kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Медь.Физические и химические свойства: взаимодействие с хлором, кислородом и кислотами. Важнейшие соединения меди: оксиды, гидроксиды и их особенности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен изучению общей характеристике d-элементов, особенностях их строения, способах получения,  важнейших свойствах, способов распознавания, соединениях на примере меди. Материал урока доступен, позоляет использовать полученные знания при решении расчетных и экспериментальных задании, составлений и написаний уравнений реакций,  систематизировать знания, наблюдать, делать выводы.Может быть использован при подготовке к ЕГЭ, олимпиадам и конкурсам различного уровня сложности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Медь.Физические и химические свойства: взаимодействие с хлором, кислородом и кислотами. Важнейшие соединения меди: оксиды, гидроксиды и их особенности.»

Тема: d – элементы. Физические и химические свойства: взаимодействие с хлором, кислородом и кислотами. Важнейшие соединения оксидов, гидроксиды и их особенности.

Цель: Воспитать личность:

1. Имеющую знания об общей характеристике d-элементов, особенностях их строения, способах получения, важнейших свойствах, способов распознавания, соединениях на примере меди.

2. Умеющую использовать полученные знания при решении расчетных и экспериментальных задании, составлений и написаний уравнений реакций, систематизировать знания, наблюдать, делать выводы.

3. Имеющую сформированные чувства ответственности, сотрудничества, индивидуальности, трудолюбия, активной жизненной позиции, познавательной активности, интереса к предмету.


Тип урока: закрепление изучаемого материала .

Вид урока: смешанный.

Методы обучения: частично-поисковый.

Оборудование урока: доска, ИСЭТы, видео, таблицы, дидактические материал.


Ход урока.


  1. Организационный этап.

  2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению новых знании.

  3. Этап закрепления знаний.

  4. Этап информирования о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

  5. Этап оценивания.

























Медь. Свойства. Соединения.

Что за боль! Только в юности можно стерпеть

Это жженье, в крови растворенную медь.

Е. Игнатова


Полночный холод кислорода

Созвездий медных купорос.

А. Ахматова

Здравствуйте ребята. Как вы уже догадались тема нашего урока: «Медь. Ёё важнейшие свойства и соединения». Так как медь является переходным элементом, то все свойства этих элементов мы будем рассматривать на примере меди. Целью нашего урока является углубить, систематизировать и обобщить знания по данной теме. Работать мы с вами будем на основе ИСЭТов, которые мы рассмотрели ранее.

Итак для начала мы с вами должны вспомнить положение меди в ПС и строение его атома.

ИСЭТ 1. Положение в периодической системе. Строение атома.

I Б группа, 4 период 5 ряд

Cu (29 р; 29 ē) 35 n

1s2 2s22p6 3s2 3p6 3d10 4s1 4p0

↑↓

↑↓

↑↓

↑↓

↑↓







2

8 18

1 I, II, III

+1, +2, +3

Cu2O, CuO, Cu2O3

Прекрасно очень хорошо. Теперь перейдем к нахождению меди в природе и основным месторождениям ее на территории Республики Казахстан.

Сообщение учащегося работа с презентацией. в это время двое учащихся вызваны к доске и работают по карточкам:

Карточка №1. Сравните содержание меди (%) в минерале халькозине (сульфид меди(I)) и ковеллине (сульфид меди(II)).Ответ подтвердите расчетом.

Карточка №2. Сравните содержание меди (%) в минерале куприте (оксида меди(I)) и тенорите (оксиде меди(II)).Ответ подтвердите расчетом.

ИСЭТ 2. Нахождение в природе.

Формула

Название

Cu – 0, 01% в земной коре – 26 место среди всех элементов; Встречается как в виде соединении так и в самородном состоянии.

CuFeS2 (30%)

Cu2S (79, 8%)

CuS (64,4%)

CuCO3∙Cu(OH)2 (57,4%)

2CuCO3∙Cu(OH)2 (55,5%)

Cu2O (81,8%)

халькопирит

медный блеск, халькозин

ковеллин

малахит

азурит

куприт

В Казахстане: Жезказганская, Павлодарская, Жамбылская,

Восточно-Казахстанская, Актюбинская область, Рудный Алтай.

Молодцы очень хорошо. Теперь предлагаю перейди к способам получения.

ИСЭТ 3. Способы получения.




1. В начале руду окисляют при нагревании:

2Cu2S + 3O2→2Cu2O + 2SO2

2.Затем сплавляют окисленную медь с сульфидом меди:

2Cu2O + Cu2S = 6Cu + SO2

1. Руды растворяют в растворах кислот:

CuO + H2SO2→CuSO4 + H2O

2.Затем вытесняют из соли железом:

CuSO4+ Fe = Cu + FeSO4







Игра «Магические кольца»: Необходимо определить неизвестные вещества.






Как называется данный способ промышленного получения меди?

Хорошо. Молодцы! давайте теперь перейдем к свойствам меди.

ИСЭТ 4. Физические свойства:

Кубическая гранецентрированная решетка: - блестящий металл светло-розового цвета;

- тягучий, вязкий, легко прокатывается; - tпл = 10830С, ρ= 8,9 г/см3; отличный проводник электрического тока (уступает только серебру).


ИСЭТ 5. Химические свойства:

При обычной t покрывается защитной пленкой.

С простыми веществами

Со сложными веществами

1. С Г2 – (с I2 при н.у., с остальными при t)

Сu + I2→CuI2

2. с халькогенами

Cu +0,5 O2→CuO (t=4000C)

4 Cu + O2→2Cu2O (t=10000C)

Cu +S→CuS (t=4000C)

2Cu + S→Cu2S (t4000C)

3. с фосфором

2Cu + P→2Cu2P

3Cu + 2P→Cu3P2

4. с кремнием

2Cu + Si→Cu2Si


С Н2, N2, С – не взаимодействует

1. С раствором HCl в присутствии O2 при t

2Cu + 4HCl+ O2→2CuCl2 + 2H2O

2. С концентрированными кислотами

Cu + 2H2SO4→CuSO4 + SO2 + H2O

ω= 60%

Cu + 4HNO3→Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O

ω= 40%

3Cu + 8HNO3→3Cu(NO3)2 + 2NO↑ + 4H2O

3. с сероводородом

Cu + H2S→Cu2S + H2

4. вытеснение менее активных металлов из их солей

Cu + AgNO3→CuNO3 + Ag



Предлагаю решить следующие цепочки превращений:

  1. Cu→CuCl2→CuSO4→Cu(NO3)2→Cu(OH)2→CuO (видеофрагмент горения меди в хлоре)

  2. CuO Н2, t X1 HNO3(60%) X2 КOH X3 (видеофрагмент взаимодействия меди с концентрированной азотной кислотой)

  3. а) Cu0→Cu+1 →Cu+2→Cu+2→Cu0

  4. Медь →хлорид меди (II)→гидроксид меди→оксид меди→медь→сульфат меди→сульфат железа→карбонат железа (II)→диоксид углерода→карбонат кальция→оксид кальция→гидроксид кальция→карбонат кальция→гидрокарбонат кальция→кальций→нитрат кальция→фосфат кальция.


ИСЭТ 6. Соединения меди..




Твёрдое кристаллическое вещество красного цвета. В природе встречается в виде минерала куприта. Не растворимо в воде.

Твёрдое кристаллическое вещество черного цвета. В природе встречается в виде минерала тенорита. Плохо растворимо в воде.




Слабовыраженные амфотерные свойства ( преобладают основные).

1. с кислотами:

Cu2O + H2SO4→CuSO4 + Cu + H2O CuO + H2SO4→CuSO4 + H2O

2.со щелочами: с растворами при t с твердыми при сплавлении

Cu2O +2NaOH + H2O→2Na[Cu(OH)2] CuO +2NaOH →Na2CuO2 + Н2О

дигидроксокупрат(I) натрия купрат меди(II) натрия

3.восстанавливаются: Н2, СО, С

Cu2O + H2→ 2Cu + H2O CuO + СО→ Cu + СO2 CuO + С→ Cu + СO

4. разлагаются при нагревании:

Cu2O→ 2Cu + 0,5 O 2 CuO → Cu + 0,5O2

5. Окисляется при нагревании: Cu2O + 0,5O2=2CuO





















ИСЭТ 7. Соединения меди





Вещество желтого цвета, неустойчивое, в свободном состоянии не выделяется. Плохо растворимо в воде.

Вещество голубого цвета, нерастворимое в воде.




Слабовыраженные амфотерные свойства ( преобладают основные).

1. с кислотами:

CuOH + HCl→CuCl↓ + H2O Cu(OH)2 + 2HCl→CuCl2 + H2O

2.со щелочами:

CuOH +2NaOH →Na[Cu(OH)2] Cu(OH)2 +2NaOH → Na2[Cu(OH)4]

дигидроксокупрат(I) натрия тетрагидроксокупрат(II) натрия

3. разлагаются при нагревании:

2CuOH → Cu2O + H2O Cu(OH)2 → CuО + Н2O

5. Окисляется на воздухе: 2CuOH + 0,5O2 + H2O =2 Cu(OH)2















ИСЭТ 8. Соли меди









Графический диктант



Демонстрация опыта действия солей меди на яичный белок.Видеофрагмент.

После изучения соединений меди предлагаю провести графический диктант.

Графический диктант

Вариант 1.

  1. Медь – это активный щелочной металл.

  2. У меди кубическая гранецентрированная решетка.

  3. Медь входит в состав сплава чугун.

  4. На внешнем энергетическом уровне атома меди 1 электрон.

  5. Медь взаимодействует с концентрированными кислотами.

  6. Медь взаимодействует с водородом.

  7. Медь не вытесняет менее активные металлы из растворов их солей.

  8. Гидрометаллургический метод используют для получений меди из ее соединений.



 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант 2.

  1. Медь – это металл блестящий светло-розовый.

  2. Медь обладает способностью намагничиваться.

  3. Атомы меди проявляют окислительные свойства.

  4. На внешнем энергетическом уровне атома меди 4 электрона.

  5. Из растворов солей медь можно вытеснить железом.

  6. Оксиды меди имеют слабовыраженные амфотерные свойства.

  7. При взаимодействий меди с 60% раствором азотной кислоты выделяется диоксид азота.

  8. Соли меди не ядовиты..

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8


После выполнения задания учащиеся меняются своими работами и проверяют их (ответы к работам вывешены на доске, или показать через проектор).

Критерии отметки:

  • “5” – 0 ошибок,

  • “4” – 1-2 ошибки,

  • “3” – 3-4 ошибки,

  • “2” – 5 и больше ошибок.

ИСЭТ 9. Качественная реакция на медь.







Демонстрация качественной реакции.

ИСЭТ 10. Биологическая роль меди.









Выступление учащегося по биологической роли меди.

Работа по группам: Предлагается решить следующие задачи.

  1. 15г сплава меди с цинком обработали раствором серной кислоты. При этом получили 2,2л водорода (н.у.). Вычислите массовые доли меди и цинка в сплаве.

  2. Вычислите массу гидроксида меди (II), образующегося при сливании 20г 10%-ного раствора хлорида меди и 15г 5%-ного раствора гидроксида натрия.

  3. Смесь медных и магниевых опилок массой 1,5г обработали избытком соляной кислоты. В результате реакции выделился водород объемом 560 мл(н.у.). Определите массовую долю меди в смеси.

  4. Для растворения одного итого же образца меди необходимо 100г 98%-го раствора серной кислоты или 200г концентрированной азотной кислоты. Рассчитайте концентрацию азотной кислоты.

  5. При действии избытка соляной кислоты на сплав железа с медью выделилось 224 мл газа(н.у.). Вычислите массу сплава, если известно, что железа в нем содержалось 20%.

  6. Сплав латунь состоит из меди и цинка. Вычислите массовую долю каждого металла в одном из образцов латуни, если известно, что при обработке 25кг соляной кислотой выделилось 1034 мл водорода(н.у).


В завершений работы ребятам предлагается пройти химический лабиринт.

Молодцы! очень хорошо сегодня поработали. Домашнее задание:ξ7.1, 7.2. стр.185 №5(цепочки превращений, основанных на способах получения, химических свойствах и важнейших соединений.) и №7(задача на смесь оксида металла и металла, с выделением воды)































Химический лабиринт по теме: «Медь и ее соединения»

Старт: обозначения ДА ; НЕТ

















































Финиш

Укажите правильный путь по химическому лабиринту обозначая последовательность номеров:

Правильный путь:1→2→5→6→9→10→7→4→3→8→12→13→11→14→17→16→15





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Воропаева Оксана Юрьевна

Дата: 06.12.2015

Номер свидетельства: 262844


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства