kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практическая работа: получение соляной кислоты и изучение ее свойств.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В практической работе описана методика получения соляной кислоты, изучение ее физических и химических свойств.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа: получение соляной кислоты и изучение ее свойств.»

Тема: Практическая работа №4.

Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.

Цель: Научиться получать соляную кислоту в лаборатории, ознакомиться с химическими свойствами соляной кислоты и хлороводорода, качественной реакцией на соляную кислоту и ее соли; укрепить навыки проведения химического эксперимента, составления химических уравнений, сформировать умение делать выводы по результатам химических исследований, рассмотреть применение кислоты и ее солей.

Оборудование и материалы: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжения металлов, реактивы: растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, нитрата серебра, сульфата меди концентрированная серная кислота, хлорид натрия, индикаторы, оксид меди, магний, цинк, медь, карбонат кальция, штативы с пробирками, лабораторный штатив, нагревательное оборудование, держатель для пробирок, компьютер.

Тип урока: Урок закрепления знаний.

Структура урока:

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Инструктаж по технике безопасности.

IV. Выполнение практической работы.

V. Домашнее задание.

VI. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа. 1) Какие названия еще имеет соляная кислота?

2) Почему ее называют хлороводородная?

3) Как ее получают в промышленности, в лаборатории?

( Презентация №1 об истории открытия и получения кислоты)

III. Инструктаж по технике безопасности.

( Презентация №2 Правила техники безопасности на уроках химии)

IV. Выполнение практической работы.



Работа в тетрадях: учащиеся записывают тему, цель, готовят таблицу для описания опытов.

1 Опыт: Получение хлороводорода и растворение его в воде. (Проводится в виде демонстрации учителем).

Учащиеся записывают в тетрадях ход опыта, уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной формах, делают вывод.

2NaCl + H2SO4(кон) → Na2SO4 +2HCl↑

2Na++2Cl- +2H++ SO42- → 2Na+ + SO42- + 2HCl

H+ + Cl- → HCl

2 Опыт: Химические свойства соляной кислоты.

Класс делится на группы, каждой группе выдается задание для экспериментального исследования одного из свойств соляной кислоты. Каждая группа сообщает о результатах своих исследований всему классу.

1 группа изучает взаимодействие соляной кислоты с индикаторами. Представитель от группы записывает на доске уравнение реакции: HCl↔H++Cl-

2 группа изучает взаимодействие кислоты с металлами: магнием, цинком, медью.

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2

Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2

Cu + HCl → не происходит

3 группа изучает взаимодействие кислоты с основными оксидами.

CuO + 2HCl → CuCl2 + H2O

CuO + 2H+ +2Cl- → Cu2+ + 2Cl- + H2O

CuO + 2H+ → Cu2+ + H2O

4 группа изучает взаимодействие кислоты с основаниями:

- со щелочами: NaOH + HCl → NaCl + H2O

Na+ + OH-+ H+ +Cl-→ Na+ + Cl- + H2O H+ + OH-→ H2O

- c нерастворимыми основаниями: Cu(OH)2 + 2HCl → CuCl2 + 2H2O

5 группа изучает взаимодействие кислоты с солями слабых кислот:

CaCO3 + 2HCl → CaCl2 + CO2↑+ H2O

CaCO3 + 2H+ + 2Cl- → Ca2+ + 2Cl- + CO2 +H2O

CaCO3 + 2H+ → Ca2+ + CO2 +H2O

6 группа изучает качественную реакцию на соляную кислоту и ее соли:

AgNO3 + HCl → AgCl↓ + HNO3

Ag+ + NO3- + H+ + Cl-→ AgCl + H++ NO3-

Ag + + Cl- → AgCl

В итоге практической работы учащиеся делают общий вывод и представляют в презентации №1 информацию о применении соляной кислоты и ее солей.

Стих "Гимн поваренной соли" рассказывают несколько учащихся.

V. Домашнее задание: Учить параграф 15, выполнить задачу №3,4 на стр.58

VI. Подведение итогов урока.

Приложение:

Презентация №1

Презентация №2



ГИМН ПОВАРЕННОЙ СОЛИ

И.Н. Хачатрян

 

Я соль поваренную славлю!

Да, это натрия хлорид.

Ее на пьедестал я ставлю

Не только за приятный вид.

Насыщен ею повсеместно

Океанический бассейн,

Следы ее и в водах пресных,

Таких, как реки, Нил и Рейн,

Найти мы, безусловно, сможем,

Конечно, и в озерах тоже.

Прекрасный на Руси обычай:

Гостеприимно хлеб да соль

Хозяева подносят лично,

Гость в доме появился коль;

И до сих пор на наших свадьбах

Так поступают сват и сватья.

А вот еще и мудрость есть:

Чтоб хорошо узнать кого-то,

С ним должен ты пуд соли съесть.

Немалый срок – почти два года

Займет такой эксперимент

Средь будней, праздников и бед.

Такую с детства знаю сказку:

Свою любовь к отцу и ласку

Сравнила дочь с любовью к соли,

Но он воспринял это с болью:

Отца сравненье возмутило –

Лишил он дочь родного крова.

Собрав все мужество и силы

И не сказав дурного слова,

Ушла, куда глаза глядят…

Лишь много времени спустя,

Лишенный своего богатства,

По свету странствуя, старик,

Любуясь на хором убранство,

К крыльцу парадному приник.

Не знал он, что хозяйкой дома

Была его родная дочь.

Ему накрыли стол дубовый,

Поесть же был старик не прочь,

Но что ни пробовал – невкусно.

Тогда-то дочь сказала грустно:

«В еду я соль не положила –

Так объяснить тебе решила

Свое сравнение в любви…»

Отец в слезах шептал: «Прости…»

В народе есть еще примета:

Просыпешь соль – и быть скандалу.

Ну почему, скажите, это?

Ответ в истории сыскала.

Когда-то денежною мерой

Была поваренная соль;

Добытчик-муж ругался скверно

С домохозяйкою-женой,

Когда за суетой случалось,

Что соль по полу рассыпалась.

Да, мерой денег соль была –

Свидетельствуют очевидцы –

И на обмен в торговле шла,

Стран будоражила границы;

Катились бунты соляные по России,

Когда на соль налоги повышались;

Народы войны страшные косили –

Так из-за соли страсти разгорались…

Вопрос, чем вызван вечный к соли интерес,

Помог решить технический прогресс.

Кровь наша чуть соленая на вкус –

Содержится в ней натрия хлорид;

В межклеточном пространстве натрий-плюс

Давленье Осмоса для клеток сохранит.

Хлорид-ионы царствуют в желудке,

Чтобы запас соляной кислоты

Нам обеспечить, - это же не шутки

Белковой пищи расщеплять хвосты.

Во взрослом человеке содержание

Хлорида натрия примерно граммов триста,

Но так как есть процессы вымывания,

Мы пополняем солью организмы.

И важно пищу не пересолить –

Избыток соли может навредить.

Лишь десять граммов нам достаточно, не боле,

Поваренной съедать за сутки соли.

В хозяйстве исстари использовали соль:

Крестьянин ли, рабочий ли, король –

Любой к огурчикам питает слабость,

Хозяюшкой засоленным на радость;

И даже мясо можно сохранить,

Достаточно его лишь засолить.

Но соль нужна не только для питания,

Ее используют для полученья натрия

И хлора, натра едкого и соды,

И медицины ей открыты своды,

Она и в технике находит примененье –

Столь велико ее предназначенье!

Так будь же славен натрия хлорид!

Вполне заслужено ты в мире знаменит!














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Практическая работа: получение соляной кислоты и изучение ее свойств.

Автор: Прибылых Марина Владимировна

Дата: 15.05.2017

Номер свидетельства: 415685

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Разработка урока по химии для 8 класса по теме: «Кислоты» "
    ["seo_title"] => string(58) "razrabotka-uroka-po-khimii-dlia-8-klassa-po-tiemie-kisloty"
    ["file_id"] => string(6) "125816"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415054078"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока «Общие химические свойства металлов. Ряд активности металлов» "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-obshchiie-khimichieskiie-svoistva-mietallov-riad-aktivnosti-mietallov"
    ["file_id"] => string(6) "232928"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442943544"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "9  класс ХИМИЯ Конспекты Азотная кислота"
    ["seo_title"] => string(43) "9-klass-khimiia-konspiekty-azotnaia-kislota"
    ["file_id"] => string(6) "252380"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447360234"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "конспект урока по химии"Получение и свойства кислот" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-khimii-poluchieniie-i-svoistva-kislot"
    ["file_id"] => string(6) "168567"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423245511"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Исследовательская работа "Чудо-соль" "
    ["seo_title"] => string(37) "issliedovatiel-skaia-rabota-chudo-sol"
    ["file_id"] => string(6) "170796"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423586500"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства