kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общая характеристика металлов I группы главной подгруппы. Щелочные металлы

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок в соотвествии с ФГОС ОО , урок постоен с разными формами обучения и применения ЭОР 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика металлов I группы главной подгруппы. Щелочные металлы»

Технологическая карта урока (ФГОС  ООО)

Учитель  Кондырева Светлана Львовна 

Предмет    ХИМИЯ

Класс:     9

Автор: УМК     В.В. Еремин Н.Е. Кузьменко А.А. Дроздов, В.В. Лунин Химия, 9 класс

Предмет, класс

Химия, 9 класс

Тема урока,

«Щелочные металлы и их соединения»

Тип урока

Комбинированный. Изучение нового  материала и систематизация полученных знаний.

Цель урока

Изучить щелочные металлы и их соединения

Научить учащихся применять полученные знания на практике.

Задачи урока

Обучающие

Расширить знания учащихся о металлах на основе формирования понятий о щелочных металлах и их соединениях.

Продолжить формирование умений прогнозировать свойства простого на основе положения химического элемента в Периодической системе химических элементов.

Познакомить учащихся с практическим применением щелочных металлов и их соединений.

Способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету, используя исторические хроники, стихи, самостоятельные лабораторные эксперименты.

Развивающие

Используя первоначальный интерес учащихся к предмету, включить их в активный познавательный процесс.

Заинтересовать работой пассивную часть учащихся, используя различные по сложности задания.

Воспитательные

Показать значимость химических знаний для современного наукоемкого производства и успешной адаптации будущих специалистов в обществе.

Представить доказательства неизбежности использования открытий новых химических элементов на любом этапе развития науки и техники.

Требования ФГОС ООО

(предполагаемые   результаты

обучения)

Личностные

Понимание значимости научного исследования природы, умение соблюдать дисциплину на уроке при работе в группах.

Метапредметные

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования работать с различными источниками информации.

Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам в кабинете

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух. Обмениваться информацией с одноклассниками

Предметные

Знать: расширить знания о металлах на основе формирования понятий о щелочных металлах и их соединениях.

Уметь: используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, находить ответы на вопросы,

Формы организации учебной деятельности

Групповая, индивидуальная, фронтальная.

Образовательные технологии

  • технология оценивания учебных успехов;

  • технология проблемного диалога;

  • информационные технологии, ИКТ;

  • личностно-ориентированные технологии;

  • технология педагогического сотрудничества;

  • здоровьесберегающий компонент (динамическая пауза)

Методы обучения

  • репродуктивный

  • иллюстративный метод;

  • эвристический метод;

  • поисковый метод;

  • метод анализа и синтеза.

Методы познавания

Самопознания

Оборудование, средства обучения

учебник,  рабочая тетрадь

Оборудование: штатив с пробирками, , нож, фильтровальная бумага,

Реактивы: литий , натрий, калий , вода, фенолфталеин, растворы и кристаллы хлорида натрия, калия.

Основные виды деятельности

самостоятельная работа , демонстрационный опыт

Здоровьесбережение обучающихся

Разнообразие форм работы на уроке; использование ЭОР .

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

Этап

Постановка цели и задач урока.

Ребята, назовите элементы  первой группы главной подгруппы ПСХЭ Д.И.Менделеева

Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

Приветствие учителя, учеников.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Ребята, напомните изученные вопросы с прошлых уроков химии. Покажите положение металлов в Периодической таблице . Какие особенности строение атомов металлов вы знаете? Какие физические свойства металлов вы знаете? Из курса химии 8 класса мы изучали группы сходных элементов . Какие группы сходных элементов вы знаете . Что бы вы хотели узнать о металлах ? Сформулируйте тему урока.

«Щелочные металлы и их соединения» и записывают ее в тетрадь. Называют цели урока: изучить щелочные металлы: строение атома, физические и химические свойства, и их соединения.

Личностные УУД

Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Актуализация знаний учащихся    


Задание в парах: записать электронные лития и натрия и сделать вывод Что общего и в чем различие в строении атомов металлов 1 группы г/пгр. выполняют это задание в тетрадях. Как изменяться восстановительные свойства щелочных металлов ?

Планируемый ответ: В электронном строении атомов щелочных металлов одинаковое число электронов на первом энергетическом уровне - два S спаренных электронов и на последнем энергетическом уровне - один S не спаренный электрон, а различие в том, что разные заряды ядер и радиусы атомов (увеличиваются от лития к калию и далее францию).

Проанализировать Как изменяется радиус атомов, как радиус атома повлияет на восстановительные свойства .

Планируемый ответ: Чем больше радиус атома, тем легче отдаются электроны с последнего энергетического уровня. Среди трех первых химических элементов с наиболее ярко выраженными восстановительными свойствами будет калий.



Первичное усвоение новых знаний

Учитель: какие вы знаете общие физические свойства металлов ?

Так в чем же необычность щелочных металлов?

Учитель:. В лаборатории они хранятся под слоем керосина, а литий под слоем вазелина, поскольку он очень легкий и в керосине всплывает на поверхность.










Почему щелочные металлы встречаются в природе только в виде соединений.?

Учитель: Каковы химические свойства этих металлов?

А теперь давайте вспомним о том, что щелочные металлы, как и все металлы, существуют в виде химического элемента, простого вещества и сложного вещества: оксидов, гидроксидов, солей.

Учитель: Убедимся, а так ли это в действительности!

Планируемый ответ: Мы знаем, что к общим физическим свойствам металлов относятся: твердость, пластичность, ковкость, электро- и теплопроводность, металлический блеск, высокие температуры кипения и плавления. Однако, как было сказано, щелочные металлы мягкие, даже режутся ножом; у них низкие температуры плавления, они могут расплавиться в руке.

Опыт 1. Демонстрация металлического блеска натрия.

 Из керосина вынимают кусочек натрия. Его тщательно вытирают фильтровальной бумагой, обрезают корку оксидов, демонстрируя металлический блеск.

 Вывод: Щелочные металлы мягкие с металлическим блеском, очень активные, поэтому хранятся под слоем керосина.

Сравните температуры, плотности плавления лития и натрия с температурой плавления и плотностью железа

Сделайте вывод.

Планируемый ответ: Можно предвидеть физические свойства щелочных металлов: они мягкие (режутся ножом), пластичные, с металлическим блеском, проводят электрический ток и тепло, с низкими температурами плавления и кипения Вывод: Щелочные металлы - это металлы с низкими температурами плавления

Планируемый ответ:  щелочные металлы очень активны



Планируемый ответ: Как и все металлы, они должны взаимодействовать с неметаллами (кислородом, серой, хлором, водородом ), взаимодействовать с водой.

Личностные результаты

1.Стремится к речевому самосовершенствованию.

2.Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста

Познавательные УУД

1.Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2.Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, текст, иллюстрации)

Коммуникативные УУД

1.Оформлять свои мысли в устной форме.

2.Владеть приемами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания.

3.Осуществлять речевой самоконтроль  в процессе речевой деятельности.


Переходит к демонстрационному эксперименту, напоминает о том, что общие свойства щелочных металлов будем рассматривать на примере натрия.

При работе с натрием надо иметь в виду, что реакция его с водой протекает очень бурно, поэтому для этих опытов нельзя брать большие количества металлов, выбрасывать остатки после опытов в раковины, что может привести к взрывам. Тем более не следует сразу приливать воду в колбы и пробирки, в которых выполняли опыты со щелочными металлами. Остатки натрия в сосудах растворяют этиловым спиртом, затем моют водой.

Учитель: Из всех вами перечисленных химических свойств отсутствует одно - вытеснение менее активных металлов из солей. Такое взаимодействие невозможно, поскольку реакция идет в растворе, а щелочные металлы активно взаимодействуют с водой.

1.Горения лития в кислороде

https://www.youtube.com/watch?v=IC-sNJfHqpU

2. Взаимодействие натрия с хлором

https://www.youtube.com/watch?v=ZC3txJklNlA

Учащиеся записывают уравнения реакций в тетрадях, делают выводы.


2. Опыт . Взаимодействие натрия с водой.

Учащиеся наблюдают за работой учителя, записывают уравнения реакций в тетрадях, делают выводы.


Стакан с водой ставят на столик и сзади помещают фоновый экран, бросают в воду очищенный при помощи фильтровальной бумаги кусочек натрия величиной с горошину. Стакан накрывают перевернутой

воронкой. Выжидают несколько секунд и поджигают выделяющийся водород у кончика воронки. Когда весь натрий прореагирует, то в воду капают раствор фенолфталеина, чтобы показать образование щелочи, по изменению окраски индикатора. Нельзя наклоняться над стаканом.

2Na + 2Н2O = 2NaOH + Н2

Вывод: Щелочные металлы бурно взаимодействуют с водой с выделением водорода.


Регулятивные:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;


Послушайте внимательно своих одноклассников и выделите для себя все самое необычное, связанное с ними.

1-й ученик: Литий содержащие сплавы широко используются в металлургии как лигатуры. Лигатура - вспомогательный сплав, добавляемый в жидкий металл или сплав для изменения состава и свойств. Литиевые лигатуры придают сплавам пластичность, прочность, а также коррозионную стойкость. Изотоп лития является единственным промышленным источником для производства трития.

Жидкий металлический литий применяется как теплоноситель в ядерных реакторах. Гидроксид лития используется в больших количествах как добавка к электролиту щелочных аккумуляторов

2-й ученик: Применение металла натрия связано с его физическими свойствами: он легкоплавок, кипит при сравнительно высокой температуре и хорошо проводит теплоту. Поэтому его применяют на различных тепловых установках, например на атомных электростанциях. Расплавленный натрий с добавкой некоторого количества калия отнимает теплоту от атомного реактора и передает ее воде (натрий циркулирует по металлическим трубам). Натрий и калий применяются в металлотермии для вытеснения таких металлов, как тантал, титан и цирконий из их хлоридов.

3 й ученик. Рубидий и цезий используют в фотоэлементах и фотоэлектронных умножителях.

3-й ученик: Натрий у животных сосредоточен в тканевых соках (лимфе, крови), тогда как калий находится в самих тканях. Особенно богаты им органы с активной физиологической деятельностью - печень, селезенка и другие. В целом взрослые животные организмы содержат обычно несколько больше калия, чем натрия (по весу). Напротив, в зародышах животных натрия гораздо больше, чем калия, причем соотношение между обоими элементами приближается к имеющему место в морской воде. Некоторыми учеными это рассматривается как непосредственное доказательство происхождения наземных животных из морских форм.


Личностные результаты

1.Стремится к речевому самосовершенствованию.

2.Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста

Познавательные УУД

1.Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2.Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, текст, иллюстрации)

Коммуникативные УУД

1.Оформлять свои мысли в устной форме.

2.Владеть приемами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания.

3.Осуществлять речевой самоконтроль  в процессе речевой деятельности.

Физминутка

Предлагаю немного отдохнуть и устроить «стрельбу глазами».

З а д а н и я.

1). В периодической системе найдите элемент-металл - самый сильный восстановитель из щелочных металлов.   Он  в  7-м  периоде.(Fr.)

2). Переведите  взгляд вниз и влево, на элемент, атомы   которого  образуют жидкий  металл, содержащийся в термометрах. (Hg.)

3). Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Сl.)

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.



Заслушать сообщение учащегося биологическая роль натрия


Контроль знаний

Учитель: Если щелочные металлы настолько активны, что практически не встречаются в чистом виде, то каковы их соединения?

На доске появляются цепочки превращений. По желанию выходят три ученика для осуществления этих превращений.


Называют соединения

1 вар К → КОН →KC1→KNO3 

2K + 2H2O = 2KOH + H2

 KOH + HC1 = KC1 + H2O

KC1 + AgNO3 = KNO3 + AgC1↓


2 вар Li→  LiCl →LiOH→  Li2CO3
2Li + 2HC1 = 2LiCl + H2
LiCl + NaOH = LiOH + NaCl
2LiOH + CO2 = Li2CO3 + H2O

проверка заданий

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.



Наиболее подготовленным учащимся предлагается решить индивидуально задачи (по карточкам).

№ 1. На 20 г -5 % гидроксида калия подействовали раствором азотной кислоты. Какая масса соли образовалась?

№ 2. 11,5 г натрия прореагировало с водой . Вычислите массу образовавшегося гидроксида натрия.

№ 3. При взаимодействии 10,8 г безводного карбоната натрия с избытком азотной кислоты получили 2,24 л (н. у.) оксида углерода (IV). Вычислите содержание примесей в карбонате натрия.

Познавательные УДД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения.

Учет различных мнений,

координирование в сотрудничестве различных позиций.

Личностные УУД

Осознание ответственности за личное дело.

Информация  о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

«Рефлексия»

Оценка учащимися проведенного урока

Домашнее задание: § п.42 читать в. 6,9 стр. 208

письменно

В конце урока учитель предлагает каждому обучающемуся закончить фразы: «У меня лучше  всего получилось... Дома я поработаю над..Сегодня на уроке меня удивило…»

Запись домашнего задания

Индивидуальные задания раздаются отдельным учащимся по тематике: использование щелочных металлов в народном хозяйстве, их биологическая роль, стихи о щелочных металлах. Учитель просит записать домашнее задание и подать дневники для выставления оценок за урок.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Общая характеристика металлов I группы главной подгруппы. Щелочные металлы

Автор: Кондырева Светлана Львовна

Дата: 21.01.2023

Номер свидетельства: 623682

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Общая характеристика металлов главной подгруппы II группы. Кальций и магний, жесткость воды"
    ["seo_title"] => string(80) "obshchaia_kharaktieristika_mietallov_ghlavnoi_podghruppy_ii_ghruppy_kal_tsii_i_m"
    ["file_id"] => string(6) "418655"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495774737"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "урок - обобщение по теме: "Щелочные металлы. Галогены""
    ["seo_title"] => string(64) "urok-obobshchieniie-po-tiemie-shchielochnyie-mietally-galoghieny"
    ["file_id"] => string(6) "292246"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455256151"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Характеристика щелочных металлов"
    ["seo_title"] => string(41) "kharaktieristika-shchielochnykh-mietallov"
    ["file_id"] => string(6) "248450"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446728058"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Рабочая программа по химии в 9 классе ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(117) "rabochaia-proghramma-po-khimii-v-9-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-o-s-gabriieliana-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111951"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408096071"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Разработка урока "Щелочные металлы. Натрий" "
    ["seo_title"] => string(47) "razrabotka-uroka-shchielochnyie-mietally-natrii"
    ["file_id"] => string(6) "199224"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428548110"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства