kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к модульному уроку по химии : "Мыла и синтетические моющие средства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к модульному уроку по химии в 10 классе. Урок расчитан на расчитан на выполнение следующей цели:

сформировать знания о составе и моющем действии мыла, познакомить учащихся с историей мыла как необходимого компонента быта, расширить кругозор учащихся.

Задачи:

Обучающие:

—  изучить состав, получение, свойства мыла и синтетических моющих средств;

—  прогнозировать моющие свойства мыла;

—  актуализировать знания о жесткости воды;

—  уметь определять среду мыльного раствора, провести практический анализ жесткости воды.

 Развивающие:

— развитие ассоциативного и логического мышления, понятийного аппарата, экспериментальных умений и навыков, мотивирующего начала в процессе познания;

—    выявление причинно-следственных связей;

— формирование практико-ориентированного направления познавательной деятельности.

Воспитательные:

— воспитание научно-материалистического мировоззрения; культуры пользования химическими препаратами в быту;

— экологическое воспитание.

Необходимое оборудование:  компьютеры с выходом в Интернет,  мультимедийный  проектор, экран, презентация,  набор упаковок мыла разных сортов, упаковки синтети­ческих моющих средств (СМС), шам­пуни, пробирки, раздаточный материал: карта – модуль; бланки для заполнения таблицы, лабораторного опыта; оценочный лист.

Реактивы: универсальная лакмусовая бумага,  раствор мыла, раствор СМС, жесткая вода.

Тип урока: изучение новых знаний с использованием модульных технологий.

Формы работы учащихся:

работа в парах,  индивидуальная работа (опережающее задание, выполнение заданий по карте – модулю), фронтальная работа.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к модульному уроку по химии : "Мыла и синтетические моющие средства" »

Модульный  урок по теме:   «Мыла. Синтетические моющие средства.»

Модульный урок по теме: «Мыла. Синтетические моющие средства.»

  • Выполнила Кузнецова Е.В. Преподаватель химии ГБПОУ ВО ВАТ имени В.П. Чкалова
Тема урока: Цели:

Тема урока:

Цели:

Мыла. Синтетические моющие средства.   - изучить состав, получение, свойства мыла и синтетических моющих средств  ; - прогнозировать моющие свойства мыла  ;

Мыла. Синтетические моющие средства.

- изучить состав, получение, свойства мыла и синтетических моющих средств ;

- прогнозировать моющие свойства мыла ;

  • актуализировать знания о жесткости воды ;
  • уметь определять среду мыльного раствора, провести практический анализ жесткости воды.
У.Э. – 2 «Актуализация знаний».  История мыла. Мылом человечество пользовалось с незапамятных времен: история мыловарения насчитывает по меньшей мере 6 тыс. лет.

У.Э. – 2 «Актуализация знаний». История мыла.

Мылом человечество пользовалось с незапамятных времен: история мыловарения насчитывает по меньшей мере 6 тыс. лет.

У.Э. – 2 «Актуализация знаний».   История мыла.

У.Э. – 2 «Актуализация знаний». История мыла.

  • Римский ученый и политик Плиний Старший утверждает, что еще древние галлы (населявшие территорию современной Франции) и германцы знали о приготовлении мыла. По его свидетельству, эти дикие племена делали из сала и золы букового дерева некую чудодейственную мазь, которую использовали для очистки и окрашивания волос, а также для лечения кожных заболеваний.
У.Э. – 2 «Актуализация знаний».  История  мыла . Легенда гласит, что латинское слово лат.   sapo (мыло) произошло от названия горы Сапо в древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам.

У.Э. – 2 «Актуализация знаний». История мыла .

Легенда гласит, что латинское слово лат.   sapo (мыло) произошло от названия горы Сапо в древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам.

У.Э. – 2 «Актуализация знаний».  История  мыла . Животный жир, выделяющийся при сжигании жертвы, скапливался и смешивался с древесной золой костра. Полученная масса смывалась дождем в глинистый грунт берега реки Тибр, где жители стирали белье и, естественно, наблюдательность человека не упустила того факта, что благодаря этой смеси одежда отстирывалась гораздо легче.

У.Э. – 2 «Актуализация знаний». История мыла .

Животный жир, выделяющийся при сжигании жертвы, скапливался и смешивался с древесной золой костра. Полученная масса смывалась дождем в глинистый грунт берега реки Тибр, где жители стирали белье и, естественно, наблюдательность человека не упустила того факта, что благодаря этой смеси одежда отстирывалась гораздо легче.

