kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов химического и биологического профилей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс «Химическая и биологическая защита растений».

Пояснительная записка

Обеспечение населения нашей страны сельскохозяйственной продукцией является одной из важнейших задач агропромышленного комплекса на современном этапе. Важнейшая роль принадлежит химизации и защите урожая от вредителей, заболеваний растений, так как внедрение индустриальных технологий практически не возможно без проведения защиты растений от посева до сбора урожая. Сбор больших урожаев овощей и фруктов зависит в значительной мере от умелого и своевременного использования средств борьбы с вредителями и заболеваниями растений, убытки от которых бывают значительными.

 Рост производства и обеспечение сельскохозяйственных предприятий высокоэффективными средствами защиты растений, использование их более масштабно среди населения требует подготовки специалистов, знающих правила безопасного применения этих средств с  учетом обеспечения охраны окружающей среды.

Изучение элективного курса «Химическая и биологическая защита растений» взаимосвязана с курсами органической и неорганической химии, а также с ботаникой и зоологией.

Программа курса раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны использования химических и биологических знаний. Изучение программы элективного курса требует от учащихся базовых знаний:

- общая характеристика растворов и способы выражения их составляющих;

- классификация и характерные реакции катионов и анионов;

- методы общего анализа;

- умение и навыки обращения с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- знать строение насекомых,  их развитие, общие сведения о физиологии растений, особенности их дыхания, ассимиляции, нарушения жизненных процессов растений.

 Большое значение при изучении элективного курса «Химическая и биологическая защита растений» отводится формированию у учащихся системы главных понятий, которые состоят из четырех этапов:

- первый этап начинается с изучения понятий: строение органических и неорганических веществ, их свойств; насекомые и растения, их морфологические и систематические признаки. Эти понятия должны изучаться до прохождения элективного курса по химии, зоологии, ботаники;

- второй этап предполагает более глубокое раскрытие основных понятий об особенностях строения вредителей, заболеваний растений; изучения метода количественного анализа органических и неорганических веществ;

- на третьем этапе даются сведения о химической и биологической защите растений, состав и применение пестицидов;

- четвертый этап предполагает изучение таких понятий, как исследовательское использование пестицидов при обработке растений и основные правила обработки растений пестицидами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов химического и биологического профилей.»





УВК «Школа-коллегиум»№14 Симферопольского городского совета







Программа элективного курса

для учащихся 10-11 классов

общеобразовательных учебных заведений

химического и биологического профилей







Автор программы элективного курса

Учитель химии высшей категории

Голубятникова Ирина Сергеевна

УВК «Школа-коллегиум»№14 г. Симферополя

Элективный курс «Химическая и биологическая защита растений».

Пояснительная записка

Обеспечение населения нашей страны сельскохозяйственной продукцией является одной из важнейших задач агропромышленного комплекса на современном этапе. Важнейшая роль принадлежит химизации и защите урожая от вредителей, заболеваний растений, так как внедрение индустриальных технологий практически не возможно без проведения защиты растений от посева до сбора урожая. Сбор больших урожаев овощей и фруктов зависит в значительной мере от умелого и своевременного использования средств борьбы с вредителями и заболеваниями растений, убытки от которых бывают значительными.

Рост производства и обеспечение сельскохозяйственных предприятий высокоэффективными средствами защиты растений, использование их более масштабно среди населения требует подготовки специалистов, знающих правила безопасного применения этих средств с учетом обеспечения охраны окружающей среды.

Изучение элективного курса «Химическая и биологическая защита растений» взаимосвязана с курсами органической и неорганической химии, а также с ботаникой и зоологией.

Программа курса раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны использования химических и биологических знаний. Изучение программы элективного курса требует от учащихся базовых знаний:

- общая характеристика растворов и способы выражения их составляющих;

- классификация и характерные реакции катионов и анионов;

- методы общего анализа;

- умение и навыки обращения с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- знать строение насекомых, их развитие, общие сведения о физиологии растений, особенности их дыхания, ассимиляции, нарушения жизненных процессов растений.

