Технологическая карта учебного занятия
Тема занятия: «Оксиды углерода (углекислый газ)».
Тип занятия: урок новых знаний.
Цель занятия: сформировать знания об оксиде углерода (IV).
Планируемые результаты:
- личностные: воспитание бережного отношения к своему здоровью, окружающей природе, развитие ответственного отношения к учёбе, познавательного интереса к химии, используя данные о значении изучаемых веществ и явлений в окружающей жизни, развитие коммуникативных умений и навыков, формирование умений парной и групповой работы.
- метапредметные: формирование научного мировоззрения (о реальности существования этого оксида и связанных с ним превращений), раскрытие причинно-следственных связей, развитие умений самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи, определять способы действий и соотносить с планируемыми результатами.
- предметные: систематизировать знания учащихся о кислотных оксидах на примере оксида углерода (IV), усвоить строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение углекислого газов, качественную реакцию на углекислый газ, физиологическое действие на организм углекислого газа, продолжить работу по развитию умений сравнивать, составлять уравнения реакций, получать информацию из сети Интернет.
Класс: 9
УМК: автор учебника - О.С. Габриелян, используется задание формата PISA «Тесто для хлеба».
Педагогические технологии: педагогика сотрудничества, проблемного обучения, ИКТ.
Методы обучения: беседа, объяснение, дискуссия, постановка и решение учебных проблем, устный опрос, демонстрация презентации.
Оборудование: мрамор, соляная кислота, известковая вода, спички, пробирка с газоотводной трубкой, пробирки, держатель, спиртовка, пробирочный штатив, лучина.
Этапы занятия | Дидактические задачи этапа | Формы организации деятельности | Дидактические средства | Время, мин. |
Мотивационно-целевой | Создать учебную или образовательную ситуацию, осуществить постановку учебной задачи, осуществить целеполагание. | фронтальная | Загадка. | 3 |
Операционно-деятельностный | Создать условия для решения учебной задачи, организовать процесс познания, коммуникации. | фронтальная | Лекция. Лабораторное оборудование. | 24 |
Контрольно-оценочный | Развить умения оценивать свою работу обучающимися, на основе понятных для ребят критериев оценивания. | групповая | Технические средства обучения. Раздаточный материал. Задание формата PISA «Тесто для хлеба». | 15 |
Рефлексивно-обобщающий | Подвести итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников. | фронтальная, индивидуальная | Технические средства обучения | 3 |
Конспект урока
Организационный этап (Учитель создает условия для доброжелательной обстановки на уроке).
I. Мотивационно-целевой этап
Учитель задаёт учащимся загадку для постановки цели урока.
Чтоб появиться я сумел,
Прокаливают белый мел.
Меня даёт огонь в печи
И пламя маленькой свечи.
И стоит только сделать вздох,
Чтоб я на свет явиться мог.
Я в газированной воде,
Я в хлебе, в соде, я везде.
Учитель: О каком веществе идёт речь?
Ученики: Углекислый газ.
Учитель: Правильно, молодцы. Попробуйте теперь сформулировать цель нашего урока.
(Ученики предлагают свои варианты).
II. Операционно-деятельностный этап
(Осуществляется процесс познания нового материала в виде лекции).
С+4О-22 – оксид углерода (IV), углекислый газ – газ, без цвета, запаха, вкуса, тяжелее воздуха, растворим в воде, не поддерживает дыхание и горение.
При атмосферном давлении и -790С он переходит в твёрдое состояние, превращаясь в белый порошок, похожий на снег – «сухой лёд» (для которого характерно такое явление, как возгонка).
В воздухе, содержащем 3% СО2, зажжённая свеча гаснет. При содержании углекислого газа в воздухе 4% возникает головная боль, учащение пульса, повышение кровяного давления.
С+4О-22 – ковалентная полярная связь.
Получение:
1) В промышленности: обжиг известняка.
t0
СаСО3 → СаО + СО2↑
известняк
2) В лаборатории: действием сильных кислот на карбонаты.
СаСО3 + 2HCl → СаCl2 + СО2↑ + H2O
СаСО3 + 2H+ → Ca2+ + СО2↑ + H2O
Способы собирания:
Учитель: Ребята, перед вами рис. 1. Вы знаете физические свойства углекислого газа. Скажите, пожалуйста, как можно собрать углекислый газ?
(После обсуждения ученики приходят к выводу, что собрать углекислый газ можно, используя только один вариант (рис. 2).
Рис. 1 Рис. 2
Эксперимент (получение углекислого газа в лаборатории и его распознавание).
(Учитель проводит демонстрационный опыт, предварительно спросив у ребят, как можно распознать углекислый газ)
Распознавание:
1) горящая лучинка гаснет, т.к. углекислый газ не поддерживает горение;
2) помутнение известковой воды:
СО2 + Са(ОН)2 → СаСО3↓ + Н2О
известковая белый
вода
Химические свойства:
СО2 – солеобразующий (кислотный) оксид.
СО2 + H2O ↔ Н2СО3
СО2 + Na2O → Na2СО3
СО2 + 2KOH → K2СО3 + H2O
Несмотря на то, что углекислым газом тушат пожары, им нельзя потушить горящий магний:
t0
СО2 + 2Mg → 2MgО + С
Применение:
Углекислый газ применяется:
в производстве газированных напитков;
для тушения пожаров;
для охлаждения пищевых продуктов («сухой лёд»).
III. Контрольно-оценочный этап
Разделить класс на четыре группы. Каждой группе предлагается ответить на один вопрос из задания «Тесто для хлеба» (предварительно каждой группе напечатать задание в качестве раздаточного материала). Оценить ответы каждой группы (вопросы выводятся на экран поочерёдно).
ТЕСТО ДЛЯ ХЛЕБА
При приготовлении теста для хлеба повар смешивает муку, воду, соль и дрожжи. После этого тесто помещают на несколько часов в какую-нибудь ёмкость, чтобы начался процесс брожения. При брожении в тесте происходят химические процессы: дрожжи (одноклеточный гриб) преобразуют крахмал и сахар, содержащиеся в муке, в углекислый газ и спирт.
Вопрос 11.1
В результате брожения тесто поднимается. Почему тесто поднимается?
A Тесто поднимается, потому что в нем образуется спирт, который переходит
газообразное состояние.
B Тесто поднимается, потому что в нем размножаются одноклеточные грибы.
C Тесто поднимается, потому что в нем образуется углекислый газ.
D Тесто поднимается, потому что при брожении вода превращается в пар.
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью – 1 балл.
C. Тесто поднимается, потому что в нем образуется углекислый газ.
Ответ не принимается
Другие ответы.
Ответ отсутствует.
Тип вопроса: с выбором ответа
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: физические системы
Область применения: связь естествознания и технологии
Контекст: личностный
Вопрос 11.2
Через несколько часов после приготовления теста повар взвешивает его и обнаруживает, что масса теста уменьшилась.
В начале каждого из четырех экспериментов, изображенных на рисунках, масса теста одна и та же. Результаты каких двух экспериментов должен сравнить повар, чтобы выяснить, являются ли дрожжи причиной уменьшения массы теста?
A Повар должен сравнить результаты экспериментов 1 и 2.
B Повар должен сравнить результаты экспериментов 1 и 3.
C Повар должен сравнить результаты экспериментов 2 и 4.
D Повар должен сравнить результаты экспериментов 3 и 4.
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью – 1 балл.
D. Повар должен сравнить результаты экспериментов 3 и 4.
Ответ не принимается
Другие ответы.
Ответ отсутствует.
Тип вопроса: с выбором ответа
Компетенция: распознавание и постановка научных вопросов
Содержание: естественнонаучные объяснения (знание о науке)
Область применения: связь естествознания и технологии
Контекст: личностный
Вопрос 11.3
Дрожжи в тесте в результате химической реакции превращают крахмал и сахар, содержащиеся в муке, в углекислый газ и спирт.
Откуда появляются атомы углерода, входящие в состав углекислого газа и спирта?
Обведите «Да» или «Нет» для каждого из приведенных ниже возможных объяснений.
Является ли это верным объяснением появления атомов углерода? | Да или Нет? |
Некоторые атомы углерода поступают из сахара. | Да / Нет |
Некоторые атомы углерода входят в состав молекулы соли. | Да / Нет |
Некоторые атомы углерода поступают из воды. | Да / Нет |
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью – 1 балл.
Три верных ответа: Да, Нет, Нет в указанном порядке.
Ответ не принимается
Другие ответы.
Ответ отсутствует.
Тип вопроса: комплексный с выбором ответа
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: физические системы
Область применения: связь естествознания и технологии
Контекст: личностный
Вопрос 11.4
Когда подошедшее дрожжевое тесто ставят в печь, пузырьки газа и пара в тесте расширяются.
Почему газ и пар расширяются при нагревании?
A Их молекулы становятся больше.
B Их молекулы двигаются быстрее.
C Число их молекул увеличивается.
D Их молекулы сталкиваются реже.
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью – 1 балл.
В. Их молекулы двигаются быстрее.
Ответ не принимается
Другие ответы.
Ответ отсутствует.
Тип вопроса: с выбором ответа
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: физические системы
Область применения: связь естествознания и технологии
Контекст: личностный
IV. Рефлексивно-обобщающий этап.
Учитель: Прошу ответить на вопросы:
1. Сегодня я узнал.....
2. Было интересно.....
3. Я научился........
4. Урок дал мне для жизни.....
Учащиеся: Отвечают на вопросы.
Домашнее задание: конспект урока.
Учитель: И.В. Моисеева