Это урок изучения нового материала. На этом уроке учащиеся познакомятся с новыми понятиями "крекинг", "реформинг", "ректификация". Изучат процесс термического и каталитического крекинга, научатся составлять уравнения реакций, отражающих процесс крекинга. во время повторения вспомнят алгоритм решения задач на нахождение молекулярной формулы вещества. формы работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Просмотр содержимого документа
«нефть»
Дата:________
Класс:_________
Тема: «Нефть – не топливо, топить можно и ассигнациями» (Д.И.Менделеев)
Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти.
Задачи:
знать сущность перегонки термического и каталитического крекинга, риформинга;
уметь по схеме объяснять процесс перегонки нефти;
составлять уравнения химических реакций, отражающих процесс крекинга;
иметь представление об октановом числе и детонационной стойкости бензина.
Тип урока: изучение новой темы.
Форма урока: урок-презентация.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебный фильм «Нефть»
склянка с нефтью, колба с водой, чистая пробирка;
Ход урока
1 орг.момент
2 проверка д/з
Решите задачу:
1.Найти молекулярную формулу вещества, содержащего 81,8% углерода и 18,2% водорода. Относительная плотность вещества по азоту равна 1,57.( С3Н8.)(Сотник)
2.Органическое вещество содержит 84,21% углерода и 15,79% водорода. Плотность паров вещества по воздуху 3,93. Определить формулу вещества.( С4Н10.)(Казбекова)
3.Найти молекулярную формулу предельного углеводорода, массовая доля углерода в котором 83,3%.(С8Н18.)(Нурпеисов)
4.Весь класс на отдельных листочках графический диктант(оценки на следующий урок )
3. новая тема
Видеоролик «Важнейшие продукты нефтепереработки»
1 часть: состав
Знакомство с нефтью начнем с лабораторного исследования.
Лабораторный опыт «Исследование физических свойств нефти»
Учащиеся выполняют лабораторный опыт и заполняют листок.
Ход работы | Наблюдения и выводы |
Рассмотрите образец сырой нефти в пробирке. Отметьте цвет. Взболтайте. Снова отметьте цвет. Осторожно понюхайте. | |
Отберите стеклянной палочкой пробу нефти и разотрите ее между пальцами. Отметьте цвет и запах. Пальцы вытрите фильтровальной бумагой. | |
Перенесите пробу нефти в кристаллизатор с водой, запишите наблюдения. | |
(опрос на месте по заполнению таблицы)
Происхождение нефти
Происхождение нефти – одна из тайн природы, которая относится к числу «великих геологических споров», еще не завершенных. К настоящему времени по этой проблеме известно около 25 тыс. публикаций. Видимо, прав английский геолог С.Пауэрс. Еще в первой четверти
ХХ в. он сказал: «Ко времени, когда из Земли будет извлечен последний баррель нефти, еще не будет создана гипотеза ее образования».
Перегонка нефти (видео 03.51) просмотреть видео, прочитать стр 144 и записать способы переработки нефти
(видео 06.00) записать с помощью учебника фракции нефти, используя технику кластер.( проверка у доски 2 человека)
Крекинг нефти (видео 08.33) стр 145-147 прочитать и сравнить (таблица 19)(10.10 конец видео)
Продукты получаемые из нефти
Детонационная стойкость бензина (стр 149)прочитать и ответить на вопрос что такое октановое число бензина? (Задача на слайде 17)
Закрепление: Задача на стр 150 № 17 (1200000 штук)
Составить синквейн по теме «Нефть»
Итог урока:
§ 7.1, 7.2
Стр 150 задание 1-16 устно
Просмотр содержимого презентации
«нефть открытый урок»
Нефть
Состав, свойства, переработка
«НЕФТЬ –НЕ ТОПЛИВО, ТОПИТЬ МОЖНО И АССИГНАЦИЯМИ» Д.И. Менделеев.
Цель:
- Ознакомится с нефтью
- Ознакомится с теориями происхождения нефти
- Ознакомится со свойствами нефти и ее применением
- Ознакомится с переработкой нефти
Ход работы
Наблюдения и выводы
- Рассмотрите образец сырой нефти в пробирке.
Отметьте цвет. Взболтайте. Снова отметьте цвет. Осторожно понюхайте.
- Отберите стеклянной палочкой пробу нефти и разотрите ее между пальцами.
Отметьте цвет и запах. Пальцы вытрите фильтровальной бумагой.
- Перенесите пробу нефти в кристаллизатор с водой,
запишите наблюдения.
Нефть – это смесь углеводородов.
Можно выделить три основные группы углеводородов:
алканы С п Н 2п+2 – 50% ,
циклоалканы С п Н 2п - 50-70%,
арены С п Н 2п-6 – 3-15%
1763г.
- М.В.Ломоносов в знаменитом труде
- М.В.Ломоносов в знаменитом труде
« О слоях земных» писал о нефти так:
« Между тем выгоняется подземным жаром из приуготовляющихся каменных углей оная бурая и черная маслянистая материя и выступает в разные расселины и полости сухие и влажные, водами заполненные..»
- « О слоях земных» писал о нефти так: « Между тем выгоняется подземным жаром из приуготовляющихся каменных углей оная бурая и черная маслянистая материя и выступает в разные расселины и полости сухие и влажные, водами заполненные..»
Начало 20 века
- Г.Полонье выдвинул «сапропелевую теорию» происхождения нефти. Сапропель- это перегнивший на дне озер и лагун ил, обогащенный остатками водорослей и животных.
1919 г.
- Академик Н.Д.Зелинский произвел двойную перегонку сапропеля из озера Балхаш. В результате получил бензин, керосин и тяжелые масла.
1921 г.
- Японскому ученому Кобаяси удалось получить искусственную нефть при перегонке жира рыб без давления, но в присутствии катализатора. Подобные опыты натолкнули на мысль, что в природных условиях роль катализатора могут играть глинистые породы.
Химический состав
Нефть – смесь более 1000 разных веществ (правда, большинство из них представлено в ничтожных количествах).
Углеводороды
(79-88%)
Водород
(11-14%)
Кислород, азот
и др. элементы
Сера (0,1-5%)
Переработка нефти
- Перегонка (ректификация)
- Крекинг (разложение)
- Риформинг
Схема современной нефтеперегонной установки
Устройство тарелок установки
Продукты первичной переработки
Светлые
Темные
- бензин
- лигроин
- керосин
- газойль
перегоняют при низком давлении и получают
-смазочные масла
-нефтяной пек (гудрон)
Вторичная переработка (крекинг) (Шухов, Гаврилов 1891)
t 450-550 °C
P 2-7мПа
алканы +алкены
С n H 2n + 2 С n H 2n _ ______________________
нормального строения
t 450-500 °
Катализатор: AI 2 O 3 *nSiO 2
изомеризация
Риформинг- ароматизация
Что означают названия марок бензина: А-76, А-80, Аи-93, Аи-95, Аи-98?
- Октановое число = %содержанию изооктана + гектан
- какой состав будет иметь бензин 95 марки?
- Составить синквейн по теме «Нефть»
Вывод:
- «НЕФТЬ –НЕ ТОПЛИВО, ТОПИТЬ МОЖНО И АССИГНАЦИЯМИ»
Домашнее задание:
- § 7.1, 7.2
- Стр 150 задание 1-16 устно