Презентация к модульному уроку по химии : "Мыла и синтетические моющие средства"
Презентация к модульному уроку по химии : "Мыла и синтетические моющие средства"
Презентация к модульному уроку по химии в 10 классе. Урок расчитан на расчитан на выполнение следующей цели:
сформировать знания о составе и моющем действии мыла, познакомить учащихся с историей мыла как необходимого компонента быта, расширить кругозор учащихся.
Задачи:
Обучающие:
— изучить состав, получение, свойства мыла и синтетических моющих средств;
— прогнозировать моющие свойства мыла;
— актуализировать знания о жесткости воды;
— уметь определять среду мыльного раствора, провести практический анализ жесткости воды.
Развивающие:
— развитие ассоциативного и логического мышления, понятийного аппарата, экспериментальных умений и навыков, мотивирующего начала в процессе познания;
— выявление причинно-следственных связей;
— формирование практико-ориентированного направления познавательной деятельности.
Воспитательные:
— воспитание научно-материалистического мировоззрения; культуры пользования химическими препаратами в быту;
— экологическое воспитание.
Необходимое оборудование: компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, экран, презентация, набор упаковок мыла разных сортов, упаковки синтетических моющих средств (СМС), шампуни, пробирки, раздаточный материал: карта – модуль; бланки для заполнения таблицы, лабораторного опыта; оценочный лист.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к модульному уроку по химии : "Мыла и синтетические моющие средства" »
Модульный урок по теме: «Мыла. Синтетические моющие средства.»
Выполнила Кузнецова Е.В. Преподаватель химии ГБПОУ ВО ВАТ имени В.П. Чкалова
Тема урока:
Цели:
Мыла. Синтетические моющие средства.
-изучить состав, получение, свойства мыла и синтетических моющих средств;
-прогнозировать моющие свойства мыла;
актуализировать знания о жесткости воды;
уметь определять среду мыльного раствора, провести практический анализ жесткости воды.
У.Э. – 2 «Актуализация знаний». История мыла.
Мылом человечество пользовалось с незапамятных времен: история мыловарения насчитывает по меньшей мере 6 тыс. лет.
У.Э. – 2 «Актуализация знаний». История мыла.
Римский ученый и политик Плиний Старший утверждает, что еще древние галлы (населявшие территорию современной Франции) и германцы знали о приготовлении мыла. По его свидетельству, эти дикие племена делали из сала и золы букового дерева некую чудодейственную мазь, которую использовали для очистки и окрашивания волос, а также для лечения кожных заболеваний.
У.Э. – 2 «Актуализация знаний». История мыла .
Легенда гласит, что латинское слово лат. sapo (мыло) произошло от названия горы Сапо в древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам.
У.Э. – 2 «Актуализация знаний». История мыла .
Животный жир, выделяющийся при сжигании жертвы, скапливался и смешивался с древесной золой костра. Полученная масса смывалась дождем в глинистый грунт берега реки Тибр, где жители стирали белье и, естественно, наблюдательность человека не упустила того факта, что благодаря этой смеси одежда отстирывалась гораздо легче.
У.Э. – 2 «Актуализация знаний». История мыла.
С XIII в. начинается расцвет мыловарения во Франции и Англии. Отношение к этому ремеслу было самое серьезное. В 1399 г. в Англии король Генрих IV основал орден, особой привилегией которого считалось: мытье в бане с мылом .
У.Э. – 2 «Актуализация знаний». История мыла .
В 1808 году французский химик Мишель Эжен Шеврёль (1786−1889) по просьбе владельцев текстильной фабрики установил состав мыла. В результате анализа оказалось, что мыло — это натриевая соль высшей жирной (карбоновой) кислоты.
У.Э. – 2 «Актуализация знаний». История мыла .
Много столетий назад возникло мыловарение на Руси, где с дрених времен люди отличались опрятностью, привычкой к регулярному мытью в бане, парильне. Появились мыловаренные заводы.
Жесткость воды обусловлена высокой концентрацией в воде ионовCa2+иMg2+
Критерии оценки:
за правильный ответ -1 балл.
У.Э. – 3 «Изучение нового материала».
Используя текст«Мыла и синтетические моющие средства»http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/tehnologiya_i_promyshlennost/MOYUSHCHIE_SREDSTVA.html
и ответь устно на следующие вопросы:
Каков состав мыла?
Как отличается моющая способность твердого и жидкого мыла?
Что такое синтетические моющие средства?
Какими способами можно получать мыло?
Критерии оценки:за правильный ответ -1 балл
Заполни таблицу:
Название моющего средства.
Формула
Твердое мыло
Получение
Жидкое мыло
Моющая способность
Синтетическое моющее средство
У.Э. – 3 «Изучение нового материала».
Проверь себя!!!Критерии оценивания: (каждая строка -1 балл, максимально - 3балла)
Название моющего средства.
Формула
Твердое мыло.
C 17 H 35 COONa C 15 H 31 COONa
Получение
Жидкое мыло.
Синтетическое моющее средство.
Моющая способность
CH 2 -O-CO-C 15 H 31
|
CH-O-CO-C 15 H 31 +3NaOH
|
CH 2 -O-CO-C 15 H 31
CH 2 -OH
|
CH-OH +3 C 15 H 31 COONa
|
CH 2 -OH стеарат натрия
C 15 H 31 COOK
C 16 H 33 O - SO 2 - ONa
Теряет моющую способность в жесткой воде.
2 С 17 H 35 COONa + Ca 2+ = (C 17 H 35 COO) 2 Ca + 2Na +
CH 2 -O-CO-C 15 H 31
|
CH-O-CO-C 15 H 31 +3 К OH
|
CH 2 -O-CO-C 15 H 31
CH 2 -OH
|
CH-OH +3 C 15 H 31 COOK
|
CH 2 -OH пальмитат калия
Моющая способность жидкого мыла лучше твердого
2 С 17 H 35 COOK + Ca 2+ = (C 17 H 35 COO) 2 Ca + 2K +
C 16 H 33 O - SO 2 - OH + NaOH →
→ C 16 H 33 O - SO 2 - ONa + H 2 O
натриевая соль
цетилсерной к-ты
СМС обладает самой лучшей моющей способностью по сравнению с мылами, т.к. кальциевая соль, например, цетилсерной кислоты растворима.
У.Э. – 3 «Изучение нового материала».
Реши задачу:
Вариант 1
Сколько кальцинированной соды (в г) потребуется для реакции со стеариновой кислотой массой 54,4 г и сколько (в г) образуется стеарата натрия при 90%-м выходе?
а) 5,3 и 17,2;. б) 7,2 и 27,54;
в) 10,6 и 17,2; г) 58,8г и 52,92г.
Вариант 2
При реакции 54,4 г пальмитиновой кислоты с кальцинированной содой образовалось 54,4г пальмитата натрия. Определите процентный выход мыла.
а) 86,7% б)74,3%
в) 91,3% г) 69,23%
У.Э. – 3«Изучение нового материала».
Проверка.
Вариант 1 - г)
Решение:
54,4 г
2С 17 Н 35 СООН + Na 2 CO 3 = 2 C 17 H 35 COONa + CO 2 + H 2 O
ν (С 17 Н 35 СООН) = 54,4г / 272 г∕ моль=0,2 моль
m теор. (С 17 Н 35 СОО Na )= 0,2 моль•294 г∕ моль =58,8 г
m практ .(С 17 Н 35 СОО Na )=58,8г • 90% / 100%= 52,92 г
Ответ: 58,8г, 52,92г.
Критерии оценки:
Вариант 2 – а)
Решение:
54,4 г
2С 15 Н 31 СООН + Na 2 CO 3 = 2 C 15 H 31 COONa + CO 2 + H 2 O
ν (С 15 Н 31 СООН) = 54,4г / 272г∕ моль=0,4 моль
m теор (С 15 Н 31 СООН)= 0,4 моль•158 г∕ моль =63,2 г
ω (С 15 Н 31 СООН) =54 ,4/63,2•100% =86,7%
Ответ: 86,7%
решение задачи - 2 балла максимально 2 баллов
У.Э. – 3 «Изучение нового материала».
Поверхностно активные вещества - это органические соединения,содержащие в молекулах одновременно две противоположные по свойствам группы:
полярную (гидрофильную) и
неполярную (гидрофобную).
У.Э. – 3 «Изучение нового материала».
Моющий процесс сводится
к обеспечению 3 этапов:
1.Отрыв грязевых частиц от очищаемой поверхности
2.Перевод нерастворимых в воде грязевых частиц
в раствор
3.Удержание этих плавающихчастиц в моющем
растворе, т.е. предотвращениересорбции
У.Э. – 3 «Изучение нового материала».
Механизм действия ПАВ.
Гидрофобный «хвостик»связывается с частицами грязи.Гидрофильная «головка»цепляется за воду, уменьшая ее поверхностное натяжение, тем самым, помогая воде лучше смачивать отмываемую поверхность и отрывать частицы загрязнений.
У.Э. – 4«Закрепление нового материала».
Лабораторный опыт №1
Определение среды мыльного раствора.
Лабораторный опыт №2
Взаимодействие жесткой воды с растворами мыла и стирального порошка .
Выполните лабораторный опыт по инструкции, заполните таблицу.
У.Э. – 4«Закрепление нового материала».
Заполни таблицу:
№опыта
Наблюдения
1.
Уравнения реакции
2.
Вывод
У.Э. – 4«Закрепление нового материала».
Самопроверка!!!
Критерии оценки : каждый опыт - 2 балла (максимум-4 балла)
№опыта
Наблюдения
1.
Лакмусовая бумажка окрашивается в синий цвет
Уравнения реакции
2.
Вывод
С 17 Н 35 СОО N а + Н 2 О = С 17 Н 35 СООН + N аОН
При приливании жесткой воды, в колбе с раствором мыла выделяется осадок в виде хлопьев, с СМС этого не наблюдается, раствор хорошо пенится
Изменение окраски лакмуса в синий цвет вызвано наличием OH -- -ионов, образующихся в результате гидролиза мыла.
2 С 17 H 35 COONa + Ca 2+ = (C 17 H 35 COO) 2 Ca + 2Na +
Мыло теряет моющую способность в жесткой воде, т. к. происходит реакция обмена ионов Na + на ионы Ca 2+ или Mg 2+ и образуется нерастворимый в воде осадок стеарата кальция или магния, выпадающий в виде хлопьев. Кальциевая или магниевая соль эфиров серной кислоты с высшими спиртами растворимы в воде.