kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мыло и синтетические моющие средства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка данного урока предназначена для учащихся 10 класса при изучении темы "Мыло и синтетические моющие средства". Урок построен с использованием элементов информационно-коммуникационных технологий и критического мышления.  

Цель урока: изучение состава и свойств мыла и синтетических моющих средств.

Задачи:

  1. Развивать познавательную активность учащихся в процессе рассмотрения состава и свойств моющих средств.
  2. Развивать умение школьников сравнивать и обобщать на примере состава мыла и синтетических моющих средств.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе на примере рационального использования СМС.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мыло и синтетические моющие средства »

Тема урока «Мыло и синтетические моющие средства»

Цель урока: изучение состава и свойств мыла и синтетических моющих средств.

Задачи:

  1. Развивать познавательную активность учащихся в процессе рассмотрения состава и свойств моющих средств.

  2. Развивать умение школьников сравнивать и обобщать на примере состава мыла и синтетических моющих средств.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе на примере рационального использования СМС.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы:

Словесный – беседа, рассказ;

Наглядный – демонстрация, наблюдения учащихся;

Практический – эксперимент.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, мыло и синтетические моющие средства, медная проволока, стружка твердого мыла, раствор жидкого мыла.

на столах учащихся – штатив для пробирок, три пробирки с веществами: стружка мыла, раствор мыла, стиральный порошок, фенолфталеин, пипетка, стакан с водой, универсальный индикатор, стакан с жесткой водой, 2 чистые пробирки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку, наличие журнала.

  1. Проверка знаний и подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний.

  1. С каким классом органических веществ мы познакомились на прошлом уроке?

  2. Какие эфиры вам известны?

  3. Что называется простыми эфирами? Сложными?

  4. Дайте название следующим эфирам:

С2Н5-О-СН3 СН3 -СООС2Н5

С2Н5-О-СН -СН3 С3Н7 –СООСН3

СН3

  1. Составьте уравнения получения следующих эфиров реакцией этерификации:

а) муравьиный эфир уксусной кислоты, б) пропионовый эфир масляной кислоты.

  1. Какие реакции называются реакциями этерификации?

  2. Какое химическое свойство характерно для сложных эфиров?

  3. Что называется жирами?

  4. Где в природе встречаются жиры?

  5. Кто и когда впервые синтезировал жироподобные вещества? (1854 г, М. Бертло).

  6. Какие химические свойства характерны для жиров? (гидролиз, гидрирование)

  7. Что образуется при гидролизе жиров в присутствии щелочей?

Итак, на прошлом уроке мы познакомились с классом эфиров, а сегодня поговорим о производных сложных эфиров - жиров. А вот о чем пойдет речь, вы мне скажете после просмотра небольшого видеоролика (мультфильм «Мойдодыр).

Какова тема нашего урока? – Мыла. Синтетические моющие средства.

Что бы вы хотели узнать об этих веществах? (целеполагание)

  1. Усвоение новых знаний.

План.

  1. История мыла.

  2. Состав и строение молекулы мыла.

  3. Получение мыла.

  4. Свойства мыла.

  5. Понятие о СМС.

  6. Экологические аспекты использования мыла и СМС.

  1. История мыла.

Мыло было известно человеку до новой эры летоисчисления. Самое раннее упоминание о мыле в европейских странах встречается у римского писателя и ученого Плиния Старшего (23–79 гг.). В трактате «Естественная история» Плиний писал о способах получения мыла омылением жиров. Мало того, он писал о твердом и мягком мыле, получаемом с использованием соды и поташа соответственно.

Технология изготовления мыла из животных жиров складывалась на протяжении многих веков. На научную основу производ­ство мыла было поставлено в на­чале XIX века. Этому способство­вали многочисленные исследования французского химика М. Шевреля в области химии жиров. В сере­дине XIX века химики могли точно назвать состав всех полученных и применяемых мыл.

  1. Получение мыла.

С тех пор производство мыла не претерпело принципиальных из­менений. Мыла наших дней — это натриевые или калиевые соли сте­ариновой, олеиновой и некоторых других кислот с различными спе­циальными добавками. (Рисунок)

Мыло получают в результате нагревания жира с гидроксидом или карбонатом натрия:

жиры + NaOH → глицерин + мыло

Для отделения образовавшегося мыла к продуктам реакции добавляют раствор хлорида натрия, мыло всплывает на поверхность, его собирают и придают ему форму.

В последнее время в целях экономии жира карбоновую кислоту получают из нефтепродуктов, из которых в дальнейшем получают натриевые и калиевые соли:

С17Н35СООН + NaOH → С17Н35COONa + H2O

  1. Состав и строение молекулы мыла.

Рассмотрим состав и строение молекулы мыла. Просмотр видео «Мыло».

Мыла – натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот.

В состав мыла входят соли пальмитиновой, стеариновой кислот. Растворимость мыла в воде связана с наличием в его составе катиона металла.

Д.о. «Определение состава твердого и жидкого мыла».

Мы вносим медную проволоку, смоченную раствором жидкого мыла, в пламя спиртовки. В какой цвет оно окрашивается?

Фиолетовый.

О наличии каких катионов это свидетельствует?

Катионов калия (K+).

Мы вносим раствор твердого мыла в пламя спиртовки. В какой цвет оно окрашивается?

Желтый.

О присутствии каких катионов это свидетельствует?

Катионов натрия (Na+).

Вывод: в состав твердого мыла входят ионы натрия, в состав жидкого – ионы калия.





  1. Свойства мыла.

Л.о. «Гидролиз мыла».

В пробирку с мыльной стружкой прилейте воды и несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете? О чем говорит изменение окраски индикатора? Составьте уравнение реакции.

С17Н35СООNa + HOH → С17Н35COOН + NaOH

В жесткой воде мыло взаимодействует с растворимыми солями кальция и магния, что приводит к образованию хлопьев – нерастворимых солей кальция и высших карбоновых кислот:

17Н35СООNa + СаCl2 → (С17Н35COO)2Ca + 2NaCl

  1. Понятие о синтетических моющих средствах.

СМС (синтетические моющие средства) – натриевые соли синтетических кислот (сульфокислот, сложных эфиров высших спиртов и серной кислоты). СМС в основном состоят из алкилсульфатных солей натрия RO-SO2-ONa. R – углеводородный радикал, имеющий в состав е от 8 до 18 атомов углерода.

Пришло время исследовать свойства моющих веществ и сравнить мыла и СМС (стирального порошка). Для начала проверим, какая среда характерна для наших моющих средств. Как мы это сделаем?

С помощью индикаторов.

Правильно, будем использовать известный нам индикаторы – универсальный.

В пробирку с раствором мыла и стирального порошка опустите индикаторную полоску. Какую окраску приобретает индикатор в растворе стирального порошка?

Эталонная шкала рН для универсального индикатора

кислая среда щелочная


























1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Кстати, если моющее средство предназначено для стирки хлопчатобумажных тканей, то реакция среды должна быть щелочной, а если для шелковых и шерстяных тканей – нейтральной.

Л.о. «Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств».

В двух пробирках у вас даны растворы:

а) твердого мыла;

б) синтетического порошкообразного моющего средства (стир. порошка).

Разделите полученные растворы на две части (перелейте в чистые пробирки).

а) В каждую из двух пробирок первой части с различными растворами добавьте по нескольку капель фенолфталеина.

б) В три оставшиеся пробирки второй части с растворами мыла и синтетических моющих средств добавьте при встряхивании по 2–3 мл жесткой воды, содержащей ионы Са2+ и Mg2+.

Почему раствор приобретает щелочную среду?

  1. Экологические аспекты использования мыла и СМС.

Просмотр видеоролика «Экологическое загрязнение водоемов СМС».

  1. Проверка понимания изученного материала и закрепление знаний.

- Почему во все лосьоны для очистки кожи лица, помимо веществ, растворяющих кожное сало и удаляющих загрязнения, обязательно добавляют слабые кислоты?

При гидролизе мыла образуется щелочной раствор, неблагоприятно влияющий на кожу. Для его нейтрализации используют слабые кислоты.

- Почему мыло плохо мылится в морской воде?

Морская вода в большом количестве содержит ионы магния и кальция, которые образуют нерастворимые соли карбоновых кислот.

- Где расходуется больше мыла: в мягкой или жесткой воде?

Больше мыла расходуется в жесткой воде, т.к. при взаимодействии с ионами кальция образуются нерастворимые соли.

  1. Домашнее задание.

§ 11.4, № 1-4 (устно), 8 (письменно). Подготовить сообщение о применении мыла.

  1. Рефлексия.

  • Что нового узнали на уроке?

  • Что было особенно интересно?

  • В чем возникали трудности?

  • С каким настроением вы заканчиваете урок?

Выбрать смайлики:



хорошее безразличное грустное














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Мыло и синтетические моющие средства

Автор: Кривошеева Наталья Александровна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101354

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Презентация к модульному уроку по химии : "Мыла и синтетические моющие средства" "
    ["seo_title"] => string(91) "priezientatsiia-k-modul-nomu-uroku-po-khimii-myla-i-sintietichieskiie-moiushchiie-sriedstva"
    ["file_id"] => string(6) "200517"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428850034"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Мыла, получение, свойства. Искусственные моющие вещества"
    ["seo_title"] => string(63) "mylapoluchieniiesvoistvaiskusstviennyiemoiushchiievieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "299600"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456563545"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Конспект урока "Гидролиз солей" "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-gidroliz-soliei"
    ["file_id"] => string(6) "219346"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434123822"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "презентация для урока "Жиры. Мыло. СМС" "
    ["seo_title"] => string(41) "priezientatsiia-dlia-uroka-zhiry-mylo-sms"
    ["file_id"] => string(6) "177401"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424627649"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Презентация среднесрочного планирования серии последовательных уроков химии в 9 классе"
    ["seo_title"] => string(91) "priezientatsiiasriedniesrochnoghoplanirovaniiasieriiposliedovatielnykhurokovkhimiiv9klassie"
    ["file_id"] => string(6) "277647"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452950714"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства