Са(OH)2 относится к классу __________, поэтому действительно реагирует с __________ и ____________. Общие свойства основанию придает______________».
Группа №2. Используя выданные реактивы, осуществите реакции, характерные для HCl.
Дано: гранула металла цинка, оксид кальция в виде порошка, гидроксид натрия.
Сделайте вывод о свойствах вашего вещества:
« Соляная кислота относится к классу _______, поэтому действительно реагирует с_________.
Общие свойства всем кислотам придают__________________».
Группа №3. Получите Na2SO4 реакцией нейтрализации.
Дано: NaOH, H2SO4, фенолфталеин.
Вывод: реакцией нейтрализации называют реакцию ________________.
Видеозагадка (Слайд № 8)
Учитель достает из коробки аммиак, шампунь, гуашь, лимонную кислоту, газированную воду, кефир, мыло, уксус. аспирин, стеклоочиститель, аскорбиновую кислоту со словами: «Какое отношение имеют эти вещества к теме нашего урока?». Распределите их на две группы.
Ученик: кефир. уксус, аспирин, аскорбиновая кислота, лимонная, газированная вода – относятся к кислотам; аммиак, мыло, шампунь, стеклоочиститель. гуашь – к щелочам.
Кислотно – щелочные истории.
(Сообщения учащихся).
Значение кислот в жизни человека. (Слайд №9 - №10 )
С кислотами нам приходится сталкиваться ежедневно. Например, дождевая вода только на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней растворено немало веществ. Углекислый газ из атмосферы растворяется в водяных парах и выпадает слабым раствором угольной кислоты. Этот слабокислый раствор попадает в грунт, растворяет карбонат кальция в почве. Поэтому вода рек и озер жесткая. А из выхлопных газов автомобилей оксид серы добавляет серную кислоту. Немало кислот в нашей пище. Фрукты, овощи, приправы поставляют нам лимонную, уксусную, винную, щавелевую, яблочную кислоты. Все молочнокислые продукты содержат молочную кислоту. Угольная кислота—это газировка и шипучие напитки. Кислоты нас лечат, например, аскорбиновая кислота—витамин С, ацетилсалициловая—аспирин, фолиевая и никотиновая кислоты, аминокапроновую кислоту вводят капельно в вену как кровоостанавливающее средство. В муравьях и крапиве содержится муравьиная кислота, которую используют при заболевании суставов. Аминокислота глицин применяется как средство, улучшающее память и мозговые функции. Из аминокислот строятся в организме белки. Соляная кислота в нашем желудке активизирует пищеварительные ферменты, помогает расщеплять белки и убивает бактерии, попавшие в организм с пищей.
Значение оснований в жизни человека. (Слайд № 11 )
Все моющие средства, мыло, шампунь представляют собой слабощелочные растворы. Именно щелочная среда создает эффект мылкости, растворяет жир и смывает грязь. Щелочи обладают и дезинфицирующим свойством. Поэтому совершенно верно показывают в рекламе после применения мыла “Сейфгард” уменьшение бактерий. Раствор аммиака и стеклоочиститель – это также основания. Щелочной раствор гидроксида кальция Са(ОН)2 (гашеная известь) мы наносим на стены при побелке. На основе нерастворимых в воде оснований – гидроксидов хрома, железа, кобальта, марганца, меди изготавливают малярные и художественные краски. А из гидроксида никеля прессуют пластины щелочных аккумуляторов. Щелочные батарейки мы используем как источники питания для приборов.
Учитель. Наш урок подходит к концу.
III. Домашнее задание: выполнить тесты.
IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Я довольна вашей работой, но моей оценки
не достаточно, ответьте пожалуйста на следующие вопросы:
(Слайд №12 )
1) Я узнал(а) много нового.
2) Мне это пригодится в жизни.
3) на уроке было над чем подумать.
4) На все возникшие у меня вопросы, я получил(а) ответы.