kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мир металлов главных подгрупп

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

(урок – проект)       11 класс                                      

Тема: Мир металлов главных подгрупп.

Цель урока:

познакомить учащихся с металлами главных подгрупп; способствовать формированию на метапредметном уровне системы знаний об образуемых этими элементами веществах, играющих важную роль в природе и жизни человека.

Задачи урока:

      Образовательные:

 - создать условия, способствующие восприятию материала темы, конкретизации имеющихся знаний о нахождении металлов в природе, положения их в периодической системе и особенностях строения их атомов, а также осознанного понимания биологической роли металлов в жизнедеятельности человека.

 - способствовать развитию научного мышления при установлении причинно-следственных связей.

      Развивающие:

 - способствовать на уроке развитию умений: анализировать, сравнивать, логически мыслить, обоснованно высказывать свою точку зрения, а также формированию навыков работы с различными информационными источниками: таблицами, схемами, опорными конспектами.

 - развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений,

- развивать умения использовать химическую терминологию.

      Воспитательные:

- обеспечить условия для формирования коммуникативных способностей: умений слушать и слышать своих товарищей; волевых качеств – ответственности, толерантности.

 - поддерживать интерес к изучению химии через самостоятельную работу,

Оборудование урока:

  • ПСХЭ Д.И.Менделеева,
  • коллекция металлов
  • предметы, изготовленные из металлов,
  • опорные конспекты: “Биологическая роль металлов в организме человека”, “Металлы в продуктах питания”,
  • макет торса человека,
  • карточки с символами металлов

 

Формы организации учебной деятельности:

  • Фронтальный опрос
  • Работа в группах по 4 человека
  • Самостоятельная работа с учебником, опорными конспектами, дополнительной литературой
  • Заслушивание сообщений
  • Дидактическая игра «Химический лабиринт»

Педагогические приемы:

  • учебно-организационные (определение цели и задач урока, создание благоприятных условий деятельности)
  • учебно-информационные (работа с основными компонентами учебника, проведение сравнения, формулирование проблемы и определение способов ее решения)
  • учебно-логические  (определение объектов анализа)
  • учебно-коммуникативные (выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мир металлов главных подгрупп »

УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

(урок – проект) 11 класс

Тема: Мир металлов главных подгрупп.

Цель урока:

познакомить учащихся с металлами главных подгрупп; способствовать формированию на метапредметном уровне системы знаний об образуемых этими элементами веществах, играющих важную роль в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные:

- создать условия, способствующие восприятию материала темы, конкретизации имеющихся знаний о нахождении металлов в природе, положения их в периодической системе и особенностях строения их атомов, а также осознанного понимания биологической роли металлов в жизнедеятельности человека.

- способствовать развитию научного мышления при установлении причинно-следственных связей.

Развивающие:

- способствовать на уроке развитию умений: анализировать, сравнивать, логически мыслить, обоснованно высказывать свою точку зрения, а также формированию навыков работы с различными информационными источниками: таблицами, схемами, опорными конспектами.

- развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений,

- развивать умения использовать химическую терминологию.

Воспитательные:

- обеспечить условия для формирования коммуникативных способностей: умений слушать и слышать своих товарищей; волевых качеств – ответственности, толерантности.

- поддерживать интерес к изучению химии через самостоятельную работу,

Оборудование урока:

  • ПСХЭ Д.И.Менделеева,

  • коллекция металлов

  • предметы, изготовленные из металлов,

  • опорные конспекты: “Биологическая роль металлов в организме человека”, “Металлы в продуктах питания”,

  • макет торса человека,

  • карточки с символами металлов


Формы организации учебной деятельности:

  • Фронтальный опрос

  • Работа в группах по 4 человека

  • Самостоятельная работа с учебником, опорными конспектами, дополнительной литературой

  • Заслушивание сообщений

  • Дидактическая игра «Химический лабиринт»


Педагогические приемы:

  • учебно-организационные (определение цели и задач урока, создание благоприятных условий деятельности)

  • учебно-информационные (работа с основными компонентами учебника, проведение сравнения, формулирование проблемы и определение способов ее решения)

  • учебно-логические (определение объектов анализа)

  • учебно-коммуникативные (выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений)


Структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование

Организационный момент. (2 мин.)

1. Приветствие

2. Читает загадку, написанную на доске:

Я твердый, ковкий и пластичный,

Блестящий, нужный всем, практичный.

Я вам уже подсказку дал,

Так кто же я такой…? и предлагает записать отгадку в тетрадь в виде темы урока?

Выслушивает ответы учащихся.

?: Как вы догадались (по каким признакам), что речь идет о металлах.

После ответов уточняет тему урока, прописывает ее на доске.

1. Подготовка рабочего места

2. Отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя, записывают тему урока в тетрадь.

Создание положительного эмоционального и внутреннего настроя на работу всех учащихся.

Акцентирование внимания на теме урока.

Развитие умения обосновывать свою точку зрения

Актуализация знаний. (3 мин.)

1.?: Какие металлы вам известны?

Учитель фиксирует ответы школьников на доске.

? По каким признакам можно различить металлы главных и побочных подгрупп?

Учитель подчеркивает символы металлов, относящихся к главным подгруппам


Отвечают с места

Учащиеся фиксируют в тетрадь.

Рассматривают коллекцию металлов

Актуализация знаний.

Создание ситуации успеха для слабых уч-ся.

Расширение кругозора.

Развитие коммуникативных умений: слушать и слышать.

Целеполагание. (5 мин.)

1. Предлагает создать кластер по теме “Металлы” (обязательные компоненты кластера прописаны на доске (Приложение 1) и закрыты белыми листами) и на основе имеющихся знаний уч-ся предлагают, что бы они хотели узнать о металлах.

2. Открывает обязательные компоненты кластера на доске и добавляет в пустые ячейки компоненты, названные детьми (т.е. то, что будет изучено сверх темы).

3. Предлагает провести ранжирование кластера, и т.о. определить порядок изучение всей темы.

4. Проговаривает, уточняет задачи и объем материала данного урока.

Обсуждают в парах и предлагают компоненты кластера, что они хотели бы узнать о металлах.

Записывают в тетрадь.

Предлагают варианты и нумеруют компоненты кластера совместно с учителем.


Конкретизация субъектного опыта учащихся

Обеспечение понимания уч-ся личностной значимости темы, а также порядка и способов ее познания.

Развитие логического, критического мышления

“Открытие детьми новых знаний” (25 мин.)

1. Обращает внимание ребят на кластер и просит подготовить сообщение о конкретном металле, опираясь на компоненты кластера. Группа учащихся сама выбирает металл из предложенного перечня (Na, K, Ca, Mg, Al )

2. Организует работу в группах с использованием дидактического материала (Приложение 2), (Приложение 3), (Приложение 4), таблиц в учебнике, дополнительной литературы.

Задание: Рассказать химическую историю металла. Создать химический лабиринт (Приложение 5), который включает в себя историю конкретного металла.

3. Вновь организует работу с кластером, выясняя, насколько ученики продвинулись в изучении темы урока

4. Выслушивает ответы учащихся, задает уточняющие вопросы, подводит учащихся к выводу о роли металлов для жизнедеятельности человека.

5. Организует работу для первичного, закрепления изученного материала:


1. Рассматривают коллекции, работают с учебником, дидактическим материалом, обсуждают, фиксируют результаты работы.

2. Учащиеся работают с предложенным материалом, обсуждают, делают выводы и обобщения.

Слабые находят ответы в учебнике.

3. Анализируют свою работу на данном этапе, отвечают на вопрос: Что помогло мне хорошо понять этот компонент кластера?

4.. Работают с предложенным материалом, обсуждают в группах, составляют рассказ, выступают.

5. Ведут записи в рабочих тетрадях, слушая ответы-рассказы об истории металлов, подготовленные учащимися других групп.

1. Реализация межпредметных связей (биология)

Реализация принципа вариативности (выбор вида, формы и способа оформления и представления информации)

Развитие сенсорной сферы

Активизация мыслительной, познавательной деятельности.

Применение знаний в новых условиях

Развитие коммуникативных качеств, также сохранение активной позиции ученика на уроке

2. Промежуточная рефлексия позволяет развивать умения анализировать и прогнозировать детьми свою деятельность

3. Реализация эвристического подхода

Развитие интеллектуальных способностей, умений анализировать, сопоставлять, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее.

4. Организация индивидуальной самостоятельной работы, в том числе и с учебником

Учет индивидуального темпа работы, что ведет к усвоению ГОС и осознанию темы даже слабыми уч-ся

Первичное закрепление материала

Промежуточная рефлексия

Формирование навыков работы с различными источниками информации, а также умений работы в группе: общение, распределение ролей, взаимоподдержка и взаимопомощь.






Рефлексия (8 мин.)

Предлагает вернуться к кластеру и выделить те компоненты, которые уже изучены (Что знал и что узнал?)

Предлагает пройти химический лабиринт, созданный учащимися другой группы, опираясь на знания, полученные при прослушивании сообщений своих товарищей по теме.

1. Что наиболее значимое для меня: Что я сегодня узнал?

2. Где эти знания пригодятся мне в жизни?

Обращается к учащимся с просьбой оценить свою работу на уроке и поставить оценку себе в тетрадь

Выделяют, проговаривают вслух.

Работают самостоятельно в группах, проходя химический лабиринт, созданный товарищами.

Рефлексивный анализ деятельности, осознание плана действий, а возможно и целей, последующих уроков.

Закрепление материала.

Осознание личностной значимости темы для учащихся.

Самоанализ своего участия в работе на уроке, самооценка.

Домашнее задание. (2 мин.)

Обязательная часть:

П. 21– в учебнике;

Стр. 98, №5,7

Дополнительная часть:

Создать рекламу любому металлу, используя справочную и научную литературу.


Записывают задание в тетрадь

Реализация дифференцированного подхода (задания разного уровня)

Создание ситуации успеха – ребенок может реализовать себя в том или ином виде деятельности






Приложение 2.

Опорный конспект « Биологическая роль металлов».


Биологическая роль металла Токсическое действие

Дефицит лития в организме человека приводит к психическим расстройствам.

Избыток лития вызывает общую заторможенность, нарушение дыхания и сердечного ритма, слабость, сонливость, потерю аппетита, жажду, расстройство зрения, а также дерматит лица и рук.

Ионы натрия поддерживают у животных и человека нормальную возбудимость мышечных клеток, участвующих в сохранении кислотно-основного баланса в организме, в регуляции сердечной деятельности (успокаивают), удерживают воду в организме.

Избыток ионов натрия приводит к нарушению водного баланса, сгущению крови, вызывает дисфункцию почек, некоторые сердечно-сосудистые заболевания, а также общее нарушение обмена веществ.

Ионы калия регулируют белковый и углеводный обмен, влияют на процесс фотосинтеза и рост растений. Калий необходим для нормального функционирования всех мышц, особенно сердечной, способствует выделению избыточного натрия, избавляя организм от лишней воды и устраняя отеки.

При избытке калия происходит усиление двигательной активности, учащение сердечного ритма, нарушение углеводного, жирового и белкового обменов.

В организме человека соли магния проявляют антисептическое и сосудорасширяющее действие, понижают артериальное давление и содержание холестерина в крови, оказывают успокаивающее действие на нервную систему, играют большую роль в профилактике лечения рака. Он благотворно действует на органы пищеварения.

Повышенное содержание ионов магния приводит к нарушению минерального обмена.

Нарушение баланса обмена магния вызывает повышенную смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и болезней желудочно-кишечного тракта.

Ионы кальция необходимы для процессов кроветворения, обмена веществ, для уменьшения проницаемости сосудов, нормального роста скелета, благотворно влияют на состояние нервной системы, оказывают противовоспалительное действие.

При избытке кальция в организме возникает цистит. Если кальций попадает в организм в виде цементной пыли, то страдают органы дыхания, у детей снижается возбудимость нервной системы и обонятельного анализатора.

Стронций оказывает влияние на процессы костеобразования.

При избытке стронция поражаются костная ткань, печень, кровь; наблюдаются повышенная ломкость костей, выпадение волос.

Алюминий содержится в легких, печени, костях, головном мозге; действует на пищеварительные ферменты и нервную систему.

Избыток алюминия приводит к нарушению минерального обмена.

Цинк входит в состав крови и мышечной ткани, является катализатором многих реакций; входит в состав инсулина, участвует в белковом обмене.

В 1981 г. в Японии произошла вспышка тяжелого заболевания костно-мышечной системы у людей, употребляющих в пищу рис, выращенный на полях с повышенным содержанием цинка. При высоких концентрациях цинк – мутаген и онкоген.

Кадмий

Биологический конкурент цинка, снижает активность пищеварительных ферментов, нарушает функцию поджелудочной железы, углеводный обмен, поражает почки и тормозит рост костей; увеличивает опасность переломов костей.

Ртуть

Поражает центральную нервную систему, сосредоточивается в почках, нарушая их деятельность; также накапливается в клетках мозга и оболочке рта.

Барий

Поражает костную ткань, костный мозг и печень, нервную систему, приводит к хрупкости костей за счет вытеснения кальция.

Таллий

Поражает периферическую нервную систему, желудочно-кишечный тракт и почки. Таллий – биологический конкурент калия из-за сходства между ионами, накапливается в волосах, костях, почках и мышцах. Характерный признак отравления таллием – выпадение волос.
























Приложение 3.


Металлы в продуктах питания

Название

Солей

Действие на организм

Основные источники

Соли

кальция

Необходимы для процессов кроветворения, обмена

веществ ,уменьшения проницаемости сосудов, для

нормального роста костей (скелет, зубы)- они благотворно влияют на состояние нервной системы, оказывают противовоспалительное действие, являются хорошим регулятором при перемене погоды





Кожица всех фруктов и овощей, отруби, яйца. Бобовые: горох, зеленый горошек, чечевица, соя, фасоль, шпинат, морковь, репа, листья молодых одуванчиков, сельдерей, яблоки, вишня, крыжовник, земляника, абрикосы, спаржа, капуста, свекла, картофель, смородина, ежевика, огурцы, апельсины, ананасы, персики, редис, виноград, овощи зеленые, салат, лук, ботва моркови, репы, редиски, зеленые зерна пшеницы, хлеб ржаной, крупа овсяная, миндаль.

Кисломолочные продукты: творог, сметана, кефир, простокваша, ацидофилин

Соли

калия

Необходимы для нормального функционирования всех мышц, особенно сердечной, способствуют выделению из организма воды. Калий противосклеротическое вещество. Применяется для профилактики сердечно-сосудистой системы. Калий способствует выделению натрия и тем самым устраняет отеки.


Шпинат, огурцы, картофель, морковь, лук, салат-латук, петрушка, спаржа, хрен, одуванчик, чеснок, черная смородина, чечевица, горох, капуста.


Соли

магния






Соли

железа

Оказывают антисептическое и сосудорасширяющее действие, понижают артериальное давление и содержание холестерина в крови, усиливают процессы торможения в коре головного мозга, оказывают успокаивающее (седативное) действие на нервную систему, играют большую роль в активизации защитных сил организма на борьбу против рака


Необходимы для кровообращения, обеспечивают транспортировку кислорода от легких к тканям всех органов, в том числе и мозга. Железо входит в состав гемоглобина- красного пигмента крови. Красные кровяные тельца образуются в костном мозге, они поступают в кровь и циркулируют в течении 6 недель. Затем распадаются на основные части, а железо, которое содержалось в них, поступает в печень и селезенку и откладывается там про запас-

Миндаль, яичный желток (сырой),салат-латук, печень, мята, цикорий, оливки, петрушка, арахис, картофель, тыква, слива, грецкий орех, цельное зерно пшеницы, овса, гречки, ржаной хлеб, помидоры, пшено, отруби, фасоль




Зеленые овощи- лук, ботва молодой репы, редиски, горчицы, моркови, кресс-салат, листья одуванчика, яичный желток, печень, почки, щавель, горошек зеленый, томаты(только сырые) капуста, чеснок, салат, чечевица, хрен, огурцы, яблоки, груша, земляника, вишня, любые сухофрукты.











































Приложение 4.

Макет торса человека




















Приложение 1

Кластер «Металлы».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мир металлов главных подгрупп

Автор: Черкасова Светлана Николаевна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190583

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Разработка интегрированного урока, тема урока:  «Общая характеристика металлов.  Строение и свойства металлов»"
    ["seo_title"] => string(106) "razrabotkaintieghrirovannoghourokatiemaurokaobshchaiakharaktieristikamietallovstroieniieisvoistvamietallov"
    ["file_id"] => string(6) "339379"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471241903"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Важнейшие соединения щелочноземельных металлов"
    ["seo_title"] => string(58) "vazhnieishiiesoiedinieniiashchielochnoziemielnykhmietallov"
    ["file_id"] => string(6) "281796"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453581589"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Разработка урока "Щелочные металлы. Натрий" "
    ["seo_title"] => string(47) "razrabotka-uroka-shchielochnyie-mietally-natrii"
    ["file_id"] => string(6) "199224"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428548110"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Общие свойства металлов"
    ["seo_title"] => string(26) "obshchie_svoistva_metallov"
    ["file_id"] => string(6) "587968"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1633310093"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "«Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». "
    ["seo_title"] => string(113) "znaki-simvoly-khimichieskikh-eliemientov-pieriodichieskaia-sistiema-khimichieskikh-eliemientov-d-i-miendielieieva"
    ["file_id"] => string(6) "113451"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1410254383"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства