Конспект урока на тему "Непредельные углеводороды ряда этилена"
Конспект урока на тему "Непредельные углеводороды ряда этилена"
Цель урока: изучить строение, свойства, получение и применение этенов.
Задачи урока:
Сравнить строение и состав алканов и алкенов;
Определить виды изомерии этиленовых углеводородов;
Изучить способы получения этилена, его гомологов в лаборатории и в промышленности;
Решить экологическую проблему влияния отходов полиэтилена и его производных на окружающую среду;
Закрепить умения проведения химического эксперимента;
Развивать умение делать логические выводы на основе полученной информации.
Оборудование и реактивы. Компьютер, проектор, экран, штатив с пробирками, спиртовка, лабораторный штатив, спички, этиловый спирт, Н2SO4 (конц.), кипелка (прокаленный песок), бромная вода, раствор KMnO4, образцы полиэтиленовой пленки, гранулированный полиэтилен.
Ход урока
Ознакомление учащихся с целью урока.
I.Актуализация знаний
Урок начинается с повторения строения молекулы этилена и гомологического ряда этиленовых углеводородов.
Затем учащиеся выполняют задания:
1. Сопоставьте названия и состав предельных и непредельных углеводородов.
Предельные углеводороды ряда метана
Непредельные углеводороды ряда этилена
Метан CH4
-
Этан C2H6
Этен (этилен) C2H4
Пропан C3H8
Пропен C3H6
Бутан C4H10
Бутен C4H8
Пентан C5H12
Пентен C5H10
Гексан C6H14
Гексен C6H12
И т.д.
И т.д.
Учащиеся делают записи в тетрадях и с места объясняют результаты сравнения названий и состава углеводородов.
2.Данное вещество является изомером пентена-1.
Определите вид изомерии данного вещества:
Назовите его.
Ученики выполняют задание, озвучивают с места ответ, обсуждают возможные ошибки.
II . Изучение нового материала
1. Лабораторный опыт. Изучение свойств полиэтилена.
Учитель формулирует цель лабораторного опыта: изучить явление пластичности и химические свойства полимера.
Учащиеся работают в парах. На экране появляется инструкция проведения лабораторного опыта.
1. Изучение явления пластичности.
Кусочек полиэтилена закрепите в держателе, подержите его над пламенем спиртовки. Стеклянной палочкой измените форму размягченного полимера, затем дайте ему остыть. Попытайтесь изменять его форму при обычной температуре.
2. Изучение химических свойств полимера.
Гранулы полиэтилена поместите в пробирку с раствором перманганата калия. Происходит ли изменение окраски раствора? Поместите кусочки полимера в пробирки, содержащие 1 миллилитр растворов серной кислоты и гидроксида натрия. Наблюдаются ли химические реакции?
На основе проделанных опытов учащиеся делают выводы о свойствах полимера. Учитель объясняет, что свойства полимера размягчаться при нагревании и в этом состоянии легко изменять свою форму, а затем сохранять ее при охлаждении называют термопластичностью.
2. История открытия непредельных углеводородов.
Учащиеся готовят к уроку сообщения об истории открытия этиленовых углеводородов. На экране появляются тезисы.
1669г. Немецкий ученый Иоганн Бехер, нагревая этиловый спирт с серной кислотой, получил неизвестный ранее газ, названный “газ Бехера”
1795г. Голландский химик И. Дейман подробно изучил “газ Бехера”. Его состав: углерод и водород, при взаимодействии с хлором превращается в маслянистую жидкость – 1,2 дихлорэтан. Так произошло название ОЛЕФИНЫ, что означает МАСЛОРОДНЫЙ.
3. Получение этилена в лаборатории. Доказательство наличия этена.
Учитель демонстрирует опыт по получению этилена в лаборатории.
На экране - уравнение реакции дегидратации этанола:
Для доказательства наличия этилена полученный газ пропускают через раствор перманганата калия, фиолетовый раствор KMnO4 обесцвечивается, при этом образуется двухатомный спирт этиленгликоль.
При пропускании этилена через бромную воду красно-бурый бром быстро обесцвечивается.
Это качественные реакции на непредельные углеводороды.
4. Получение алкенов в промышленности.
Этилен и его гомологи получают в промышленности в результате реакции дегидрирования:
5. Решение экологической задачи.
Перед учениками ставится экологическая задача: какое влияние оказывают отходы полиэтилена и его производные на окружающую среду?
Дети делают свои предположения, в результате дискуссии учащиеся приходят к выводу: отходы полиэтилена и его производные отрицательно влияют на окружающую среду, отравляя природу продуктами сгорания, вызывают гибель морских животных (зубатых китов и др.) при попадании полиэтилена внутрь организма, не разлагаются почвенными бактериями.
