Просмотр содержимого документа
«Практическая работа: получение соляной кислоты и изучение ее свойств.»
Тема: Практическая работа №4.
Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.
Цель: Научиться получать соляную кислоту в лаборатории, ознакомиться с химическими свойствами соляной кислоты и хлороводорода, качественной реакцией на соляную кислоту и ее соли; укрепить навыки проведения химического эксперимента, составления химических уравнений,сформировать умение делать выводы по результатам химических исследований, рассмотреть применение кислоты и ее солей.
Оборудование и материалы: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжения металлов, реактивы: растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, нитрата серебра, сульфата меди концентрированная серная кислота, хлорид натрия, индикаторы, оксид меди, магний, цинк, медь, карбонат кальция, штативы с пробирками, лабораторный штатив, нагревательное оборудование, держатель для пробирок, компьютер.
Тип урока: Урок закрепления знаний.
Структура урока:
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Инструктаж по технике безопасности.
IV. Выполнение практической работы.
V. Домашнее задание.
VI. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа. 1) Какие названия еще имеет соляная кислота?
2) Почему ее называют хлороводородная?
3) Как ее получают в промышленности, в лаборатории?
( Презентация №1 об истории открытия и получения кислоты)
III. Инструктаж по технике безопасности.
( Презентация №2 Правила техники безопасности на уроках химии)
IV. Выполнение практической работы.
Работа в тетрадях: учащиеся записывают тему, цель, готовят таблицу для описания опытов.
1 Опыт: Получение хлороводорода и растворение его в воде. (Проводится в виде демонстрации учителем).
Учащиеся записывают в тетрадях ход опыта, уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной формах, делают вывод.
2NaCl + H2SO4(кон) → Na2SO4 +2HCl↑
2Na++2Cl- +2H++ SO42- → 2Na+ + SO42- + 2HCl
H+ + Cl- → HCl
2 Опыт: Химические свойства соляной кислоты.
Класс делится на группы, каждой группе выдается задание для экспериментального исследования одного из свойств соляной кислоты. Каждая группа сообщает о результатах своих исследований всему классу.
1 группа изучает взаимодействие соляной кислоты с индикаторами. Представитель от группы записывает на доске уравнение реакции: HCl↔H++Cl-
2 группа изучает взаимодействие кислоты с металлами: магнием, цинком, медью.
Mg + 2HCl → MgCl2 + H2
Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2
Cu + HCl → не происходит
3 группа изучаетвзаимодействие кислоты с основными оксидами.
CuO + 2HCl → CuCl2 + H2O
CuO + 2H+ +2Cl- → Cu2+ + 2Cl- + H2O
CuO + 2H+ → Cu2+ + H2O
4 группа изучает взаимодействие кислоты с основаниями: