Сейчас вы отправитесь в путешествие, чтобы познакомиться с удивительным химическим элементом–кальцием. Название химического элемента происходит от латинского сalx (в родительном падеже calcis) – «мягкий камень», «известь». Оно было предложено английским химиком Хемфри Деви, выделившим впервые этот металл в 1908 г. Для этого вам понадобится маршрутный листы. В течение всего урока вы будете с ним работать. Внимательно рассмотрите его (Приложение 1) и скажите, где вы сегодня побываете и что узнаете.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Кальций и его соединения"»
Открытый урок по химии
9 класс
Учитель: А. Абжанова
Тема урока: Кальций и его соединения.
Цель урока:создать условия для исследования учащимися физических и химических свойств кальция, дальнейшего развития общеучебных и предметных умений.
Задачи урока:
Образовательные:
Расширить знания учащихся о кальции, как элементе и веществе.
Показать зависимость физических свойств кальция от наличия в нём металлической связи и особенностей кристаллического строения;
Обобщить знания об основных оксидах и гидроксидах на примере соединений кальция.
Развивающие:
Развивать умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку.
Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать полученные данные.
Продолжить формирование исследовательских навыков, мыслительной активности учащихся.
Развивать умения работать в группах, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать ответы и делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать культуру умственного труда.
Развивать коммуникативные качества личности.
Продолжить формирование культуры «химической» речи.
Учащиеся должны знать: строение атома кальция, физические и химические свойства кальция как простого вещества, области применения месторождения кальция, свойства соединений кальция.
Учащиеся должны уметь: давать характеристику кальция, как химического элемента, так и простого вещества; записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства кальция и соединений кальция в молекулярном и ионом видах.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая работа, индивидуальная, мыслительный.
Методы и приёмы обучения: проблемный, частично-поисковый, мыслительный самостоятельная работа, самопроверка.
Оборудование:
коллекции соединений кальция,
интерактивная доска,
Power Point – презентация,
Flash–мультимедиа,
Видеофрагменты,
Средства обучения:
компьютерная презентация (Приложение 4)
электрохимический ряд напряжений металлов
периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
маршрутные листы (Приложение 1), дополнительная информация (Приложение 2)
тест (Приложение3 )
Оборудование: на столах учащихся: маршрутные листы, учебник, письменные принадлежности.
Ход урока
Сегодня на уроке вы должны узнать состав и химические формулы важнейших соединений кальция, нахождение их в природе и применение его соединений в различных областях жизнедеятельности человека. Вы должны совершенствовать свои умения в составлении уравнений химических реакций и осуществлении цепочек превращений.
I. Организационный момент
Здравствуйте Сегодня мы будем говорить об одном известном металле. Устраивайтесь поудобнее, мы начинаем урок.
II. Проверка домашнего задания.
Тест «Азбука Морзе» (слайд №2)
Металлы занимают верхний левый угол в ПСХЭ.
В кристаллах атомы металла связаны металлической связью.
Валентные электроны металлов крепко связаны с ядром.
У металлов, стоящих в главных подгруппах (А), на внешнем уровне обычно 2 электрона.
В группе сверху вниз происходит увеличение восстановительных свойств металлов.
Чтобы оценить реакционную способность металла в растворах кислот и солей, достаточно посмотреть в электрохимический ряд напряжения металлов.
Чтобы оценить реакционную способность металла в растворах кислот и солей, достаточно посмотреть в периодическую таблицу Д.И. Менделеева.
Проверка
1
2
3
4
5
6
7
-
.
.
.
.
-
.
Тема урока «Кальций и его соединения».
Сейчас вы отправитесь в путешествие, чтобы познакомиться с удивительным химическим элементом–кальцием. Название химического элемента происходит от латинского сalx (в родительном падеже calcis) – «мягкий камень», «известь». Оно было предложено английским химиком Хемфри Деви, выделившим впервые этот металл в 1908 г. Для этого вам понадобится маршрутный листы. В течение всего урока вы будете с ним работать. Внимательно рассмотрите его (Приложение 1) и скажите, где вы сегодня побываете и что узнаете.
III. Изучение нового материала
1. Запишите в маршрутном листе дату нашего путешествия и тему урока.
2. Найдите кальций в периодической системе химических элементов и заполните первую часть маршрутного листа. Вы находитесь на станции 1.«Визитка химического элемента».
После заполнения пропущенных слов в тексте, обсуждаются полученные ответы. В процессе беседы учитель вставляет в окошечки соответствующие числа и символ. Значит, кальций – это металл. Кальций относится к щелочноземельным металлом. К этой группе относят металлы кальций, стронций, барий, радий( иногда бериллий и магний). Они названы так потому, что их оксиды( по терминологии алхимиков «земли») сообщают воде щелочную среду. Посмотрите на химические элементы, окружающие кальций в периодической системе. Слева от него находятся щелочной металл, справа – d-элемент 4-ого периода. Сравните кальций с соседними по периоду и по подгруппе химическими элементами.
Обратимся к электрохимическому ряду напряжений металлов. Здесь кальций находится в самом начале его. Следовательно, кальций – активный металл.
Поскольку сведений, полученных на станции «Визитка химического элемента», недостаточно, чтобы сделать окончательный вывод об активности кальция, будем двигаться к следующей станции.
3. Станция 2.«Кальций в природе».
Рассмотрите образцы у вас на столах. Это мрамор, мел и известняк – хорошо известные и широко применяемые минералы. Известняк – прекрасный строительный камень, сырьё для получения цемента, гашеной и негашёной извести, стекла. Мел – это школьные мелки. зубная паста, его используют для получения побелки, бумаги, резины. Мрамор – это минерал скульпторов и архитекторов, он встречается в природе гораздо реже. Довольно широко распространены такие минералы кальция, как гипс, флюорит, доломит. Кроме этого в виде солей кальций присутствует в природной воде, обуславливая её жёсткость. Соединения находятся практически во всех животных и растительных организмах. На долю кальция приходится 3.38% массы земной коры (5-ое место после кислорода, кремния, алюминия и железа).
Кальций, также как другие щелочные и щелочноземельные металлы, встречается в природе в виде соединений. Составьте кластер нахождения кальция в природе
( приложение 1). Определите по учебнику месторождение кальция в Казахстане по работа с учебником, стр 148.
4. Станция 3. «Строение и физические свойства простого вещества».
Теперь наша остановка на следующей станции.
Учащиеся ещё раз обобщают физические свойствава металлов и заполняют маршрутный лист (недостающие данные сообщает учитель).
Прежде, чем двигаться дальше, давайте немножко отдохнём.
Физминутка
5. Следующая станция 4.«Химические свойства простого вещества кальция».
Место следующей остановки – станция экспериментальная. Мы будем говорить о химических свойствах металлов.
Какие же свойства характерны для нашего металла? Учащиеся предполагают, в какие химические реакции вступает кальций. Давайте обратимся к маршрутному листу.
Учащиеся выходят к доске и записывают уравнения химических реакций. В конце рассмотрения делаем вывод о химической активности кальция, его окислительно – восстановительных свойствах.
6. Продолжим. Следующая станция 5. «Соединения кальция».
Учащиеся вспоминают о соединениях металлов. Учащиеся записывают формулу оксида кальция и определяют его характер, вспоминают свойства основных оксидов. Учитель сообщает о техническом названии СаО, о реакции «гашение извести» (стр. 150 в учебнике).
Гидроксид кальция (гашеная известь) является гидроксидом с типично основными свойствам и относится к щелочам. В лаборатории мы называем его известковой водой.
Давайте поставим «мыслительный эксперимент»: выберите, с какими веществами будет реагировать гидроксид кальция, запишите необходимые уравнения (при необходимости это можно оставить в качестве д/з).
При изучении химии в дальнейшем мы будем встречаться с соединениями кальция. Обратите внимание на слайд: на нём представлены опыты c гидроксидом кальция (обсуждение по слайду).
В конце учащимся сообщается о применении соединений кальция: СаС2– применяют для получения ацетилена и восстановления металлов, СаО – для получения в производстве огнеупорных материалов, Са(ОН)2 – в строительстве, некоторые соли (хлорид кальция, глюконат кальция) – используются как лекарственные средства.
7. Следующая наша остановка станция 6.«Вот такой он – кальций»
Кальций – это не просто химический элемент. Это самый распространённый макроэлемент в организме человека. Его большая часть содержится в скелете и зубах в виде фосфатов. Ионы кальция участвуют в процессах свёртывания крови, регулируют работу сердца, участвуют в мышечных реакциях. Давайте обратимся к к дополнительной информацией (приложение 2) (с На слайдах учащиеся рассматривают продукты, содержащие кальций: сыр, творог, мясо, рыба, зелень, чеснок. Чтобы не было проблем со здоровьем из-за нехватки кальция, здоровый человек должен получать в день 1,5 г его.
IV. Подведение итогов уроков.
8. А теперь проверим свои знания на станции 7. «Обобщающая».
Найди соответствие между реагентами и продуктами реакции. Учащиеся выполняют индивидуальный тест (Приложение 2) и проводят самопроверку по готовым ответам на слайде.
Учащиеся сами подводят итоги урока, акцентуируя внимание на основных моментах урока.
9. На станции «Конечная» вы найдёте д/з: параграф 32 стр 147-150 упр №6,7
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(287) "урок химии на тему:Основные месторождения металлов и неметаллов в Казах¬стане и проблемы защиты окружающей среды при процессах добычи и переработке сырья. "
["seo_title"] => string(184) "urok-khimii-na-tiemu-osnovnyie-miestorozhdieniia-mietallov-i-niemietallov-v-kazakh-stanie-i-probliemy-zashchity-okruzhaiushchiei-sriedy-pri-protsiessakh-dobychi-i-pierierabotkie-syr-ia"
["file_id"] => string(6) "151167"
["category_seo"] => string(6) "himiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1420644227"
}
}