Большое значение при изучении элективного курса «Химическая и биологическая защита растений» отводится формированию у учащихся системы главных понятий, которые состоят из четырех этапов:

- первый этап начинается с изучения понятий: строение органических и неорганических веществ, их свойств; насекомые и растения, их морфологические и систематические признаки. Эти понятия должны изучаться до прохождения элективного курса по химии, зоологии, ботаники;

- второй этап предполагает более глубокое раскрытие основных понятий об особенностях строения вредителей, заболеваний растений; изучения метода количественного анализа органических и неорганических веществ;

- на третьем этапе даются сведения о химической и биологической защите растений, состав и применение пестицидов;

- четвертый этап предполагает изучение таких понятий, как исследовательское использование пестицидов при обработке растений и основные правила обработки растений пестицидами.

Программа курса рассчитана на 34 часа: теоретических- 15 часов; практических- 19 часов. Занятия рекомендую начинать, когда учащиеся уже ознакомлены с органической химией.





Учебный план элективного курса «Химическая и биологическая защита растений».

№ занятий

Тема занятий

Часы теоретические

Часы практические

1

Способы защиты растений в общей системе способов борьбы с вредителями, заболеваниями сельскохозяйственных культур и сорняками.

1

1

2

Вредители, болезни сельскохозяйственных культур и сорняки.

2


3

Насекомые-вредители садовых культур.


2

4

Методы борьбы с вредителями, болезнями растений, с сорняками.

1


5

Практическая работа №1. Основные правила техники безопасности при работе с химическими и биологическими средствами защиты растений.


1

6

Практическая работа №2. Исследование свойств формальдегида


1


7

Практическая работа №3. Протравливание семян.


1


8

Влияние пестицидов на окружающую среду и санитарно-гигиеническое применение пестицидов.

1



9

Химические способы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.

2



10

Практическая работа №4.Качественное и количественное определение хлорофоса.


2



11

Биологические способы борьбы с вредителями: синтетические биопрепараты и препараты растительного происхождения.

2



12

Практическая работа№5.Способы приготовления и применение препаратов из растений.


1


13

Практическая работа №6.Приготовление растворов для опрыскивания растительных культур.


1

14

Заболевания растений и борьба с ними.

3


15

Практическая работа №7.Приготовление растворов медного и железного купоросов и их анализ.


3

16

Практическая работа №8.Приготовление раствора бордовской смеси и ее анализ.


3

17

Практическая работа №9.Приготовление серно-известнякового отвара и определение его концентрации.


1

18

Гербициды - способ борьбы с сорняками.

1


19

Обработка растений пестицидами и другими средствами защиты растений.

1



20

Основные правила обработки растений пестицидами и другими средствами защиты растений.

1


21

Практическая работа №10.Определение действий хлоридгидроксида меди на листья растений.


1

22

Конференция «Что летом уродилось, то зимой пригодилось».


2




15

19



Всего:

34 ччччачаса



Рекомендации химических и биологических исследований занятий элективного курса «Химическая и биологическая защита растений».



Тема занятий

Исследования

Исследование свойств

Формальдегида.

1.Качественные реакции на формальдегид:

А) цветная реакция с резорцином;

Б) реакция с фуксиносероводородной кислотой;

2.Окисление формальдегида:

А) аммиачным раствором гидроксида серебра;

Б) гидроксидом меди.

Протравливание семян.

1.Приготовление раствора перманганата калия заданной концентрации.

2.Проведение протравливания семян.


Качественное и количественное определение хлорофоса.

1.Приготовление раствора хлорофоса.

2.Качественный анализ хлорофоса:

А) реакция с гидроксидом натрия

Б) реакция с раствором нитрата серебра.

3.Количественный анализ хлорофоса методом нейтрализации.

Способы приготовления и использования препаратов из растений.

1.Приготовление настоев из растений:

А) лука;

Б) табака;

В) ромашки;

Г) чеснока.

Изготовление ловушек и их использование.

1.Изготовление ловушек на основе химических средств борьбы с вредителями.

2. Сравнение химического метода борьбы с другими методами.

Приготовление и анализ растворов медного и железного купоросов.

Приготовление растворов:

А) медного купороса;

Б) железного купороса.

2. Качественный анализ раствора медного купороса:

А) реакция с раствором аммиака;

Б) реакция с хлоридом бария.

3. Качественный анализ раствора железного купороса;

А) реакция с гексоцианофератом (111)калия;

Б) реакция с хлоридом бария.

Количественный анализ растворов:

А) медного купороса методом йодометрии;

Б) железного купороса методом перманганатометрии.

Приготовление раствора бордовской смеси и ее анализ.

  1. Приготовление раствора бордовской смеси.

  2. Определение наличия ионов меди.

  3. Определение прилипания бордовской смеси.


Приготовление известково - серного отвара.

1.Приготовление известково-серного отвара и определение его плотности и концентрации.

Изучение воздействия хлороксида меди на листья растений.

1.Приготовление раствора хлороксида меди нужной концентрации.

2.Изучение действия раствора хлороксида меди на листья растений.






Основные требования к знаниям и навыкам учащихся после изучения элективного курса «Химическая и биологическая защита растений»:

  1. Требования к знанию теоретического материала:

а) знать основные признаки царства Фауны, сведения о строении, процессы жизнедеятельности и многообразие видов животных;

б) понимать взаимосвязь между особенностями строения и процессами жизнедеятельности животных, а также с их средой обитания;

в) знать основные группы вредителей растений, часто встречающиеся заболевания сельскохозяйственных культур и их причины, а также сорняки;

г) Владеть знаниями основных методов аналитической химии, общей характеристикой растворов и способами выражения их составляющих; суть классификации катионов и анионов и методы их определения; знать методы количественного анализа, значение каждого из них;

д) уметь пользоваться понятиями эквивалент, молярная масса, титр; знать химические и биологические средства защиты растений, их особенности и регламент применения.

2.Требования к выполнению химического эксперимента:

А) знать правила техники безопасности при работе с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

Б) иметь навыки пользования лабораторными весами, мерной посудой, владеть методом титрования, приготовления растворов нужной концентрации, уметь выполнять нужные расчеты;

В) знать качественные реакции на катионы и анионы, и органические соединения.

3. Требования к выполнению биологического эксперимента:

А) проводить наблюдения за живыми организмами в природе;

Б) уметь определять виды живых организмов, пользуясь определенными таблицами.

4. Требования к знаниям химии:

А) уметь составлять уравнения реакций, характеризующие свойства органических и неорганических веществ.























Учебно – тематическое планирование.

Тема

Всего часов

Аудиторных Аудиторных

Внеаудиторных

Практических

Формы контроля

Способы защиты растений в об-

щей системе борьбы с вредителями

ми и болезнями растений.

1

1



Устный опрос

Вредители, болезни сельскохозяйственных культур и сорняки.

2

2



Устный опрос

Насекомые - вредители садовых

культур.

2


экскурсия


Отчет по экскурсии

Методы борьбы с вредителями и болезнями растений.

1

1



Устный опрос

Практическая работа№1.Правила ТБ при работе с химическими и биологическими средствами защиты растений.

1


1

Устный опрос

Практическая работа№2.Иссле

дование свойств формальдегида.

1


1

Оформление таблицы

Практическая работа№3. Про-

травливание семян.

1



1

Отчет

Влияние пестицидов на окружающую среду, использование пестицидов.

1

1



УО


Химические способы борьбы с вредителями.

2

2



УО


Практическая работа№4.Качест

венное и количественное опре-

деление хлорофоса.

2



2

Оформление таблицы

Биологические способы борьбы с вредителями.

2

2



УО


Практическая работа№5.Способы приготовления и использования препаратов из растений.

1



1

Отчет о практической работе.


Практическая работа№6.Изготовление ловушек и их применение.

1



1

Изготовить ловушку для насекомых.


Заболевания растений и борьба с ними.

3

2

1


Устный опрос


Практическая работа№7. Приготовление растворов медного и железного купоросов, их анализ.

3


1

2

Отчет о практической работе.

Практическая работа№8.Приготов

ление раствора бордовской смеси

3


1

2

Отчет о практической работе


Практическая работа№9.Приго-

товление известково-серного отва-

ра и определение концентрации.


1



1

Отчет о практической работе.




Гербициды как средство борьбы с

сорняками.

1

1




Обработка растений пестицидами

И другими средствами защиты растений.

1

1

1


Устный опрос

Основные правила обработки

растений по защите от вредителей

1

1





Практическая работа№10.Определение действия хлорокиси меди на листья растений.

1



1

Отчет о практической работе

Итоговая конференция.

2



2

Задания к рефератам.





































Список рекомендованной литературы

1.Альманах сад и огород.- М. , Агропромиздат, 1991.- 65с.

2.Афанасьев А.И., Груздев Г.С., Дмитриев Л.Б. Практикум по химической защите растений. – М.Колос,1983.- 223с.

3.Волевачев В.Н. Применение пестицидов сократилось.//Защита растений.- 1995.- №9.- с.12-13.

4. Груздев Г.С., Зинченко В.С., Калинин В.А. Химическая защита растений. - М. Колос, 1980.-448с.

5.Грапов А.Ф. Пестициды разумный риск.// Химия и жизнь.- 1991.- №1.- С.8-14.

6.Давидов В.Д., Черкесова Д.И.В саду, на огороде, пасеке.- К. Урожай, 1992.-228с.

7.Держаков В.Д. Сад и огород любителя. Донецк: Литера, 1991.-336с.

8.Коппел Х., Мертинс Дж. Биологическое подавление вредных насекомых.- М. , Мир,1980.-500с.

9.Корчагин В.Н. Защита растений от вредителей и болезней на садово-огородном участке.- М., Агропромиздат,1988.-317с.

10.Логвинов Н.Я., ВоскресенскийА.Г. Аналитическая химия.- М., Просвещение,1991.

11.Савковский П.П. Атлас вредителей плодовых и ягодных культур. К., 1990.

12.Смолина Т.А., Васильева Н.В.Практические работы по органической химии. - М., Просвещение.

13. zarip-ovosch.ru/bolezni. Защита растений от болезней и вредителей.

14.sibbio.ru/products/protect. Биологические средства защиты растений.

15.agromagistral.ru/protection. Средства защиты растений.

16.landart.ru/03- uhod/b – sovet/03boszr1.htm. Средства защиты растений от болезней, вредителей и сорняков.

17.chem 21.info. Средства и методы защиты растений, борьба с вредителями.

18.cnshb.ru/akdil/0038/base/k123.shtm. Насекомые вредители.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Голубятникова Ирина Сергеевна

Дата: 15.12.2015

Номер свидетельства: 266345

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Элективный курс Клетки и ткани 10-11 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "eliektivnyi-kurs-klietki-i-tkani-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132468"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416337169"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Мы в мире химии", 9 класс "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-programma-eliektivnogo-kursa-my-v-mirie-khimii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "225457"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439659690"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Элективный курс по химии "В мире минеральных Удобрений" ( 9 класс) "
    ["seo_title"] => string(67) "eliektivnyi-kurs-po-khimii-v-mirie-minieral-nykh-udobrienii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "243208"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445668026"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Авторская программа элективного предмета по химии "Химия на 100 баллов" "
    ["seo_title"] => string(78) "avtorskaia-proghramma-eliektivnogho-priedmieta-po-khimii-khimiia-na-100-ballov"
    ["file_id"] => string(6) "209949"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1431344847"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по учебному предмету «ХИМИЯ»   Вводный курс. 7 класс "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-programma-po-uchiebnomu-priedmietu-khimiia-vvodnyi-kurs-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "131313"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416136774"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства