kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общая характеристика химических элементов и химических реакций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Конспект урока по химии в 9 классе "Общая характеристика химических элементов и химических реакций" по учебнику Химия. 9 класс. Учебник. Габриелян О.С. М.:2014-320 с

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика химических элементов и химических реакций.»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ХИМИИ В 9 «А» КЛАССЕ

МБУ» Лицей № 37» УМК О. С.Габриелян, Купцова А.В 2012г; учебник химия 9 класс О.С.Габриелян «Дрофа» 2013г

Учитель: Петрова Светлана Викторовна.

Урок №6 Классификация химических реакций

Тип урока

Урок повторения

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию знаний о химических реакциях, классификация химических реакций; воспитывать интерес к окружающему миру.

Образовательные ресурсы

Учебник О. С. Габриеляна»химия» 9 класс; Периодическая система химических элементов Д.и.Менделеева; таблица растворимости; оксид меди(II), соляная кислота,серная кислота, железный гвоздь, сухое горючее, пробирки.


Методы и формы обучения

Методы: словесно-наглядный, игровой.

Формы: беседа, письменная проверка знаний с последующим обсуждением результатов, лабораторная работа, работа в группах

Формы контроля

Устный (беседа), самоконтроль (по образцу)

Основные понятия

Классификация химических реакций по различным основаниям: числу и составу реагирующих и образующихся веществ, тепловому эффекту, направлению, изменению степени окисления элементов, образующих реагирующие вещества, фазе, использованию катали­затора

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: давать определение понятию «хими­ческая реакция»; характеризовать химические реакции по различным признакам; составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций; определять окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Получат возможность: расширить свои знания о химической реакции и ее типах

Регулятивные: составлять план и последовательность действий; пред­восхищать результат и уровень усвоения.

Познавательные: выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов; строить логические цепи рассуждений. Коммуникативные: проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие; переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий

Формировать : ответственное отношение к учению, готов­ность и способность к само­развитию и самообразованию на основе мотивации к обуче­нию, коммуникативную ком­петентность в образователь­ной деятельности

Организационная структура урока

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся по достижению планируемых результатов

Показатели достижения результата

1. Организационный этап.

Цель: подготовка к вклю­чению в учебную дея­тельность на личностно значимом уровне


Здравствуйте ребята! Присаживайтесь, пожалуйста.

Сегодня мы с вами работаем по следующему плану:

Проверка домашнего задания

изучение новой темы.

лабораторная работа .

Инструктаж по выполнению д/з

итоги урока.


Приветствуют учителя. Выпол­няют самооценку готовности к уроку

  • Класс и оборудование пол­ностью готовы к уроку;

  • обучающиеся включены в ритм работы;

организовано внимание всех учеников

2. Проверка выполне­ния домашнего зада­ния.

Цель: установление правильности и осо­знанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция

Проверка домашнего за­дания

Кто мне подскажет ,какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?( химическая организация природы)

Для того чтобы проверить ваши знания по этому вопросу, нам предстоит выполнить следующие задания: Неофитова Аня решит на доске домашнюю задачу, У Алиева Элчина , Курамшина Руслана ,Попова Антона , Арнаута Виктории, Садыхова Первиза, Безроднова Александра (6человек) на столе лежат карточки с заданиями двух уровней. Если вы отвечаете на вопросы с 1 по 3 это оценка 4, для того что бы получить оценку 5 надо выполнить все задания. Те кто получил задания – приступайте к их выполнению, а с остальными мы поработаем устно.

-Самый распространенный химический элемент во вселенной? (водород)

-химический элемент, составляющий более четверти земной коры? - ( кремний)

-самый распространенный элемент земной коры? - кислород

-внутренняя структура планеты Земля, состоящая из железа и никеля? - ядро

-Вещества образующие неживую природу? Неорганические

-химические элементы, содержащиеся в клетках в большом количестве? Макроэлементы

-самый распространенный элемент в организме человека? Кислород

-Органические вещества, поступающие в организм человека и животных с пищей и оказывающие большое влияние на его здоровье.- витамины.-

-органические вещества, ускоряющие химические реакции внутри живых организмов .-ферменты

-вещества образующие живую природу – органические

-микроэлемент , главный компонент гемоглобина крови.- железо

-Вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, регулирующие работу органов человека и животных.- гормоны

- На каком уровне форм существования химического элемента начинается различие между живой и не живой природой?- на молекулярном

-Приведите примеры элементов, ко­торые в больших дозах могут быть ядом, а в малых - лекарством

Теперь давайте , посмотрим как решила задачу Аня

Проверьте, пожалуйста , у всех решение такое же?- молодцы ,(если нет, то рассматриваем варианты.)


Анализируют ошибки, допу­щенные при выполнении до­машнего задания, a) W(Mg) = 28,57 %

W(C) = 14,29 %

W(0) = 57,14%

б) W(Na) = 32,39 %

W(S) = 22,53 %

W(O) = 45,08 %

Приходят к выводу о пользе и вреде химических элементов в природе и жизни человека Лекарство от яда отличается только дозировкой! Известное изречение Парацельса «В малой дозе – лекарство, в большой – яд»

Взять тот же йод, например. Спиртовой раствор его - мы применяем при бытовых травмах, но там раствор - всего 5%!! А ведь йод то сам  по себе радиоактивен! Вот так. Делайте выводы. Радиоктивным йодом лечатся раковые опухоли) Встречаются элементы, которые в относительно больших количествах являются ядами, а в низких концентрациях оказывают полезное влияние. Например, мышьяк - сильный яд, нарушающий сердечно-сосудистую систему и поражающий почки и печень, в небольших дозах полезен, и врачи прописывают его для улучшения аппетита. Кислород, необходимый человеку для дыхания, в высокой концентрации (особенно под давлением) оказывает ядовитое действие.

- Проверены и скорректиро­ваны опорные знания

3. Постановка цели и задач урока. Моти­вация учебной дея­тельности.

Цель: создание условий, в результате которых обучающиеся самостоя­тельно выдвигают цель и формулируют задачи урока

Выполнить задание (см. Приложение 1) Вспомнить определение химической реакции, признаки химических ре­акций

- У вас на столах лежат конверты с карточками. Положите перед собой карточку : приложение №1

Как вы думаете что здесь зашифровано? (хим. реакции).

Да, верно . Я думаю вы согласитесь с тем ,что без химических реакций невозможна жизнь. В окружающем нас мире протекает огромное число реакций.

А что такое химическая реакция? Как вы это понимаете? (ответы) Термин реакция с латыни означает противодействие, отпор, ответное действие.

Для того чтобы нам ориентироваться в огромном царстве химических реакций ,необходимо знать типы химических реакций. В любой науке применяется прием классификации, позволяющий по общим признакам разделить все множество объектов на группы

Предположите, какие задачи могут стоять сегодня перед нами? ( познакомиться,,, узнать,,, выполнить ,,,провести,,,)

А теперь подумайте ,и поставьте задачу на этот урок каждый перед собой сам . запишите ее себе в тетрадь.


Приходят к выводу, что речь идет о типах химических ре­акций.

Реакция соединения, экзотер­мическая.

Реакция разложения, эндо­термическая.

Реакция замещения.

Реакция обмена

- Совместно с обучающими­ся сформулирована цель уро­ка, определены задачи

4. Актуализация зна­ний.

Цель: актуализация зна­ний через повторение ранее изученного, необ­ходимого для работы с новым материалом или подготовки к кон­трольному уроку

Вспомнить классифика­цию реакций по измене­нию степени окисления, наличию катализатора, направлению реакции, фазе

. И так ,кто же мне подскажет ,какова будет тема нашего урока?(,,,,)Правильно : Классификация химических реакций. (пишу ее на доску)

Химические реакции непрерывно происходят как внутри нашего организма, так и в окружающем нас мире. Бесчисленное множество реакций принято классифицировать по различным признакам. А какие типы химических реакций знаете вы? Как по вашему, по каким признакам их можно классифицировать? (можно обратиться за помощью к карточке)

1. По числу и составу исходных и образовавшихся веществ реакции делятся:

-Реакции соединения

-разложения

замещения

обмена

2. По тепловому эффекту:

Экзотермические, сопровождающиеся выделением тепла (все реакции горения, большинство реакций соединения)

Эндотермические, реакции сопровождающиеся поглощением тепла (большинство реакций разложения)



- Какие еще признаки классификации химических реакций вам известны?

3 По наличию катализатора:

Каталитические

и некаталитические ( вспомните что такое катализатор)

4. По агрегатному состоянию веществ

Гомогенные (г-г,ж-ж,ТВ-тв)

Гетерогенные (г-ж, г-тв,ж-тв)

5. По обратимости:

Необратимые протекают только в одном направлении, в сторону образования продуктов реакции при этом одно из веществ расходуется полностью.

обратимые реакции протекают одновременно в двух направлениях: прямом - в сторону образования продуктов реакции, и в обратном - в сторону образования исходных веществ.
В уравнениях обратимых реакций между исходными веществами и продуктами реакций ставятся противоположно направленные стрелки.

Классификация химических реакций по изменению степеней окисления:
1) окислительно-восстановительные реакции протекают с изменением степеней окисления элементов, входящих в состав реагирующих веществ (окислителя и восстановителя).
К окислительно-восстановительным относятся все реакции, в которых участвуют или образуются простые вещества;
2) реакции, идущие без изменения степеней окисления.
Все реакции обмена протекают без изменения степеней окисления.
вспомнили разобрались?

Записывают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, используя знания о классифика­ции химических реакций

-Актуализированы знания и способы действий, необхо­димые и достаточные для освоения содержания новой темы или написания кон­трольной работы

5. Первичное закреп­ление.

Цель: организация закрепления знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Назвать зашифрованное слово (см. Приложение 2).

Работа в группах (см. При­ложение 3)

А теперь давайте закрепим наши знания на практике

перед вами карточки с приложениями 2 и 3 . два это базовый уровень а три повышенный . выберите тот который вам по силам и выполните задание

Исправляет ошибки обучающихся. Исправляет ошибки обучающихся

Определяют типы химических реакций по уравнению.

- Стекло.

Определяют типы химических реакций по уравнению

Использованы приобре­тенные знания в практиче­ской деятельности;

решены типовые задания на новый способ действий (применение знаний в нестан­дартной ситуации), исправ­лены ошибки;

самостоятельно выполне­ны задания

6. Применение знаний и умений в новой си­туации.

Цель: создание условий для применения знаний в новой ситуации


настало время отдохнуть . Физминутка

Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь ему.

Найдите глазами ряд активности металлов.

Посмотрите на периодическую систему. Найдите глазами элемент, порядковый номер которого соответствует дате вашего рождения. Определите его местоположение.

Поднимите вытянутую руку те, чей элемент находится в 1 ряду. Назовите ХЭ

--- во 2 ряду;

--- в 3 ряду;

--- в 4 ряду и 5 рядах.




- Применены новые знания и способы действий в изме­ненной ситуации

Лабораторный опыт (см. Приложение 4)

И так химические реакции это процессы , в результате которых разрушаются старые химические связи и возникают новые.

А что происходит с веществами в результате реакции? ( из исходных веществ образуются новые вещества.)

Любое определенное химически чистое соединение, независимо от способа его получения, состоит из одних и тех же химических элементов, причем отношения их масс постоянны, а относительные числа их атомов выражаются целыми числами Давайте попробуем подтвердить этот закон опытным путем. Для этого нам предстоит выполнить лабораторную работу. Повторяем технику безопасности. ( ) ) , Напоминаю что по окончании урока надо расписаться в журнале ТБ приступаем к выполнению работы

Для тех кто выполнит дополнительное задание будет еще одна оценка .

На отдельных листах надо выписать из таблицы ионные уравнения в полном и сокращенном виде и ОВР


Проводят эксперимент, состав­ляют и записывают химические реакции, указывают тип реак­ций Приходят к выводу, что меня­ется состав вещества

7. Обобщение и систе­матизация знаний. Контроль усвоения

Цель: включение ново­го знания в систему знаний, закрепление ранее изученного мате­риала выявление каче­ства и уровня усвоения знаний и способов дей­ствий и их оценка


Что нового вы узнали на уроке?

-Что у вас получилось лучше всего

А теперь давайте вспомним о чем мы сегодня говорили реакции классификация какие типы реакций по какому признаку делятся закон постоянства состава вещества. Где мы встречаемся в жизни с реакциями и какими ? окисление (ржавление )разложение 9обработка ран перекисью)обмен (гашение соды уксусом) металлургия замещение получение из глины алюминия


Фронтальная беседа

  • Организованы действия по обобщению, системати­зации знаний;

  • повторен и закреплен изу­ченный материал;

установлены внутрипред- метные и межпредметные связи

9. Информация о до­машнем задании, ин­структаж по его вы­полнению.

Цель: обеспечение по­нимания цели, содер­жания и способов вы­полнения домашнего

§ 5. Выучить определе­ния понятий

А теперь давайте разберем домашнее задание. § 5. Выучить определе­ния понятий. Выполнить номер 2 стр. 38 буквы а и б используя таблицу. На 5 ОВР

Записывают домашнее задание

  • Сообщены объем и содер­жание домашнего задания

с фиксацией в дневнике;

  • произведен анализ домаш­него задания; указаны труд­ности, с которыми могут столкнуться обучающиеся;

объявлены критерии оцен­ки домашнего задания

10.Рефлексия( подведение итогов занятия).

Цель: подведение итогов урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности обучающихся.


Проводит рефлексию:

-Оцените насколько вы справились с той задачей которую поставили себе в начале урока? Поднимите руку кто справился на отлично? Кто на хорошо? Кому стоило поработать лучше? Спасибо вам за урок . Сегодня все были молодцы. Особенно хорошо ,,,,, а ,,,, стоит постараться получше


мы с вами хорошо поработали часть оценок я озвучу когда проверю ваши работы часть озвучу сейчас.

Проводят самооценку

-Подведен итог урока;

-проведена рефлексия учебной деятельности;

-осуществлен анализдостижения цели урока, самооценки, оценки учителя.




















Приложения





Приложение № 1







Приложение №2


№ п/п

Уравнение реакции

Тип химической реакции

соединения

разложения

замещения

обмена

1

S02+ 02 = 2S03

р

м

а

б

2

2Си + Ог= 2СиО2

a

г

3

0

3

СаСОз ~ СаО +С02

в

б

п

Р

4

HNO3 + КОН = KNO3 + н2о

н

ц

к

о

5

2KBr + С12 = 2КС1 + Вг2

У

и

т

ф

6

Fe + CuSO4 = FeS04 + Сu

ж

Д

а

0





Приложение №3


1.Расположите перед собой основное игровое поле. Внимательно изучите на нем незаконченные уравнения реакций.

2.Возьмите из конверта рабочие карточки.

3. соотнесите формулу вещества на карточке и незаконченные уравнения химических реакций.

4.Положите рабочую карточку на клетку игрового поля в том месте

Где формула вещества на карточке логически вписывается в уравнение химической реакции.

5.Закройте карточками все клетки игрового поля в заданной последовательности.

6.Прочтите слово код на обратной стороне карточек.

7.Подготовьтесь к проверке.

Основное игровое поле.

CaO +… →Ca(OH)2

+HCl→ CuCl2+ H2O

Mg+…→MgCl2


+ H2→ Cu+ H2O

KOH+…→ K 2CO3+ H2O

Zn+ …→ ZnCl2 + H2O

H2 SO4+…→ FeSO4+ H2O

+ H2 SO4→ FeSO4+ H2


Ba(OH)2 +…→BaSO4 + H2O




Рабочие карточки


Cl2

Сu(ОН) 2


CuO

CO2

HCl

FeO

Fe

H2O

H2 SO4



Оборотная сторона карточек



м

а


е

щ

е

н

и

з

е












Приложение №4

Цель: опытным путем доказать закон постоянства состава

Cu→ CuO → CuCl 2→Cu(OH) 2→CuSO4→Cu




Ход опыта

1.Прокалить медную проволоку в пламени горелки. При недостаточном количестве оксида можно добавить порошок оксида меди (II).

2.В соляную кислоту (1:1) опустить почерневшую проволоку. Отметить растворение оксида и едва заметное голубое окрашивание раствора. Чтобы полу­чить более интенсивный цвет, можно добавить порошок оксида меди, размешав его стеклянной палочкой. Когда раствор окрасится в зеленовато-голубой цвет, его надо остудить, поместив стакан в холодную воду. От тщательности охлаждения зависит успех следующей реакции.

3.В остывший раствор осторожно небольшими порциями добавить раствор гидроксида натрия, продолжая охлаждение. Сначала щелочь нейтрализуется кислотой, и раствор разогревается. При дальнейшем добавлении щелочи получаем гидроксид меди (II). Если раствор не охлаждать, то образующийся гидрок­сид меди (II) разлагается и образуется ее оксид.

4.К осадку добавляем разбавленную серную кислоту. Отмечаем растворение осадка и образование голубого раствора.

5.Опускаем в полученный раствор зачищенный железный гвоздь.



Исходные вещества

Наблюдение

Образующееся вещество

Тип реакции

Сu +O2


→…


СuО + НС1


→…+…


CuCl2+NaOH


→…+…

. + ...


Сu(ОН) 2 + H2SO4


→…+…

. +...


CuSO4+ Fe


→… + ...










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Общая характеристика химических элементов и химических реакций.

Автор: Петрова Светлана Викторовна

Дата: 30.10.2019

Номер свидетельства: 524983

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Общая характеристика неметаллов. Элементы І\/А группы."
    ["seo_title"] => string(62) "obshchaia-kharaktieristika-niemietallov-eliemienty-i-a-ghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "292742"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455343064"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Общая характеристика неметаллов. Элементы V А группы "
    ["seo_title"] => string(62) "obshchaia-kharaktieristika-niemietallov-eliemienty-v-a-ghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "104809"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402759189"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Общая характеристика неметаллов. Элементы VI А группы "
    ["seo_title"] => string(63) "obshchaia-kharaktieristika-niemietallov-eliemienty-vi-a-ghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "104813"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402759358"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "Медь.Физические и химические свойства: взаимодействие с хлором, кислородом и кислотами. Важнейшие соединения меди: оксиды, гидроксиды и их особенности."
    ["seo_title"] => string(148) "miedfizichieskiieikhimichieskiiesvoistvavzaimodieistviieskhloromkislorodomikislotamivazhnieishiiesoiedinieniiamiedioksidyghidroksidyiikhosobiennosti"
    ["file_id"] => string(6) "262844"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449416877"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Кислород, общая характеристика, получение и свойства»"
    ["seo_title"] => string(59) "kislorod-obshchaia-kharaktieristika-poluchieniie-i-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "289899"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454868363"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства