Практическая работа по химическим основам экологии Анализ качества воды.
Практическая работа по химическим основам экологии Анализ качества воды.
практическая работа содержит теоретический и практический материал,задания для самоконтроля.студенты следуя инструкции смогут провести анализ воды. Практическая часть содержит порядок выполнения работы и вопросы на которые необходимо ответить.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по химическим основам экологии Анализ качества воды.»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по теме : « Анализ содержания примесей в воде.»
Цель: провести анализ качества воды и содержащихся в ней примесей.
Оценить качество воды, употребляемой в быту: водопроводной и
речной. Сравнить с эталоном - дистиллированной водой .
Научить оценивать качество воды по внешнему виду.
Оборудование и реактивы: вода из разных источников(водопроводная, речная, дистиллированная), индикатор, мерный цилиндр. пробирки, спиртовка, спички, штатив для пробирок , воронка, колба с пробкой, штатив с кольцом, стеклянная пластинка, стеклянная палочка или пипетка.
Запись темы урока. Постановка целей и задач урока.
Инструктаж по технике безопасности при работе с химическим оборудованием и реактивами.
План работы на уроке.
Инструктаж по выполнению работы.
Теоретическая часть работы:
Допишите пропущенные слова или буквы.
Вода – прекрасный _______________ и поэтому невозможно встретить в природе жидкую «чистую» ___________, то есть ту воду, в которой не растворены неорганические и органические ____________. В результате жизнедеятельности _____________ количество загрязняющих воду ______________ постоянно растѐт, и на сегодняшний день их насчитывается более 50 000. Поэтому проведение тестов на определение концентрации такого количества химических _________________, которые могут присутствовать в воде, просто невозможно.
Традиционно для оценки качества __________ используют физ_________, санитарно - бактериологические и хим_____________ показатели.
К физическим показателям относят температуру, запахи и привкусы, цветность и мутность.
К санитарно-бактериологическим показателям относят бактериальную загрязнѐнность воды, загрязнѐнность кишечной ___________, содержание в воде ток___________ и рад__________ микрокомпонентов.
К химическим показателям относят водородный показатель воды рН, жѐсткость и щѐлочность, минерализацию, а также содержание главных ионов. Качество воды определяется содержанием ионов, обуславливающих жѐсткость воды, а также ионов тяжѐлых металлов Рb2+, Рg2+, Cr3+, Fe3+, SO42-,Cl-, Mg2+, которые часто встречаются в стоках промышленных предприятий
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
Рекомендации по выполнению работы.
1.Внимательно прочитать описание каждого опыта и четко следовать данным указаниям. Количества веществ брать минимальные.
2.Внимательно следить за происходящими изменениями во время опыта, отмечать наблюдения.
3.Выполнять опыты только предусмотренные в работе, выполнять все требования преподавателя..
4. Содержать в чистоте рабочее место, по окончании работы разобрать приборы, вымыть химическую посуду и сдать рабочее место преподавателю.
5.Оформить работу в тетради для практических работ .Сделать выводы.
Опыт 1.: Определение прозрачности воды.
В прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2-2,5 см, высотой 30-35 см налить 3 см дистиллированной воды. На уровне глаз за цилиндром установить обычный печатный текст. Вливать исследуемую воду до тех пор, пока можно через воду читать текст.
Отмерьте на какой высоте вы не будете видеть шрифт. Измерьте высоту столба воды линейкой.
Этот опыт повторите с водопроводной водой и водой из водоема. Сравните полученные данные. Сделайте выводы .
Опыт 2. Определение интенсивности запаха воды.
В коническую колбу с пробкой налить исследуемую воду до 2/3 объема и сильно встряхнуть в закрытом состоянии. Затем открыть колбу и отметить характер и интенсивность запаха. Дать оценку интенсивности запаха воды в баллах используя таблицу.
Характеристика запаха
Интенсивность запаха в баллах
Отсутствие ощутимого запаха
0
Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами.
1
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание.
2
Запах легко обнаруживается.
3
Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья.
4
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья.
5
Сделайте выводы .
Опыт 3.Определение нерастворимых примесей в воде.
Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, закрепленную в кольце штатива. Подставьте под воронку чистую сухую пробирку и профильтруйте один из образцов воды. Разверните фильтр и посмотрите на содержание нерастворимых примесей в воде. Сделайте выводы.
Этот опыт повторите с другими образцами воды. Сравните полученные данные.
Опыт 4: Определение растворимых примесей в воде.
На стеклянную пластинку капнуть 2 капли воды и подержать над пламенем спиртовки до выпаривания воды. Объяснить что наблюдаете.
Проведите этот опыт с другими образцами воды. Сравните и сделайте выводы.
Обнаружение ионов SO42-.
К 3 мл анализируемой воды добавьте 2-3 капли 5 % раствора с кислоты, нагрейте до кипения и прибавьте 0,5 мл хлорида бария. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.
Обнаружение ионов Cl-.
К 3 мл анализируемой воды прилейте по каплям раствора нитрата серебра. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.
Обнаружение ионов Fe3+
К 0,5 мл анализируемой воды прилейте 1мл раствора роданида (тиоцианата) калия (KNCS). Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.
Опыт 5. Определение реакции среды в водных растворах.
Взять индикаторную бумагу и опустить в данный образец воды. Отметить изменение окраски бумажной полоски. По шкале определить Рн воды . Сравнить с нормами Сан ПиН. Сделать вывод по результатам наблюдений.
Повторить опыт с другими образцами воды.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как получить дистиллированную воду и почему она вредна для организма?
2. Почему не проводят исследование воды на все химические примеси?
3. Опишите круговорот воды в природе.
4.Почему остро встала проблема чистой воды на планете?
5.Какие способы очистки воды вы можете предложить.
Подведение итогов работы .Рефлексия.
Домашнее задание: подготовить ответы на вопросы:- Что такое жесткость воды? - Какая бывает жесткость воды? – Что делают на предприятиях для смягчения воды?