Медь.Физические и химические свойства: взаимодействие с хлором, кислородом и кислотами. Важнейшие соединения меди: оксиды, гидроксиды и их особенности.
Медь.Физические и химические свойства: взаимодействие с хлором, кислородом и кислотами. Важнейшие соединения меди: оксиды, гидроксиды и их особенности.
Урок посвящен изучению общей характеристике d-элементов, особенностях их строения, способах получения, важнейших свойствах, способов распознавания, соединениях на примере меди. Материал урока доступен, позоляет использовать полученные знания при решении расчетных и экспериментальных задании, составлений и написаний уравнений реакций, систематизировать знания, наблюдать, делать выводы.Может быть использован при подготовке к ЕГЭ, олимпиадам и конкурсам различного уровня сложности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Медь.Физические и химические свойства: взаимодействие с хлором, кислородом и кислотами. Важнейшие соединения меди: оксиды, гидроксиды и их особенности.»
Тема:d – элементы. Физические и химические свойства: взаимодействие с хлором, кислородом и кислотами. Важнейшие соединения оксидов, гидроксиды и их особенности.
Цель: Воспитать личность:
1.Имеющую знания об общей характеристике d-элементов, особенностях их строения, способах получения, важнейших свойствах, способов распознавания, соединениях на примере меди.
2.Умеющуюиспользовать полученные знания при решении расчетных и экспериментальных задании, составлений и написаний уравнений реакций, систематизировать знания, наблюдать, делать выводы.
3.Имеющую сформированные чувства ответственности, сотрудничества, индивидуальности, трудолюбия, активной жизненной позиции, познавательной активности, интереса к предмету.
Тип урока: закрепление изучаемого материала .
Вид урока: смешанный.
Методы обучения: частично-поисковый.
Оборудование урока: доска, ИСЭТы, видео, таблицы, дидактические материал.
Ход урока.
Организационный этап.
Этап подготовки учащихся к активному усвоению новых знании.
Этап закрепления знаний.
Этап информирования о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Этап оценивания.
Медь. Свойства. Соединения.
Что за боль! Только в юности можно стерпеть
Это жженье, в крови растворенную медь.
Е. Игнатова
Полночный холод кислорода
Созвездий медных купорос.
А. Ахматова
Здравствуйте ребята. Как вы уже догадались тема нашего урока: «Медь. Ёё важнейшие свойства и соединения». Так как медь является переходным элементом, то все свойства этих элементов мы будем рассматривать на примере меди. Целью нашего урока является углубить, систематизировать и обобщить знания по данной теме. Работать мы с вами будем на основе ИСЭТов, которые мы рассмотрели ранее.
Итак для начала мы с вами должны вспомнить положение меди в ПС и строение его атома.
ИСЭТ 1. Положение в периодической системе. Строение атома.
I Б группа, 4 период 5 ряд
Cu (29 р; 29 ē) 35 n
1s2 2s22p6 3s2 3p6 3d10 4s14p0
↑↓
↑↓
↑↓
↑↓
↑↓
↑
2
818
1 I, II, III
+1, +2, +3
Cu2O, CuO, Cu2O3
Прекрасно очень хорошо. Теперь перейдем к нахождению меди в природе и основным месторождениям ее на территории Республики Казахстан.
Сообщение учащегося работа с презентацией. в это время двое учащихся вызваны к доске и работают по карточкам:
Карточка №1. Сравните содержание меди (%) в минерале халькозине (сульфид меди(I)) и ковеллине (сульфид меди(II)).Ответ подтвердите расчетом.
Карточка №2. Сравните содержание меди (%) в минерале куприте (оксида меди(I)) и тенорите (оксиде меди(II)).Ответ подтвердите расчетом.
ИСЭТ 2. Нахождение в природе.
Формула
Название
Cu – 0, 01% в земной коре – 26 место среди всех элементов; Встречается как в виде соединении так и в самородном состоянии.
CuFeS2 (30%)
Cu2S (79, 8%)
CuS (64,4%)
CuCO3∙Cu(OH)2 (57,4%)
2CuCO3∙Cu(OH)2 (55,5%)
Cu2O (81,8%)
халькопирит
медный блеск, халькозин
ковеллин
малахит
азурит
куприт
В Казахстане: Жезказганская, Павлодарская, Жамбылская,
Восточно-Казахстанская, Актюбинская область, Рудный Алтай.
Молодцы очень хорошо. Теперь предлагаю перейди к способам получения.
ИСЭТ 3. Способы получения.
1. В начале руду окисляют при нагревании:
2Cu2S + 3O2→2Cu2O + 2SO2
2.Затем сплавляют окисленную медь с сульфидом меди:
2Cu2O + Cu2S = 6Cu + SO2
1. Руды растворяют в растворах кислот:
CuO + H2SO2→CuSO4 + H2O
2.Затем вытесняют из соли железом:
CuSO4+ Fe = Cu + FeSO4
Игра «Магические кольца»: Необходимо определить неизвестные вещества.
Как называется данный способ промышленного получения меди?
Хорошо. Молодцы! давайте теперь перейдем к свойствам меди.
ИСЭТ 4. Физические свойства:
Кубическая гранецентрированная решетка: - блестящий металл светло-розового цвета;
- тягучий, вязкий, легко прокатывается; - tпл = 10830С, ρ= 8,9 г/см3; отличный проводник электрического тока (уступает только серебру).
ИСЭТ 5. Химические свойства:
При обычной t покрывается защитной пленкой.
С простыми веществами
Со сложными веществами
1. С Г2 – (с I2 при н.у., с остальными при t)
Сu + I2→CuI2
2. с халькогенами
Cu +0,5 O2→CuO (t=4000C)
4 Cu + O2→2Cu2O (t=10000C)
Cu +S→CuS (t=4000C)
2Cu + S→Cu2S (t4000C)
3. с фосфором
2Cu + P→2Cu2P
3Cu + 2P→Cu3P2
4. с кремнием
2Cu + Si→Cu2Si
С Н2, N2, С – не взаимодействует
1. С раствором HCl в присутствии O2 при t
2Cu + 4HCl+ O2→2CuCl2 + 2H2O
2. С концентрированными кислотами
Cu + 2H2SO4→CuSO4 + SO2 + H2O
ω= 60%
Cu + 4HNO3→Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O
ω= 40%
3Cu + 8HNO3→3Cu(NO3)2 + 2NO↑ + 4H2O
3. с сероводородом
Cu + H2S→Cu2S + H2
4. вытеснение менее активных металлов из их солей
Cu + AgNO3→CuNO3 + Ag
Предлагаю решить следующие цепочки превращений:
Cu→CuCl2→CuSO4→Cu(NO3)2→Cu(OH)2→CuO (видеофрагмент горения меди в хлоре)
CuO Н2, t X1HNO3(60%) X2 КOH X3 (видеофрагмент взаимодействия меди с концентрированной азотной кислотой)
Демонстрация опыта действия солей меди на яичный белок.Видеофрагмент.
После изучения соединений меди предлагаю провести графический диктант.
Графический диктант
Вариант 1.
Медь – это активный щелочной металл.
У меди кубическая гранецентрированная решетка.
Медь входит в состав сплава чугун.
На внешнем энергетическом уровне атома меди 1 электрон.
Медь взаимодействует с концентрированными кислотами.
Медь взаимодействует с водородом.
Медь не вытесняет менее активные металлы из растворов их солей.
Гидрометаллургический метод используют для получений меди из ее соединений.
1
2
3
4
5
6
7
8
Вариант 2.
Медь – это металл блестящий светло-розовый.
Медь обладает способностью намагничиваться.
Атомы меди проявляют окислительные свойства.
На внешнем энергетическом уровне атома меди 4 электрона.
Из растворов солей медь можно вытеснить железом.
Оксиды меди имеют слабовыраженные амфотерные свойства.
При взаимодействий меди с 60% раствором азотной кислоты выделяется диоксид азота.
Соли меди не ядовиты..
1
2
3
4
5
6
7
8
После выполнения задания учащиеся меняются своими работами и проверяют их (ответы к работам вывешены на доске, или показать через проектор).
Критерии отметки:
“5” – 0 ошибок,
“4” – 1-2 ошибки,
“3” – 3-4 ошибки,
“2” – 5 и больше ошибок.
ИСЭТ 9. Качественная реакция на медь.
Демонстрация качественной реакции.
ИСЭТ 10. Биологическая роль меди.
Выступление учащегося по биологической роли меди.
Работа по группам: Предлагается решить следующие задачи.
15г сплава меди с цинком обработали раствором серной кислоты. При этом получили 2,2л водорода (н.у.). Вычислите массовые доли меди и цинка в сплаве.
Вычислите массу гидроксида меди (II), образующегося при сливании 20г 10%-ного раствора хлорида меди и 15г 5%-ного раствора гидроксида натрия.
Смесь медных и магниевых опилок массой 1,5г обработали избытком соляной кислоты. В результате реакции выделился водород объемом 560 мл(н.у.). Определите массовую долю меди в смеси.
Для растворения одного итого же образца меди необходимо 100г 98%-го раствора серной кислоты или 200г концентрированной азотной кислоты. Рассчитайте концентрацию азотной кислоты.
При действии избытка соляной кислоты на сплав железа с медью выделилось 224 мл газа(н.у.). Вычислите массу сплава, если известно, что железа в нем содержалось 20%.
Сплав латунь состоит из меди и цинка. Вычислите массовую долю каждого металла в одном из образцов латуни, если известно, что при обработке 25кг соляной кислотой выделилось 1034 мл водорода(н.у).
В завершений работы ребятам предлагается пройти химический лабиринт.
Молодцы! очень хорошо сегодня поработали. Домашнее задание:ξ7.1, 7.2. стр.185 №5(цепочки превращений, основанных на способах получения, химических свойствах и важнейших соединений.) и №7(задача на смесь оксида металла и металла, с выделением воды)
Химический лабиринт по теме: «Медь и ее соединения»
Старт: обозначения ДА ; НЕТ
Финиш
Укажите правильный путь по химическому лабиринту обозначая последовательность номеров: