kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "Кальций и его соединения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Кальций и его соединения».

Сейчас вы отправитесь в путешествие, чтобы познакомиться с удивительным химическим элементом–кальцием. Название химического элемента происходит от латинского сalx (в родительном падеже calcis) – «мягкий камень»,  «известь». Оно было предложено английским химиком Хемфри Деви, выделившим впервые этот металл в 1908 г. Для этого вам понадобится маршрутный листы. В течение всего урока вы будете с ним работать. Внимательно рассмотрите его (Приложение 1) и скажите, где вы сегодня побываете и что узнаете.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Кальций и его соединения"»

Открытый урок по химии

9 класс

Учитель: А. Абжанова

Тема урока: Кальций и его соединения.

Цель урока: создать условия для исследования учащимися физических и химических свойств кальция, дальнейшего развития общеучебных и предметных умений.

Задачи урока:

Образовательные:

Расширить знания учащихся о кальции, как элементе и веществе.

Показать зависимость физических свойств кальция от наличия в нём металлической связи и особенностей кристаллического строения;

Обобщить знания об основных оксидах и гидроксидах на примере соединений кальция.

Развивающие:

Развивать умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку.

Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать полученные данные.

 Продолжить формирование исследовательских навыков, мыслительной активности учащихся.

Развивать умения работать в группах, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать ответы и делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать культуру умственного труда.

Развивать коммуникативные качества личности.

Продолжить формирование культуры «химической» речи.

Учащиеся должны знать: строение атома кальция, физические и химические свойства кальция как простого вещества, области применения месторождения кальция, свойства соединений кальция.

Учащиеся должны уметь: давать характеристику кальция, как химического элемента, так и простого вещества; записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства кальция и соединений кальция  в молекулярном и ионом видах.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая работа, индивидуальная, мыслительный.

Методы и приёмы обучения: проблемный, частично-поисковый, мыслительный самостоятельная работа, самопроверка.

Оборудование:

коллекции соединений кальция,

интерактивная доска,

Power Point – презентация,

Flash–мультимедиа,

Видеофрагменты,

Средства обучения:

компьютерная презентация (Приложение 4)

электрохимический ряд напряжений металлов

периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

маршрутные листы (Приложение 1), дополнительная информация (Приложение 2)

тест (Приложение3 )


Оборудование: на столах учащихся:  маршрутные листы, учебник, письменные принадлежности.

Ход урока

Сегодня на уроке вы должны узнать состав и химические формулы важнейших соединений кальция, нахождение их в природе и применение его соединений в различных областях жизнедеятельности человека. Вы должны совершенствовать свои умения в составлении уравнений химических реакций и осуществлении цепочек превращений.

I. Организационный момент

Здравствуйте Сегодня мы будем говорить об одном известном металле. Устраивайтесь поудобнее, мы начинаем урок.

II. Проверка домашнего задания.

Тест «Азбука Морзе» (слайд №2)

  1. Металлы занимают верхний левый угол в ПСХЭ.

  2. В кристаллах атомы металла связаны металлической связью.

  3. Валентные электроны металлов крепко связаны с ядром.

  4. У металлов, стоящих в главных подгруппах (А), на внешнем уровне обычно 2 электрона.

  5. В группе сверху вниз происходит увеличение восстановительных свойств металлов.

  6. Чтобы оценить реакционную способность металла в растворах кислот и солей, достаточно посмотреть в электрохимический ряд напряжения металлов.

  7. Чтобы оценить реакционную способность металла в растворах кислот и солей, достаточно посмотреть в периодическую таблицу Д.И. Менделеева.

Проверка

1

2

3

4

5

6

7

-

.

.

.

.

-

.

Тема урока «Кальций и его соединения».

Сейчас вы отправитесь в путешествие, чтобы познакомиться с удивительным химическим элементом–кальцием. Название химического элемента происходит от латинского сalx (в родительном падеже calcis) – «мягкий камень»,  «известь». Оно было предложено английским химиком Хемфри Деви, выделившим впервые этот металл в 1908 г. Для этого вам понадобится маршрутный листы. В течение всего урока вы будете с ним работать. Внимательно рассмотрите его (Приложение 1) и скажите, где вы сегодня побываете и что узнаете.

III. Изучение нового материала

1. Запишите в маршрутном листе дату нашего путешествия и тему урока.

2. Найдите кальций в периодической системе химических элементов и заполните первую часть маршрутного листа. Вы находитесь на станции 1. «Визитка химического элемента».

После заполнения пропущенных слов в тексте, обсуждаются полученные ответы. В процессе беседы учитель вставляет в окошечки соответствующие числа и символ. Значит, кальций – это металл. Кальций относится к щелочноземельным металлом. К этой группе относят металлы кальций, стронций, барий, радий( иногда бериллий и магний). Они названы так потому, что их оксиды( по терминологии алхимиков «земли») сообщают воде щелочную среду. Посмотрите на химические элементы, окружающие кальций в периодической системе. Слева от него находятся щелочной металл, справа – d-элемент 4-ого периода. Сравните кальций с соседними по периоду и по подгруппе  химическими элементами.

Обратимся  к электрохимическому ряду напряжений металлов. Здесь кальций находится в самом начале его. Следовательно, кальций – активный металл.

Поскольку сведений, полученных на станции «Визитка химического элемента», недостаточно, чтобы сделать окончательный вывод об активности кальция, будем двигаться к следующей станции.

3. Станция 2. «Кальций в природе».

Рассмотрите образцы у вас на столах. Это мрамор, мел и известняк – хорошо известные и широко применяемые минералы. Известняк – прекрасный строительный камень, сырьё для получения цемента, гашеной и негашёной извести, стекла.  Мел – это школьные мелки. зубная паста, его используют для получения побелки, бумаги, резины. Мрамор – это минерал скульпторов и архитекторов, он встречается в природе гораздо реже. Довольно широко распространены такие минералы кальция, как гипс, флюорит, доломит. Кроме этого в виде солей кальций присутствует в природной воде, обуславливая её жёсткость. Соединения находятся практически во всех животных и растительных организмах. На долю кальция приходится 3.38% массы земной коры (5-ое место после кислорода, кремния, алюминия и железа).

Кальций, также как другие щелочные и щелочноземельные металлы, встречается в природе в виде соединений. Составьте кластер нахождения кальция в природе

( приложение 1). Определите по учебнику месторождение кальция в Казахстане по работа с учебником, стр 148.

4. Станция 3«Строение и физические свойства простого вещества».

Теперь наша остановка на следующей станции.

Учащиеся ещё раз обобщают физические свойствава металлов и заполняют маршрутный лист (недостающие данные сообщает учитель).

Прежде, чем двигаться дальше, давайте немножко отдохнём.

Физминутка

5. Следующая станция 4.«Химические свойства простого вещества кальция».

Место следующей остановки  – станция экспериментальная. Мы будем говорить о химических свойствах металлов.

Какие же свойства характерны для нашего металла? Учащиеся предполагают, в какие химические реакции вступает кальций. Давайте обратимся к маршрутному  листу.

Учащиеся выходят к доске и записывают уравнения химических реакций. В конце рассмотрения делаем вывод о химической активности кальция, его окислительно – восстановительных свойствах.

6. Продолжим. Следующая станция 5. «Соединения кальция».

Учащиеся вспоминают о соединениях металлов. Учащиеся записывают формулу оксида кальция и определяют его характер, вспоминают свойства основных оксидов. Учитель сообщает о техническом названии СаО, о реакции «гашение извести» (стр. 150 в учебнике).

Гидроксид кальция (гашеная известь) является гидроксидом с типично основными свойствам и относится к щелочам. В лаборатории мы называем его известковой водой.

Давайте поставим «мыслительный эксперимент»: выберите, с какими  веществами будет реагировать гидроксид кальция, запишите необходимые уравнения (при необходимости это можно оставить в качестве д/з).

При изучении химии в дальнейшем мы будем встречаться с соединениями кальция. Обратите внимание на слайд: на нём представлены опыты c гидроксидом  кальция (обсуждение по слайду).

В конце учащимся сообщается о применении соединений кальция: СаС2– применяют для получения ацетилена и восстановления металлов, СаО­ – для получения в производстве огнеупорных материалов, Са(ОН)2 – в строительстве, некоторые соли (хлорид кальция, глюконат кальция) – используются как лекарственные средства.

Реакция превращения:

Ca-CaO- Ca(OH)2- Ca(NO3)2- CaCO3-CaO- CaSiO3 (работа у доски)

2Ca+O2=2CaO
CaO+H2O=Ca(OH)2
Ca(OH)2+2NaNO3=Ca(NO3)2+2NaOH
Ca(NO3)2+Na2CO3=CaCO3+2NaNO3
CaCO3=CaO+CO2
CaO+SiO2=CaSiO3

7. Следующая наша остановка станция 6. «Вот такой он ­­­­­­­­­– кальций»

Кальций – это не просто химический элемент. Это самый распространённый макроэлемент в организме человека. Его большая часть содержится  в скелете и зубах в виде фосфатов. Ионы кальция  участвуют в процессах свёртывания крови, регулируют работу сердца, участвуют в мышечных реакциях. Давайте обратимся к к дополнительной информацией (приложение 2) (с На слайдах  учащиеся  рассматривают продукты, содержащие кальций: сыр, творог, мясо, рыба, зелень, чеснок. Чтобы не было проблем со здоровьем из-за нехватки кальция, здоровый человек должен получать в день 1,5 г его.

IV. Подведение итогов уроков.

8. А теперь проверим свои знания на станции 7. «Обобщающая».

Найди соответствие между реагентами и продуктами реакции. Учащиеся выполняют индивидуальный тест (Приложение 2) и проводят самопроверку по готовым ответам на слайде.

Учащиеся сами подводят итоги урока, акцентуируя  внимание на основных моментах урока.

9. На станции «Конечная» вы найдёте д/з: параграф 32 стр 147-150 упр №6,7

V. Рефлексия

Выставление оценок








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Открытый урок "Кальций и его соединения"

Автор: Абжанова Алеся Федоровна

Дата: 15.03.2016

Номер свидетельства: 306060

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока химии "Кальций и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-khimii-kal-tsii-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "182204"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425478750"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока по теме "Кремний и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-tiemie-kriemnii-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "224497"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438868377"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Интегрированный урок по химии и географии: "Углерод" "
    ["seo_title"] => string(57) "intieghrirovannyi-urok-po-khimii-i-ghieoghrafii-ughlierod"
    ["file_id"] => string(6) "111542"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407606555"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "урок химии на тему:Основные месторождения металлов и неметаллов в Казах¬стане и проблемы защиты окружающей среды при процессах добычи и переработке сырья. "
    ["seo_title"] => string(184) "urok-khimii-na-tiemu-osnovnyie-miestorozhdieniia-mietallov-i-niemietallov-v-kazakh-stanie-i-probliemy-zashchity-okruzhaiushchiei-sriedy-pri-protsiessakh-dobychi-i-pierierabotkie-syr-ia"
    ["file_id"] => string(6) "151167"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420644227"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(25) "коспект урока"
    ["seo_title"] => string(14) "kospiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "290174"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454929423"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства