Интегрированный урок химия + биология «Предмет органической химии. Взаимосвязь живой и неживой природы»
Ход урока
Организационный момент :
-Здравствуйте ребята. Садитесь на свои места и мы начнем наш урок, который я надеюсь будет для нас продуктивным, а самое главное-полезным. Учитель биологии :
Ребята, у вас на парте лежат заготовленные информационные листы, в которых вы на протяжении всего урока будете делать записи. К концу урока у вас должна быть заполнена таблица «Сравнение органических и неорганических соединений».
Ещё у вас лежат оценочные листы.
За один правильный устный ответ ставим себе 1 балл.
За каждый вид работы выставляем оценку, а в конце урока оценочные листы сдаём.
Актуализация знаний учащихся: до сегодняшнего дня мы с вами изучали минеральные вещества, сегодня познакомимся с новым типом веществ, но об этом чуть позже.
Учитель химии:
Другого ничего в природе нет.
Ни здесь, ни там в космических глубинах.
Всё – от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых.
Ребята какой смысл в этих стихах?
Ученики:
В том, что живую и неживую природу объединяет общее происхождение. И живые организмы и объекты неживой природы состоят из одних химических элементов.
Учитель биологии: Ребята, давайте вспомним что изучает биология?
Ученики: Биология изучает живые организмы.
Учитель биологии: А что является структурной единицей любого живого организма?
Ученики: Это клетка.
Учитель биологии: Правильно. Клетка-это самая мельчайшая частичка живого, которая обладает всеми свойствами живого организма. Давайте вспомним, какие клетки существуют.
Ученики: Растительная и животная клетка. Слайд 1.
Учитель биологии: А как вы думаете какая клетка в процессе эволюции появилась первой?
Ученики: Первой появилась животная клетка.
Учитель биологии: Давайте вспомним признаки, по которым живые организмы отличаются от объектов неживой природы?
Ученики: называют признаки живых организмов (все живое растет, дышит, питается, размножается, старится и умирает) .
Учитель биологии: Клетки любого организма поддерживают связь с окружающей средой, т.е. участвуют в процессе обмена веществ и энергии. Питаясь, организм получает необходимую энергию для поддержания жизни: движения, размножения, роста.
Учитель химии: Что является предметом изучения химии? О каких веществах мы говорили до сего времени на уроках химии?
Ученики: Химия изучает вещества, изменения происходящие с ними и их свойства. Мы говорили об неорганических элементах и соединениях.
Учитель химии: Наименьшей единицей строения живых организмов является клетка, а что является наименьшей единицей строения объектов неживой природы?
Ученики: атомы и молекулы.
Учитель биологии: Выполним задание на доске. Нужно соотнести группы соединений и примеры этих соединений, отметить стрелками.
Микроэлементы: В,Ж.
Макроэлементы: Б,Е
Биоэлементы: А,Г,Д.
Учитель биологии: Ребята, о каком химическом процессе в живых организмах мы говорили на уроках биологии?
Ученики: О процессе фотосинтеза.
Учитель биологии: Вы совершенно правы, это фотосинтез. Ещё раз вспомним в чём суть этого процесса ( воду и минеральные вещества растение получает из почвы. А органические вещества зеленые растения способны создавать из неорганических, используя световую энергию. Этот процесс называется фотосинтезом. Слайд 2.
Учитель химии: У нас сегодня необычный урок – он интегрированный. На этом уроке мы коснёмся знаний по биологии и химии. На основании того, что было сказано, как вы думаете, какая у нас сегодня тема?
Ученики: Органическая химия, элементы жизни.
Учитель химии: Действительно, мы начинаем с вами изучать органическую химию. Слайд 3.
Учитель химии: Сравните состав органических и неорганических веществ
Какой вывод о предмете изучения органической химии вы можете сделать?
Ученики: во всех молекулах есть атом углерода. Слайд 4.
Учитель химии: На самом деле, органическую химию ещё называют химией углеродных соединений. Слайд 5.
Учитель химии: Составьте характеристику атома углерода по его положению в периодической системе химических элементов. Слайд 6.
Учитель химии: Слайд 7. Большой вклад в развитие органической химии внёс русский учёный-химик Александр Михайлович Бутлеров.
Учитель химии:
В дальнейшем развитии и обосновании теории строения органических соединений большую роль сыграли последователи Бутлерова - В.В.Марковников, Е.Е.Вагнер, Н.Д.Зелинский, А.Н.Несмеянов.
Учитель химии: В состав органических соединений входит небольшое количество химических элементов. Слайд 8. Но несмотря на это Слайд 9.
Причиной такого разнообразия Слайд 10.
Задание: Сделать шаростержневые модели молекул органических соединений. Слайд 11.
Проверяем: Слайд 12.
Внимательно посмотрите на ваши модели, что можно отметить в строении молекул органических соединений?
Ученики: Имеют различные виды.
Учитель химии: Различные виды молекул возможны благодаря способности атомов углерода образовывать различные углеродные цепи. Слайд 13. Но это не единственное его свойство, он также способен образовывать 3 типа связи: одинарная, двойная, тройная. Слайд 14.
Вспомним, что такое валентность. Слайд 15.
Ученики: Отвечают.
Учитель химии: Свободные валентности атома углерода заполняются атомами других элементов, чаще всего в органических соединениях – это водород. Слайды 16-18.
Учитель биологии: Отметим свойства органических соединений. Слайды 19-22.
Горючи, обугливаются при нагревании, не растворимы в воде, сгорают с образованием угл.газа и воды
Учитель химии: Какую информацию несёт молекулярная формула химического соединения?
Ученики: Качественный и количественный состав. Слайд 23.
Учитель химии: Структурная формула показывает не только качественный и количественный состав соединения, но и строение молекулы. А именно, как располагаются и соединяются между собой атомы. Существуют соединения, которые имеют одинаковое количество атомов углерода и водорода, но в молекуле они располагаются по-разному. Их называют изомерами. Слайд 24.
Изомерия – существование изомеров. Слайд 25.
Учитель биологии: Существуют органические соединения природного происхождения Слайд 26.
И созданные руками человека. Слайд 27.
А теперь представьте ,что будет если исчезнут органические вещества?
Ученики:Не станет больше деревянных предметов ,не будет шариковой ручки,сумки для книг,самих книг и тетрадей,сделанных из органического вещества-целлюлозы.В классе не будет линолеума,от парт останутся лишь металлические ножки.По улице не будут ездить машины-нет бензина,а от самих машин останутся лишь металлические части.Исчезнут корпуса компьютеров и телевизоров.В аптеках не будет больше лекарств, и нечего будет есть(вся пища состоит из органических соединений)Нечем будет помыть руки,ведь и мыло и шампуни, любые хлопчатобумажные, шерстяные, синтетические волокна, кожа, кожазаменители- все это производные углеводородов.Да и смотреть на этот мир будет некому-от нас останется лишь соленая вода,ведь организмы всех живых веществ состоят из органических соединений.
Учитель биологии:Теперь вы понимаете какова роль органических веществ в природе и нашей жизни
Учитель биологии: У вас на столах лежат тестовые задания. 6 – по биологии, 6 – по химии.
Учитель химии: А теперь проверим тесты друг у друга. Слайд 28.
Выставим оценки. Слайд 29.
Учитель химии: Закрепление.
Проверяем таблицу, оцениваем себя.
Оценочные листы сдаём. Записываем домашнее задание по химии и биологии.