Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Вводный инструктаж по ОТ.»
Министерство образования и науки УР
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение. «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №6»
Методическая разработка.
Вводный инструктаж по ОТ.
Учитель химии Степанова И.И.
I категории
г. Ижевск, 2015г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………2
Общая характеристика работы……………………………………….3
Практическая часть……………………………………………………5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….7
Приложение №1………………………………………………….……8
Приложение №2………………………………………………………15
ВВЕДЕНИЕ
Требования правил безопасности при работе на уроках химии в первую очередь направлены на снижение опасности во время лабораторных и практических работ. Инструкции по ОТ и ТБ определяют алгоритм действия в случае наступления какой-либо внештатной ситуации.
Изучение вопросов безопасности труда проводится на всех этапах образования с целью формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Вводный инструктаж на рабочем месте проводится со всеми учащимися.
По окончании инструктажа инструктирующий должен убедиться, что инструктируемый усвоил правильные и безопасные приёмы работы, организовать зачёт (устный или в виде теста), произвести регистрацию инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
Общая характеристика работы
Актуальность темы.
Проведение инструктажа в такой форме регламентируется программой вводного инструктажа, утверждённой в ОУ. Однако в старших классах, когда ученики освоили правила ТБ и правила поведения в кабинете химии, инструктаж проводится формально. На проведение инструктажа отводится только часть урока согласно тематическому планированию. Инструктаж проводится в первых числах сентября, часто в первый день после каникул, праздничное настроение не позволяет учащимся сразу активно включиться в процесс обучения. Во вновь созданном классе наблюдается социальная напряжённость. Все эти проблемы можно решить, используя другие формы проведения инструктажа.
Возможно проведение вводного инструктажа в различных формах: познавательной беседы, пресс-конференции, тренинга и др., - которые вовлекают учеников в обсуждение поставленной проблемы.
Предлагается проведение инструктажа в виде юмористической игры по правилам техники безопасности, которая включена в план единых дней по ОТ и безопасности школы.
Область исследования: устойчивые знания по ОТ и ТБ на уроках химии.
Объект исследования: вводный инструктаж по ОТ.
Предмет исследования: правила поведения на уроках химии.
Цели: освоение учениками правил техники безопасности.
Задачи:
Формирование у учащихся положительного отношения к сохранению здоровья.
Развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Метод исследования. Игровые технологии.
На защиту выносится. Разработка части урока химии, посвящённая вводному инструктажу по ОТ.
Новизна. Для проведения инструктажа в форме игры использованы творческие работы учащихся, собранные за несколько лет.
Практическая значимость. Использование такой формы проведения инструктажа активизирует познавательную деятельность учеников на уроке.
Апробация работы. Результаты проведённой работы доложены школьном методическом объединении.
Практическая часть.
Форма организации познавательной деятельности: групповая.
Сроки проведения: 1.09- 5.09 . Время проведения: 25 минут.
Участники: ученики 9 – 12 классов.
Оборудование: кабинет оформлен плакатами и выставкой ученических работ, посвящённых охране труда и технике безопасности на уроках химии, конверты с заданиями для групп, листы формата А4, фломастеры, заголовки «ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ХИМИКАМ», «ПРАВИЛА ОТ И ТБ», магниты для крепления листов на доске.
Ход урока.
Сообщение учителем темы и цели урока.
Темой нашего урока является вводный инструктаж по ОТ. Мы повторим и закрепим ваши знания по этой теме. Урок проведём в форме игры.
2.Организация деятельности.
Предлагаю разбиться на три команды. Займите игровые места. Каждая команда получает конверт с заданием. Это работы наших учеников – стихотворения «ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ХИМИКАМ». (2 листка). Ваша задача: найти «зашифрованные» советы и сформулировать по ним правила по ОТ. Работу выполнить на листах формата А4, далее защитить свои правила у доски. Оценивание: за каждое найденное правило – 1балл, за правильное формулирование правила -1 балл. Дополнительные баллы за артистизм и качество выступления 1-3 балла. Жюри: учитель химии и завуч, ответственный за ОТ в школе. Время для обсуждения командой -5 мин.
3.Групповая работа по заданию.
4. Защита.
Выступает один человек от команды. При возникновении затруднений команда помогает товарищу. Жюри оценивает работу команды.
5. Подведение итогов.
После суммирования баллов лучшей команде ставятся «пятёрки» в журнал. Заполняется журнал инструктажа по ОТ.
Итогом нашей работы предлагаю принять шуточные «Правила выживания в кабинете химии».Зачитываются правила. Приложение 2.
6. Домашнее задание:
- нарисовать шуточный «ужастик» о тех, кто не выполняет правила ОТ и ТБ на уроках химии;
- нарисовать плакат о мерах безопасности в кабинете химии.
Заключение.
Инструктаж по ОТ является частью здоровьесберегающей технологии в направлении воспитательной работы школы. Проведение инструктажа в виде тематической игры имеет ряд преимуществ:
- учащиеся становятся не только зрителями и слушателями, но и участниками процесса получения новых знаний;
- формируются представления о необходимости ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих;
- воспитывается негативное отношение к нарушителям техники безопасности;
- повышается творческая активность учащихся.
Приложение №1
ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ХИМИКАМ
Рано утром в восемь тридцать
Ты за партою сидишь,
После третьего урока
Ты на химию спешишь.
Если скучно тебе стало,
Ты без спросу подойди,
На соседа высыпь соду,
А затем добавь воды.
Ты потом смешай скорее
Вещества все на столе,
Подожги, и сев на место
Ухмыляйся сам себе.
Если вдруг упала колба
С едкой серной кислотой,
Ты оставь, и с умным видом
Отправляйся-ка домой.
Дома ты в кастрюлю с супом
Спирт добавь и подогрей,
Всей семье налей в тарелки
Ну а сам беги скорей.
А посуду мой ты спиртом
Будет пахнуть – высший класс.
Все тебе спасибо скажут
Кто «под градусом» сейчас.
Ну а в школе всё сначала
Точно также повтори,
И тогда химичка точно
Упадёт в конвульсии.
Если вас поймал учитель
За любимым делом вашим,
Например, за разливаньем
Серной кислоты на стол,
Объясните ей, что это
Ваш сюрприз к 8 Марта
И уйдите побыстрее,
Чтобы не застать разгром.
Если хочешь быть здоров
И спастись от докторов,
Кушай цинк и барий смело,
Чтобы тело не болело.
Где же серы нам достать?
Надо в ухе поискать!
Надо сильно в нём порыться,
Что б потом всем веселиться.
Поджигать, топить и греть,
Надо ж как-то всем балдеть.
Если хочешь на уроке
Сделать всем большой сюрприз,
То на химии отважно
Ты с учителем борись.
Пусть отдаст все реактивы
И научит, как смешать.
Будут долго в классе парты
Ярким пламенем пылать.
Маленький мальчик любил поиграть,
С большим отвращеньем смотрел он в тетрадь.
В школу пошёл и всех удивил:
Полную колбу кислот проглотил.
Долго смотрели учителя,
Как из-под парты лужа текла.
Если ты сидишь за партой
На уроке химии,
Ты нахмурен и невесел
И не можешь заниматься
Поменяй у всех ты склянок
Этикетки. И тогда,
Будешь весел и доволен
На уроке ты всегда.
У вас лабораторная?
Не слушайте учителя.
Возьмите глицерина с
Азотной кислотой,
Смешайте хорошенечко
И уроните смесь.
И будет очень весело
И двойка обеспечена
На год и два вперёд.
Вы провели реакции,
Всё в раковину вылили,
Ведь трубы у нас вечные
И всё им нипочём.
Перед обедом – химия,
А кушать захотели вы.
И очень много вкусного
на полке там лежит.
Солёного и кислого,
И даже очень сладкого.
И больше есть не станете
Нигде и никогда.
Вам надоела кофточка?
Вы на уроке химии
Разлейте кислоту.
И мама с удовольствием
Подарит дочке новую.
Вы потеряли ложечку,
Чем брали реактив.
Ведь можно и без ложечки
Руками всё набрать
А пальцы облизать.
На стул пролили кислоту.
Не убирайте сразу.
Придёт сосед, присядет
И уберёт всё разом.
Зачем вам знать все правила,
Ведь это очень скучно
А следуйте тем правилам,
Что выше перечислены.
И на уроках химии
Всем будет очень весело,
особенно учителю.
Пейте, дети, кислоту.
Хоть вот эту, хоть вон ту.
И вдыхайте глубже,
Чтобы жить было лучше!
У нас Вова – токсикоман,
Кислоту нюхнул, баран.
Я помочь бы Вове рад,
Да уж нет пути назад.
Если на столе твоём
Нет специальной ложечки,
То руками насыпай
Без всякой осторожности.
Если ты на перемене не успел
Доесть пирог,
То бери скорей свой завтрак
Доедать на химурок.
Ты веществ бери по-больше –
Не жалей на опыты,
Реактивы все смешай
С щёлочью, с кислотами.
При подготовке опыта, опасного в каком-либо отношении
Убедись, что подходишь по телосложению
(возможны вспышки, загорания и взрывы)
О да это может быть красиво,
Но чтобы этого не произошло
Надо знать технику безопасности на все 100.
Учитель должен хорошо продумать весь процесс,
Чтобы это не был наш конец.
Должен принять следующие меры,
Которые были записаны в тему.
Первое правило – исправны должны
Быть все предметы, что ты положил
Если забудешь закрыть газ метан,
То улетишь может даже в Иран.
Правило два тоже очень просто
Просто на стол кинь песочка и всё,
Ну, за одно может как бы ещё
Проверь как будешь тушить если что.
В правиле три ну немного сложней-
Надо очки одевать поскорей,
Чтобы при взрыве ну так если что
Нам не попало бы в глаз ни чего,
Чтобы без пальца тебе не остаться
Ты не забудь в спецодежду забраться.
Правило четыре –
Если учитель забыл убрать свой портфель,
То он остался без него всего скорей,
Так как он должен убрать со стола,
То, что не нужно для опыта.
В правиле пять –
Пусть наш учитель опыт проводит
В отсутствии нас,
Так как не знает, что там за газ,
Ну, а потом пусть нам он покажет
Что получилось в итоге у нас,
Да и вообще выжил ли класс?
Приложение №2
С УЛЫБКОЙ О СЕРЬЁЗНОМ. ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ.
Если вы откупорили что-либо - закупорьте;
Если в руках у вас жидкое - не разлейте, порошкообразное не рассыпьте, газообразное - не выпустите наружу;
Если включили - выключите;
Если открыли – закройте;
Если разобрали - соберите;
Если вы не можете собрать - позовите на помощь умельца;
Если вы не разбирали - не вздумайте собирать;
Если вы одолжили что-либо - обязательно верните;
Если вы пользуетесь чем-либо - держите в чистоте и порядке;
Если вы привели что-либо в беспорядок - восстановите «статус-кво»;
Если вы сдвинули что-либо - верните на место;
Если вы хотите воспользоваться чем-либо, принадлежащим другому, попросите разрешения;
Если вы не знаете, как это действует, не трогайте;
Если вас это не касается - не вмешивайтесь;
Если вы не знаете, как это делается, сразу спросите;
Если вы не можете что-либо понять - почешите в затылке;
Если все же не поймете, то и не пытайтесь;
Если вы горите на работе, постарайтесь, чтобы у вас ничего не загорелось;
Если у вас что-либо взорвалось, проверьте: остались ли вы живы;
Если вы не усвоили этих правил - не входите в кабинет химии!