Канашского района Васильевой Светланы Станиславовны.
Проверяется готовность к уроку, раздаются раздаточный материал (технологические карты и приложения), инструкции для выполнения лабораторной работы, лотки с демонстрационным материалом – коллекция оксидных руд железа.
Что он выплавит металл.
Первобытный человек.
Ребята! Как вы думаете, сегодня значение металлов для современного человека также велико? Может можно уже без них обойтись?
(Вместе с учителем обучающиеся приходят к выводу, что роль металлов в современном обществе огромна. Несмотря на то, что сегодня созданы разнообразные синтетические материалы с удивительными свойствами, металлы остаются важнейшими конструкционными материалами для изготовления сверхточных приборов электронной техники, основой автомобиле -, самолето-, ракето-, станкостроения).
Сегодня на уроке вашим путеводителем будет технологическая карта, которая поможет вам достичь цель урока. Начинаем работу, решаем первый учебный элемент.
УЭ- 1 | Цель: узнать, в виде каких соединений встречаются металлы в природе? Приведите примеры минералов и горных пород, содержащих металлы и их соединения. В какой форме встречаются металлы в природе? Дайте определение понятия руды, металлургии. Какие руды наиболее пригодны для получения металлов? (Для всех групп) | Найдите по учебнику и по приложению №1 характеристику о нахождении металлов в природе. Рассмотрите коллекции природных соединений металлов. Подготовьте устный ответ. |
| Вывод по УЭ – 1: выступает с устным ответом первая группа, другие две дополняют выступающих. (Учитель при изучении каждого учебного элемента контролирует ответы обучающихся, при необходимости поправляет, уточняет, помогает при возникновении трудностей) Металлы в природе могут встречаться в природе в трех формах: только в свободном виде (золото, платина) и в самородном виде, и в форме соединений (серебро, медь, ртуть, олово) все остальные металлы, которые находятся в ряду напряжений до олова, встречаются в природе только в виде соединений а) хлоридов (сильвин-KCl); галит или каменная соль - NaCl; сильвинит - KCl NaCl) б) нитратов (чилийская селитра - NaNO3) в) сульфатов (глауберова соль - Na2SO4 10H2O; гипс - CaSO4 2H2O) г) карбонатов (мел, мрамор, известняк - CaCO3; магнезит - MgCO3, доломит - CaCO3 MgCO3) д) силикатов, в том числе содержащих алюминий – алюмосиликатов (белая глина, или каолин, полевые шпаты, слюда) е) сульфидов (FeS2 – серный колчедан, HgS – киноварь, ZnS – цинковая обманка) ж) фосфатов (Ca3(PO4)2, который образует основную массу фосфоритов и входит в состав апатитов) Минералы и горные породы, содержащие металлы или их соединения и пригодные для промышленного получения металлов, называются рудами. Если руды содержат соединения двух или нескольких металлов, то они называются полиметаллическими (например, медно-молибденовые, свинцово-серебряные и т.д.) |
УЭ- 2 | Цель: определить основные месторождения природных соединений, содержащих металлы. 1) Какие металлические руды встречаются в нашей стране? 2) Назовите регионы, богатых разнообразными рудными ископаемыми. | Возьмите в руки географические карты, откройте на 16 страницу и ответьте на вопросы. Прочитайте приложение №2 |
Вывод по УЭ – 2: местонахождение руд металлов в России В горах Северо-Восточной Сибири и Дальнего Востока сосредоточены месторождения олова и вольфрама, золота, на Кавказе – полиметаллические руды. Бассейны железных руд расположены: Курская магнитная аномалия, месторождения Южной Якутии (Алданский щит). На Кольском полуострове находятся месторождения апатитов. Особенно богат разнообразными рудными ископаемыми, драгоценными и полудрагоценными камнями Урал. Здесь находятся месторождения железа и меди, хрома и никеля, платины и золота. |
УЭ- 3 | Цель: исследовать природные руды на примере руд железа. 1. Внимательно рассмотрите образцы выданных руд и определите их цвет и блеск. 2. Возьмите фарфоровую ступку и по неглазурованной части нанесите на ее поверхности черту. Какого цвета получилась черта? 3.Поднесите к рудам магнит. Что вы наблюдаете? | 1. Лабораторная работа №1 в парах 2. Оформите таблицу в приложении №3 |
Вывод по УЭ – 3: Наименование руды, формула рудообразующего оксида железа | Окраска и блеск | Цвет черты на фарфоре | Магнитные свойства | 1. Магнитный железняк Fe3O4 | Темно-серый металлический блеск | Черная | Магнитные свойства | 2. Красный железняк Fe2O3 | Красный | Красная или красно-бурая | Слабомагнитные свойства | 3. Бурый железняк Fe2O3*nH2O | Бурый | Бурая | Не обладает магнитными свойствами | |
| |
УЭ- 4 | 1 группа Цель: познакомиться с общими способами получения металлов. 1. Дайте определение пирометаллургии. 2.Какие металлы получают данным способом? 3.Лабораторная работа « Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)» А)Что вы наблюдаете на стенках пробирки и на поверхности кристаллов оксида меди (II) Б)Составьте уравнение и назовите восстановитель. | 1.Найдите по учебнику и по приложению №4 ответы на вопросы, определение запишите в химический словарь. 2. Проведите лабораторную работу, согласно инструкции в приложении №5, подготовьтесь рассказать о ней своим товарищам |
2 группа Цель: познакомиться с общими способами получения металлов. 1.Дайте определение гидрометаллургии. 2.Какие металлы получают данным способом? 3.Объясните опыт взаимодействия стальных скрепок с раствором медного купороса: А) Какие изменения вы наблюдаете? Б)Составьте уравнение и назовите восстановитель. | 1.Найдите по учебнику и по приложению №4 ответы на вопроы, определение запишите в химический словарь. 2. Проведите лабораторную работу, согласно инструкции в приложении №5, подготовьтесь рассказать о ней своим товарищам |
3 группа Цель: познакомиться с общими способами получения металлов. Дайте определение электрометаллургии. Какие металлы получают данным способом? Внимательно изучите теорию и напишите уравнение электролиза хлорида меди: | 1.Найдите по учебнику и по приложению №4 ответы на вопросы, определение запишите в химический словарь. 2. Подготовьтесь объяснить товарищам, как протекает электролиз в расплаве и в растворе. 3. Подготовьтесь рассказать о значении электролиза для получения алюминия своим товарищам |
Вывод по УЭ – 4 1 группа Пирометаллургия – восстановление металлов из руд при высоких температурах с помощью восстановителей (углерода, оксида углерода (II), водорода, металлов – алюминия, магния). Например: При получении цинка из руды, содержащей сульфид меди, сперва ее подвергают обжигу 2СuS + 3O2 = 2CuO + 2SO2 Затем восстанавливают медь из оксида с помощью угля: 2CuO + С = 2Cu + СО2 Если в качестве металла – восстановителя используется алюминий, то соответствующий процесс восстановления называется алюминотермией. Этот метод получения металлов был предложен русским ученым Н.Н.Бекетовым. 2 группа Гидрометаллургия – это получение металлов, которое происходит в два этапа: 1)Природное соединение «растворяют» в подходящем реагенте с целью получения раствора соли этого металла. 2)Из образовавшегося раствора данный металл вытесняют более активным металлом или восстанавливают электролизом. Например, чтобы получить медь из руды, содержащей оксид меди (II) CuO, ее обрабатывают разбавленной серной кислотой: CuO + H2SO4 = Cu SO4 + H2O Затем медь вытесняют из сульфата железом: Cu SO4 + Fe = Cu + Fe SO4 Таким способом получают серебро, цинк, молибден, золото, уран и др. 3 группа Электрометаллургия – это способы получения металлов с помощью электрического тока (электролиза). Электролиз расплавов: этим способом получают в основном легкие металлы: алюминий, натрий и другие щелочные металлы, кальций и т.д. – расплавов их оксидов, гидроксидов или хлоридов. Электролиз расплава хлорида меди (II): Cu Cl2 = Cu + Cl2 |
УЭ- 5 | Цель: проверка знаний, умений, навыков по теме. Задача. Предложите технологическую цепочку производства свинца из минерала галенита PbS. Запишите уравнения реакций. Назовите метод получения металла. | Прочитайте задачу (приложение №6) Будьте внимательны при выполнении задания |
Вывод по УЭ – 5: Обучающиеся меняются тетрадями, проверяют задачу сравнивая с готовым ответом на мониторе, ставят отметки 1. С помощью обжига, сульфид свинца переводим в оксид, а затем восстановим свинец с помощью восстановителя (2 балла) 2. 2PbS + 3O2 = 2PbO + SO2 2PbO + C = 2Pb + CO2 (2 балла) 3.Этот метод называется «пирометаллургия» (1 балл) Шкала отметок 5 баллов - «5» 4 балла - «4» 3 баллов - «3» Выставляются оценки за урок в журнал |
УЭ- 6 | Подведение итогов: рефлексивный тест Я узнал(а) много нового на уроке (да/нет) Мне это пригодится в жизни (да/нет) На уроке было над чем подумать (да/нет) На уроке я поработал(а) добросовестно (да/нет) Цель урока достиг(ла) (да/нет) | Каждый ученик выполняет тест самостоятельно и сделает для себя вывод: 5 «Да»-«я- молодец»; 4 «Да» – хорошо; 3 «Да» – удовлетворительно. |
УЭ - 7 | Домашнее задание: 1. Параграф №9, упражнение 2,3. 2.Рассчитать массовую долю металла у рассмотренных на уроке оксидов железа. 3. Найдите ответ на такой вопрос: у древних чувашей повсеместно достаточно сильно было развито кустарное производство металлов, в основном железа и меди. После присоединения с русским народом, такое производство было запрещено царским правительством, кузнечным делом занимались только люди русской национальности. Как вы думаете, чем это было вызвано? |
1. Химия 9 класс. Металлы. Получение металлов, Железо Мультимедийное приложение к учебнику О.С.Габриеляна. Электронное учебное издание. ООО «Дрофа» 2011.
2. Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник , М.: Дрофа, 2011.
3. Габриелян О.С., Яшукова А.В., Рабочая тетрадь 9 кл. О.С.Габриелян «Химия, 9 класс». М., Дрофа, 2011.
4. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов., Настольная книга учителя Химия 9, М., Дрофа, 2003.