Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 8 классе на тему "Электролитическая диссоциация"»
Открытый урок по теме:
«Электролитическая диссоциация»
в 8 «а» классе в рамках Недели химии, биологии и географии
Подготовила: учитель химии
МКОУ «Аксайская СОШ № 1
им.З.Н.Батырмурзаева»
Таштувова Белла Рагубовна
Технологическая карта
Предмет: химия
Класс: 8 класс
Автор учебника: О. С. Габриелян
Тема урока «Электролитическая диссоциация»
Цели урока:
Образовательные:
Продолжать формирование понятий о растворении как физико-химическом процессе, об ионах, о видах химической связи.
Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию таких понятий как электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, катион, анион, о полярности молекулы воды, о степени электролитической диссоциации, о сильных и слабых электролитах.
Продолжать формирование умения наблюдать.
Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.
Продолжать формирование умения пользоваться таблицей растворимости кислот, солей и оснований.
Продолжать формирование умения пользоваться периодической таблицей Д.И. Менделеева.
Продолжать формирование межпредметных связей с предметами физика, история.
Воспитательные:
Формирование мировоззренческих понятий о причинно-следственных связях в природе.
Патриотическое воспитание на примере вклада великих русских ученых Д.И.Менделеева, И.А.Каблукова и В.А.Кистяковского в развитие теории электролитической диссоциации
Развивающие:
Развивать у учащихся умение формулировать выводы.
Развивать у учащихся основные мыслительные операции: анализа и синтеза, сравнения, классификации, систематизации, обобщения понятий.
Развивать воображение, память, внимание.
Развивать умения выделить главное, существенное в изучаемом материале.
Развивать у учащихся интерес к химии.
Общеучебные умения и навыки: развивать умения работать с карточками
Метапредметные связи: физика, история.
Оборудование и реактивы: растворы хлорида натрия, сахарозы; кристаллические вещества - хлорид натрия, соляная кислота, сахароза; дистиллированная вода, карточки с заданиями, модель кристалла соли, модели кристаллических решеток.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:проблемный,объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, экспериментальный.
Формы организации деятельности учащихся:индивидуальная, парная работа.
Назовите типы химических связей в молекулах простых и сложных веществ?
Какие виды кристаллических решеток вам известны?
Где находятся металлы и неметаллы в ПСХЭ Д.И.Менделеева?
Что такое оксиды, основания, кислоты и соли?
Как называются соли азотной, сернистой, угольной, кремниевой, ортофосфорной кислот?
Как определить растворимость вещества по таблице растворимости?
Уметь читать формулы сложных веществ и давать им названия.
Что такое физические и химические явления, их признаки.
Индивидуальный опрос.
Раздать карточки слабым учащимся.
У доски: 1 ученик, 2 ученик, 3 ученик
Дополнительные вопросы по теме и по пройденному материалу
3. Изучение нового материала и 4. Отметка домашнего задания
Обратимся к истории 1837 года. В этот период в Лондоне в лаборатории Королевского института работали два учёных: Гемфри Деви и Майкл Фарадей. Они начали исследования в области электричества и ввели понятия, которыми мы пользуемся до сих пор. Деви и Фарадей проводили опыты по определению электропроводности растворов, используя специальный прибор. Он состоял из 2-х электродов, лампочки и розетки. При опускании электродов в исследуемое вещество, если оно проводит ток, то лампочка загорается, если не проводит – не загорается. Ученые назвали вещества, которые проводят электрический ток электролитами, а те, что не проводят ток - неэлектролитами
Электролиты – вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток. (Растворы кислот, щелочей, солей и их расплавы)
Неэлектролиты - вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток. (Все кристаллические вещества, оксиды, газы)
Так почему же растворы электролитов проводят электрический ток?
Автором теории электролитической диссоциации является шведский учёный Свантэ Аррениус. Именно за исследования в области электролитов Аррениус был удостоен Нобелевской премии в 1903 г. Он объяснил проводимость растворов наличием в них свободных ионов, однако не смог объяснить, почему именно в водном растворе происходит диссоциация электролитов, так как он считал растворение физическим явлением. Откуда берутся ионы в растворах дали русские химики И.А.Каблуков и В.А.Кистяковский, объяснившие электролитическую диссоциацию химической теорией растворов Д.И.Менделеева.
Что же такое ионы?
Ионы – это положительно или отрицательно заряженные частицы, в которые превращаются атомы в результате присоединения или отдачи электронов. - Что же происходит с кристаллом при растворении его в воде?
– Какова роль воды в этом процессе?
Таким образом, давайте запишем что такое электролитическая диссоциация. Электролитическая диссоциация – это процесс распада электролита на ионы.
Не все электролиты в одинаковой степени проводят электрический ток. Бывают сильные и слабые электролиты. Сильные электролиты – это ве (Вода взаимодействует с электролитом и он под действием воды распадается на ионы).
Сначала рассмотрим строение молекулы воды. Молекулы воды представляют собой диполи (два полюса), так как атомы водорода расположены под углом 104,5 ˚, благодаря чему молекула имеет угловую форму. Схематически молекулу воды можно рассмотреть на слайде в презентации.
– Что происходит с диполями воды?
1. Диполи ориентируются отрицательными концами вокруг положительных ионов, а положительными вокруг отрицательных.
Этот процесс называется ориентация. (Запись в тетрадь)
– Что происходит дальше?
2. Между ионами электролита и диполями происходит взаимодействие. Этот процесс называется гидратация. (Запись в тетрадь)
3.Во время гидратации возникают силы взаимного притяжения между диполями и ионами, химическая связь между ионами кристалла ослабевает и ионы, окруженные «водным одеялом» отрываются и переходят в раствор.
Происходит распад – диссоциация.
Ионы, окруженные водной оболочкой, называют гидратированными.
Процесс диссоциации упрощенно можно записать: NaCl = Na+ + Cl-
В растворах электролитов хаотически движущиеся гидратированные ионы могут столкнуться и объединиться. Этот обратный процесс называется ассоциацией.
Вывод: при растворении в воде вещества взаимодействуют с диполями, распадаются на свободные гидратированные ионы и проводят электрический ток. Гидратация ионов является основной причиной диссоциации электролита.
К такому выводу пришел шведский ученый Сванте Аррениус в 1887 году.щества, которые полностью распадаются на ионы в водном растворе.
А слабые – не полностью распадаются на ионы в растворе.
При разбавлении растворов степень диссоциации увеличивается. Это связано с тем, что количество диполей воды увеличивается, и они могут разрушить кристаллическую решетку вещества, то есть оттянуть молекулы электролита в раствор.
5. Закрепление.
1) Объясните, почему раствор гидроксида калия проводит электрический ток, а раствор глюкозы С6Н12О6 - нет.
2) Почему при разбавлении раствора электролита степень его диссоциации увеличивается?
3) Как отличается по своей природе электропроводность металлов и электролитов?
4) Как объяснить электрическую проводимость водных растворов электролитов?
5) Какие из солей, чьи формулы приведены, являются электролитами: AlCl3, BaSO4, Cu(NO3)2, AgCl, Na3PO4, Mg3(PO4)2.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(297) "Авторская разработка открытого урока по химии в 8 классе по теме Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации с применением сингапурских приёмов "
["seo_title"] => string(180) "avtorskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-po-khimii-v-8-klassie-po-tiemie-svoistva-soliei-v-svietie-tieorii-eliektrolitichieskoi-dissotsiatsii-s-primienieniiem-singhapurskikh-priiomov"
["file_id"] => string(6) "212505"
["category_seo"] => string(6) "himiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1431862295"
}
}