Урок предоставлен для работы в групповой форме на уроке.
Цели урока:рассмотреть состав, строение и свойства жиров как группы сложных эфиров; дать понятие о мылах и сравнить их моющие свойства с аналогичными синтетическими моющими средствами.
? развивать умения применять ИКТ, совершенствовать умения вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения, навыки самостоятельной работы с учебником и выполнения лабораторных работ.
? содействовать воспитанию взаимопомощи, культуры общения, обеспечить развитие интереса к химии посредством интересных фактов, мультимедийных средств обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«презентация для урока "Жиры. Мыло. СМС" »
"Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью"
Л.Н.Толстой
ЖИРЫ. МЫЛО И СМС.
Цели урока:
■рассмотреть состав, строение и свойства жиров как группы сложных эфиров; дать понятие о мылах и сравнить их моющие свойства с аналогичными синтетическими моющими средствами.■ развивать умения применять ИКТ, совершенствовать умения вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения, навыки самостоятельной работы с учебником и выполнения лабораторных работ.■ содействовать воспитанию взаимопомощи, культуры общения, обеспечить развитие интереса к химии посредством интересных фактов, мультимедийных средств обучения.
Жиры легче воды, плотность находится в пределах 0,9- 0,95 г/см 3 Н ерастворимы в воде , но хорошо растворимы в бензине, ацетоне и гексане , и эта способность используется для чистки одежды от жировых пятен. Жиры – смеси глицеридов, поэтому плавятся в температурном интервале.
Химические свойства жиров
1) Гидролиз жиров:
2)Щелочнойгидролиз (омыление):
3) Реакция гидрирования:
→
Задание 1
Определение мыло. Виды мыла.
1 балл
2) Из каких частей состоит мыло? Какая часть растворяется в жирах, какая в воде?
1 балл
3)Объяснить моющее действие мыла.
1 балл
4)Синтетические моющие средства
1 балл
Мыло – это натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот: пальмитиновой, стеариновой, олеиновой, лауриновой. 1 балл
мыло
Твердое
С17Н35СООН + NaOH → С17Н35СООNa + H2O
стеарат натрия
Жидкое
С17Н35СООН + KOH → С17Н35СООK + H2O
стеарат калия
Молекула мыла С17Н35СООNa состоит из двух частей :
1 балл
С17Н35
СООNa
■удаление частиц грязи с очищаемой поверхности и
перенос их в раствор .
1 балл
Синтетические моющие средства -это натриевые соли кислых сложных эфиров высших спиртов и серной кислоты.
1 балл
ПАВ
антиресор-
Комплексо-
бенты
образователи
отдушки
Щелочные
СОСТАВ
электролиты
СМС
отбеливатели
Стабилиза-
торы
ферменты
1. Катионоактивные ПАВ - обладает, кроме моющего, еще и дезинфицирующим действием.
Неионогенные ПАВ образуют сравнительно мало пены, и на их основе готовят средства для машинной стирки.
2. Комплексообразователи
(Триполифосфат натрия)-одно из немногих хорошее растворимых в воде соединений фосфорной кислоты)
Взаимодействуя с находящимися в воде ионами кальция и магния, фосфат-ион переводит их в осадок состава Са 3 (РО 4 ) 2 и Mg 3 (РО 4 ) 2
3. отбеливатели - для удаления цветных загрязнений, оставщихся после стирки, и отбеливания.
4. Отдушки – в принципе не имеет отношение к стирке, а просто придает белью приятный запах.
5 . Стабилизаторы (Карбоксиметилцелюллоза (КМЦ)) выполняет роль стабилизатора пены.
Задание 2. Инструктивная карта по выполнению лабораторных опытов.
1. а) Исследование среды растворов туалетного, хозяйственного мыла и СМС.
При помощи индикаторной бумаги и шкалы рН раствора определите, какую среду и рН раствора имеют данные растворы. Сделайте вывод.
б) Сравнение моющих действий мыла и СМС.
В 2 стакана прилить небольшое количество растворов мыла и СМС.
Опустить загрязненную ткань и перемешать. Сделать выводы.
2. Исследование среды раствора СМС.
Добавьте к приготовленным растворам несколько капель раствора фенолфталеина. Если моющее средство имеет щелочную среду (рН›7) оно предназначено для стирки________, с нейтральной(рН=6-7) - для стирки __________. Подогрейте раствор в пламени спиртовки. Сделайте вывод.
А) хлопчатобумажных тканей Б) шелковых и шерстяных изделий
3. Сравнение свойств мыла и СМС в жесткой воде.
В 2 пробирки влейте по 4-5 мл воды содержащей ионы кальция и магния. В первую пробирку при встряхивании добавьте по каплям раствор мыла, во вторую – ранее приготовленный раствор синтетического моющего средства. Сделайте вывод о моющей способности мыла и СМС в жесткой воде.
16
Критерии оценивания лабораторных работ
Соблюдение правил техники безопасности при выполнении эксперимента.
1 балл
Умение спланировать эксперимент, включая выбор процесса и оборудования.
1 балл
Демонстрация умелого, быстрого и аккуратного обращения с оборудованием и реактивами.
1 балл
Умение предоставить данные эксперимента в законченной и логичной форме, объяснять полученные результаты.
1 балл
Задание 3
Составить постер:
1 группа: недостатки и преимущества
мыла.
2 группа: недостатки и преимущества
СМС.
3 группа: оценщики постеров.
Домашнее задание:
§ 21, упр. 10, 11, 12.
"Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь".