kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Оксиды углерода (углекислый газ).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок новых знаний по теме "Оксиды углерода (углекислый газ)". В урок включено задание PISA (естественнонаучная грамотность).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Оксиды углерода (углекислый газ)»

Технологическая карта учебного занятия

Тема занятия: «Оксиды углерода (углекислый газ)».


Тип занятия: урок новых знаний.


Цель занятия: сформировать знания об оксиде углерода (IV).


Планируемые результаты:

- личностные: воспитание бережного отношения к своему здоровью,  окружающей природе, развитие ответственного отношения к учёбе, познавательного интереса к химии, используя данные о значении изучаемых веществ и явлений в окружающей жизни, развитие коммуникативных умений и навыков, формирование умений парной и групповой работы. 


- метапредметные: формирование научного мировоззрения (о реальности существования этого оксида и связанных с ним превращений), раскрытие причинно-следственных связей, развитие умений самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи, определять способы  действий и соотносить с планируемыми результатами.


- предметные: систематизировать знания учащихся о кислотных оксидах на примере оксида углерода (IV), усвоить строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение углекислого газов, качественную реакцию на углекислый газ, физиологическое действие на организм углекислого газа, продолжить работу по развитию умений сравнивать, составлять уравнения реакций, получать информацию из сети Интернет.


Класс: 9


УМК: автор учебника - О.С. Габриелян, используется задание формата PISA «Тесто для хлеба».


Педагогические технологии: педагогика сотрудничества, проблемного обучения, ИКТ.


Методы обучения: беседа, объяснение, дискуссия, постановка и решение учебных проблем, устный опрос, демонстрация презентации.


Оборудование: мрамор, соляная кислота, известковая вода, спички, пробирка с газоотводной трубкой, пробирки, держатель, спиртовка, пробирочный штатив, лучина.


Этапы занятия

Дидактические задачи этапа

Формы организации деятельности

Дидактические средства

Время, мин.

Мотивационно-целевой

Создать учебную или образовательную ситуацию, осуществить постановку учебной задачи, осуществить целеполагание.

фронтальная

Загадка.

3

Операционно-деятельностный

Создать условия для решения учебной задачи, организовать процесс познания, коммуникации.

фронтальная

Лекция.

Лабораторное оборудование.

24

Контрольно-оценочный

Развить умения оценивать свою работу обучающимися, на основе понятных для ребят критериев оценивания.

групповая

Технические средства обучения. Раздаточный материал.

Задание формата PISA «Тесто для хлеба».

15

Рефлексивно-обобщающий

Подвести итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.

фронтальная,

индивидуальная

Технические средства обучения

3


Конспект урока

Организационный этап (Учитель создает условия для доброжелательной обстановки на уроке).


I. Мотивационно-целевой этап

Учитель задаёт учащимся загадку для постановки цели урока.

Чтоб появиться я сумел,
Прокаливают белый мел.
Меня даёт огонь в печи
И пламя маленькой свечи.
И стоит только сделать вздох,
Чтоб я на свет явиться мог.
Я в газированной воде,
Я в хлебе, в соде, я везде.

Учитель: О каком веществе идёт речь?

Ученики: Углекислый газ.

Учитель: Правильно, молодцы. Попробуйте теперь сформулировать цель нашего урока.

(Ученики предлагают свои варианты).


II. Операционно-деятельностный этап

(Осуществляется процесс познания нового материала в виде лекции).

С+4О-22 – оксид углерода (IV), углекислый газ – газ, без цвета, запаха, вкуса, тяжелее воздуха, растворим в воде, не поддерживает дыхание и горение.

При атмосферном давлении и -790С он переходит в твёрдое состояние, превращаясь в белый порошок, похожий на снег – «сухой лёд» (для которого характерно такое явление, как возгонка).

В воздухе, содержащем 3% СО2, зажжённая свеча гаснет. При содержании углекислого газа в воздухе 4% возникает головная боль, учащение пульса, повышение кровяного давления.


С+4О-22 ковалентная полярная связь.

Получение:

1) В промышленности: обжиг известняка.

t0

СаСО3 → СаО + СО2

известняк

2) В лаборатории: действием сильных кислот на карбонаты.

СаСО3 + 2HCl → СаCl2 + СО2↑ + H2O

СаСО3 + 2H+Ca2+ + СО2↑ + H2O

Способы собирания:

Учитель: Ребята, перед вами рис. 1. Вы знаете физические свойства углекислого газа. Скажите, пожалуйста, как можно собрать углекислый газ?

(После обсуждения ученики приходят к выводу, что собрать углекислый газ можно, используя только один вариант (рис. 2).



Рис. 1 Рис. 2

Эксперимент (получение углекислого газа в лаборатории и его распознавание).

(Учитель проводит демонстрационный опыт, предварительно спросив у ребят, как можно распознать углекислый газ)

Распознавание:

1) горящая лучинка гаснет, т.к. углекислый газ не поддерживает горение;

2) помутнение известковой воды:

СО2 + Са(ОН)2 → СаСО3↓ + Н2О

известковая белый

вода


Химические свойства:

СО2 – солеобразующий (кислотный) оксид.


СО2 + H2O ↔ Н2СО3

СО2 + Na2ONa2СО3

СО2 + 2KOHK2СО3 + H2O

Несмотря на то, что углекислым газом тушат пожары, им нельзя потушить горящий магний:

t0

СО2 + 2Mg → 2MgО + С


Применение:

Углекислый газ применяется:

  • в производстве газированных напитков;

  • для тушения пожаров;

  • для охлаждения пищевых продуктов («сухой лёд»).


III. Контрольно-оценочный этап

Разделить класс на четыре группы. Каждой группе предлагается ответить на один вопрос из задания «Тесто для хлеба» (предварительно каждой группе напечатать задание в качестве раздаточного материала). Оценить ответы каждой группы (вопросы выводятся на экран поочерёдно).











ТЕСТО ДЛЯ ХЛЕБА



При приготовлении теста для хлеба повар смешивает муку, воду, соль и дрожжи. После этого тесто помещают на несколько часов в какую-нибудь ёмкость, чтобы начался процесс брожения. При брожении в тесте происходят химические процессы: дрожжи (одноклеточный гриб) преобразуют крахмал и сахар, содержащиеся в муке, в углекислый газ и спирт.

Вопрос 11.1

В результате брожения тесто поднимается. Почему тесто поднимается?

A Тесто поднимается, потому что в нем образуется спирт, который переходит

газообразное состояние.

B Тесто поднимается, потому что в нем размножаются одноклеточные грибы.

C Тесто поднимается, потому что в нем образуется углекислый газ.

D Тесто поднимается, потому что при брожении вода превращается в пар.



ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Ответ принимается полностью – 1 балл.

C. Тесто поднимается, потому что в нем образуется углекислый газ.

Ответ не принимается

Другие ответы.

Ответ отсутствует.

Тип вопроса: с выбором ответа

Компетенция: научное объяснение явлений

Содержание: физические системы

Область применения: связь естествознания и технологии

Контекст: личностный

Вопрос 11.2

Через несколько часов после приготовления теста повар взвешивает его и обнаруживает, что масса теста уменьшилась.

В начале каждого из четырех экспериментов, изображенных на рисунках, масса теста одна и та же. Результаты каких двух экспериментов должен сравнить повар, чтобы выяснить, являются ли дрожжи причиной уменьшения массы теста?



A Повар должен сравнить результаты экспериментов 1 и 2.

B Повар должен сравнить результаты экспериментов 1 и 3.

C Повар должен сравнить результаты экспериментов 2 и 4.

D Повар должен сравнить результаты экспериментов 3 и 4.


ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Ответ принимается полностью – 1 балл.

D. Повар должен сравнить результаты экспериментов 3 и 4.


Ответ не принимается

Другие ответы.

Ответ отсутствует.


Тип вопроса: с выбором ответа

Компетенция: распознавание и постановка научных вопросов

Содержание: естественнонаучные объяснения (знание о науке)

Область применения: связь естествознания и технологии

Контекст: личностный



Вопрос 11.3

Дрожжи в тесте в результате химической реакции превращают крахмал и сахар, содержащиеся в муке, в углекислый газ и спирт.

Откуда появляются атомы углерода, входящие в состав углекислого газа и спирта?

Обведите «Да» или «Нет» для каждого из приведенных ниже возможных объяснений.

Является ли это верным объяснением

появления атомов углерода?

Да или Нет?

Некоторые атомы углерода поступают из сахара.

Да / Нет

Некоторые атомы углерода входят в состав молекулы соли.

Да / Нет

Некоторые атомы углерода поступают из воды.

Да / Нет



ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Ответ принимается полностью – 1 балл.

Три верных ответа: Да, Нет, Нет в указанном порядке.


Ответ не принимается

Другие ответы.

Ответ отсутствует.


Тип вопроса: комплексный с выбором ответа

Компетенция: научное объяснение явлений

Содержание: физические системы

Область применения: связь естествознания и технологии

Контекст: личностный


Вопрос 11.4

Когда подошедшее дрожжевое тесто ставят в печь, пузырьки газа и пара в тесте расширяются.

Почему газ и пар расширяются при нагревании?


A Их молекулы становятся больше.

B Их молекулы двигаются быстрее.

C Число их молекул увеличивается.

D Их молекулы сталкиваются реже.


ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Ответ принимается полностью – 1 балл.

В. Их молекулы двигаются быстрее.

Ответ не принимается

Другие ответы.

Ответ отсутствует.

Тип вопроса: с выбором ответа

Компетенция: научное объяснение явлений

Содержание: физические системы

Область применения: связь естествознания и технологии

Контекст: личностный



IV. Рефлексивно-обобщающий этап.

Учитель: Прошу ответить на вопросы:

1. Сегодня я узнал.....

2. Было интересно.....

3. Я научился........

4. Урок дал мне для жизни.....

Учащиеся: Отвечают на вопросы.

Домашнее задание: конспект урока.



Учитель: И.В. Моисеева

Просмотр содержимого презентации
«9кл Оксиды углерода»

Урок по теме «Оксиды углерода»

Урок по теме «Оксиды углерода»

Загадка Чтоб появиться я сумел,  Прокаливают белый мел.  Меня даёт огонь в печи  И пламя маленькой свечи.  И стоит только сделать вздох,  Чтоб я на свет явиться мог.  Я в газированной воде,  Я в хлебе, в соде, я везде.

Загадка

Чтоб появиться я сумел, Прокаливают белый мел. Меня даёт огонь в печи И пламя маленькой свечи. И стоит только сделать вздох, Чтоб я на свет явиться мог. Я в газированной воде, Я в хлебе, в соде, я везде.

Строение молекулы

Строение молекулы

Способы собирания

Способы собирания

Способы собирания

Способы собирания

ТЕСТО ДЛЯ ХЛЕБА

ТЕСТО ДЛЯ ХЛЕБА

ТЕСТО ДЛЯ ХЛЕБА При приготовлении теста для хлеба повар смешивает муку, воду, соль и дрожжи. После этого тесто помещают на несколько часов в какую-нибудь ёмкость, чтобы начался процесс брожения. При брожении в тесте происходят химические процессы: дрожжи (одноклеточный гриб) преобразуют крахмал и сахар, содержащиеся в муке, в углекислый газ и спирт.

ТЕСТО ДЛЯ ХЛЕБА

При приготовлении теста для хлеба повар смешивает муку, воду, соль и дрожжи. После этого тесто помещают на несколько часов в какую-нибудь ёмкость, чтобы начался процесс брожения. При брожении в тесте происходят химические процессы: дрожжи (одноклеточный гриб) преобразуют крахмал и сахар, содержащиеся в муке, в углекислый газ и спирт.

ТЕСТО ДЛЯ ХЛЕБА Вопрос 11.1  В результате брожения тесто поднимается. Почему тесто поднимается?  A Тесто поднимается, потому что в нем образуется спирт, который переходит газообразное состояние. B Тесто поднимается, потому что в нем размножаются одноклеточные грибы. C Тесто поднимается, потому что в нем образуется углекислый газ. D Тесто поднимается, потому что при брожении вода превращается в пар.

ТЕСТО ДЛЯ ХЛЕБА

Вопрос 11.1

В результате брожения тесто поднимается. Почему тесто поднимается?

A Тесто поднимается, потому что в нем образуется спирт, который переходит газообразное состояние.

B Тесто поднимается, потому что в нем размножаются одноклеточные грибы.

C Тесто поднимается, потому что в нем образуется углекислый газ.

D Тесто поднимается, потому что при брожении вода превращается в пар.

ТЕСТО ДЛЯ ХЛЕБА Вопрос 11.2  Через несколько часов после приготовления теста повар взвешивает его и обнаруживает, что масса теста уменьшилась.  В начале каждого из четырех экспериментов, изображенных на рисунках, масса теста одна и та же. Результаты каких двух экспериментов должен сравнить повар, чтобы выяснить, являются ли дрожжи причиной уменьшения массы теста ?

ТЕСТО ДЛЯ ХЛЕБА

Вопрос 11.2

Через несколько часов после приготовления теста повар взвешивает его и обнаруживает, что масса теста уменьшилась.

В начале каждого из четырех экспериментов, изображенных на рисунках, масса теста одна и та же. Результаты каких двух экспериментов должен сравнить повар, чтобы выяснить, являются ли дрожжи причиной уменьшения массы теста ?

ТЕСТО ДЛЯ ХЛЕБА Вопрос 11.3  Дрожжи в тесте в результате химической реакции превращают крахмал и сахар, содержащиеся в муке, в углекислый газ и спирт.  Откуда появляются атомы уг лерода, входящие в состав углекислого газа и спирта?  Обведите «Да» или «Нет» для каждого из приведенных ниже возможных объяснений.

ТЕСТО ДЛЯ ХЛЕБА

Вопрос 11.3

Дрожжи в тесте в результате химической реакции превращают крахмал и сахар, содержащиеся в муке, в углекислый газ и спирт.

Откуда появляются атомы уг лерода, входящие в состав углекислого газа и спирта?

Обведите «Да» или «Нет» для каждого из приведенных ниже возможных объяснений.

ТЕСТО ДЛЯ ХЛЕБА Является ли это верным объяснением появления атомов углерода? Да или Нет? Некоторые атомы углерода поступают из сахара. Да / Нет Некоторые атомы углерода входят в состав молекулы соли. Да / Нет Некоторые атомы углерода поступают из воды. Да / Нет

ТЕСТО ДЛЯ ХЛЕБА

Является ли это верным объяснением

появления атомов углерода?

Да или Нет?

Некоторые атомы углерода поступают из сахара.

Да / Нет

Некоторые атомы углерода входят в состав молекулы соли.

Да / Нет

Некоторые атомы углерода поступают из воды.

Да / Нет

ТЕСТО ДЛЯ ХЛЕБА Вопрос 11.4  Когда подошедшее дрожжевое тесто ставят в печь, пузырьки газа и пара в тесте расширяются.  Почему газ и пар расширяются при нагревании?   A Их молекулы становятся больше. B Их молекулы двигаются быстрее. C Число их молекул увеличивается. D Их молекулы сталкиваются реже.

ТЕСТО ДЛЯ ХЛЕБА

Вопрос 11.4

Когда подошедшее дрожжевое тесто ставят в печь, пузырьки газа и пара в тесте расширяются.

Почему газ и пар расширяются при нагревании?

 

A Их молекулы становятся больше.

B Их молекулы двигаются быстрее.

C Число их молекул увеличивается.

D Их молекулы сталкиваются реже.

ОТВЕТ Углекислый газ

ОТВЕТ

Углекислый газ

ОТВЕТ  C. Тесто поднимается, потому что в нём образуется углекислый газ.

ОТВЕТ

C. Тесто поднимается, потому что в нём образуется углекислый газ.

ОТВЕТ  D. Повар должен сравнить результаты экспериментов 3 и 4.

ОТВЕТ

D. Повар должен сравнить результаты экспериментов 3 и 4.

ОТВЕТ Три верных ответа: Да, Нет, Нет  в указанном порядке.

ОТВЕТ

Три верных ответа: Да, Нет, Нет в указанном порядке.

ОТВЕТ   В. Их молекулы двигаются быстрее.

ОТВЕТ

В. Их молекулы двигаются быстрее.

1. Сегодня я узнал..... 2. Было интересно..... 3. Я научился........ 4. Урок дал мне для жизни.....

1. Сегодня я узнал.....

2. Было интересно.....

3. Я научился........

4. Урок дал мне для жизни.....


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Оксиды углерода (углекислый газ).

Автор: Моисеева Ирина Викторовна

Дата: 09.06.2020

Номер свидетельства: 553009

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока химии по теме "Оксиды углерода" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-khimii-po-tiemie-oksidy-ughlieroda"
    ["file_id"] => string(6) "184596"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426072825"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) ""Углекислый газ, угольная кислота и ее соли" "
    ["seo_title"] => string(48) "ughliekislyi-ghaz-ughol-naia-kislota-i-ieie-soli"
    ["file_id"] => string(6) "189169"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426833580"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Практическая работа. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. "
    ["seo_title"] => string(110) "praktichieskaia-rabota-poluchieniie-oksida-ughlieroda-iv-i-izuchieniie-iegho-svoistv-raspoznavaniie-karbonatov"
    ["file_id"] => string(6) "129848"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415783957"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока "Углерод и его соединения""
    ["seo_title"] => string(40) "konspekt_uroka_uglerod_i_ego_soedineniia"
    ["file_id"] => string(6) "552115"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590950846"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "Оксиды "
    ["seo_title"] => string(6) "oksidy"
    ["file_id"] => string(6) "114301"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411407085"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства