Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по химии "Свойства карбоновых кислот"»
ХИМИЯ 10 КЛАСС
Тема: Практическая работа №2. Получение и свойства карбоновых кислот.
Цель урока: Получить уксусную кислоту и изучить ее свойства.
Задачи:
Обучающие: формирование знаний о типах химических реакций, характерных для карбоновых кислот;
познакомить с химическими свойствами кислот на примере уксусной кислоты.
Развивающие: развитие познавательного интереса, внимания, логического мышления.
Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся, бережного отношения к лабораторному оборудованию.
Предметные результаты:
Знать: типы химических реакций на примере карбоновых кислот,
реакция этерификация
Уметь: выполнять лабораторные опыты по инструкции
составлять химические уравнения реакций.
делать выводы к опытам
Тип урока: Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. Урок — практическое занятие.
Цель работы: получить уксусную кислоту и исследовать её свойства.
Оборудование и реактивы: спиртовка, пробирки, газоотводная трубка, ацетат натрия, конц. серная кислота, гидроксид натрия, карбонат натрия, порошок магния, цинк, фенолфталеин.
Ход работы:
Опыт 1. Получение уксусной кислоты.
В пробирку с ацетатом натрия прибавить 1- 2 мл концентрированной серной кислоты. Закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в другую пробирку вход в пробирку прикрыть ваткой, смотрите рисунок:
Рисунок 36 стр.132
Смесь в пробирке осторожно нагревайте до тех пор, пока в приёмнике – пробирке не соберётся 1 -2 мл жидкости. Прекратите нагревание, закройте спиртовку.
Опустите в пробирку с образовавшейся жидкости универсальную индикаторную бумагу. Как изменился цвет индикатора? Почему? Запишите уравнение диссоциации уксусной кислоты.
СН3СООNa + H2SO4 =t CH3COOH + NaHSO4
Опишите запах, образовавшейся жидкости? Соблюдайте осторожность при определении запаха! Составьте уравнение данной химической реакции.
Опыт 2. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.
В одну пробирку положите гранулу цинка, в другую порошок магния. В обе пробирки прилейте 1 мл уксусной кислоты. Что наблюдаете? Сравните скорость этих реакций? Запишите соответствующие уравнения химических реакций, назовите продукты, укажите тип реакции.
2СН3СООН+ Мg = H2↑+( CH3COO)2 Mg
2СН3СООН+ Zn = H2↑+( CH3COO)2 Zn
Опыт 3. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.
В пробирку налейте 1 мл гидроксида натрия и добавьте 1 каплю фенолфталеина. Что наблюдаете? Почему?
R-COOH + NaOH → R-COONa + H2O
Затем добавьте к содержимому пробирки уксусную кислоту. Почему происходит обесцвечивание? Запишите УХР, назовите продукты.
Опыт 4. Взаимодействие уксусной кислоты с солями слабых неорганических кислот.
В пробирку налейте 1 мл карбоната натрия и по каплям добавьте уксусную кислоту. Что наблюдаете? Почему?