6.Применение этилена и его производных.
Исходя из жизненного опыта, учащимся предлагается привести примеры применения этилена и его производных. Учащиеся приводят примеры. Затем учитель подводит итог: этилен и его производные используют для ускоренного созревания плодов (помидоров, груш, дынь, лимонов и т.д.), изготовления разовой посуды, синтетического каучука, антифризов, взрывчатых веществ, пластмасс, растворителей, пакетов, полиэтиленовой пленки, получения горючего.
III. Закрепление нового материала.
Самопроверка качества усвоения материала учащимися.
По материалу урока учащимся предлагается выполнить тест. (Вопросы теста на экране).
1.В гомологическом ряду алкенов нормального строения четвертый по счету гомолог называется:
а) бутен;
б) пентен;
в) гексен;
г) гептен.
2.Укажите формулу пентена-2:
а) CH3-CH=CН-CH3;
б) CH2= CH-CН2-CH3;
в) СН2= СН-СН2-СН2-СН3;
г) СН3-СН=СН-СН2-СН3
3. Пропен из пропилового спирта СН3-СН2-СН2-ОН можно получить в результате реакции:
а) дегидрирования;
б) дегидратации;
в) гидрирования;
г) гидратации.
4. Качественной реакцией на непредельные углеводороды является:
а) реакция горения;
б) взаимодействие с водородом;
в) реакция гидратации;
г) обесцвечивание бромной воды.
5. Этилен можно получить из этана в результате реакции:
а) дегидрирования;
б) дегидратации;
в) гидрирования;
г) гидратации
Затем на экране учитель показывает правильные ответы. Учащиеся проводят самоконтроль и выставляют оценки.
IV.Подведение итогов урока
1.Этиленовые углеводороды отличаются от предельных по составу, строению и свойствам.
2.Экспериментальным путем установлено, что этилен химически активен, а полиэтилен - инертен.
3.Изучены способы получения этилена и его гомологов.
4.Отходы полиэтилена и его производные отрицательно влияют на окружающую среду.
V. Домашнее задание
Решите экологическую проблему утилизации отходов полиэтилена и его производных.
§ 26, вопросы 1-3 письменно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Непредельные углеводороды ряда этилена" »
Тема урока:НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ, ИЛИ НЕНАСЫЩЕННЫЕ, УГЛЕВОДОРОДЫ РЯДА ЭТИЛЕНА (АЛКЕНЫ, ИЛИ ОЛЕФИНЫ)
Цель урока: изучить строение, свойства, получение и применение этенов.
Задачи урока:
Сравнить строение и состав алканов и алкенов;
Определить виды изомерии этиленовых углеводородов;
Изучить способы получения этилена, его гомологов в лаборатории и в промышленности;
Решить экологическую проблему влияния отходов полиэтилена и его производных на окружающую среду;
Закрепить умения проведения химического эксперимента;
Развивать умение делать логические выводы на основе полученной информации.
Оборудование и реактивы. Компьютер, проектор, экран, штатив с пробирками, спиртовка, лабораторный штатив, спички, этиловый спирт, Н2SO4 (конц.), кипелка (прокаленный песок), бромная вода, раствор KMnO4, образцы полиэтиленовой пленки, гранулированный полиэтилен.
Ход урока
Ознакомление учащихся с целью урока.
I.Актуализация знаний
Урок начинается с повторения строения молекулы этилена и гомологического ряда этиленовых углеводородов.
Затем учащиеся выполняют задания:
1. Сопоставьте названия и состав предельных и непредельных углеводородов.
Предельные углеводороды ряда метана
Непредельные углеводороды ряда этилена
Метан CH4
-
Этан C2H6
Этен (этилен) C2H4
Пропан C3H8
Пропен C3H6
Бутан C4H10
Бутен C4H8
Пентан C5H12
Пентен C5H10
Гексан C6H14
Гексен C6H12
И т.д.
И т.д.
Учащиеся делают записи в тетрадях и с места объясняют результаты сравнения названий и состава углеводородов.
2.Данное вещество является изомером пентена-1.
Определите вид изомерии данного вещества:
Назовите его.
Ученики выполняют задание, озвучивают с места ответ, обсуждают возможные ошибки.
II . Изучение нового материала
1. Лабораторный опыт. Изучение свойств полиэтилена.
Учитель формулирует цель лабораторного опыта: изучить явление пластичности и химические свойства полимера.
Учащиеся работают в парах. На экране появляется инструкция проведения лабораторного опыта.
1. Изучение явления пластичности.
Кусочек полиэтилена закрепите в держателе, подержите его над пламенем спиртовки. Стеклянной палочкой измените форму размягченного полимера, затем дайте ему остыть. Попытайтесь изменять его форму при обычной температуре.
2. Изучение химических свойств полимера.
Гранулы полиэтилена поместите в пробирку с раствором перманганата калия. Происходит ли изменение окраски раствора? Поместите кусочки полимера в пробирки, содержащие 1 миллилитр растворов серной кислоты и гидроксида натрия. Наблюдаются ли химические реакции?
На основе проделанных опытов учащиеся делают выводы о свойствах полимера. Учитель объясняет, что свойства полимера размягчаться при нагревании и в этом состоянии легко изменять свою форму, а затем сохранять ее при охлаждении называют термопластичностью.
2. История открытия непредельных углеводородов.
Учащиеся готовят к уроку сообщения об истории открытия этиленовых углеводородов. На экране появляются тезисы.
1669г. Немецкий ученый Иоганн Бехер, нагревая этиловый спирт с серной кислотой, получил неизвестный ранее газ, названный “газ Бехера”
1795г. Голландский химик И. Дейман подробно изучил “газ Бехера”. Его состав: углерод и водород, при взаимодействии с хлором превращается в маслянистую жидкость – 1,2 дихлорэтан. Так произошло название ОЛЕФИНЫ, что означает МАСЛОРОДНЫЙ.
3. Получение этилена в лаборатории. Доказательство наличия этена.
Учитель демонстрирует опыт по получению этилена в лаборатории.
На экране - уравнение реакции дегидратации этанола:
Для доказательства наличия этилена полученный газ пропускают через раствор перманганата калия, фиолетовый раствор KMnO4 обесцвечивается, при этом образуется двухатомный спирт этиленгликоль.
При пропускании этилена через бромную воду красно-бурый бром быстро обесцвечивается.
Это качественные реакции на непредельные углеводороды.
4. Получение алкенов в промышленности.
Этилен и его гомологи получают в промышленности в результате реакции дегидрирования:
5. Решение экологической задачи.
Перед учениками ставится экологическая задача: какое влияние оказывают отходы полиэтилена и его производные на окружающую среду?
Дети делают свои предположения, в результате дискуссии учащиеся приходят к выводу: отходы полиэтилена и его производные отрицательно влияют на окружающую среду, отравляя природу продуктами сгорания, вызывают гибель морских животных (зубатых китов и др.) при попадании полиэтилена внутрь организма, не разлагаются почвенными бактериями.
6.Применение этилена и его производных.
Исходя из жизненного опыта, учащимся предлагается привести примеры применения этилена и его производных. Учащиеся приводят примеры. Затем учитель подводит итог: этилен и его производные используют для ускоренного созревания плодов (помидоров, груш, дынь, лимонов и т.д.), изготовления разовой посуды, синтетического каучука, антифризов, взрывчатых веществ, пластмасс, растворителей, пакетов, полиэтиленовой пленки, получения горючего.
III. Закрепление нового материала.
Самопроверка качества усвоения материала учащимися.
По материалу урока учащимся предлагается выполнить тест. (Вопросы теста на экране).
1.В гомологическом ряду алкенов нормального строения четвертый по счету гомолог называется:
а) бутен;
б) пентен;
в) гексен;
г) гептен.
2.Укажите формулу пентена-2:
а) CH3-CH=CН-CH3;
б) CH2=CH-CН2-CH3;
в) СН2=СН-СН2-СН2-СН3;
г) СН3-СН=СН-СН2-СН3
3. Пропен из пропилового спирта СН3-СН2-СН2-ОН можно получить в результате реакции:
а) дегидрирования;
б) дегидратации;
в) гидрирования;
г) гидратации.
4. Качественной реакцией на непредельные углеводороды является:
а) реакция горения;
б) взаимодействие с водородом;
в) реакция гидратации;
г) обесцвечивание бромной воды.
5. Этилен можно получить из этана в результате реакции:
а) дегидрирования;
б) дегидратации;
в) гидрирования;
г) гидратации
Затем на экране учитель показывает правильные ответы. Учащиеся проводят самоконтроль и выставляют оценки.
IV.Подведение итогов урока
1.Этиленовые углеводороды отличаются от предельных по составу, строению и свойствам.
2.Экспериментальным путем установлено, что этилен химически активен, а полиэтилен - инертен.
3.Изучены способы получения этилена и его гомологов.
4.Отходы полиэтилена и его производные отрицательно влияют на окружающую среду.
V. Домашнее задание
Решите экологическую проблему утилизации отходов полиэтилена и его производных.