У.Э. – 2 «Актуализация знаний».   История мыла.

У.Э. – 2 «Актуализация знаний». История мыла.

  • С XIII в. начинается расцвет мыловарения во Франции и Англии. Отношение к этому ремеслу было самое серьезное. В 1399 г. в Англии король Генрих IV основал орден, особой привилегией которого считалось: мытье в бане с мылом .
У.Э. – 2 «Актуализация знаний».  История  мыла .

У.Э. – 2 «Актуализация знаний». История мыла .

  • В 1808 году французский химик Мишель Эжен Шеврёль (1786−1889) по просьбе владельцев текстильной фабрики установил состав мыла. В результате анализа оказалось, что мыло — это натриевая соль высшей жирной (карбоновой) кислоты.
У.Э. – 2 «Актуализация знаний».  История  мыла .

У.Э. – 2 «Актуализация знаний». История мыла .

  • Много столетий назад возникло мыловарение на Руси, где с дрених времен люди отличались опрятностью, привычкой к регулярному мытью в бане, парильне. Появились мыловаренные заводы.
У.Э. – 2 «Актуализация знаний».   Чем обусловлена жесткость воды? http://ru.wikipedia.org/wiki/%C6%B8%F1%F2%EA%EE%F1%F2%FC_%E2%EE%E4%FB   Проверь себя!!! . Жесткость воды обусловлена высокой концентрацией в воде ионов Ca 2+и Mg 2+ Критерии оценки:  за правильный ответ - 1 балл .

У.Э. – 2 «Актуализация знаний».

Чем обусловлена жесткость воды?

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C6%B8%F1%F2%EA%EE%F1%F2%FC_%E2%EE%E4%FB

Проверь себя!!! .

Жесткость воды обусловлена высокой концентрацией в воде ионов Ca 2+и Mg 2+

Критерии оценки:

за правильный ответ - 1 балл .

У.Э. – 3 «Изучение нового материала». Используя текст  «Мыла и синтетические моющие средства»  http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/tehnologiya_i_promyshlennost/MOYUSHCHIE_SREDSTVA.html и ответь устно на следующие вопросы: Каков состав мыла? Как отличается моющая способность твердого и жидкого мыла? Что такое синтетические моющие средства? Какими способами можно получать мыло? Критерии оценки:  за правильный ответ - 1 балл Заполни таблицу: Название моющего средства. Формула Твердое мыло Получение Жидкое мыло Моющая способность Синтетическое моющее средство

У.Э. – 3 «Изучение нового материала».

Используя текст «Мыла и синтетические моющие средства» http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/tehnologiya_i_promyshlennost/MOYUSHCHIE_SREDSTVA.html

и ответь устно на следующие вопросы:

  • Каков состав мыла?
  • Как отличается моющая способность твердого и жидкого мыла?
  • Что такое синтетические моющие средства?
  • Какими способами можно получать мыло?

Критерии оценки: за правильный ответ - 1 балл

Заполни таблицу:

Название моющего средства.

Формула

Твердое мыло

Получение

Жидкое мыло

Моющая способность

Синтетическое моющее средство

У.Э. – 3 «Изучение нового материала». Проверь себя!!!  Критерии оценивания: (каждая строка -1 балл, максимально - 3балла) Название моющего средства. Формула Твердое мыло. C 17 H 35 COONa C 15 H 31 COONa Получение Жидкое мыло. Синтетическое моющее средство. Моющая способность CH 2 -O-CO-C 15 H 31 | CH-O-CO-C 15 H 31 +3NaOH  | CH 2 -O-CO-C 15 H 31 CH 2 -OH | CH-OH +3 C 15 H 31 COONa | CH 2 -OH стеарат натрия  C 15 H 31 COOK C 16 H 33 O - SO 2 - ONa  Теряет моющую способность в жесткой воде. 2 С 17 H 35 COONa + Ca 2+ = (C 17 H 35 COO) 2 Ca  + 2Na + CH 2 -O-CO-C 15 H 31 | CH-O-CO-C 15 H 31 +3 К OH  | CH 2 -O-CO-C 15 H 31 CH 2 -OH | CH-OH +3 C 15 H 31 COOK | CH 2 -OH пальмитат калия  Моющая способность жидкого мыла лучше твердого 2 С 17 H 35 COOK + Ca 2+ = (C 17 H 35 COO) 2 Ca  + 2K + C 16 H 33 O - SO 2 - OH + NaOH → → C 16 H 33 O - SO 2 - ONa + H 2 O  натриевая соль  цетилсерной к-ты СМС обладает самой лучшей моющей способностью по сравнению с мылами, т.к. кальциевая соль, например, цетилсерной кислоты растворима.

У.Э. – 3 «Изучение нового материала».

Проверь себя!!! Критерии оценивания: (каждая строка -1 балл, максимально - 3балла)

Название моющего средства.

Формула

Твердое мыло.

C 17 H 35 COONa C 15 H 31 COONa

Получение

Жидкое мыло.

Синтетическое моющее средство.

Моющая способность

CH 2 -O-CO-C 15 H 31

|

CH-O-CO-C 15 H 31 +3NaOH 

|

CH 2 -O-CO-C 15 H 31

CH 2 -OH

|

CH-OH +3 C 15 H 31 COONa

|

CH 2 -OH стеарат натрия

C 15 H 31 COOK

C 16 H 33 O - SO 2 - ONa

Теряет моющую способность в жесткой воде.

2 С 17 H 35 COONa + Ca 2+ = (C 17 H 35 COO) 2 Ca  + 2Na +

CH 2 -O-CO-C 15 H 31

|

CH-O-CO-C 15 H 31 +3 К OH 

|

CH 2 -O-CO-C 15 H 31

CH 2 -OH

|

CH-OH +3 C 15 H 31 COOK

|

CH 2 -OH пальмитат калия

Моющая способность жидкого мыла лучше твердого

2 С 17 H 35 COOK + Ca 2+ = (C 17 H 35 COO) 2 Ca  + 2K +

C 16 H 33 O - SO 2 - OH + NaOH →

→ C 16 H 33 O - SO 2 - ONa + H 2 O

натриевая соль

цетилсерной к-ты

СМС обладает самой лучшей моющей способностью по сравнению с мылами, т.к. кальциевая соль, например, цетилсерной кислоты растворима.

У.Э. – 3 «Изучение нового материала». Реши задачу: Вариант 1 Сколько кальцинированной соды (в г) потребуется для реакции со стеариновой кислотой массой 54,4 г и сколько (в г) образуется стеарата натрия при 90%-м выходе? а) 5,3 и 17,2;. б) 7,2 и 27,54; в) 10,6 и 17,2; г) 58,8г и 52,92г. Вариант 2 При реакции 54,4 г пальмитиновой кислоты с кальцинированной содой образовалось 54,4г пальмитата  натрия. Определите процентный выход мыла.  а) 86,7% б)74,3%  в) 91,3% г) 69,23%

У.Э. – 3 «Изучение нового материала».

Реши задачу:

Вариант 1

Сколько кальцинированной соды (в г) потребуется для реакции со стеариновой кислотой массой 54,4 г и сколько (в г) образуется стеарата натрия при 90%-м выходе?

а) 5,3 и 17,2;. б) 7,2 и 27,54;

в) 10,6 и 17,2; г) 58,8г и 52,92г.

Вариант 2

При реакции 54,4 г пальмитиновой кислоты с кальцинированной содой образовалось 54,4г пальмитата натрия. Определите процентный выход мыла.

а) 86,7% б)74,3%

в) 91,3% г) 69,23%

У.Э. – 3  «Изучение нового материала». Проверка. Вариант 1 - г) Решение:  54,4 г 2С 17 Н 35 СООН + Na 2 CO 3 =  2 C 17 H 35 COONa + CO 2 + H 2 O ν (С 17 Н 35 СООН) = 54,4г / 272 г∕ моль=0,2 моль   m теор. (С 17 Н 35 СОО Na )= 0,2 моль•294 г∕ моль =58,8 г m практ .(С 17 Н 35 СОО Na )=58,8г • 90% / 100%= 52,92 г   Ответ: 58,8г, 52,92г. Критерии оценки: Вариант 2 – а)   Решение:  54,4 г 2С 15 Н 31 СООН + Na 2 CO 3 =  2 C 15 H 31 COONa + CO 2 + H 2 O   ν (С 15 Н 31 СООН) = 54,4г / 272г∕ моль=0,4 моль   m теор (С 15 Н 31 СООН)= 0,4 моль•158 г∕ моль =63,2 г   ω (С 15 Н 31 СООН) =54 ,4/63,2•100% =86,7%   Ответ: 86,7% решение задачи - 2 балла максимально 2 баллов

У.Э. – 3 «Изучение нового материала».

Проверка.

Вариант 1 - г)

Решение:

54,4 г

2С 17 Н 35 СООН + Na 2 CO 3 = 2 C 17 H 35 COONa + CO 2 + H 2 O

ν (С 17 Н 35 СООН) = 54,4г / 272 г∕ моль=0,2 моль

  m теор. (С 17 Н 35 СОО Na )= 0,2 моль•294 г∕ моль =58,8 г

m практ .(С 17 Н 35 СОО Na )=58,8г • 90% / 100%= 52,92 г

 

Ответ: 58,8г, 52,92г.

Критерии оценки:

Вариант 2 – а)

  Решение:

54,4 г

2С 15 Н 31 СООН + Na 2 CO 3 = 2 C 15 H 31 COONa + CO 2 + H 2 O

 

ν (С 15 Н 31 СООН) = 54,4г / 272г∕ моль=0,4 моль

  m теор (С 15 Н 31 СООН)= 0,4 моль•158 г∕ моль =63,2 г

  ω (С 15 Н 31 СООН) =54 ,4/63,2•100% =86,7%

 

Ответ: 86,7%

решение задачи - 2 балла максимально 2 баллов

У.Э. – 3 «Изучение нового материала». Поверхностно активные вещества - это органические соединения,содержащие в молекулах одновременно две противоположные по свойствам группы:   полярную (гидрофильную) и   неполярную (гидрофобную).

У.Э. – 3 «Изучение нового материала».

Поверхностно активные вещества - это органические соединения,содержащие в молекулах одновременно две противоположные по свойствам группы:

полярную (гидрофильную) и

неполярную (гидрофобную).

У.Э. – 3 «Изучение нового материала». Моющий процесс сводится к обеспечению 3 этапов: 1.  Отрыв грязевых частиц от очищаемой поверхности 2. Перевод нерастворимых в воде грязевых частиц в раствор  3. Удержание этих плавающих  частиц в моющем  растворе, т.е. предотвращение  ресорбции

У.Э. – 3 «Изучение нового материала».

Моющий процесс сводится

к обеспечению 3 этапов:

1. Отрыв грязевых частиц от очищаемой поверхности

2. Перевод нерастворимых в воде грязевых частиц

в раствор

3. Удержание этих плавающих частиц в моющем

растворе, т.е. предотвращение ресорбции

У.Э. – 3 «Изучение нового материала».  Механизм действия ПАВ.  Гидрофобный «хвостик» связывается с частицами грязи. Гидрофильная «головка» цепляется за воду, уменьшая ее поверхностное натяжение, тем самым, помогая воде лучше смачивать отмываемую поверхность и отрывать частицы загрязнений.

У.Э. – 3 «Изучение нового материала».

Механизм действия ПАВ.

Гидрофобный «хвостик» связывается с частицами грязи. Гидрофильная «головка» цепляется за воду, уменьшая ее поверхностное натяжение, тем самым, помогая воде лучше смачивать отмываемую поверхность и отрывать частицы загрязнений.

У.Э. – 4  «Закрепление нового материала». Лабораторный опыт №1  Определение среды мыльного раствора. Лабораторный опыт №2 Взаимодействие жесткой воды с растворами мыла и стирального порошка . Выполните лабораторный опыт по инструкции, заполните таблицу.

У.Э. – 4 «Закрепление нового материала».

Лабораторный опыт №1

Определение среды мыльного раствора.

Лабораторный опыт №2

Взаимодействие жесткой воды с растворами мыла и стирального порошка .

Выполните лабораторный опыт по инструкции, заполните таблицу.

У.Э. – 4  «Закрепление нового материала». Заполни таблицу:  № опыта Наблюдения 1. Уравнения реакции 2. Вывод

У.Э. – 4 «Закрепление нового материала».

  • Заполни таблицу:

опыта

Наблюдения

1.

Уравнения реакции

2.

Вывод

У.Э. – 4  «Закрепление нового материала». Самопроверка!!!  Критерии оценки : каждый опыт - 2 балла (максимум-4 балла)   № опыта Наблюдения 1. Лакмусовая бумажка окрашивается в синий цвет Уравнения реакции 2. Вывод С 17 Н 35 СОО N а + Н 2 О = С 17 Н 35 СООН + N аОН При приливании жесткой воды, в колбе с раствором мыла выделяется осадок в виде хлопьев, с СМС этого не наблюдается, раствор хорошо пенится Изменение окраски лакмуса в синий цвет вызвано наличием OH -- -ионов, образующихся в результате гидролиза мыла. 2 С 17 H 35 COONa + Ca 2+ = (C 17 H 35 COO) 2 Ca  + 2Na + Мыло теряет моющую способность в жесткой воде, т. к. происходит реакция обмена ионов Na + на ионы Ca 2+ или Mg 2+ и образуется нерастворимый в воде осадок стеарата кальция или магния, выпадающий в виде хлопьев. Кальциевая или магниевая соль эфиров серной кислоты с высшими спиртами растворимы в воде.

У.Э. – 4 «Закрепление нового материала».

Самопроверка!!!

Критерии оценки : каждый опыт - 2 балла (максимум-4 балла)

опыта

Наблюдения

1.

Лакмусовая бумажка окрашивается в синий цвет

Уравнения реакции

2.

Вывод

С 17 Н 35 СОО N а + Н 2 О = С 17 Н 35 СООН + N аОН

При приливании жесткой воды, в колбе с раствором мыла выделяется осадок в виде хлопьев, с СМС этого не наблюдается, раствор хорошо пенится

Изменение окраски лакмуса в синий цвет вызвано наличием OH -- -ионов, образующихся в результате гидролиза мыла.

2 С 17 H 35 COONa + Ca 2+ = (C 17 H 35 COO) 2 Ca  + 2Na +

Мыло теряет моющую способность в жесткой воде, т. к. происходит реакция обмена ионов Na + на ионы Ca 2+ или Mg 2+ и образуется нерастворимый в воде осадок стеарата кальция или магния, выпадающий в виде хлопьев. Кальциевая или магниевая соль эфиров серной кислоты с высшими спиртами растворимы в воде.

УЭ – 5  Контроль знаний Выполни тест! https://docs.google.com/a/i-dist.ru/spreadsheet/viewform?formkey=dEhkSTRfOVZ0UnJmajJOWHRuYXgwQ1E6MQ  Критерии оценивания  каждый правильный ответ - 1 балл. ( максимально 5 баллов)

УЭ – 5 Контроль знаний

Выполни тест!

https://docs.google.com/a/i-dist.ru/spreadsheet/viewform?formkey=dEhkSTRfOVZ0UnJmajJOWHRuYXgwQ1E6MQ

Критерии оценивания

каждый правильный ответ - 1 балл. ( максимально 5 баллов)

У.Э. – 6  «Подведение итогов урока» 1. Прочитайте цели урока (УЭ-0).  2. Считаете ли вы, что цели урока вами достигнуты?  3. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке? Оценку поставьте в графе “самооценка”: а) все понял, могу этот материал объяснить  другому ( 5 баллов )  б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь  ( 4 балла )  в) для полного понимания мне нужно повторить  тему ( 3 балла )  г) я ничего не понял ( 2 балла ). Подсчитай баллы, полученные на уроке. Поставь себе оценку.

У.Э. – 6 «Подведение итогов урока»

1. Прочитайте цели урока (УЭ-0). 2. Считаете ли вы, что цели урока вами достигнуты? 3. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке?

Оценку поставьте в графе “самооценка”:

а) все понял, могу этот материал объяснить

другому ( 5 баллов ) б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь

( 4 балла ) в) для полного понимания мне нужно повторить

тему ( 3 балла ) г) я ничего не понял ( 2 балла ).

Подсчитай баллы, полученные на уроке.

Поставь себе оценку.

У.Э. – 6 «Домашнее задание» оценки задание 4,5 Составить кроссворд по теме «Жиры. Мыла. СМС.» (10-15 слов) 3 Конспект урока Творческое задание : подготовить доклад на тему «Экологические аспекты использования ПАВ»

У.Э. – 6 «Домашнее задание»

оценки

задание

4,5

Составить кроссворд по теме «Жиры. Мыла. СМС.» (10-15 слов)

3

Конспект урока

Творческое задание :

подготовить доклад на тему «Экологические аспекты использования ПАВ»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к модульному уроку по химии : "Мыла и синтетические моющие средства"

Автор: Кузнецова Екатерина Владимировна

Дата: 12.04.2015

Номер свидетельства: 200517

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства