kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема: «Драгоценные камни и минералы в  русских сказках»

 (сценарий урока с этнокультурным русским компонентом)

Не подлежит сомнению, что редкость, блеск и

Ценность камня послужили причиной того, что

Во все времена он считался самым прекрасным

И самым изысканным творением природы.

                                                                                Р.Бойль

Цель урока: охарактеризовать основные свойства и состав данных природных соединений; определить их принадлежность к конкретному классу неорганических веществ; показать возможность их использования в народном хозяйстве, ювелирном деле, архитектуре и изобразительном искусстве; расширить кругозор учащихся, а также меж предметные связи химии с  литературой, историей, географией.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Презентация.

Ход урока

Недра нашей необъятной России всегда были сказочно богаты не только нефтью, золотом и другими металлами, но и драгоценными камнями и минералами. Это нашло отражение в народном эпосе, русских сказках, легендах и преданиях, в созданиях которых принимали участие и самые выдающиеся писатели и поэты.

Вы все, конечно, любите читать сказки и помните их с детских лет. Вот послушайте «Данилушка  думает, какой цветок, какой листок к малахитовому камню подойдет, чтобы полную силу камня людям показать»

Вопрос: в какой сказке речь идет о малахитовом камне?

Правильно, это сказка П.П.Бажова «Малахитовая  шкатулка»(слайд 1).

Учащиеся: малахит, который называют « медной зеленью, малахитовой зеленью»- это довольно хрупкий минерал. Его состав отвечает формуле (CuOH)2CO3, химическое название- основной карбонат меди. Малахит, как и всякие карбонаты, легко разлагается кислотами. Он вскипает от углекислого г аза даже в лимонном соке, не говоря уж о соляной кислоте.

(CuOH)2CO3 +4HCI= 2CuCI2 +CO2 +3H2O

Вопрос: 1)с какими классами неорганических веществ вы встретились в данной реакции?(соли-основные,средние; кислоты; оксиды неметаллов )

2) подумайте какими кислотно-основными свойствами обладает первый из этих оксидов.

Сообщение; малахит считается «русским камнем». Слава его началась с 1635 г.в связи с открытием уральских медных рудников. «Глядит Степан-батюшки, да ведь это руда на малахит походит… вырубили из этой малахитины столбы, и барин их на приклад в самую главную церкву в Санкт-Петербурге отправил ».В  данном тексте говорится о коллонах у алтаря Исаакиевского собора(слайд 2)

В 1835 на Урале была обнаружена огромная глыба малахита массой 250 тонн. Это дало возможность создать в Эрмитаже уникальный малахитовый зал.(слад 3)

К сожалению малахитовые месторождения Урала. Которые когда-то пользовались мировой известностью теперь почти полностью выработаны.

В сказке П.П.Бажова «Медной горы хозяйка» встречается упоминание и  о  другом камне: «Да ведь это изумруд! Редкостный камень. Целое богатство тебе, Настасья, осталось от куда только у него эти камни? Потом уж вызнали, что это у Степана слезы Хозяйки  Медной горы были»(слайд4)

Изумруд ( старорусское название-смарагд)- это алюмосиликат бериллия   Be3AI2(SiO3)6. Лучшие прозрачные кристаллы изумруда имеют темно-зеленый цвет. Зеленая окраска изумруда обусловленна наличием примеси хрома. Типичные изумруды содержат 0,14% Cr ,0,12% Fe   и  0,05% V

Об этом же чудесном камне мы с вами можем прочитать в сказке «О царе Салтане»,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Солтановиче и прекрасной царевне Лебеди»

А.С.Пушкина.

Знайте,вот что не безделка:

Ель в лесу,под елью белка

Белка песенки поет,и орешки все грызет,

А орешки не простые,все скорлупки золотые,

Ядра-чистый изумруд;

Вот что чудо-то зовут

А теперь пора вспомнить другие замечательные строки А.С.Пушкина:

Перед ним во мгле печальной

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном                                  

Вопрос: узнали,откуда это? Совершенно верно, это сказка «О мертвой царевне и о семи богатырях»(слайд 5)

Горный хрусталь по химическому составу представляет собой диоксид кремния SiO2.

В этом веществе соединились между собой два самых распространенных на планете элемента: кислород, которого в земной коре почти 50% и кремния 28%. Поэтому  немудрено, что SiO2 и его производные- силикаты составляют основу земной коры.

То, что кислород-не металл, у вас не вызывает сомнений. А кремний ? правильно,тоже неметалл. Значит диоксид кремния- кислотный оксид. Правда, он не реагирует с водой, но со щелочами взаимодействует, образуя соли:

SiO2 + 2NaOH=Na2SiO3 +H2O

Особенность горного хрусталя-его чистота и прозрачность. В связи с этим он как символ скромности и частоты помыслов, стал служить своеобразным талисманом, укрепляющим клятвенные договоры.

Настала пора вспомнить о таком элементе, как углерод и его соединениях.

Задание: составьте схему, электронного строения атома углерода.

Вопрос: какого максимальное число неспаренных электронов, которое может иметь этот атом? Верно четыре.

Какие аллотропные модификации образует углерод?

Как вы догадались дальше речь у  нас пойдет об алмазе (слайд 6

Два коня в ряду стоят

Молодые,вороные,

Вьются гривы золотые,

В мелкий кольца завитой

Хвост струится золотой

И алмазные копыты

Крупным жемчугом обиты.

вопрос : вспомнили ? это из сказки П.П.Ершова «Конек-Горбунок». Алмаз образует бесцветные и прозрачные кристаллы. Добывают их из гигантских воронкообразных трубок (жерла древних вулканов) круто уходящих в земные недра и заполненных желто-зеленых или синей землей-кимберлитом.

В кристалле алмаза каждый атом углерода связан с четырьмя соседними атомами прочными ковалентными связями, направленными от центра тетраэдра- правильного четырехгранника- к его вершинам (слайд 7).

Благодаря такой структуре кристаллической решетки алмаз-тугоплавкое, химически стойкое вещество. Среди всех минералов алмаз обладает наибольшей твердостью.

Ограненный алмаз называют бриллиантом. В качестве украшений аристократы стали использовать бриллианты лишь с середины 15 века. С этого времени наиболее крупные алмазы получают собственные имена- «Куллинан», «Звезда Юга», «Орлов» и др. (слайд8).

Несмотря на свою твердость и стойкость, алмаз может сгорать при температуре 8000 С

C + O2 = CO2

Как вы знаете, оксид углерода (IV) –кислотный оксид. Он легко растворяется в любых природных водных источниках, в том числе в морской воде. При растворение он превращается в угольную кислоту:

CO2 + H2O= H2 SiO3

Она, как и любая кислота, способна распадаться на ионы водорода и кислотные остатки. Образующиеся карбонат-ионы вместе с ионами кальция, которые наряду с другими ионами металлов присутствуют в морской воде, служат основой для медленного роста не только известковых пород, но и маленьких жемчужин:

Ca2++ CO32- = Ca CO3

Жемчуг представляет собой округлые блестящие, с перламутровым отливом образования минерала арагонита- карбоната кальция, содержащего 10-14% органических веществ и 2-4% воды. Жемчуг вырастает до размера горошины за 12 лет(слайд 9). Он может образовываться в раковинах лишь тех моллюсков, которые выделяют перламутр. Цвет жемчуга бывает не только белым, но и желтым, красным, голубым и даже черным. Средняя продолжительность жизни жемчужины составляет 250-500 лет, затем она теряет блеск и превращается в порошок. Возможно, это и имел в виду И.А.Крылов, написавший в басне «Петух и жемчужное зерно» следующее:

Петух нашел жемчужное зерно

И говорит: куда оно?

Какая вещь пустая!

Тем не менее жемчуг считался исконно русским украшением им расшивали парадные одежды, украшали иконы, в ходу были жемчужные ожерелья, серьги, перстни, а также его клали в вино, подаваемое почетному гостю, чтобы показать чистоту своих помыслов.

В заключение вспомним слова феи из сказки «Синяя птица» : «Все камни одинаковы, все камни драгоценны, просто надо уметь их видеть ».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«коспект урока»

Урок подготовлен учителем химии

МОУ «СОШ с.Сулак Краснопартизанского района

Саратовской области

Ревенко Надеждой Александровной

Тема: «Драгоценные камни и минералы в русских сказках»

(сценарий урока с этнокультурным русским компонентом)



Не подлежит сомнению, что редкость, блеск и

Ценность камня послужили причиной того, что

Во все времена он считался самым прекрасным

И самым изысканным творением природы.

Р.Бойль

Цель урока: охарактеризовать основные свойства и состав данных природных соединений; определить их принадлежность к конкретному классу неорганических веществ; показать возможность их использования в народном хозяйстве, ювелирном деле, архитектуре и изобразительном искусстве; расширить кругозор учащихся, а также меж предметные связи химии с литературой, историей, географией.





Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Презентация .

Ход урока

Недра нашей необъятной России всегда были сказочно богаты не только нефтью, золотом и другими металлами, но и драгоценными камнями и минералами. Это нашло отражение в народном эпосе, русских сказках, легендах и преданиях, в созданиях которых принимали участие и самые выдающиеся писатели и поэты.

Вы все, конечно, любите читать сказки и помните их с детских лет. Вот послушайте «Данилушка думает , какой цветок, какой листок к малахитовому камню подойдет , чтобы полную силу камня людям показать»

Вопрос: в какой сказке речь идет о малахитовом камне?

Правильно, это сказка П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка»(слайд 1).

Учащиеся: малахит, который называют « медной зеленью, малахитовой зеленью»- это довольно хрупкий минерал. Его состав отвечает формуле (CuOH)2CO3 , химическое название- основной карбонат меди. Малахит , как и всякие карбонаты , легко разлагается кислотами. Он вскипает от углекислого г аза даже в лимонном соке, не говоря уж о соляной кислоте.

(CuOH)2CO3 +4HCI= 2CuCI2 +CO2 +3H2O

Вопрос: 1)с какими классами неорганических веществ вы встретились в данной реакции?(соли-основные,средние; кислоты; оксиды неметаллов )

2) подумайте какими кислотно-основными свойствами обладает первый из этих оксидов.

Сообщение; малахит считается «русским камнем». Слава его началась с 1635 г.в связи с открытием уральских медных рудников. «Глядит Степан-батюшки, да ведь это руда на малахит походит… вырубили из этой малахитины столбы, и барин их на приклад в самую главную церкву в Санкт-Петербурге отправил ».В данном тексте говорится о коллонах у алтаря Исаакиевского собора(слайд 2)

В 1835 на Урале была обнаружена огромная глыба малахита массой 250 тонн. Это дало возможность создать в Эрмитаже уникальный малахитовый зал.(слад 3)

К сожалению малахитовые месторождения Урала. Которые когда-то пользовались мировой известностью теперь почти полностью выработаны.

В сказке П.П.Бажова «Медной горы хозяйка» встречается упоминание и о другом камне: «Да ведь это изумруд! Редкостный камень. Целое богатство тебе, Настасья, осталось от куда только у него эти камни? Потом уж вызнали, что это у Степана слезы Хозяйки Медной горы были»(слайд4)

Изумруд ( старорусское название-смарагд)- это алюмосиликат бериллия Be3AI2(SiO3)6 . Лучшие прозрачные кристаллы изумруда имеют темно-зеленый цвет. Зеленая окраска изумруда обусловленна наличием примеси хрома. Типичные изумруды содержат 0,14% Cr ,0,12% Fe и 0,05% V

Об этом же чудесном камне мы с вами можем прочитать в сказке «О царе Салтане»,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Солтановиче и прекрасной царевне Лебеди»

А.С.Пушкина.

Знайте,вот что не безделка:

Ель в лесу,под елью белка

Белка песенки поет,и орешки все грызет,

А орешки не простые,все скорлупки золотые,

Ядра-чистый изумруд;

Вот что чудо-то зовут

А теперь пора вспомнить другие замечательные строки А.С.Пушкина:

Перед ним во мгле печальной

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном



Вопрос: узнали ,откуда это? Совершенно верно, это сказка «О мертвой царевне и о семи богатырях»(слайд 5)

Горный хрусталь по химическому составу представляет собой диоксид кремния SiO2 .

В этом веществе соединились между собой два самых распространенных на планете элемента: кислород, которого в земной коре почти 50% и кремния 28%. Поэтому немудрено, что SiO2 и его производные- силикаты составляют основу земной коры.

То , что кислород-не металл, у вас не вызывает сомнений. А кремний ? правильно ,тоже неметалл. Значит диоксид кремния- кислотный оксид. Правда, он не реагирует с водой, но со щелочами взаимодействует, образуя соли:

SiO2 + 2NaOH=Na2SiO3 +H2O

Особенность горного хрусталя-его чистота и прозрачность. В связи с этим он как символ скромности и частоты помыслов, стал служить своеобразным талисманом, укрепляющим клятвенные договоры.

Настала пора вспомнить о таком элементе, как углерод и его соединениях.

Задание: составьте схему, электронного строения атома углерода.

Вопрос: какого максимальное число неспаренных электронов, которое может иметь этот атом? Верно четыре.

Какие аллотропные модификации образует углерод?



Как вы догадались дальше речь у нас пойдет об алмазе (слайд 6

Два коня в ряду стоят

Молодые,вороные,

Вьются гривы золотые,

В мелкий кольца завитой

Хвост струится золотой

И алмазные копыты

Крупным жемчугом обиты.

вопрос : вспомнили ? это из сказки П.П.Ершова «Конек-Горбунок». Алмаз образует бесцветные и прозрачные кристаллы. Добывают их из гигантских воронкообразных трубок (жерла древних вулканов) круто уходящих в земные недра и заполненных желто-зеленых или синей землей-кимберлитом.

В кристалле алмаза каждый атом углерода связан с четырьмя соседними атомами прочными ковалентными связями, направленными от центра тетраэдра- правильного четырехгранника- к его вершинам (слайд 7).

Благодаря такой структуре кристаллической решетки алмаз-тугоплавкое, химически стойкое вещество. Среди всех минералов алмаз обладает наибольшей твердостью.

Ограненный алмаз называют бриллиантом. В качестве украшений аристократы стали использовать бриллианты лишь с середины 15 века. С этого времени наиболее крупные алмазы получают собственные имена- «Куллинан», «Звезда Юга», «Орлов» и др. (слайд8).

Несмотря на свою твердость и стойкость, алмаз может сгорать при температуре 8000 С

C + O2 = CO2

Как вы знаете, оксид углерода (IV) –кислотный оксид. Он легко растворяется в любых природных водных источниках, в том числе в морской воде. При растворение он превращается в угольную кислоту:

CO2 + H2O= H2 SiO3

Она, как и любая кислота, способна распадаться на ионы водорода и кислотные остатки. Образующиеся карбонат-ионы вместе с ионами кальция, которые наряду с другими ионами металлов присутствуют в морской воде, служат основой для медленного роста не только известковых пород, но и маленьких жемчужин:

Ca2++ CO32- = Ca CO3

Жемчуг представляет собой округлые блестящие, с перламутровым отливом образования минерала арагонита- карбоната кальция, содержащего 10-14% органических веществ и 2-4% воды. Жемчуг вырастает до размера горошины за 12 лет(слайд 9). Он может образовываться в раковинах лишь тех моллюсков, которые выделяют перламутр. Цвет жемчуга бывает не только белым, но и желтым, красным, голубым и даже черным. Средняя продолжительность жизни жемчужины составляет 250-500 лет, затем она теряет блеск и превращается в порошок. Возможно , это и имел в виду И.А.Крылов, написавший в басне «Петух и жемчужное зерно» следующее:

Петух нашел жемчужное зерно

И говорит: куда оно?

Какая вещь пустая!

Тем не менее жемчуг считался исконно русским украшением им расшивали парадные одежды, украшали иконы, в ходу были жемчужные ожерелья, серьги, перстни, а также его клали в вино, подаваемое почетному гостю, чтобы показать чистоту своих помыслов.

В заключение вспомним слова феи из сказки «Синяя птица» : «Все камни одинаковы, все камни драгоценны, просто надо уметь их видеть ».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
коспект урока

Автор: Ревенко Надежда Александровна

Дата: 08.02.2016

Номер свидетельства: 290174

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Коспект урока русского языка в 4 классе по теме "Мягкий знак в глаголах после шипящих" "
    ["seo_title"] => string(102) "kospiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-miaghkii-znak-v-ghlagholakh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "127074"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415268707"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "урок для 8 класса по теме Средства информации и их роль в обществе "
    ["seo_title"] => string(76) "urok-dlia-8-klassa-po-tiemie-sriedstva-informatsii-i-ikh-rol-v-obshchiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "133110"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416469466"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Коспект урока по русскому языку 2 класс Слова с удвоенными согласными""
    ["seo_title"] => string(70) "kospekt_uroka_po_russkomu_iazyku_2_klass_slova_s_udvoennymi_soglasnymi"
    ["file_id"] => string(6) "565430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1607082567"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока химии-биологии на тему "Металлы" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-khimii-biologhii-na-tiemu-mietally"
    ["file_id"] => string(6) "102279"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402493824"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "коспект урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". "
    ["seo_title"] => string(101) "kospiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-pravopisaniie-bukvosochietanii-zhi-shi-cha-shcha-chu-shchu"
    ["file_id"] => string(6) "144946"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418822718"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства