Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов химического и биологического профилей.
Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов химического и биологического профилей.
Элективный курс «Химическая и биологическая защита растений».
Пояснительная записка
Обеспечение населения нашей страны сельскохозяйственной продукцией является одной из важнейших задач агропромышленного комплекса на современном этапе. Важнейшая роль принадлежит химизации и защите урожая от вредителей, заболеваний растений, так как внедрение индустриальных технологий практически не возможно без проведения защиты растений от посева до сбора урожая. Сбор больших урожаев овощей и фруктов зависит в значительной мере от умелого и своевременного использования средств борьбы с вредителями и заболеваниями растений, убытки от которых бывают значительными.
Рост производства и обеспечение сельскохозяйственных предприятий высокоэффективными средствами защиты растений, использование их более масштабно среди населения требует подготовки специалистов, знающих правила безопасного применения этих средств с учетом обеспечения охраны окружающей среды.
Изучение элективного курса «Химическая и биологическая защита растений» взаимосвязана с курсами органической и неорганической химии, а также с ботаникой и зоологией.
Программа курса раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны использования химических и биологических знаний. Изучение программы элективного курса требует от учащихся базовых знаний:
- общая характеристика растворов и способы выражения их составляющих;
- классификация и характерные реакции катионов и анионов;
- методы общего анализа;
- умение и навыки обращения с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- знать строение насекомых, их развитие, общие сведения о физиологии растений, особенности их дыхания, ассимиляции, нарушения жизненных процессов растений.
Большое значение при изучении элективного курса «Химическая и биологическая защита растений» отводится формированию у учащихся системы главных понятий, которые состоят из четырех этапов:
- первый этап начинается с изучения понятий: строение органических и неорганических веществ, их свойств; насекомые и растения, их морфологические и систематические признаки. Эти понятия должны изучаться до прохождения элективного курса по химии, зоологии, ботаники;
- второй этап предполагает более глубокое раскрытие основных понятий об особенностях строения вредителей, заболеваний растений; изучения метода количественного анализа органических и неорганических веществ;
- на третьем этапе даются сведения о химической и биологической защите растений, состав и применение пестицидов;
- четвертый этап предполагает изучение таких понятий, как исследовательское использование пестицидов при обработке растений и основные правила обработки растений пестицидами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов химического и биологического профилей.»
УВК «Школа-коллегиум»№14 Симферопольского городского совета
Программа элективного курса
для учащихся 10-11 классов
общеобразовательных учебных заведений
химического и биологического профилей
Автор программы элективного курса
Учитель химии высшей категории
Голубятникова Ирина Сергеевна
УВК «Школа-коллегиум»№14 г. Симферополя
Элективный курс «Химическая и биологическая защита растений».
Пояснительная записка
Обеспечение населения нашей страны сельскохозяйственной продукцией является одной из важнейших задач агропромышленного комплекса на современном этапе. Важнейшая роль принадлежит химизации и защите урожая от вредителей, заболеваний растений, так как внедрение индустриальных технологий практически не возможно без проведения защиты растений от посева до сбора урожая. Сбор больших урожаев овощей и фруктов зависит в значительной мере от умелого и своевременного использования средств борьбы с вредителями и заболеваниями растений, убытки от которых бывают значительными.
Рост производства и обеспечение сельскохозяйственных предприятий высокоэффективными средствами защиты растений, использование их более масштабно среди населения требует подготовки специалистов, знающих правила безопасного применения этих средств с учетом обеспечения охраны окружающей среды.
Изучение элективного курса «Химическая и биологическая защита растений» взаимосвязана с курсами органической и неорганической химии, а также с ботаникой и зоологией.
Программа курса раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны использования химических и биологических знаний. Изучение программы элективного курса требует от учащихся базовых знаний:
- общая характеристика растворов и способы выражения их составляющих;
- классификация и характерные реакции катионов и анионов;
- методы общего анализа;
- умение и навыки обращения с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- знать строение насекомых, их развитие, общие сведения о физиологии растений, особенности их дыхания, ассимиляции, нарушения жизненных процессов растений.
Большое значение при изучении элективного курса «Химическая и биологическая защита растений» отводится формированию у учащихся системы главных понятий, которые состоят из четырех этапов:
- первый этап начинается с изучения понятий: строение органических и неорганических веществ, их свойств; насекомые и растения, их морфологические и систематические признаки. Эти понятия должны изучаться до прохождения элективного курса по химии, зоологии, ботаники;
- второй этап предполагает более глубокое раскрытие основных понятий об особенностях строения вредителей, заболеваний растений; изучения метода количественного анализа органических и неорганических веществ;
- на третьем этапе даются сведения о химической и биологической защите растений, состав и применение пестицидов;
- четвертый этап предполагает изучение таких понятий, как исследовательское использование пестицидов при обработке растений и основные правила обработки растений пестицидами.
Программа курса рассчитана на 34 часа: теоретических- 15 часов; практических- 19 часов. Занятия рекомендую начинать, когда учащиеся уже ознакомлены с органической химией.
Учебный план элективного курса «Химическая и биологическая защита растений».
№ занятий
Тема занятий
Часы теоретические
Часы практические
1
Способы защиты растений в общей системе способов борьбы с вредителями, заболеваниями сельскохозяйственных культур и сорняками.
1
1
2
Вредители, болезни сельскохозяйственных культур и сорняки.
2
3
Насекомые-вредители садовых культур.
2
4
Методы борьбы с вредителями, болезнями растений, с сорняками.
1
5
Практическая работа №1. Основные правила техники безопасности при работе с химическими и биологическими средствами защиты растений.
1
6
Практическая работа №2. Исследование свойств формальдегида
1
7
Практическая работа №3. Протравливание семян.
1
8
Влияние пестицидов на окружающую среду и санитарно-гигиеническое применение пестицидов.
1
9
Химические способы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.
2
10
Практическая работа №4.Качественное и количественное определение хлорофоса.
2
11
Биологические способы борьбы с вредителями: синтетические биопрепараты и препараты растительного происхождения.
2
12
Практическая работа№5.Способы приготовления и применение препаратов из растений.
1
13
Практическая работа №6.Приготовление растворов для опрыскивания растительных культур.
1
14
Заболевания растений и борьба с ними.
3
15
Практическая работа №7.Приготовление растворов медного и железного купоросов и их анализ.
3
16
Практическая работа №8.Приготовление раствора бордовской смеси и ее анализ.
3
17
Практическая работа №9.Приготовление серно-известнякового отвара и определение его концентрации.
1
18
Гербициды - способ борьбы с сорняками.
1
19
Обработка растений пестицидами и другими средствами защиты растений.
1
20
Основные правила обработки растений пестицидами и другими средствами защиты растений.
1
21
Практическая работа №10.Определение действий хлоридгидроксида меди на листья растений.
1
22
Конференция «Что летом уродилось, то зимой пригодилось».
2
15
19
Всего:
34 ччччачаса
Рекомендации химических и биологических исследований занятий элективного курса «Химическая и биологическая защита растений».
2.Изучение действия раствора хлороксида меди на листья растений.
Основные требования к знаниям и навыкам учащихся после изучения элективного курса «Химическая и биологическая защита растений»:
Требования к знанию теоретического материала:
а) знать основные признаки царства Фауны, сведения о строении, процессы жизнедеятельности и многообразие видов животных;
б) понимать взаимосвязь между особенностями строения и процессами жизнедеятельности животных, а также с их средой обитания;
в) знать основные группы вредителей растений, часто встречающиеся заболевания сельскохозяйственных культур и их причины, а также сорняки;
г) Владеть знаниями основных методов аналитической химии, общей характеристикой растворов и способами выражения их составляющих; суть классификации катионов и анионов и методы их определения; знать методы количественного анализа, значение каждого из них;
д) уметь пользоваться понятиями эквивалент, молярная масса, титр; знать химические и биологические средства защиты растений, их особенности и регламент применения.
2.Требования к выполнению химического эксперимента:
А) знать правила техники безопасности при работе с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
Б) иметь навыки пользования лабораторными весами, мерной посудой, владеть методом титрования, приготовления растворов нужной концентрации, уметь выполнять нужные расчеты;
В) знать качественные реакции на катионы и анионы, и органические соединения.
3. Требования к выполнению биологического эксперимента:
А) проводить наблюдения за живыми организмами в природе;
Б) уметь определять виды живых организмов, пользуясь определенными таблицами.
4. Требования к знаниям химии:
А) уметь составлять уравнения реакций, характеризующие свойства органических и неорганических веществ.
Учебно – тематическое планирование.
Тема
Всего часов
Аудиторных Аудиторных
Внеаудиторных
Практических
Формы контроля
Способы защиты растений в об-
щей системе борьбы с вредителями
ми и болезнями растений.
1
1
Устный опрос
Вредители, болезни сельскохозяйственных культур и сорняки.
2
2
Устный опрос
Насекомые - вредители садовых
культур.
2
экскурсия
Отчет по экскурсии
Методы борьбы с вредителями и болезнями растений.
1
1
Устный опрос
Практическая работа№1.Правила ТБ при работе с химическими и биологическими средствами защиты растений.
1
1
Устный опрос
Практическая работа№2.Иссле
дование свойств формальдегида.
1
1
Оформление таблицы
Практическая работа№3. Про-
травливание семян.
1
1
Отчет
Влияние пестицидов на окружающую среду, использование пестицидов.
1
1
УО
Химические способы борьбы с вредителями.
2
2
УО
Практическая работа№4.Качест
венное и количественное опре-
деление хлорофоса.
2
2
Оформление таблицы
Биологические способы борьбы с вредителями.
2
2
УО
Практическая работа№5.Способы приготовления и использования препаратов из растений.
1
1
Отчет о практической работе.
Практическая работа№6.Изготовление ловушек и их применение.
1
1
Изготовить ловушку для насекомых.
Заболевания растений и борьба с ними.
3
2
1
Устный опрос
Практическая работа№7. Приготовление растворов медного и железного купоросов, их анализ.
3
1
2
Отчет о практической работе.
Практическая работа№8.Приготов
ление раствора бордовской смеси
3
1
2
Отчет о практической работе
Практическая работа№9.Приго-
товление известково-серного отва-
ра и определение концентрации.
1
1
Отчет о практической работе.
Гербициды как средство борьбы с
сорняками.
1
1
Обработка растений пестицидами
И другими средствами защиты растений.
1
1
1
Устный опрос
Основные правила обработки
растений по защите от вредителей
1
1
Практическая работа№10.Определение действия хлорокиси меди на листья растений.
1
1
Отчет о практической работе
Итоговая конференция.
2
2
Задания к рефератам.
Список рекомендованной литературы
1.Альманах сад и огород.- М. , Агропромиздат, 1991.- 65с.
2.Афанасьев А.И., Груздев Г.С., Дмитриев Л.Б. Практикум по химической защите растений. – М.Колос,1983.- 223с.
3.Волевачев В.Н. Применение пестицидов сократилось.//Защита растений.- 1995.- №9.- с.12-13.
4. Груздев Г.С., Зинченко В.С., Калинин В.А. Химическая защита растений. - М. Колос, 1980.-448с.
5.Грапов А.Ф. Пестициды разумный риск.// Химия и жизнь.- 1991.- №1.- С.8-14.
6.Давидов В.Д., Черкесова Д.И.В саду, на огороде, пасеке.- К. Урожай, 1992.-228с.
7.Держаков В.Д. Сад и огород любителя. Донецк: Литера, 1991.-336с.
8.Коппел Х., Мертинс Дж. Биологическое подавление вредных насекомых.- М. , Мир,1980.-500с.
9.Корчагин В.Н. Защита растений от вредителей и болезней на садово-огородном участке.- М., Агропромиздат,1988.-317с.
10.Логвинов Н.Я., ВоскресенскийА.Г. Аналитическая химия.- М., Просвещение,1991.
11.Савковский П.П. Атлас вредителей плодовых и ягодных культур. К., 1990.
12.Смолина Т.А., Васильева Н.В.Практические работы по органической химии. - М., Просвещение.
13. zarip-ovosch.ru/bolezni. Защита растений от болезней и вредителей.
14.sibbio.ru/products/protect. Биологические средства защиты растений.
15.agromagistral.ru/protection. Средства защиты растений.
16.landart.ru/03- uhod/b – sovet/03boszr1.htm. Средства защиты растений от болезней, вредителей и сорняков.
17.chem 21.info. Средства и методы защиты растений, борьба с вредителями.