Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о воздухе, как природной смеси газов, полученных на уроках химии, физики, биологии и географии.
Задачи:
а) Образовательные: 1. Расширить знания о воздухе, его составных частях и их свойствах; 2. Убедиться во взаимном влиянии веществ атмосферного воздуха и живых организмов друг на друга; 3. Познакомиться с видами загрязнения атмосферы и мерами по ее охраны.
б) Развивающие: 1. Развить навыки решения расчётных задач с использованием заданий типа PISA.
в) Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе.
Стратегии: «Мозговой штурм», «Думай, общайся, делись», «Я, ты, мы»
Оборудование: Технические и мультимедийные средства.
План:
- Организационный момент
- Вводно-мотивационный этап
- Введение новых знаний
IV. Рефлексия
Ход урока:
- Организационный момент
Приветствие класса. Проверка готовности к уроку.
- Вводно-мотивационный этап
Сегодня мы с вами проведем очень интересный урок. Перед вами стоит стол.
Вопрос: Что находится на столе? (3 стакана)
Предлагаю вам определить, что находится в каждом из стаканов.
(вода, земля, воздух)
Молодцы ребята, все ваши предположения верны. Но как говорил древнегреческий ученый Аристотель: «Природа не терпит пустоты».
Мы знаем что воздух заполняет все свободное пространство, поэтому мы смело можем сказать, что стакане находится воздух.
Итак, тема нашего урока «Воздух. Состав воздуха».
Сейчас каждый из вас возьмет по фрагменту изображения. А теперь организуйте группы, собрав пазлы
- Введение новых знаний
Стратегия «Мозговой штурм». Время на выполнение: 2 минуты
Исходя из темы урока составим кластер что мы сегодня с вами будем изучать. В группах предварительно выберите спикера презентующего вашу совместную работу. (Высказывания одной микрогруппы и дополнения остальных).
Итак цель нашего урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о воздухе, как природной смеси газов, полученных на уроках химии, физики, биологии и географии.
Определение физических свойств: применение стратегии «Думай, общайся в паре, делись». Время на выполнение: 4 минуты
На столах каждой группы шприц, шар, пакетик целлофановый, газета линейка. Сейчас с помощью предметов находящихся у вас на столах, вам необходимо исследовать и доказать физические свойства воздуха. (пакетик – бесцветный; шар воздушный – заполняет пространство; шприц – сжимается; линейка, газета – воздух давит на земную поверхность).
Какая группа желает высказать свои идеи?
Применение стратегии «Я, Ты, Мы»
Задача 1:
Воздух – естественная смесь газов, образующая земную атмосферу. В воздухе содержится 78% азота, 21% кислорода, 0,03% углекислого газа, 0,94% инертных газов. Воздух необходим для существования живых организмов.
Знаете ли вы, что в нашем организме происходит процесс, сходный с процессом горения свечи и крайне необходимый для жизнедеятельности организма? Этот процесс называется дыхание. Выдающийся профессор доктор Ранке в свое время сказал: Воздух есть хлеб для легких, с той лишь разницей, что его вдыхают, а не едят. Никому не придет в голову покушать того, что уже переработал другой организм. Общеизвестно и давно доказано, что лучше всего снимает стресс, возвращает работоспособность человеку плач. А ведь причина кроется не в самом плаче, а в процессе дыхания во время него.
Вопросы:
- Постройте диаграммы процентного содержания в воздухе газов.
Тип вопроса – закрытый конструируемый
Компетенция – интерпретация данных и доказательств с научной точки зрения.
Содержание – физические системы.
Область применения – связь естествознания и технологии.
Контекст – личностный
2) Найдите молекулярную массу газа, которого в воздухе содержится всего 0,03%.
А) 44
Б) 32
В) 28
Тип вопроса - комплексный с выбором ответа
Компетенция – объяснение явлений с научной точки зрения.
Содержание – физические системы.
Область применения – связь естествознания и технологии.
Контекст - личностный
3) Что общего между процессом горения и дыхания?
Тип вопроса – открытый со свободно-конструируемым ответом
Компетенция – объяснение явлений с научной точки зрения
Содержание – системы живых организмов.
Область применения – человек и его здоровье.
Контекст - личностный
4) Какие вещества содержатся в выдыхаемом воздухе. Как экспериментальным путём это можно доказать?
Тип вопроса – открытый со свободно-конструируемым ответом
Компетенция – интерпретация данных и доказательств с научной точки зрения
Содержание – физические системы
Область применения – естествознание и технология.
Контекст - личностный
5) Выберите особенности дыхания во время плача
А) Рыдающий человек дышит ртом, а не носом.
Б) Рыдающий человек дышит носом, а не ртом.
В) Вдох гораздо продолжительнее, нежели выдох.
Тип вопроса – комплексный с выбором ответа
Компетенция – объяснение явлений с научной точки зрения
Содержание – системы живых организмов.
Область применения – человек и его здоровье.
Контекст - личностный
Один из группы презентует решение задачи.
Подведение итогов. Цель урока достигнута.
- Рефлексия «Солнышко»
На доске прикреплен круг от солнышка, детям раздаются лучик желтого и голубого цвета. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравился урок, я получил много интересной информации; голубого цвета – занятие было не интересным, не получил ни какой интересной информации.