Предмет: химия, 8 класс
Тема: Вода в природе. Состав, свойства и применение воды.
ЦЕЛЬ: Сформировать знания о распространении воды в природе, составе, свойствах воды и областях применения.
Задачи:
Образовательные: дать представления о распространении воды в природе, её составе, способах определения состава воды; ознакомить с физическими и химическими свойствами воды; расширить имеющиеся знания учащихся о применении воды; раскрыть межпредметные связи (химии, биологии, географии, физики и др.)
Развивающие: развивать навыки проведения лабораторных опытов, анализировать и делать выводы; умения составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства воды; умения выделять главное, самостоятельно работать с учебником, вырабатывать умение слушать, вести исследовательскую беседу.
Воспитательные: способствовать развитию у школьников интереса к химической науки; активизировать их познавательную и творческую деятельность; способствовать осознанию значения химии в различных отраслях народного хозяйства; обсудить проблемы окружающей среды.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы урока: словесные, наглядные, частично-поисковые.
Оборудование урока: ноутбук, диск «Виртуальная химическая лаборатория», презентация, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Орг – момент (1-2 мин)
Приветствие, настрой на урок.
II. Актуализация знаний (3-5 мин)
Постановка темы и цели урока. (Слайд 1)
Ребята, наш урок сегодня мы начнем со слов Антуана де Сент Экзюпери: «У тебя нет ни света, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…ты самое большое богатство на свете!» Как вы думаете, о чем пойдет речь? (Слайд 2, 3)
- Правильно о воде? А что бы мы хотели узнать о ней? (Ответы учащихся)
III. Изучение нового материала (30-35 мин)
Приступим к изучению первого вопроса. Вода в природе.
- Посмотрите за окно. Что вы там видите? (Снег) Снег - это кристаллы замерзшей воды. Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
Ученики читают с листков.
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране!
Как сосулька замерзает.
В дом туманом заползает.
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить.
Учитель: Согласны вы с этим утверждением? И сейчас в подтверждение наших слов просмотрим слайды о распространенности воды в природе. ( Слайд 4,5,6,7) Ученики делают необходимые записи в тетрадь.
А какие вы знаете другие выражения, означающие слово вода? (гидро, аква)
Переходим к изучению второго вопроса: Состав воды.
- А какой состав имеет вода? Записывают формулу. (Слайд 8)
Сколько атомов водорода входит в состав, сколько атомов кислорода? Это простое или сложное вещество?
Рассмотрение пространственного строения молекулы воды. Атомы водорода присоединяются к атому кислорода под углом 1040. Какой тип связи в молекуле воды.
-А как вы думаете как можно установить состав воды? (Предположения уч-ся)
(Слайд 9) Впервые состав воды определил А.Лавуазье в 1787 г.
Существует два способа определения состава веществ: анализ и синтез. (Записывают определения в тетрадь)
Просмотр лабораторного опыта «Определение состава воды путем её разложения под действием электрического тока».
Закрепление расчетных умений учащихся. Решение задачи. (Слайд 11)
- Вычислите Мr (Н2О)
- Определите массовые отношения элементов.
Следующий вопрос, который мы с вами разберем «Физические свойства воды»
Применим один из методов технологии критического мышления стратегию «Знаю. Хочу узнать. Узнал» Делят лист на три части: в первой графе записывают, свойства воды, с которыми знакомы, во второй, что хотят узнать, в третьей, то что узнали. Работают самостоятельно с учебником с. 106-107.
А теперь давайте проверим (Слайды 12,13)
Рассмотрение особенностей воды. (Слайд 14, 15, 16)
Что ещё мы должны узнать о воде? (Дети отвечают) Правильно, мы должны ознакомиться с химическими свойствами воды. (Слайды 17, 18, 19, 20)
Лабораторный опыт № 6.1 «Взаимодействие воды с металлами (Na, Al, Cu)
Просмотр видеоролика (взаимодействие натрия с водой). Глава 8.
Результаты Л.оп. оформляем в виде таблицы.
Металл
Уравнение реакции
Наблюдения
Вывод
Na
2Na + 2Н2О = 2NaОН + Н2
Бурное протекание реакции при обычной температуре, металл растворяется, образуется гидроксид и выделяется водород
Бурно реагирует с водой при об.темп.
Al
2Al + 3Н2О = Al2О3 + 3Н2
При обычной температуре не реагирует, при нагревании образуется оксид и выделяется водород
Реагирует с водой только при нагревании
Cu
Реакция не протекает
Не реагирует с водой не при каких условиях.
Лабораторный опыт № 6.2 «Взаимодействие воды с оксидом кальция и оксидом фосфора»
Просмотр видеоролика.( Глава 4) Результаты опыта оформляем в виде таблицы.
Формула оксида
Уравнение реакции
Наблюдения
Вывод
СаО
СаО + Н2О = Са(ОН)2
Бурное протекание реакции, выделяется много тепла
При взаимодействии оксидов металлов с водой образуются основные оксиды.
Р2О5
Р2О5 + 3Н2О = 2Н3РО4
Энергичное взаимодействие
При взаимодействии оксидов неметаллов с водой образуются кислотные оксиды.
Взаимодействие с неметаллами: С+ Н2О = СО2+ 2Н2 ; Сl2 + Н2О = Н СlО + НСl
Взаимодействие с гидридами: NaН + Н2О = NaОН + Н2
И последний вопрос, который мы с вами должны разобрать, это применение водорода.
Рассмотрите таблицу на с. 110 и запишите, где применяется водород.
IV. Закрепление нового материала (5-7 мин)
Выполнение упражнения в рабочей тетради с. 69, № 23.
V. Подведение итогов урока (1-2 мин)
VI. Домашнее задание (1-2 мин)
Параграф 36 с. 96, п. 39, с.105-107, п. 40-41 с.107-110, с.109 упр.3, с.107 задача 5.
Творческое задание: составить синквейн по теме «Вода»
VII. Рефлексия (1-2 мин)
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Мне особенно запомнилось…
Меня удивило…
Я считаю…
Урок мне…
Оцените по 5-ти бальной системе свою работу сегодня на уроке.