Интегрированный урок по географии и химии на тему
«Этот удивительный углерод»
Цели урока: На основе интеграции географических, химических знаний изучить нахождение углерода в различных полезных ископаемых и его распространение на Земле.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с полезными ископаемыми - содержащими в своем составе углерод, а также с понятиями «баррель», «карат».
Развивающие: Развивать умение применять уже полученные знания по географии и химии при изучении нового материала, умение самостоятельно работать с источниками знаний, развивать умения находить на карте месторождения углерода и углеродсодержащих соединений.
Воспитательные: воспитывать чувства сотрудничества, сотворчества, сопереживания.
Методы обучения: Частично-поисковый, проблемный.
Оборудование:
- Физическая карта РК, значки полезных ископаемых.
- Коллекция «Нефть и продукты ее перегонки», «Уголь и продукты его переработки».
- Образцы полезных ископаемых, содержащих карбонаты.
- Приборы и реактивы, необходимые для получения углекислого газа и его качественного определения (известняк, соляная кислота, известковая вода, газоотводная трубка, пробирки)
- Презентация урока, карточки-задания для работы групп.
- Компьютер и мультимедийный проектор.
- На доске контур дерева для составления родословной углерода.
Ход урока.
- Мотивационно - ориентировочный этап.
Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Д. И. Менделеева, и я не сомневаюсь в том, что вас ждут сегодня открытия, потому что, по словам Ж. Пиаже, «Понять что-либо значит открыть вновь».
Урок посвящен одному из самых интересных элементов. Этот элемент и его соединения известны с глубокой древности. Уже в средние века он считался обязательной составной частью всех веществ. Жизнь на нашей планете построена на его основе. Не будь его, жизнь на Земле в привычной нам форме не возникла бы. Атом этого элемента может образовывать химические связи с 4 другими атомами, так образуются тысячи разных углеродсодержащих соединений и урок сегодня посвящен Углероду и его содержанию в полезных ископаемых.
Попробуем составить сегодня родословную углерода.
-А что такое родословная?
-Какие виды работ можно провести, чтобы составить родословную?
1. Ознакомьтесь с текстом, чтобы потом рассказать всем.
В природе много углеродных соединений, но есть и чистый углерод в виде двух модификаций: алмаз и графит.
Одна из наиболее известных форм графита – чешуйчатый , кристаллы которого имеют вид мелких табличек, или чешуек. Карандашная линия на бумаге – это огромное количество мелких чешуек, остающихся на бумаге.
Графит издревле применялся человеком в качестве красящего вещества для изготовления огнеупорных сосудов, а с 16 века в качестве грифелей для карандашей. С 19 века графит добывали в России в Саянах и вывозили на карандашные фабрики Франции. Сейчас его применяют в литейном деле, в электромеханике, в ядерной технике, в ракетостроении. Месторождения графита есть в Китае, Корее, Чехии, в России.
До 18 века Индия была известна как единственный источник алмазов. Алмаз – самый твердый минерал на земле, по-арабски слово «алмаз» означает твердый. Это свойство сочетается с высокой сопротивляемостью к испарению, механической прочности, кислоты и щелочи на алмаз не действуют. Все это связано с тем, что у алмаза особо прочная кристаллическая структура.
Измеряют алмазы в каратах. Это единица массы в торговле драгоценными камнями и равен 0,2г месторождения алмазов немногочисленны. Алмазы в сотни каратов – уникальны. Поэтому им присваивают собственные имена. Первый алмаз в России был найден в 1829 г. на Урале 14-летним мальчиком Павлом Поповым. Самые крупные алмазы «Звезда Якутии», «Орлов», «Шах» и самый крупный в мире алмаз «Куллинан»найден в 1905 году в Южной Африке.
Цены на бриллианты на мировом рынке устанавливает Всемирный Алмазный Синдикат.
2. Пользуясь картами атласа, определите крупные месторождения графита и алмазов в мире.
3. Сопоставьте их с мировой картой на доске, определите, куда вы будите прикреплять условные знаки графита и алмазов на этой карте.
Учащиеся, выполнив задания, рассказывают всему классу о результатах своей работы.
-Теперь давайте заполним родословную, кто из данных веществ является родными братьями, кто двоюродными (Учащиеся прикрепляют листы с названиями полезных ископаемых на доске). Родные братья – графит и алмаз, двоюродные, нефть, газ, уголь, так как содержат другие элементы.
2) Девиз нашего урока «Жить – значит узнавать», можно продолжить словами И. В, Гете: «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать».
-Кроме близких родственников углерод имеет и дальних, к ним относятся горные породы, в состав которых входят соли угольной кислоты, т.е. карбонаты.
И сейчас проведем генетическую экспертизу, на установление родственных связей.
Задание 1: Проведите опыт подтверждающий качественный состав карбонатов, докажите, что в их состав входит углерод.
1 группа: определить в какой пробирке находиться карбонат кальция.
2 группа: собрать углекислый газ и доказать его присутствие.
3 группа: получить карбонаты пропустив выдыхаемый воздух через известковую воду
4 группа: определить какая из горных пород содержит карбонаты.
Учащиеся объясняют проведенный опыт и дополняют родословную углерода.
-Д. Хевеши говорил: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые»
Вот и я не могу успокоиться, пока не свяжу воедино то, что изображено на слайде «Сталактиты и сталагмиты», с темой урока, с углеродом.
-Итак, обсудите и объясните, какая связь между углеродом и сталактитами, и где такое в домашних условиях вы наблюдаете. Гидрокарбонат кальция существует только в водном растворе и в условиях, когда вода может испаряться, карбонат кальция выпадает в осадок.
Са(НСО3)2 → СаСО3↓ + Н2О + СО2↑
4. Оценочный этап.
Выполнение теста группами на компьютерах
1. Какое полезное ископаемое славяне называли ропанкой.
2. Основную часть нефти составляет элемент?
3. Какой вес имеет один баррель.
4. При сгорании газа образуются вещества?
5. . Более калорийным является уголь?
6. В качестве красящего вещества в древние времена использовался?
7. Чему равен метрический карат?
8. Что в переводе означает слово алмаз?
5. Оценочно-рефлексивный этап.
-Сейчас прозвенит долгожданный звонок,
Увы, но к концу подошел наш урок.
Большое спасибо я вам говорю.
Мы цели достигли. Благодарю!
А в завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения:
Сегодня я узнал…………….
Я удивился……………….
Я хотел бы……………….
6. Домашнее задание – составить презентацию по одному из родственников углерода.