Автор: УМК В.В. Еремин Н.Е. Кузьменко А.А. Дроздов, В.В. Лунин Химия, 9 класс
Предмет, класс | Химия, 9 класс |
Тема урока, | «Щелочные металлы и их соединения» |
Тип урока | Комбинированный. Изучение нового материала и систематизация полученных знаний. |
Цель урока | Изучить щелочные металлы и их соединения Научить учащихся применять полученные знания на практике. |
Задачи урока | Обучающие | Расширить знания учащихся о металлах на основе формирования понятий о щелочных металлах и их соединениях. Продолжить формирование умений прогнозировать свойства простого на основе положения химического элемента в Периодической системе химических элементов. Познакомить учащихся с практическим применением щелочных металлов и их соединений. Способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету, используя исторические хроники, стихи, самостоятельные лабораторные эксперименты. |
Развивающие | Используя первоначальный интерес учащихся к предмету, включить их в активный познавательный процесс. Заинтересовать работой пассивную часть учащихся, используя различные по сложности задания. |
Воспитательные | Показать значимость химических знаний для современного наукоемкого производства и успешной адаптации будущих специалистов в обществе. Представить доказательства неизбежности использования открытий новых химических элементов на любом этапе развития науки и техники. |
Требования ФГОС ООО (предполагаемые результаты обучения) | Личностные | Понимание значимости научного исследования природы, умение соблюдать дисциплину на уроке при работе в группах. |
Метапредметные | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования работать с различными источниками информации. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам в кабинете Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух. Обмениваться информацией с одноклассниками |
Предметные | Знать: расширить знания о металлах на основе формирования понятий о щелочных металлах и их соединениях. Уметь: используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, находить ответы на вопросы, |
Формы организации учебной деятельности | Групповая, индивидуальная, фронтальная. |
Образовательные технологии | технология оценивания учебных успехов; технология проблемного диалога; информационные технологии, ИКТ; личностно-ориентированные технологии; технология педагогического сотрудничества; здоровьесберегающий компонент (динамическая пауза) |
Методы обучения | репродуктивный иллюстративный метод; эвристический метод; поисковый метод; метод анализа и синтеза. |
Методы познавания | Самопознания |
Оборудование, средства обучения | учебник, рабочая тетрадь Оборудование: штатив с пробирками, , нож, фильтровальная бумага, Реактивы: литий , натрий, калий , вода, фенолфталеин, растворы и кристаллы хлорида натрия, калия. |
Основные виды деятельности | самостоятельная работа , демонстрационный опыт |
Здоровьесбережение обучающихся | Разнообразие форм работы на уроке; использование ЭОР . |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный Этап Постановка цели и задач урока. | Ребята, назовите элементы первой группы главной подгруппы ПСХЭ Д.И.Менделеева Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. | Приветствие учителя, учеников. Слушают учителя, отвечают на вопросы Ребята, напомните изученные вопросы с прошлых уроков химии. Покажите положение металлов в Периодической таблице . Какие особенности строение атомов металлов вы знаете? Какие физические свойства металлов вы знаете? Из курса химии 8 класса мы изучали группы сходных элементов . Какие группы сходных элементов вы знаете . Что бы вы хотели узнать о металлах ? Сформулируйте тему урока. «Щелочные металлы и их соединения» и записывают ее в тетрадь. Называют цели урока: изучить щелочные металлы: строение атома, физические и химические свойства, и их соединения. | Личностные УУД Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. |
Актуализация знаний учащихся | | Задание в парах: записать электронные лития и натрия и сделать вывод Что общего и в чем различие в строении атомов металлов 1 группы г/пгр. выполняют это задание в тетрадях. Как изменяться восстановительные свойства щелочных металлов ? Планируемый ответ: В электронном строении атомов щелочных металлов одинаковое число электронов на первом энергетическом уровне - два S спаренных электронов и на последнем энергетическом уровне - один S не спаренный электрон, а различие в том, что разные заряды ядер и радиусы атомов (увеличиваются от лития к калию и далее францию). Проанализировать Как изменяется радиус атомов, как радиус атома повлияет на восстановительные свойства . Планируемый ответ: Чем больше радиус атома, тем легче отдаются электроны с последнего энергетического уровня. Среди трех первых химических элементов с наиболее ярко выраженными восстановительными свойствами будет калий. | |
Первичное усвоение новых знаний | Учитель: какие вы знаете общие физические свойства металлов ? Так в чем же необычность щелочных металлов? Учитель:. В лаборатории они хранятся под слоем керосина, а литий под слоем вазелина, поскольку он очень легкий и в керосине всплывает на поверхность. Почему щелочные металлы встречаются в природе только в виде соединений.? Учитель: Каковы химические свойства этих металлов? А теперь давайте вспомним о том, что щелочные металлы, как и все металлы, существуют в виде химического элемента, простого вещества и сложного вещества: оксидов, гидроксидов, солей. Учитель: Убедимся, а так ли это в действительности! | Планируемый ответ: Мы знаем, что к общим физическим свойствам металлов относятся: твердость, пластичность, ковкость, электро- и теплопроводность, металлический блеск, высокие температуры кипения и плавления. Однако, как было сказано, щелочные металлы мягкие, даже режутся ножом; у них низкие температуры плавления, они могут расплавиться в руке. Опыт 1. Демонстрация металлического блеска натрия. Из керосина вынимают кусочек натрия. Его тщательно вытирают фильтровальной бумагой, обрезают корку оксидов, демонстрируя металлический блеск. Вывод: Щелочные металлы мягкие с металлическим блеском, очень активные, поэтому хранятся под слоем керосина. Сравните температуры, плотности плавления лития и натрия с температурой плавления и плотностью железа Сделайте вывод. Планируемый ответ: Можно предвидеть физические свойства щелочных металлов: они мягкие (режутся ножом), пластичные, с металлическим блеском, проводят электрический ток и тепло, с низкими температурами плавления и кипения Вывод: Щелочные металлы - это металлы с низкими температурами плавления Планируемый ответ: щелочные металлы очень активны Планируемый ответ: Как и все металлы, они должны взаимодействовать с неметаллами (кислородом, серой, хлором, водородом ), взаимодействовать с водой. | Личностные результаты 1.Стремится к речевому самосовершенствованию. 2.Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста Познавательные УУД 1.Владеть приемами отбора и систематизации материала. 2.Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, текст, иллюстрации) Коммуникативные УУД 1.Оформлять свои мысли в устной форме. 2.Владеть приемами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания. 3.Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. |
| Переходит к демонстрационному эксперименту, напоминает о том, что общие свойства щелочных металлов будем рассматривать на примере натрия. При работе с натрием надо иметь в виду, что реакция его с водой протекает очень бурно, поэтому для этих опытов нельзя брать большие количества металлов, выбрасывать остатки после опытов в раковины, что может привести к взрывам. Тем более не следует сразу приливать воду в колбы и пробирки, в которых выполняли опыты со щелочными металлами. Остатки натрия в сосудах растворяют этиловым спиртом, затем моют водой. Учитель: Из всех вами перечисленных химических свойств отсутствует одно - вытеснение менее активных металлов из солей. Такое взаимодействие невозможно, поскольку реакция идет в растворе, а щелочные металлы активно взаимодействуют с водой. | 1.Горения лития в кислороде https://www.youtube.com/watch?v=IC-sNJfHqpU 2. Взаимодействие натрия с хлором https://www.youtube.com/watch?v=ZC3txJklNlA Учащиеся записывают уравнения реакций в тетрадях, делают выводы. 2. Опыт . Взаимодействие натрия с водой. Учащиеся наблюдают за работой учителя, записывают уравнения реакций в тетрадях, делают выводы. Стакан с водой ставят на столик и сзади помещают фоновый экран, бросают в воду очищенный при помощи фильтровальной бумаги кусочек натрия величиной с горошину. Стакан накрывают перевернутой воронкой. Выжидают несколько секунд и поджигают выделяющийся водород у кончика воронки. Когда весь натрий прореагирует, то в воду капают раствор фенолфталеина, чтобы показать образование щелочи, по изменению окраски индикатора. Нельзя наклоняться над стаканом. 2Na + 2Н2O = 2NaOH + Н2↑ Вывод: Щелочные металлы бурно взаимодействуют с водой с выделением водорода. | Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; |
| Послушайте внимательно своих одноклассников и выделите для себя все самое необычное, связанное с ними. | 1-й ученик: Литий содержащие сплавы широко используются в металлургии как лигатуры. Лигатура - вспомогательный сплав, добавляемый в жидкий металл или сплав для изменения состава и свойств. Литиевые лигатуры придают сплавам пластичность, прочность, а также коррозионную стойкость. Изотоп лития является единственным промышленным источником для производства трития. Жидкий металлический литий применяется как теплоноситель в ядерных реакторах. Гидроксид лития используется в больших количествах как добавка к электролиту щелочных аккумуляторов 2-й ученик: Применение металла натрия связано с его физическими свойствами: он легкоплавок, кипит при сравнительно высокой температуре и хорошо проводит теплоту. Поэтому его применяют на различных тепловых установках, например на атомных электростанциях. Расплавленный натрий с добавкой некоторого количества калия отнимает теплоту от атомного реактора и передает ее воде (натрий циркулирует по металлическим трубам). Натрий и калий применяются в металлотермии для вытеснения таких металлов, как тантал, титан и цирконий из их хлоридов. 3 й ученик. Рубидий и цезий используют в фотоэлементах и фотоэлектронных умножителях. 3-й ученик: Натрий у животных сосредоточен в тканевых соках (лимфе, крови), тогда как калий находится в самих тканях. Особенно богаты им органы с активной физиологической деятельностью - печень, селезенка и другие. В целом взрослые животные организмы содержат обычно несколько больше калия, чем натрия (по весу). Напротив, в зародышах животных натрия гораздо больше, чем калия, причем соотношение между обоими элементами приближается к имеющему место в морской воде. Некоторыми учеными это рассматривается как непосредственное доказательство происхождения наземных животных из морских форм. | Личностные результаты 1.Стремится к речевому самосовершенствованию. 2.Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста Познавательные УУД 1.Владеть приемами отбора и систематизации материала. 2.Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, текст, иллюстрации) Коммуникативные УУД 1.Оформлять свои мысли в устной форме. 2.Владеть приемами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания. 3.Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. |
Физминутка | Предлагаю немного отдохнуть и устроить «стрельбу глазами». | З а д а н и я. 1). В периодической системе найдите элемент-металл - самый сильный восстановитель из щелочных металлов. Он в 7-м периоде.(Fr.) 2). Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют жидкий металл, содержащийся в термометрах. (Hg.) 3). Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Сl.) | Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. |
| | Заслушать сообщение учащегося биологическая роль натрия | |
Контроль знаний | Учитель: Если щелочные металлы настолько активны, что практически не встречаются в чистом виде, то каковы их соединения? На доске появляются цепочки превращений. По желанию выходят три ученика для осуществления этих превращений. | Называют соединения 1 вар К → КОН →KC1→KNO3 2K + 2H2O = 2KOH + H2↑ KOH + HC1 = KC1 + H2O KC1 + AgNO3 = KNO3 + AgC1↓ 2 вар Li→ LiCl →LiOH→ Li2CO3 2Li + 2HC1 = 2LiCl + H2↑ LiCl + NaOH = LiOH + NaCl 2LiOH + CO2 = Li2CO3 + H2O проверка заданий | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. |
| | Наиболее подготовленным учащимся предлагается решить индивидуально задачи (по карточкам). № 1. На 20 г -5 % гидроксида калия подействовали раствором азотной кислоты. Какая масса соли образовалась? № 2. 11,5 г натрия прореагировало с водой . Вычислите массу образовавшегося гидроксида натрия. № 3. При взаимодействии 10,8 г безводного карбоната натрия с избытком азотной кислоты получили 2,24 л (н. у.) оксида углерода (IV). Вычислите содержание примесей в карбонате натрия. | Познавательные УДД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения. Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций. Личностные УУД Осознание ответственности за личное дело. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению «Рефлексия» Оценка учащимися проведенного урока | Домашнее задание: § п.42 читать в. 6,9 стр. 208 письменно В конце урока учитель предлагает каждому обучающемуся закончить фразы: «У меня лучше всего получилось... Дома я поработаю над..Сегодня на уроке меня удивило…» | Запись домашнего задания Индивидуальные задания раздаются отдельным учащимся по тематике: использование щелочных металлов в народном хозяйстве, их биологическая роль, стихи о щелочных металлах. Учитель просит записать домашнее задание и подать дневники для выставления оценок за урок. | |