600 тыс. Органические:   около 20 млн. Валентность углерода IV

Многочисленность органических веществ

Неорганические: Около 600 тыс.

Органические: около 20 млн.

Валентность углерода IV

Причина многообразия органических веществ Атомы углерода могут соединяться друг с другом простыми и кратными связями и образовывать прямые, разветвленные и циклические цепи различной длины.

Причина многообразия органических веществ

Атомы углерода могут соединяться друг с другом простыми и кратными связями и образовывать прямые, разветвленные и циклические цепи различной длины.

Сделать шаростержневую модель C 5 H 12 C 5 H 10 C 3 H 8

Сделать шаростержневую модель

C 5 H 12

C 5 H 10

C 3 H 8

Проверяем C 5 H 12 C 5 H 10 C 3 H 8

Проверяем

C 5 H 12

C 5 H 10

C 3 H 8

Виды углеродных цепей Прямая цепь Циклическая цепь Разветвленная цепь

Виды углеродных цепей

Прямая цепь

Циклическая цепь

Разветвленная цепь

Типы связей между атомами С Двойная связь Тройная связь Одинарная связь Связь - ковалентная!

Типы связей между атомами С

Двойная связь

Тройная связь

Одинарная связь

Связь - ковалентная!

Валентность атомов углерода Валентность – способность атомов образовывать химические связи с другими атомами в молекуле.   С

Валентность атомов углерода

Валентность – способность атомов образовывать химические связи с другими атомами в молекуле.

С

Заполним свободные валентности углерода атомами водорода Н Н Н С ═ С –  С   С – С – С – Н Н – Н Н Н

Заполним свободные валентности углерода атомами водорода

Н

Н

Н

С ═ С – С

С – С – С

– Н

Н –

Н

Н

Н

Заполним свободные валентности углерода атомами водорода Н Н С ═ С ═ С С ≡ С – С – Н Н – Н Н

Заполним свободные валентности углерода атомами водорода

Н

Н

С ═ С ═ С

С ≡ С – С

– Н

Н –

Н

Н

Заполним свободные валентности углерода атомами водорода Н Н С Н – – Н С С Н Н

Заполним свободные валентности углерода атомами водорода

Н

Н

С

Н –

– Н

С

С

Н

Н

Органические вещества горючи

Органические вещества горючи

Горение органических соединений C5H12 + 8O2 = 5CO2 + 6H2O  Углекислый газ  вода

Горение органических соединений

C5H12 + 8O2 = 5CO2 + 6H2O

Углекислый газ вода

Обугливаются при нагревании Древесина Мясо Сахар

Обугливаются при нагревании

Древесина

Мясо

Сахар

Большинство органических веществ не растворимы в воде

Большинство органических веществ не растворимы в воде

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФОРМУЛА СТРУКТУРНАЯ ФОРМУЛА C 5 H 12

МОЛЕКУЛЯРНАЯ

ФОРМУЛА

СТРУКТУРНАЯ

ФОРМУЛА

C 5 H 12

Существование изомеров Вещества, имеющие одинаковый состав молекул (молекулярную формулу), но различное строение называются изомерами Изобутан С 4 Н 10 (разветвленная цепь) Бутан С 4 Н 10 (прямая цепь)

Существование изомеров

Вещества, имеющие одинаковый состав молекул (молекулярную формулу), но различное строение называются изомерами

Изобутан С 4 Н 10

(разветвленная цепь)

Бутан С 4 Н 10

(прямая цепь)

Изомерия - явление существования изомеров Молекулярная формула Число возможных изомеров С 6 Н 12 5 С 10 Н 22 75 С 14 Н 30 1858 С 20 Н 44 366 319

Изомерия - явление существования изомеров

Молекулярная формула

Число возможных изомеров

С 6 Н 12

5

С 10 Н 22

75

С 14 Н 30

1858

С 20 Н 44

366 319

Ответы

Ответы

  • 7 – а
  • 8 – б
  • 9 – в
  • 10 – а
  • 11 – а
  • 12 – а
  • 1 – в
  • 2 – б
  • 3 – г
  • 4 – б
  • 5 – г
  • 6 – в
Критерии оценки « 5 » - 12 ответов  « 4 » - 10 – 11 ответов  « 3 » - 8 – 9 ответов   « 2 » - до 7 ответов

Критерии оценки

« 5 » - 12 ответов

« 4 » - 10 – 11 ответов

« 3 » - 8 – 9 ответов

« 2 » - до 7 ответов

Закрепление   Что такое? -органическая химия -валентность -изомеры -изомерия

Закрепление

Что такое?

-органическая химия

-валентность

-изомеры

-изомерия

Проверяем таблицу  Признак сравнения  Вещества  Неорганические  Число известных веществ  Органические  ≈ 500 тыс.  Элементный состав веществ  Тип химической связи  ≈ 20 млн.  Практически все элементы в ПС  Типы связей между атомами углерода  Ионная, ковалентная полярная, ковалентная неполярная, металлическая  Кроме С, небольшое число элементов (H,O,N,S,P,галогены)  Преимущественно ковалентная слабополярная или неполярная  одинарная  Тип кристаллической решётки  Одинарная, двойная, тройная  Ионная, молекулярная, атомная, металлическая  Физические свойства  Преимущественно молекулярная  Разнообразны  Продукты горения в кислороде  Преимущественно имеют низкие   t пл., нерастворимы или плохо растворимы в Н 2 О, неэлектролиты  Большинство негорючие  горючи, в результате горения образуют СО 2 и Н 2 О

Проверяем таблицу

Признак сравнения

Вещества

Неорганические

Число известных веществ

Органические

≈ 500 тыс.

Элементный состав веществ

Тип химической связи

≈ 20 млн.

Практически все элементы в ПС

Типы связей между атомами углерода

Ионная, ковалентная полярная, ковалентная неполярная, металлическая

Кроме С, небольшое число элементов (H,O,N,S,P,галогены)

Преимущественно ковалентная слабополярная или неполярная

одинарная

Тип кристаллической решётки

Одинарная, двойная, тройная

Ионная, молекулярная, атомная, металлическая

Физические свойства

Преимущественно молекулярная

Разнообразны

Продукты горения в кислороде

Преимущественно имеют низкие t пл., нерастворимы или плохо растворимы в Н 2 О, неэлектролиты

Большинство негорючие

горючи, в результате горения образуют СО 2 и Н 2 О

Домашнее задание По химии Пар. 32, задание 1, 6 письменно в тетради составить схему применения органических соединений По биологии Перечислить продукты богатые

Домашнее задание

По химии

Пар. 32, задание 1, 6

письменно в тетради составить схему применения органических соединений

По биологии

Перечислить продукты богатые

  • Белками
  • Жирами
  • Углеводами


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Панюшкина Елена Геннадьевна Антонюк Наталья Георгиевна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 101848


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства