Тема: Важнейшие соединения азота и фосфора, специфические свойства.
Цель: Проследить связь важнейших соединений азота, роль аммиака, азотной кислоты в окислительно-восстановительных процессах, специфические свойства нитратов и фосфатов.
Место в теме: Обобщающий урок после изучения элементов V А группы
Технология: групповая работа ДЖИГСО
Оборудование: на столах учащихся учебники химии 9 класса, пособия, справочники, рабочие тетради, на демонстрационном столе: H2SO4конц., Cu, AgNO3, NaOH, K3PO4, NH4NO3кр., спиртовка.
Подготовка: карточки с вопросами для экспертных групп, тестовые задания для контроля репродуктивного уровня.
Класс разделен на 4 группы (экспертные).
1 группа Окислительно-восстановительные реакции, роль NH3 и HNO3 в них.
2 группа Взаимосвязь соединений азота, цепочка превращения.
3 группа Химические свойства аммиака и солей аммония.
4 группа Качественные реакции на катион NH4+; анионы NO3-; PO43-
I. Проблематизация, постановка задач.
II. Контроль репродуктивного уровня – тест (приложение 1)
III. Создание и работа экспертных групп
1 группаРассмотреть реакции с позиций ОВР:
CuO + NH3 → Cu + N2 + H2O
H2S + HNO3 → H2SO4 + NO2 + H2O
2 группаСоставить химические равнения по схеме:
N2 → NH3 → NO → NO2 → HNO3 → Cu(NO3)2 → CuO
3 группаЗакончить практически осуществимые реакции:
1) NH4Cl + AgNO3 → 5) (NH4)2CO3 + HCl →
2) AgCl + NH4NO3 → 6) NH3 + HNO3 →
3) (NH4)2SO4 + NaOH → 7) NH4Cl + CO2 →
4) NH4Cl →
4 группаПровести качественные реакции на NH4+; NO3-; PO43-
IV. Возвращение учащихся в группы обучения – каждый учащийся «эксперт» доводит до группы свой вопрос. После работы каждого эксперта – контрольный вопрос.
Какие вопросы остались непонятными?
V. Контроль уровня усвоения материала
Составить химические уравнения по цепочке превращений. Химическую реакцию №2 рассмотреть с позиций ОВР.
В.1 N2 → NH3 → NO
В.2 N2 → NO → NO2
В.3 NO2 → HNO3 → NO2
В.4 HNO3 → Cu(NO3)2 → NO2
VI. Итог урока
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок "Элементы VA группы" »
Тема: Важнейшие соединения азота и фосфора, специфические свойства.
Цель: Проследить связь важнейших соединений азота, роль аммиака, азотной кислоты в окислительно-восстановительных процессах, специфические свойства нитратов и фосфатов.
Место в теме: Обобщающий урок после изучения элементов V А группы
Технология: групповая работа ДЖИГСО
Оборудование: на столах учащихся учебники химии 9 класса, пособия, справочники, рабочие тетради, на демонстрационном столе: H2SO4конц., Cu, AgNO3, NaOH, K3PO4, NH4NO3кр., спиртовка.
Подготовка: карточки с вопросами для экспертных групп, тестовые задания для контроля репродуктивного уровня.
Класс разделен на 4 группы (экспертные).
1 группа Окислительно-восстановительные реакции, роль NH3 и HNO3 в них.
2 группа Взаимосвязь соединений азота, цепочка превращения.
3 группа Химические свойства аммиака и солей аммония.
4 группа Качественные реакции на катион NH4+; анионы NO3-; PO43-
I. Проблематизация, постановка задач.
II. Контроль репродуктивного уровня – тест (приложение 1)
III. Создание и работа экспертных групп
1 группаРассмотреть реакции с позиций ОВР:
CuO + NH3 → Cu + N2 + H2O
H2S + HNO3 → H2SO4 + NO2 + H2O
2 группаСоставить химические равнения по схеме:
N2 → NH3 → NO → NO2 → HNO3 → Cu(NO3)2 → CuO
3 группаЗакончить практически осуществимые реакции:
1) NH4Cl + AgNO3 → 5) (NH4)2CO3 + HCl →
2) AgCl + NH4NO3 → 6) NH3 + HNO3 →
3) (NH4)2SO4 + NaOH → 7) NH4Cl + CO2 →
4) NH4Cl →
4 группаПровести качественные реакции на NH4+; NO3-; PO43-
IV. Возвращение учащихся в группы обучения – каждый учащийся «эксперт» доводит до группы свой вопрос. После работы каждого эксперта – контрольный вопрос.
Какие вопросы остались непонятными?
V. Контроль уровня усвоения материала
Составить химические уравнения по цепочке превращений. Химическую реакцию №2 рассмотреть с позиций ОВР.
В.1 N2 → NH3 → NO
В.2 N2 → NO → NO2
В.3 NO2 → HNO3 → NO2
В.4 HNO3 → Cu(NO3)2 → NO2
VI. Итог урока
Задания экспертным группам
1 группа
Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
1) CuO + NH3 → Cu + N2 + H2O
2) H2S + HNO3 → H2SO4 + NO2 + H2O
3) C + HNO3 → CO2 + NO + H2O (дополнительная)
2 группа
Составьте уравнения реакций, соответствующих схеме